Картотека пальчиковой, артикуляционной гимнастики ст. гр
картотека (старшая группа)

Кузнецова Наталья Леонидовна

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет

 на 23-24   учебный год.             Сентябрь.Октябрь. Ноябрь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет

 на 23-24   учебный год.             Сентябрь

Пальчиковая гимнастика

  1. «Наша группа»

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Дружат в нашей группе                пальцы рук соединяют в замок

Девочки и мальчики.                    (несколько раз)        

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять           пальцы с мизинчика поочередно

Начинаем мы считать.                 соединяют друг с другом

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать           (Руки вниз, встряхивают кистями) 

  1. «Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(плавные волнообразные движения ладонями)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(спокойно укладывают ладони на стол)

Дыхательная гимнастика

«Аромат цветов».

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

Повторить 3-4 раза.

Артикуляционная гимнастика

Карточка№1«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Карточка№2 «Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

 Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Карточка№3 «Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Карточка№4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка»

Улыбается ребенок, /Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот, /Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»), удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Карточка№5. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог /Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

/Удивляется народ

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

Карточка№6 «Лягушка»

Ниже нижнюю губу /Опущу я, как смогу

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать

подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. 

Октябрь

Пальчиковая гимнастика

«ДОЖДИК»

Раз, два, три, четыре, пять,     Удары по столу пальчиками.(Левая начинает с      мизинца, правая —с большого пальца.)

Вышел дождик погулять.     Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.

Шел неспешно, по привычке,      «Шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу.

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке:      Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу.

«По газону не ходить!»     (Часто и ритмично бьют в ладоши.) 

Дождь вздохнул тихонько: 

— Ох!                               (Один хлопок.)

И ушел.              (Ритмичные хлопки по столу.)

Газон засох.

 

«ДОМИК»

Под грибом - шалашик-домик,     (Ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.    

Мы тихонько постучим,     (Постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.     («Звоним в колокольчик»)

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,     (Ладони ребром прижаты друг к другу)

А на нем - дубовый стол.     (Показываем стол)

Рядом - стул с высокой спинкой     (Показываем стул)

На столе - тарелка с вилкой.     (Ладонь левой руки направлена
 вверх (тарелка), правая рука (вилка):  ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

Дыхательная гимнастика

«Дыхание»

Подыши одной ноздрей,

И придет к тебе покой.

И.п. – о.с.

1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;

2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

Артикуляционная гимнастика

Карточка№7. «Зайчик»

Губку верхнюю подняв, /Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Карточка№8. «Окошко»

Рот прикрою я немножко, /Губы сделаю «окошком». /Зубки рядышком стоят /И в окошечко глядят

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

Карточка№9. «Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык – /Долго спать он не привык. /И спросил у подбородка: /- Эй, какая там погодка?

Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Карточка№10. «Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,/Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена.

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

Карточка№11. «Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –/Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд

Карточка№12. «Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –/Бульдог уступать никому не привык

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд

Ноябрь

Пальчиковая гимнастика

«Веселая зарядка»

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики пора вставать!

(указательным пальцем правой руки стучать по каждому пальцу левой руки, затем наоборот)

Будем делать мы зарядку, будем мы скакать вприсядку,

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе, хлопать ладонями, не размыкая пальцев).

Будем прыгать и плясать, раз, два, три, четыре, пять.

(сжать кулаки – раскрыть ладони, повторить 5 раз) 

«Семья могучая»

В одном лесу дремучем (Покачать руками над головой) 

Жила семья могучая: (Сложить ладони в "замок") 

У них был дом огромный (Соединить пальцы - "крыша")

И крыша с трубой темной. (Поднять средние пальцы – труба)

Из трубы в колечки дым - («Колечки» из пальцев) 

Плим, плим, плим. (Пощелкать пальцами).

Дыхательная гимнастика

«РЕГУЛИРОВЩИК»

Верный путь он нам покажет,

 Повороты все укажет.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);

2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)

Артикуляционная гимнастика

Карточка№13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)

Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).

Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог». 

Карточка№14. «Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. 

Карточка№15. «Кружок»

Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ

Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону.

Карточка№16. Чередование «Толстячки - худышки»

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд 

Карточка№17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. 

Карточка№18. «Самовар»

Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар.

Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год.

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет с ЗПР на учебный год....

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.

нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемыестихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыковсамообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнуркии т. д. И, ко...

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год....

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год.

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-7 лет на учебный год....

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет на учебный год.

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет  на учебный год....

Картотека пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста на учебный год.

Одной из главных задач детского сада является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и их физическое развитие. Это направление включает в себя не только обучение детей основным ...