Картотека игр, направленных на формирование доброжелательного отношения к сверстникам.
картотека (старшая группа)

Коваль Елена Владимировна
Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных
отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому,
и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям
и поступкам. Игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом,
учат замечать достоинства и переживания сверстника, помогать ему в игровом и
реальном взаимодействии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_igr.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленных на формирование доброжелательного отношения к сверстникам.   

старший дошкольный возраст

   

«Жизнь в лесу»

Воспитатель садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей.

Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, как выразить своё доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали.    

Сейчас ранее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…                    

«Добрые эльфы»

Воспитатель садится на ковёр, рассаживая вокруг себя детей.    

Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую,- эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…(разыгрывается бессловесное действо.)

«Птенцы»

Воспитатель. Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает её своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Всё ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупу. Вот так! (показ) Всё! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдёмся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.              

                                                                           

«Муравьи»

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны морозы, снег, метель. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые тёплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня есть предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами. (воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами).        

                             

«Театр теней»

Воспитатель. Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она всё время с вами. А если вы с кем - то идёте или играете, то ваша тень, как бы  подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности всё повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она всё делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали! (Дети, молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку).

«Ожившие игрушки»

Воспитатель садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять – таки все наши действия выполняем, молча, чтобы не разбудить взрослых. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.                                                                                                                        

Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряжение, замкнутость, страх того, что кто – то кого- то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга.                                         

Игры, развивающие внимание к сверстнику.

«Общий круг»

Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковёр, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.                                                                                                                          (Основная игровая задача – сосредоточить внимание на партнёре).                          

«Переходы»

Играющие рассаживаются на стулья, образуя полукруг. Воспитатель, обращаясь к играющим, предлагает сначала внимательно посмотреть друг на друга, особое внимание обратив на цвет волос партнёров. Затем – поменяться местами так, чтобы крайним справа оказался партнёр, у кого самые светлые волосы, рядом с ним – у кого потемнее и т.д. Крайним слева играющие должны посадить того, у кого самые тёмные волосы. Основное условие игры – никаких шумных обсуждений.                                                                                          

«Найди пару»

Игра напоминает предыдущую. Только на этот раз дети подыскивают себе пару по цвету глаз. Дальнейший ход игры: по предложению взрослого дети решают, что они будут делать вдвоём – играть, рисовать или заниматься конструированием.

«Зеркало»

Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Наверное, у каждого дома - в прихожей, в ванной комнате или в спальне – есть зеркало. Предположим, что зеркала под рукой не оказалось. Как же тогда узнать, как выглядишь? Как сидит на тебе новый костюм или платье? Вот и разыграем эту ситуацию. Встанем парами друг против друга. Один будет исполнять роль зеркала, т.е. повторять все действия партнера, причём повторять точно. Ведь не точных зеркал не бывает. Другой – представлять, как он приводит себя в порядок утром, умывается, делает зарядку, собирается в детский сад. Потом играющие меняются ролями. Готовы? Тогда попробуем! Главная задача исполнителя роли зеркала,- показать точные,  скоординированные движения.    

                                                                                   

«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»    

Правила игры. Из числа играющих составляются небольшие группы (4-5 детей). Договорившись с помощью педагога, какое действие они будут представлять (умывание, рисование, сбор ягод), дети самостоятельно продумывают и представляют сюжет.

Ход игры. Каждая группа, прежде чем  разыграть молчаливое действо, предваряют его фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали  - покажем». Зрители должны отгадать, что они делают и где находятся.

«Эхо»

Перед игрой воспитатель выясняет, знают ли дети, что означает слово «эхо».

Ход игры. Играющие разбиваются на  2 группы: одна изображает путников в горах, другая – эхо. Первая группа, гуськом (цепочкой) «путешествуя» по комнате, по очереди соблюдая паузы, произносит разные звуки, звукосочетания («Ау-у-у-у»). Вторая группа, спрятавшись по углам комнаты, старается как можно точнее воспроизвести услышанное.    

«Испорченный телефон»

Число играющих 5 – 6 детей. Правила игры. Чтобы лучше понять и передать сообщение, играющие садятся ближе друг к другу и смотрят партнёру в глаза, не отвлекаясь на посторонние звуки (могут даже прикрыть одно ухо рукой).

Ход игры. Играющие рассаживаются в «линию». Ведущий, шёпотом расспросив соседа, как он провёл выходные дни, громко обращается к товарищам: «Саша рассказал мне, как он провёл выходные дни. Хотите узнать, что он делал? Саша шёпотом, на ушко, расскажет об этом своему соседу. Так, по цепочке, мы узнаем о том, что делал Саша». Громко о том, что сказал Саша, объявляет последний в ряду. Задача играющих – сравнить, насколько изменился смысл передаваемой информации.  

                                                                                                                           

«Бабушка Маланья»

Правила игры. Один из игроков, водящий, придумывает какое - нибудь оригинальное движение, остальные его повторяют. Задача играющих – не только согласованно выполнять каждое его движение, но и создавать веселое настроение.

