Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.                      Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obzh.docx67.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 39 "Юбилейный"

Программа

по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель: Шарапова О.Н.

г. Смоленск 2022г.

Пояснительная записка

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, почувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №39 «Юбилейный».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса младших дошкольников. Реализуемая программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми.

Данная Программа разработана в соответствии со следующими документами:

  • Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». СанПиН 2.4.1.3049-13. Постановление от 15 мая 2013г. № 26 (в ред.

Постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 20.07.2015 № 28 от 27.08.2015 № 41, с изм., внесенными Решением Верховного суда РФ от 04.04.2014 № АКПИ 14-281).

  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (утв. Приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14.11. 2011 регистрационный №30384).

Цель:

Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности, устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.

Задачи:

Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно - не опасно»;

Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным.

Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

  • Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
  • Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
  • Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную и другие);

  • Наглядность;
  • Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в группе раннего дошкольного возраста.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно - деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами.

Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный

словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

.

Безопасное поведение в природе.

  • Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  • Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

  • Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе.
  • Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

Безопасность на дорогах.

  • Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транс порта, о работе светофора.
  • Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход»,

«Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности и пожарной безопасности

  • Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
  • Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.). Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
  • Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения — МЧС. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03».
  • Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
  • Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

                  Планируемые результаты

Дети соблюдают элементарные правила поведения в детском саду, в общественных местах. Соблюдают элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

Имеют элементарные представления о правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Знают правила безопасного пользования бытовыми предметами.

У детей сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.

Знают свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Перспективное планирование в группе раннего возраста по ОБЖ

Дата проведения

Тема занятия

Цели занятия

Содержание

Сентябрь

«Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».

Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких

ситуациях.

  1. «Незнакомец звонит в дверь»
  2. Чтение сказок: «Волк и семеро козлят»,

«Жихарка», «Петушок-золотой гребешок».

  1. Чтение стихотворения «Находчивый Дима» Е. Тамбовцева-Широкова
  2. Сюж-рол. игра «Если рядом никого…»

«Не собирай незнакомые грибы».

Дать понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут быть опасными для человека.

  1. «Не собирай незнакомые грибы»
  2. Беседы о грибах, рассматривание плаката

«Грибы», муляжей грибов.

  1. Настольно - печатная игра «Полное лукошко».

Рассматривание иллюстрации

Учить детей внимательно

рассматривать иллюстрацию,

1. Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова

«Кошкин дом»

Ю. Васнецова «Кошкин дом».

замечая в ней главное и детали; развивать восприятие и память, речь; воспитывать

желание прийти на помощь попавшему в беду.

  1. Чтение произведения С. Маршака «Кошкин дом».
  2. Отгадывание загадок.
  3. Просмотр м/ф «Кошкин дом».

«Путешествие по улице».

Дополнить представления об улице новыми сведениями (дома разные – для жилья, магазины, школа и т. д.), машины движутся по проезжей части улицы, движение может быть односторонним и двусторонним и разделяется

линией.

  1. «Путешествие по улице»
  2. Просмотр картин с изображением улице.
  3. Просмотр м/ф «Улица полна неожиданностей».
  4. «Катание на роликах, велосипеде».

Октябрь

«Осторожным будь!»

Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери

никому постороннему.

«Когда мамы нет дома» (инсценировка)

«Осторожно, ядовито!».

Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать

любознательность.

  1. Театр «Осторожно, ядовито!»
  2. Дидактическая игра «Каждый грибок в свой кузовок».
  3. Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами»

«Это не игрушки, это опасно».

Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать

дисциплинированность, чувство ответственности за

  1. «Это не игрушки, это опасно»
  2. Д/и «Доскажи словечко»
  3. Подвижная игра «Огонь»

свои поступки.

«В гостях у Айболита»

Закрепление знаний детей о понятии «здоровья», уточнить правила сохранения здоровья, сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием

здоровья.

  1. «Выбери правильно» (предметы ухода за собой).
  2. Коллективная аппликация «Осенний урожай» (создание альбома).
  3. Д/и «Продукты питания, помогающие укрепить организм».

«Путешествие по улице: правила для пешеходов»

Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями

«пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход».

