Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зебзеева Елена Павловна

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezt.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Выполнила Зебзеева Елена Павловна

Должность воспитатель

Наименование образовательной организации КГБОУ ШИ1

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе дошкольного образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Среди них выделяются:

1 Медико-гигиенические технологии (МГТ).

2 Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

3 Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

4 Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

5 Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Экологические здоровьесберегающие технологии. (ЭЗТ) Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В дошкольном отделении это - обустройство садовской территории и участие в природоохраняемых мероприятиях.

Экологический компонент, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает его определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здраво творческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья студентов. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро– и макросоциуме.

Использование здоровьесберегающих технологии в экологическом воспитании обеспечивают становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами и приобщают к исследовательской деятельности (игры с песком, с водой, аромотерапия, босохождение, организация фито баров)- всё это обладает мощным педагогическим воздействием, укрепляющим здоровье дошкольников, помогает воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней, не оказывать негативного воздействия на природное окружение.

Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников является разработка и внедрение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения комплекса педагогических условий, способствующих укреплению здоровья дошкольников и формированию у них ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих с учетом особенностей загрязненной городской среды посредством использования современных здоровьесберегающих технологий, имеющих экологическую направленность.

 Здоровьесберегающие технологии предусматривают:

  • физическое здоровье;
  • физическое развитие;
  • психическое развитие;
  • социальное здоровье.

  • Принципы здоровьесберегающих технологий:
  • не навреди;
  •  сознательности и активности;
  • непрерывности;
  • систематичности;
  • последовательности;
  • доступности;
  • индивидуальности

Структура и содержание особой формы организации образовательного процесса является: игры-эксперименты, игры-путешествия, дидактические игры, элементы сюжетно-ролевой игры, подвижные экологические игры малой, средней и большой подвижности в ООД и на прогулках, физминутки, оздоровительные паузы (двигательная гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры), «хромотерапии», т. е лечение цветом можно применять в оформлении календаря природы, группы как мощное профилактическое мероприятие, как один из видов природного лечения. Все эти игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы, воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет детям большую радость, создает позитивную эмоциональную атмосферу, активизирует детей.

Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Через игру они активно учатся созерцать природу, сосредотачивать внимание на объектах природы, сочувствовать людям и сопереживать всему живому.

Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или оздоравливать её.

Правильная организация экологического воспитания дошкольников, оптимальное чередование разных здоровьесберегающих технологий оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма, способствует овладению новых знаний, дает практическую модель правильного поведения на природе, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают обрести уверенность в себе.

Литература

1. Грядкина Т.С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание вдошкольном образовательном учреждении //Дошкольная педагогика. -2008. - №2.

2. Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРТИ, 2001.

3. Молодова Л.П., Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2001.

4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.

5. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост.С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

6. Семененко Е.А. Использование песочной терапии в логопедической работе // Дошкольная педагогика. – 2010. - №7.

7. Юматова Д.Б. Здоровье на кончиках пальцев // Дошкольная педагогика. – 2013. - №2.

 1. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003

2. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

3. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005

4. Свирская Л. Работа с семьей. — М.: Линке — Пресс, 2007.

5. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"

Здоровье ребенка - это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приор...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Здоровье – состояние полного физического,  душевного и социального благополучия,  а не только отсутствие болезней и физических  дефектов человека. (по Уставу ВОЗ) Здоровьесбе...

Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность программ, приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса, не наносящего вреда здоровью участников....

Статья "Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста"

Дети раннего возраста являются своеобразной группой риска в любом детском саду. Адаптация, смена режима, окружающей обстановки и прочие факторы неблагоприятно сказываются на здоровье малышей: дети час...

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста

Петрова М.Г.,  воспитатель ГБДОУ детский сад № 41 Адмиралтейского районаСанкт- Петербурга«Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обобщен опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию осознанного  отношения к растительному и животному миру, развитию  способности  к чувственному во...