Может ли быть неправильный прикус причиной нарушения произношения звуков?
статья

Келепури Светлана Валерьевна

Прикус - это расположение зубов верхней и нижней челюсти по отношению друг к другу.  

При нормальном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние на 1/3 часть.  

Отклонения возникают в результате патологий беременности, наследственности, аденоидов, вредных привычек (длительное сосание соски) и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx15.35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники при обучении детей старшего возраста связному высказыванию

Речь — важнейший механизм интеллектуальной деятельности человека, который оказывает огромное влияние на все стороны жизни маленького человека. И к моменту поступления в школу малыш должен полностью владеть этим инструментом общения. Вот почему так много внимания уделяется проблемам развития речи в детском саду, в частности, в старшей группе.
     К 7 годам, то есть к моменту выпуска из детского сада, ребенок должен уметь:
?    адекватно использовать 2–3 тысячи слов;
?    правильно выстраивать предложения, используя все части речи;
?    рассуждать, а также излагать своё мнение;
?    правильно использовать устойчивые выражения;
?    объяснять значение слов;
?    понимать правила построения диалога (прежде всего, проговаривание своей реплики после того, как это сделал собеседник);
?    уметь составлять устные тексты разного жанра (повествование, например, в рассказе о том, как прошли выходные; описание, если речь идёт о комментировании видео или картинки; рассуждение, если нужно дать оценку действиям персонажей сказки).
     Из опыта работы мы знаем, что наибольшую трудность для детей представляет умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; составлять собственные рассказы повествовательного, описательного и творческого характера. Эти трудности у нормально развивающихся детей зачастую связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, с трудностями запоминания логической последовательности повествования, с тем, что ребенка сбивают детали произведения, при этом ребенок, акцентируя внимание на деталях, забывает о главной цели – передать сюжет и быть понятым.


     Поэтому педагогам необходимо целенаправленно и систематически учить детей по плану и образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

     Для успешного усвоения этих умений и навыков необходимо использовать облегчающие и активизирующие примы обучения. Одним из таких приемов, является использование мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей.
    Мнемотехника – это в переводе с греческого - «искусство запоминания»; система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
     Моделирование   - это прием, где используется применение схем. Модель- это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи - это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.
     Суть  развития связной речи на основе использования  мнемотехники и моделирования основывается на использовании мнемосхем/мнемотаблиц: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Из этих картинок выстраивается последовательная модель рассказа или пересказа. Где с помощью, специальных знаков и обозначений указывается взаимосвязь каждого отдельного слова/высказывания/предложения с предыдущим и/ или последующим. Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
     Прием использования мнемотаблиц /мнемосхем помогает детям логически мыслить (анализировать и систематизировать), логически строить свои высказывания,  развивает умение образно и выразительно передавать свое отношение к объектам, развивает образное мышление (благодаря освоению техники кодирования любой информации), развивает все виды памяти (слуховую, зрительную, ассоциативную, словесно-логическую).
    Высокая эффективность этого метода заключается в том, что он основан на наглядно-образном мышлении, которое является преобладающим у детей дошкольного возраста, и носит непроизвольный характер запоминания, основанный на эмоциях и интересе ребенка (дети легко могут пересказать увиденную рекламу или сюжет современного мультика, но с трудом воспроизводят стихотворные строки и пересказывают тексты, где требуется произвольное запоминание, с большей ориентацией на слух). Рассматривание предметов, картин помогает детям назвать предметы, характерные признаки, производимые с ними действия. Структура используемой модели помогает создать план высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный советский психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи)

логопедическая шпаргалка для родителей....

Связь неправильного прикуса и дефектов произношения у детей дошкольного возраста.

Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь....

Причины нарушения произношения

Консультация для родителей...

«Причины нарушения прикуса у детей»

Правильный прикус – это, когда при закрытии рта верхние передние зубы смыкаются над нижними и перекрывают их на треть. Остальные зубы при этом касаются друг друга – каждый верхний напротив...

" Неправильный прикус и произношение звуков"

Может ли быть неправильный прикус причиной нарушения произношения звуков? Выраженные отклонения от нормы в строении челюстей не позволяют ребёнку правильно произнести некоторые звуки....

Произношение звуков и неправильный прикус

Может ли быть неправильный прикус причиной нарушения произношения звуков? Выраженные отклонения от нормы в строении челюстей не позволяют ребёнку правильно произнести некоторые звуки....