  1. «Правила для пешеходов»
  2. «Пешеход переходит улицу

  1. Настольно - печатная игра «Юный пешеход»

Ноябрь

«Не открывай дверь чужим людям»

Продолжать знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать

чувство самосохранения.

Беседа «Не открывай дверь чужим людям»

«Контакты с животными»

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с

животными домашними и бездомными.

  1. Игра – беседа «Контакты с животными».
  2. Рассматривание папки–раскладушки

«Правила обращения с дикими и домашними животными».

«Чем опасен пожар?»

Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить

словарь детей новыми понятиями и словами.

  1. Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
  2. «Не выглядывай в открытое окно»

«Наблюдение за светофором»

Закрепить знания детей о работе светофора, его сигналах, закрепить знания правил перехода улицы.

  1. «Наблюдение за светофором»
  2. Игры «Лошадки», «Стоп», «Светофорчик»
  3. Д/и «Кто быстрее»

Декабрь

«Правила безопасности на

льду»

Дать детям знания о правилах

поведения на льду.

  1. «Правила безопасности на льду»
  2. Беседа «Что такое метель»

«Электроприборы»

Знакомить детей с электроприборами, их

назначением и правилами пользования.

  1. «Правила обращения с электроприборами»
  2. Д/и «Электроприборы»

«Осторожно, грипп!»

Учить заботиться о своем здоровье, познакомить детей с характерными признаками

болезни и профилактикой.

«Осторожно, грипп!»

«В городском транспорте».

Познакомить детей с правилами этичного поведения в городском

транспорте.

«В городском транспорте»

Январь

«Берегись мороза»

Учить детей соблюдать правила безопасности на

морозе.

«Берегись мороза»

«Профессия пожарного»

Знакомить детей с профессией пожарного , с качествами его характера (смелость,

мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии.

Ситуативная беседа: Пожар – это опасно, звоните по номеру – 01».

«Профессия пожарного»

«Спорт – это здоровье».

Развивать интерес к различным видам спорта,

желание заниматься физкультурой.

«Виды спорта» (ассоциации).

«Дорожные знаки».

Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре

по назначению, развивать память, сообразительность.

  1. «Найди такой же знак»
  2. Настольно-печатная игра «Дорожные знаки».

«Проблемные ситуации».

Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях,

дружелюбно относиться к сверстникам.

«Осторожно я кусаюсь и дерусь».

Февраль

«Природные явления».

Формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде.

  1. «Что такое метель?»
  2. «Обходи скользкие места»

Рассматривание картинок на тему «Что нельзя делать в морозную погоду?»

«Опасные предметы дома».

Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их

необходимости для человека, о правилах пользования ими.

  1. «Бытовые приборы»
  2. «Опасные предметы дома»

Д/игра: «Опасные предметы», «Осторожно электроприборы».

«Наши друзья и враги»

Расширить и закрепить знания детей об электроприборах.

Показать зависимость между нарушениями определенных правил и возникновением опасности.

С.Я. Маршак

«Кошкин дом»

«Сравнительное наблюдение за автобусом, троллейбусом».

Дать представления об особенностях движения троллейбуса и автобуса

(троллейбус движется с помощью электричества,

Рассматривание иллюстраций, фото автобуса, троллейбуса

автобус заправляют

бензином).

Март

«Осторожно, сосульки!»

Учить детей быть внимательными, не ходить

под крышами и навесами в это время года.

«Что такое сосульки и чем они опасны?»

«Пожар – это опасно».

Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить

правильно сообщать о пожаре по телефону.

«Знает каждый гражданин это номер – 01»

«Витамины укрепляют организм».

Познакомить с понятием

«витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся

витамины, воспитывать у детей культуру питания.

  1. «Витамины укрепляют организм»
  2. «Витамины в жизни человека»

«Что такое перекресток?»

Рассматривание иллюстраций с изображением оживленного перекрестка, побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить

вопросы к прочитанному.

  1. «Перекресток»
  2. Рассматривание иллюстраций.
  3. Д/игра: «Виды транспорта».

Апрель

1 неделя. «Собака бывает кусачей».

Учить детей правильно обращаться с животными. Дать сведения об

агрессивности некоторых животных и мерах

  1. Игра – беседа «Собака бывает кусачей».
  2. Рассматривание папки–раскладушки

«Правила обращения с дикими и домашними животными».Д/игра: «Безопасность в природе» (сюжетные картинки).

