Детско-родительский проект «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
методическая разработка (средняя группа)

Наумкина Наталия Викторовна

Данная разработка представляет собой методический материал для организации работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, которая позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ  повысить уровень физической культуры детей, используя потенциал каждого ребенка. Ведь именно подвижная игра  способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей. Проект направлен на приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с помощью народных подвижных игр, на обеспечение эффективного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, для оптимизации воспитания и развития детей в условиях сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._narodnye_podvizhnye_igry.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский проект

для детей разновозрастной группы (3-5 лет)

на тему: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Аннотация.

         Данная разработка представляет собой методический материал для организации работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, которая позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ  повысить уровень физической культуры детей, используя потенциал каждого ребенка. Ведь именно подвижная игра  способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками, умственному развитию ребенка, совершенствованию познавательных процессов, развитию творческой активности детей. Проект направлен на приобщение дошкольников к здоровому образу жизни с помощью народных подвижных игр, на обеспечение эффективного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, для оптимизации воспитания и развития детей в условиях сада и семьи. 

 Актуальность:

Тема проекта выбрана не случайно.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Одна из существующих причин сложившейся ситуации – отсутствие у детей ценностного отношения к своему здоровью.

Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.

В настоящее время детская игровая культура во многом утрачена. Игры детей зачастую однообразны, а иногда это просто копирование мультфильмов. Сокращается двигательная активность детей в семье (дети привязаны к телевизору и компьютерным играм). А это значит, что теряется творческая природа игры, обедняются содержание и сюжеты, а значит и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. Как сделать игру увлекательной, разнообразной и востребованной? И как нужно воспитывать ребенка, что бы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? В этой ситуации обращение к народным играм – основе игровой культуры в целом – это не только духовное обогащение ребенка, но и огромный потенциал для его физического развития.

На выбор темы  проекта повлияло и то, что дошкольники недостаточно информированы о народных подвижных играх, их возникновении, их значимости для сохранения и укрепления собственного здоровья.

В результате был создан проект «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Чтобы увлечь не только детей, но и родителей народной игрой, перевести родителей с позиции наблюдателей в активных участников педагогического процесса, были продуманы совместные детско-родительские мероприятия. Которые способны объединить взрослых и детей, занять свободное время полезным делом, вспомнить давно забытые народные игры.

   Цель проекта: Приобщать воспитанников и их родителей (законных представителей) к здоровому образу жизни через удовлетворение их естественных потребностей в движении, познании и общении посредством народных подвижных игр.

Задачи: 

  • Знакомить детей с новыми подвижными играми разных народов;
  • Приобщать детей к народной культуре, воспитывать любовь к родному краю;
  • Формировать интерес и потребность использовать народные подвижные игры в самостоятельной игровой деятельности;
  • Использовать в ходе игр разные виды фольклора для познавательного и нравственного развития детей;
  • Воспитывать у детей  стремление участвовать в играх, развивать быстроту и точность реакции, тренировок ловкости, умение действовать по сигналу;
  • Совершенствовать координацию движений, двигательной и коммуникативных способностей, организованности и внимательности, умение действовать сообща;
  • Создать благоприятную психологическую обстановку, развивающую предметную среду, побуждающую детей к двигательной активности;
  • Познакомить родителей с предстоящей проектной деятельностью по теме;
  • Побуждать родителей играть с детьми в народные подвижные игры;
  • Активно включаться в процесс организации и проведении народной подвижной игры.

Условия реализации: учитываются возрастные особенности детей, участие детей в разных видах деятельности, использование накопленных знаний, впечатлений, интерес родителей и детей.

Вид/тип проекта: физкультурно-оздоровительный, групповой, краткосрочный.

 Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • Дети познакомятся  с  новыми народными подвижными играми.
  • У детей формируются знания о культуре народов России, уважительное отношение к культуре разных народов.
  • Дети приобщаются  к ЗОЖ, посредством русской народной подвижной игры.
  • Формируется желание использовать народные игры в свободной деятельности.
  • У детей совершенствуется координация движений, двигательные и коммуникативные способности, организованность и внимательность, умение действовать сообща.
  • Дети  стремятся  участвовать в играх, развивать быстроту и точность реакции, тренировать ловкость, умение действовать по сигналу;
  • Родители активно приобщаться к процессу организации и проведения подвижных игр.