Ход игры. Дети вместе со взрослым образуют круг, в середине которого один из играющих изображает бабушку Маланью. Запевается смешная песенка, оживляемая выразительными действиями.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке  

Семь сыновей (дети двигаются по кругу, держась за руки),

Все без бровей.  

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,  

Вот с такими усами,                  

С такой головой,

С такой бородой.

(останавливаются и жестами, и мимикой изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», большие нос и уши, показывают длинные усы, огромную голову, длинную бороду).                        

Ничего не ели,

Целый день сидели (присаживаются на корточки),

На неё глядели,

Делали вот так…(повторяют за ведущим любое смешное движение).                                

«Волны»

Ход игры. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один игрок  становится в центр круга, к нему  по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его  место занимает следующий купающийся.

«Передавай движение»

Ход игры. Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый, ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое – либо действие: причёсывается, моет руки, ловит бабочку. Эти движения игрок показывает следующему, и так – по кругу, до последнего. Новое действие загадывает уже кто-либо из детей. Игра продолжается до тех пор, пока у играющих есть желание загадать своё движение.

«Передай настроение»

Ход игры. Примерно такой же, что и в предыдущей, только придумывается и передаётся не движение, а настроение (грустное, весёлое, тоскливое). Первым мимикой, жестами настроение показывает воспитатель. Дети, передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнёрами и воспроизводить их настроение.

«Выбери партнера»

Ход игры. Сидя по кругу, играющие молча – глазами – выбирают себе партнёра, но так, чтобы никто этого не заметил. На счёт три (его ведёт взрослый) партнёры подбегают  друг к другу и берутся за руки

«Разговор сквозь стекло»

Правила игры. Играющие, с помощью воспитателя составив пары, должны представить, что один из них находится в магазине, а другой ждёт его на улице. Но они  не успели решить, что нужно купить, а выход – далеко. Проблема решается попыткой договориться через  толстое стекло витрины. Кричать  бесполезно: партнёр всё равно не услышит. Как договориться, играющие обсуждают по окончании игры.

«Тень»        

Ход игры. Играющие составляют пары. Один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партнёр: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек . По ходу игры  играющие меняются ролями .                                                                                    

«Радио»

Ход игры. Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной,    объявляет, что потерялась девочка. (Подробно описывает чей – то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Её просят подойти к диктору. Задача играющих – определить, о ком идёт речь, и назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый желающий.

«Кто сказал?»

Правила игры. Ведущий, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей (по указанию воспитателя) сказал: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь». Играющие меняются ролями, если ведущий узнает его. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не исполнят роль ведущего.

«Упрямое зеркало»

Правила игры. Собрав играющих, воспитатель предлагает им представить себя  ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало – оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает её; если играющий поворачивает голову налево, зеркало делает то же, но направо.

«Запрещенное движение»

Правила игры. Играющие, образуя полукруг, в точности повторяют все движения ведущего, кроме одного – они не опускают руки, а наоборот, поднимают. Если  игра увлекает детей, педагог предлагает любому желающему исполнить роль ведущего.      

«Из семечка – в дерево»

Играющие образуют круг, в центре которого стоит воспитатель.                                          Содержание игры. Взрослый исполняет роль садовника, дети – семян. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают голову в плечи, прикрывают голову руками. Взрослый – садовник поливает «семена», поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых весенних дней «семена» начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – вытягивают тело; появляются веточки с бутонами – руки  вытягиваются в стороны, пальцы сжимаются. Наступает радостный момент: бутоны лопаются – дети резко разжимают кулачки (ростки превращаются в прекрасные цветы). Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам – соседям, кланяются, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками. Но вот подул холодный осенний ветер - закачались цветы в разные стороны; борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, корпус. Ветер срывает  листья – руки опускаются, цветы сгибаются, клонятся к земле. Выпал первый снежок – цветы вновь превращаются в маленькие семечки, укутанные снегом до наступления весны. Воспитатель, обходя играющих, ласково поглаживает каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог игровых ситуаций направленных на установление доброжелательного отношения к сверстнику.

Каталог игровых ситуаций направленных на установление доброжелательного отношения к сверстнику. Направлена сближение детей в группе, на обучение их внимательно относится друг к другу.  Направлена...

Картотека игр-упражнений, направленных на формирование доброжелательного отношения детей к сверстникам.

Главной задачей игр, направленных на формирование доброжелательных отношений со сверстниками, является привлечение внимания ребенка к другому, и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движ...

Картотека игр-упражнений, направленных на формирование доброжелательного отношения детей к сверстникам

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основн...

Использование игр, направленных на формирование доброжелательного отношения к сверстникам.

Для развития полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает ...

Картотека игр, направленных на формирование доброжелательного отношения друг к другу

Картотека игр, направленных на формирование  доброжелательного отношения друг к другу...