предосторожности.

«Не зевай, правила соблюдай»

Знакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, объяснить , какой вред приносят игры с огнем.

«Основные правила пожарной безопасности»

Игра- инсценировка по потешке « Тили- бом! Тили-бом!»

«Ребенок дома»

Формировать у детей привычку не трогать лекарства и витамины без

разрешения взрослых.

Беседа «Не ешь лекарства и витамины без разрешения»

«Как беречь здоровье ребенка?»

Сообщить элементарные сведения о лекарствах, что принимают их только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно, формировать представление о главной

ценности жизни – здоровье..

«Как беречь здоровье ребенка

«Виды транспорта».

Закрепить знания о видах транспорта.

Д/и «Разрезанные картинки» Знакомство со специальным транспортом, Д/игра «Покажи

транспорт, который назову»

Май

«Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?»

Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности,

осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.

«Ты один дома

«Опасности природы в летнее время».

Учить детей правилам поведения в жаркие летние дни, с правилами поведения во время грозы, при встрече с

разными насекомыми,

  1. «Чем опасно солнце?»
  2. «Осторожно, гроза!»
  3. «Берегись насекомых!»

3. «Поведение на воде»

напомнить правила поведения

на воде.

«Детские шалости с огнем и их последствия»

Повторить правила пожарной безопасности.

«Детские шалости с огнем и их последствия»Рассматривание иллюстраций из

серии «Уроки безопасности»: как избежать неприятностей.

«О безопасности на дорогах».

Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о

правилах дорожного движения.

Д/игра «Мы шоферы»

Подвижная игра «Цветные автомобили» Конструирование «Гараж для машины»

Содержание работы с семьей по направлению «Формирование основ безопасности»

Цель: повышение уровня знаний родителей по формированию основ безопасности у детей младшего дошкольноговозраста.

Месяц

Формы работы

Цель

Сентябрь

Привлечение внимания родителей к вопросу пожарной

Выставка рисунков «Останови огонь»

безопасности.

(сотрудничество педагогов, детей и

родителей)

Октябрь

Привлечение внимания родителей к проблеме детской

Буклет «Ребенок и взрослый на

безопасности

улице»

на улице, формирование чувств глубокой ответственности.

Памятка «Как обучать ребёнка

безопасному поведению?»

Ноябрь

Распространение среди родителей знаний о правилах

Информация в уголке для родителей

безопасного

«Осторожно, хрупкий лед!»

поведения детей в зимний период на реке.

Декабрь

Стимулирование родителей на соблюдение правил

Памятки для родителей «Причины

безопасности, ведущих к дорожно-транспортному

детского

дорожно-транспортного

травматизму детей.

травматизма»

Январь

Оформление

уголка безопасности

Привлечение родителей к взаимодействию, совместному

творчеству.

Февраль

Буклет

«Формирование

основ

Стимулирование родителей к чтению детям детской литературы по

безопасности у детей посредством

формированию основ безопасности.

чтения художественной литературы»

Март

Консультация «Формирование

Пропаганда здорового образа жизни.

культуры здоровья у дошкольников»

Апрель

Папка-передвижка «На воде, на

Обеспечение доступности информации по формированию

основ

солнце» (О правилах

поведения)

безопасности у детей старшего дошкольного возраста.

Май

Родительское собрание «Безопасность

Обмен опытом по формированию основ безопасности у детей,

детей на улице летом»

установление дружеских отношений среди родителей группы.

Материально-техническое обеспечение программы

  • От рождения до школы. Основная примерная общеобразовательная программа / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4 –е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2017. – 352 с.
  • Безопасность: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
  • Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.
  • Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.
  • Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
  • Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! – Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.
  • Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. : Скрипторий 2003, 2009.
  • Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера, 2008.

  • Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.
  • Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

        В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача   взрослых  (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать ...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей среднего дошкольного возраста.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам безопасного поведени...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей младшего  дошкольного возраста разработана в соответствии с основной общеобразовательной программы детского сада....

✅ Рабочая программа по дополнительному образованию «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста» (3 - 4 года)

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаБезопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на ул...

Программа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому г...