Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Сероштан Ольга Игоревна

Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Назначается в терапевтических и профилактических целях. Гимнастика широко применяется в составе комплексной терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей всех возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика — популярная методика, которая активно используется в детских садах, школах и медицинских учреждениях.

Регулярное выполнение упражнений положительно влияет на многие функции организма.

Для получения оптимального результата от занятий необходимо соблюдать общие рекомендации по проведению гимнастики и подбирать комплекс, подходящий для определенной возрастной группы.

Что такое дыхательная гимнастика?

Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Назначается в терапевтических и профилактических целях. Гимнастика широко применяется в составе комплексной терапии при лечении заболеваний, а также для общего оздоровления у детей всех возрастов.

Упражнения на дыхание способствуют профилактике простудных заболеваний и бронхитов, восстановлению после воспаления легких и укреплению иммунитета ребенка. Развитие дыхательной системы повышает выносливость организма во время физической активности и улучшает работу мозга.

При регулярном проведении занятий объем легких увеличивается и укрепляется дыхательная мускулатура. У людей, страдающих от бронхиальной астмы, снижается частота приступов.

Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом — это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе.

Рекомендации по проведению

В детских садах дыхательная гимнастика проводится ежедневно один или два раза в день. Подходящее время для проведения — утренняя прогулка и период после окончания «тихого часа». В школе — на занятиях физкультурой.

Основные рекомендации по проведению для всех возрастных групп:

  • Занятия по дыхательной гимнастике бодрят организм, поэтому проводить их перед сном не желательно.
  • Выполнять упражнения на голодный желудок может быть опасно — возможны головокружения. При этом сразу после еды проводить гимнастику также не стоит, чтобы избежать проблем с пищеварением. Оптимальное время — через час после приема пищи.
  • Проведение гимнастики обязательно происходит на свежем воздухе. Если нет возможности выйти на улицу, необходимо хорошо проветрить помещение.
  • В комнате, где проводятся занятия, не должно быть пыли, которую вдохнут дети.
  • Желательно, чтобы одежда была свободной и не сдавливала грудную клетку и живот.
  • Чтобы привлечь к выполнению дошкольников, следует проводить гимнастику в форме игры. Также можно предлагать детям понюхать цветы или угадать, какой запах появился в воздухе.
  • Тело во время занятий должно быть расслабленным, мышцы шеи, рук и груди не напряжены.
  • При вдохе и выдохе щеки не должны надуваться (исключением являются игровые упражнения для младшего возраста). За этим можно проследить, приложив к ним руки.

ВАЖНО! У дыхательной гимнастики существуют противопоказания. Занятиями запрещено заниматься лицам, страдающим от порока сердца и во время острых воспалительных заболеваний легких и вирусных инфекций.

 

Дошкольникам будет легче выполнять занятия в игровой форме, их необходимо привлечь к процессу и заинтересовать. Дети постарше могут более осознанно подойти к гимнастике — упражнения можно проводить в спокойной обстановке, прислушиваясь к своему организму.

  1.  «Воздушный шарик»
    Встать, расставив ноги в стороны и представить в руках невидимый воздушный шарик. На счет взрослого «раз, два» сделать глубокий вдох, набрав воздуха в легкие. На счет «три, четыре» усиленно выдохнуть, наполняя воображаемый шар. При этом показывать руками, как шарик увеличивается в размерах.
  2. «Бегемотик»
    Дети садятся или ложатся, кладут руку на живот и глубоко дышат. Взрослый произносит слова:
    «Сели бегемотики, потрогали животики.
    Животики раздуваются (при этом происходит вдох),
    А затем животики сдуваются (выдох).»
  3. «Птички»
    Дети медленно ходят, имитируя руками движение крыльев птицы. При взмахе вверх происходит вдох, при опускании рук — выдох. При этом взрослый сопровождает игру фразами: «Птички летят на юг», «Птички взмахивают крыльями, опускают крылья».
  4. «Мыльный пузырь»
    Дети становятся в круг, держась за руки. Они должны надуть огромный мыльный пузырь, границами которого стали они сами. Происходит глубокий вдох через нос и усиленный выдох. Воображаемый пузырь между детьми надувается, а они с каждым выдохом отходят на шаг назад. Взрослый подбадривает: «Надувайся пузырь, надувайся большой! Да не лопайся!» Когда дети отошли на максимальное расстояние друг от друга, ведущий хлопает в ладоши и кричит: «Пузырь лопнул!» Дети разбегаются в разные стороны (разлетаются маленькие пузырьки).
  5. «Погружение под воду»
    Ребенок должен представить, что ему предстоит плыть под водой. Для этого он глубоко вдыхает воздух, затем задерживает дыхание на максимальное количество времени. При этом можно зажать нос рукой или имитировать плавание, медленно разводя руками

СПРАВКА! Очень полезно надувать мыльные пузыри и воздушные шарики, дуть на одуванчики и перышки. Это способствует развитию регулирования тонкого выхода.

Дыхательная гимнастика — полезное и интересное занятие для детей. При помощи игры можно начать развитие органов дыхания с самого раннего возраста. Начиная с двух лет дети с радостью выполняют занятия, а для более старшего возраста отличной мотивацией станет улучшение показателей на физкультуре и в спортивных секциях. Развитие дыхательной системы и насыщение организма кислородом помогут укрепить здоровье ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.Тренированн...

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возрастаДыхательная гимнастика - это составная часть лечебной физкультуры, целью которой является тренировка дыхательного аппарата и повышение эффективност...

"Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста"

Подборка дыхательной гимнастики для использования с детьми в дошкольных учреждениях....

Картотека "Дыхательная гимнастика" для детей дошкольного возраста

В картотеку собраны дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста, направленные на развитие физиологического дыхания; профилактические упражнения для верхних дыхательных путей, для восстановле...

"Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста"

В данном пособии представлен материал по проведению дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста....

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

Дыхательная гимнастика для детей дошкольноговозраста1.  «ЧАСИКИ»Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.2...