Программа "ЗОЖ"
рабочая программа (средняя группа)

Шуманова Марина Анатольевна

Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области.

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.programma_po_zozh.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №56 «Северяночка»

Рабочая программа

по здоровому образу жизни для детей

среднего возраста

«ЗОЖ-это модно!»

                                                       

                                                     

                                                      Программу составила:

                                                                  Воспитатель Шуманова М.А.

Нижневартовск 2022

Пояснительная записка.

Индивидуальное здоровье каждого человека и здоровье общества являются единой неразрывной системой. Здоровье общества складывается в конечном результате из здоровья его членов, поэтому сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения должно являться приоритетной задачей государства, органов образования, родителей. 9/10 нашего счастья основано на здоровье. Здоровье можно определить, как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, обеспечить свое благополучие и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.

Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области.

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.

   Так как именно в дошкольный  период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. 

 Концепция модернизации российского образования  предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Усилия работников ОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ОУ – в  широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ОУ.

Мы видим, что именно образ жизни человека определяет в большей степени его здоровье. Причем, в понятие здоровья включены духовная и физическая составляющие, которые являются неразрывными. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, которое обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем на отдых и умением отдыхать.

Цель воспитательной работы группы – создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие.   Искусству здоровья   должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

   Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.

От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления.  Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

В связи с этим я  считаю, что проблема оздоровления детей не занятие одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

 

Цель программы по ЗОЖ: формирование у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

 

Принципы создания программы:

1.     Доступность:

         учет возрастных особенностей детей;

         адаптированность материала к возрасту.

 

2.     Систематичность и последовательность:

         постепенная подача материала от простого к сложному;

         частое повторение усвоенных норм.

3.     Наглядность:

         учет особенностей мышления.

4.     Динамичность:

         интеграция программы в разные виды деятельности

5.     Дифференциация:

         учет возрастных особенностей;

         создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового

 образа жизни каждым ребенком.

 

 

 

Средства реализации:

   1.В программу включены  такие разделы как :

«Я узнаю себя»;

«Я люблю солнце, воздух и воду»;

«Школа моего питания»;

«Знакомлюсь с азбукой движений». 

Для возраста детей моей группы в этих разделах определены оптимальные задачи с учетом возрастных возможностей детей. В нашей  группе занятие проводится один раз в неделю в рамках организованной  образовательной деятельности, а также  - в режимных моментах.  

Длительность занятий определяется в   соответствии с возрастом детей и СанПиН.

Темы разделов программы интегрированы в различные режимные моменты:

игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

     2.Организация здоровьесберегающей и развивающей среды способствует

 конструированию вариантов здорового образа жизни.

    3.Работа с родителями предполагает системное и планомерное

взаимодействие  родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья.

 

Ожидаемые результаты:

1.     Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и

физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. 2.Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно – оздоровительной работы;

 3.   Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ

 жизни.

 4.Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;

5.Активное вовлечение родителей в физкультурно – оздоровительную работу ОУ;

6.Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей.

Целевой раздел программы.

Актуальность программы:

Одним из основных направлений работы в образовательном учреждении – это создание и развитие здоровьесберегающей среды.

И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».

Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.

Таким образом, одна из главных задач воспитательно – образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно – оздоровительной работе.

Задачи:

  • создать условия по укреплению здоровья дошкольников;
  • формировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни человека;
  • обучение дошкольников необходимым технологиям, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
  • обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности;
  • реализовать Программу через распространение идей здорового образа жизни и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.

Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в ОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 4 до 5 лет.

«Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста при взаимодействии с семьёй» является авторской программой, обеспечивающей преемственность детского сада и семьи. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять её не только в ОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему – 

«Здоровье ребенка - фундамент культуры будущего взрослого человека».

Это:

  • положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
  • мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
  • начальные знания о своём организме, правильной осанке, охране зрения, полезности продуктов, профилактике плоскостопия, культуре поведения, самостоятельность;
  • просвещение и повышение культуры воспитанников и родителей в вопросах детского здоровья, рост посещаемости и снижение заболеваемости.

 Здоровый образ жизни! Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения. 

                                                                                                                         

            Содержательный раздел.

В каждом направлении работы по данной Программе выделены две части:

1.     Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни.

2.     Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.

Направления работы:

  • самопознание;
  • я и другие;
  • гигиенические правила;
  • питание и здоровье;
  • основы личной безопасности и профилактика травматизма;
  • культуры потребления медицинских услуг.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учётом контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем.

 

 

 

 

                    План реализации программы по здоровому образу жизни:

«ЗОЖ-это модно!»

№п/п

Месяц

Мероприятие

1.

Сентябрь

Беседа: «Что такое -Правила личной гигиены

Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу», «Ленивая кошечка».