Авторы проекта: воспитатели Наумкина Н.В., Подгорнова В.С., инструктор по физической культуре Вартанян В.А.

Работа, реализуемая в ходе этапов проекта.

Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды).

Взаимодействие с родителями.

Подготовительный (мотивационный)

Наблюдение за детьми в различных видах детской деятельности.

Беседа «Правила поведения во время проведения подвижных игр» 

Беседа «Мои любимые подвижные игры»

Рассматривание иллюстраций по теме проекта.

Анкетирование родителей «Игра в жизни ребёнка»

Наглядная информация:

Папка-передвижка «Подвижные игры и их роль в жизни ребёнка»

Основной (проблемно - деятельностный)

Рассказ воспитателя:

«В какие подвижные игры

играют народы России»

Народные подвижные игры:

Нанайские игры:

- «Каук»;

- «Перетяни палку»;

- «Яной да хука».

Якутские игры:

- «Один лишний»

- «Ловля оленей»

- «Ветер, льдинки и мороз».

Русские игры:

- «Мороз Красный нос»;

- Бабка-ежка»;

- «Золотые ворота»

Игры народов Саратовской области:

- «Серый волк» - татарская народная игра;

- «Большая карусель» - русская народная игра;

 - «Липкие пеньки» - башкирская народная игра;

- «В круги» - мордовская народная игра.

Беседа «Подвижная игра - залог здоровья»

Беседы: « Кто такие нанайцы,. Их традиции и игры», «Наши соседи – якуты», «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».

Чтение художественной литературы: А. Барто «Верёвочка», Е. Жданова «Скакалка», Т. Коваль «Умей проигрывать»

Д/и «Узнай подвижную игру»

Разучивание считалок, закличек

Раскрашивание картинок.

Самостоятельные народные подвижные игры детей

Рисование «Как мы играем в народные подвижные игры»

«Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми!»

Беседа с родителями «Игры, в которые можно поиграть дома».

Рекомендации «Как провести выходной день с ребёнком».

Информационный лист «Организуем народные игры в семье»

Заключительный (творческий)

Изготовить маски для игр.

Вечер развлечений « Народные игры России»

Заключение.

Многообразие народных подвижных игр способствовали одновременно и комплексному развитию и совершенствованию двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости. Уверенные в своих физических возможностях, дети с гордостью демонстрировали личные спортивные способности в разных видах двигательной деятельности. В результате, дети с желанием используют накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности (с удовольствием играют в подвижные игры в группе и на площадке детского сада, во дворе). У воспитанников выработалось осознанное отношение к двигательной деятельности как к методу укрепления и тренировки организма.

Введение народных подвижных  игр в организованную и самостоятельную деятельность дошкольников позволило сформировать у детей знания о культуре народов России, уважительное отношение к культуре разных народов, повысить уровень речевого развития; сформировало навыки правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением. Способствовало развитию у детей умению играть в подвижные игры, используя считалки, улучшило зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Дети в группе с желанием объединяются в совместные игры, выбирают ведущих считалкой и стараются, чтобы все приняли участие в игре. Дети объединяются в микрогруппы по интересам.

При реализации проекта были созданы условия для проведения мероприятий активного отдыха детей и взрослых, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни. Используемые формы взаимодействия с родителями позволили не только дать теоретическую информацию, но и привлечь родителей к активному участию в подвижных играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

Программа по самообразованию "Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни."

Цель. Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения русских народных подвижных игр в систему физкультурно-оздоров...

Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Народная подвижная игракак средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни....

Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни

Народная  подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни....

Проект "Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни"

Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в образовательную работу. Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в совр...

«Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является <формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жиз...

Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни».

laquo;Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни». Русские народные игрыПравила их просты и понятны. Русские народные игры имеют многовековую историю,...