Роль игры в сохранении физического и психического здоровья детей (из опыта работы воспитателя дома ребенка)
статья (младшая группа)

Янушевская Ольга Борисовна

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это первая деятельность, которой принадлежит особо важная роль в развитии личности. Психические качества и личностные особенности ребёнка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Янушевская О.Б.,

воспитатель СПб ГКУЗ

«Специализированного психоневрологического дома ребенка № 13

Адмиралтейского района

  Санкт-Петербурга»

Роль игры в сохранении физического и психического здоровья детей (из опыта работы воспитателя дома ребенка)

Физическое здоровье и психологическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.

Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психологического здоровья: профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для развития ребенка.

Коррекционно-развивающие занятия помогают детям с ограниченными возможностями здоровья научиться взаимодействовать со взрослыми, другими детьми. Социализация ребенка осуществляется в процессе различных видов детской деятельности, в том числе и наиболее важной для ребенка – игровой.  Игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

В педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.

Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика,

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.

- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Подвижная игра может выполнять роль дидактической со всеми ее особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой  с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, так как не ущемляется потребность в природной подвижности. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом, познают свои физические возможности. Каждая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, преодоление препятствий, игровых и организационных отношений. Физические упражнения и положительные эмоции способствуют решению ее дидактических задач, влияют на восприятие, внимание, память.

Игровые ситуации занимают особое место в формировании у ребенка привычки к активному образу жизни. Естественная  игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя. Конечно, всё это должно осуществляется на доступном детям уровне и с помощью воспитателя. С помощью игр можно снимать напряженность и повышать жизненно важные психические функции детей. Игра – это ведущий вид деятельности, который обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, является одним из действенных средств обучения. Психическая напряженность затрагивает все системы организма, сбросу ее способствует двигательная активность. А двигательная активность в большей степени проявляется в играх.

При выборе игры необходимо учитывать возраст, развитие детей. Правила игры должны быть понятны и просты, особенно для «особенного» ребенка. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Немаловажным является атмосфера доверия и доброжелательности, взаимопомощи и уважения в группе. Воспитатель должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.

Список использованной литературы:

  1. Артёмова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников;
  2. Абрамян, Л. А.; Антонова Т.В. Игра дошкольника.
  3. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. – Вопросы психологии, 1975, № 2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей"

Цель: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....

Статья «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей»

Здоровый образ жизни занимает первое место в нашем обществе. Если мы научим детей ценить и беречь свое здоровье и личным примером ему это показывать, то будущее поколение будут  не только гораздо...

Роль игры в сохранении физического и психического здоровья детей.

Санкт-Петербургское                                               Государс...

Статья «Роль игры в сохранении физического и психического здоровья детей»

Стать о влиянии игры на развитие и сохранение физического и психического здаровья детей....

Консультация для родителей на тему: «Роль адаптации в сохранении физического и психического здоровья детей раннего возраста»

Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.Задачи:Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;Работа с детьми;Работа...