Гимнастика для глаз: «Подзорная труба», «Мой весёлый, звонкий мяч»

Занятие 1: «Как я устроен». 

Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.

Занятие 2: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». 

Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

Беседы для родителей:

  • чистота тела;
  • организация сна;
  • мои чистые игрушки.

2.

Октябрь

Беседа: «В октябре стол богатый, угощайтесь все ребята»; «Полезная и вредная пища».

Самомассаж: «Божья коровка».

Дыхательная гимнастика: «Озорные щёчки - рот на замочке»; «Бегемот», «Маляр».

Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Апельсин».

Занятие 1: «Хозяйка с базара пришла».

Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.

Занятие 2: «Витаминная аптека». 

Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений сибирского региона.

Беседы для родителей:

  • витамины в компоте;
  • ромашка от семи болезней.

3.

Ноябрь

Беседа: «О расческе», «О носовом платке».

Дидактическая игра: «Валеология. Кожа».

Самомассаж: «Мытьё головы».

Пальчиковая игра: «Обезьянки расчёсываются».

Занятие 1: «Личная гигиена». 

Цель: воспитывать устойчивые культурно – гигиенические навыки.

Занятие 2: «Доктор Чистюлькин». 

Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.

Беседа для родителей: «Чистота залог здоровья!»

4.

Декабрь

Рекомендация для родителей, провести с детьми экскурсию в зимний парк. Катание на лыжах.

Беседа: «Как мы дышим».

Дыхательная гимнастика: «Насос», «Любопытная Варвара».

Самомассаж: «Расслабься – напрягись», «Тёплые ручки».

Занятие 1: «Прогулка -это интересно». 

Цель: формировать значение прогулки на состояние организма человека.

Занятие 2: «Одевайся потеплей – выходи играть скорей». 

Цель: профилактика обморожений в зимнее время года.

Стенгазета с фотографиями ребенок и родитель: 

«Зимние виды спорта».

5.

Январь

Беседа: с детьми  о лекарственных растениях.

Самомассаж: «Добываем огонь», «Стряпаем».

Гимнастика для глаз: «Подмигни»; «Цветик – семицветик»

Занятие 1: «Не званный гость – грипп и простуда». 

Цель: профилактика инфекционных заболеваний.

Занятие 2: «Бабушка Федора и герань». 

Цель: формировать устойчивые представления у детей о пользе лекарственных растений.

Альбом: «Лекарственные растения» (рисуем совместно с детьми, привлекая к создании альбома родителей).

Рекомендации для родителей посещение городского катка.

6.

Февраль

Беседа: «Зимние виды спорта».

Гимнастика для глаз: «Снежинка».

Пальчиковая гимнастика: «Новые кроссовки», «Пирог».

Игровой массаж: «Мячик – маляр».

Занятие 1: «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение).

Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.

Занятие 2: «Зимушка – зима, спортивная пора». 

Цель: уточнить знания детей о зимних видах спорта, воспитывать любовь к спорту.

Встреча с родителями, круглый стол на тему:

«Уроки нескучного здоровья», «Цветотерапия. Жизнь в цвете».

7.

Март

Беседа: «Части тела человека».

Подвижная игра: «Мой веселый звонкий мяч», «Карусель».

Артикуляционная гимнастика: «Паровозик», «Дудочка».

Двигательные этюды: «Капитан», «Добрый мальчик».

Занятие 1: «Как движутся части тела человека». 

Цель: познакомить детей с двигательной функцией частей тела человека.

Занятие 2: «Витамины на окне» (с элементами практических действий).

Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

Оздоровительные игры в семье (рекомендации для родителей):

  • на правильную осанку
  • на предупреждение плоскостопия

8.

Апрель

Экскурсия в детском саду в медицинский кабинет, беседа с медицинским работником на тему:

«Оказание первой медицинской помощи.

Дидактическая игра: «Первая помощь».

Дыхательная гимнастика: «Надуй шар, сдуй шар».

Самомассаж: «Наши пальчики».

Занятие 1: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры).

Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке.

Занятие 2: «Зубы». 

Цель: формирование устойчивых знаний и умений по уходу за зубами.

Изготовление агитационных листовок совместно с детьми «Здоровый человек».

9.

Май

Беседа: «Тонкий лёд».

Дидактические игры: по правилам безопасного поведения.

Музыкально – спортивный праздник с родителями:

«Весну встречаем – здоровьем тело наполняем».

Занятие 1: «Правила поведения на воде». 

Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности.

Занятие 2: «Солнце наш друг, солнце наш враг». 

Цель: научить детей следить за своим состоянием при длительном нахождении под солнцем.

Праздник выходного дня «Поход в лес» (рекомендация для родителей)

Изготовление плакатов о безопасности жизнедеятельности.