Доклад: "Цветотерапия: влияние цвета на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста."
консультация

Баданова Наталия Ивановна

О влияниецвета на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tsvetoterapiya.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Цветотерапия: влияние цвета на физическое и психическое состояние детей дошкольного возраста

Цветотерапия – один из методов арт-терапии, в основе которого лежит цвет и его влияние на самочувствие.

С самого рождения мы окружены цветом. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Цветотерапия – может использоваться для коррекция психоэмоционального состояния ребенка при помощи цвета. Благодаря ей можно добиться значительных результатов в преодолении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, умении управлять своими эмоциями.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение их любимого цвета, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое его окружает.

Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество.

Цветотерапия направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости, то есть на решение приоритетной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Для того, чтобы правильно воздействовать на ребенка, надо сначала научить его воспринимать и чувствовать цвет, т.е. воспитать культуру цвета.

Начинать эту работу нужно в младшем возрасте, знакомя детей с цветами и оттенками; основная часть работы по развитию цветовосприятия и цветоощущения проводится в средней группе и продолжается в старшем дошкольном возрасте. Для этого существует множество игр. О них мы поговорим позже.

А сейчас вернемся к тому, что цвета по-разному влияют на наше эмоциональное и физическое состояние. Рассмотрим каждый цвет в отдельности: 

Характеристика цветов (памятка)

Красный цвет

В цветотерапии этот цвет используют тогда, когда жизненные силы человека нуждаются в поддержке или восстановлении, когда необходимо наполнить ослабленный организм новыми силами. Повышает активность и жизнедеятельность человека, избавляет от сомнений и страхов, вселяет решимость и оптимизм. Красный иногда помогает бороться с сильными стрессами. Однако для слишком эмоциональных людей красный в большом количестве может оказаться вредным. Чрезмерное использование может привести к утомлению, раздражительности и упадку сил.

Красный цвет - используют активные, непоседливые дети. Они живые, непослушные, неугомонные.

Оранжевый цвет

Этот цвет придает ощущение психологической свободы, уменьшает эмоциональную нестабильность. Оранжевый улучшает пищеварение, повышает аппетит.

Оранжевый цвет выбирают дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин.

Желтый цвет

Поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Этот цвет положительно действует, прежде всего, на меланхоличных, склонных к внутренним конфликтам и пассивных людей, имеющих проблемы в общении.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве.

Зеленый цвет

Длительное воздействие этого цвета делает характер уравновешенным, одновременно освежает и успокаивает, повышает жизненный тонус и расслабляет. Зеленый увеличивает умственную работоспособность и концентрацию внимания.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы.

Голубой цвет

На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. В конце трудного дня голубой оттенок в помещении может снять напряжение, однако не стоит и забывать, что излишний голубой цвет в помещении может вызвать чувство отчуждения и холода.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети.

Синий цвет

Психологи рекомендуют синий цвет людям, нуждающимся в чувстве безопасности. Он создает положительный психотерапевтический эффект при меланхолии, истерии, эпилепсии. Оттенки синего помогают при бессоннице.

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. Они все делают, не торопясь и обстоятельно.

Фиолетовый цвет

Следует применять, когда возникают беспричинные сомнения, недоверие, подозрительность. Благодаря сильному воздействию на подсознание фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами.

Чрезмерное влияние фиолетового угнетает нервную систему, может вызвать апатию.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные.

Белый цвет

Символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение. Но если ребенок, выбирает белый цвет, то это говорит о его одиночестве.

Черный цвет

Этот цвет способствует собранности, дисциплине, выдержке и стойкости. Но склонным к депрессии не рекомендуют носить черное, ведь в избыточном количестве этот цвет может подавлять и выбор ребенком черного цвета говорит о его замкнутости.

Черный цвет выбирают дети, подвергшиеся стрессу.

Коричневый- символ стабильности и приземленности, однако не обладает особыми целительными свойствами. 
Серый – цвет скрытности, способствует самопогружению, в цветотерапии применяется редко, в основном для лечения возбуждения. 

Воздействие цвета на эмоциональный фон ребенка

Воздействие цвета на эмоциональный фон ребенка следует учитывать при подборе мебели, обоев и деталей интерьера детской комнаты, игрушек, одежды.

Мы должны учитывать, что одни цвета могут вызвать тревогу, уныние и тоску: это коричневые оттенки, лиловые и фиолетовые.

В окружение красного и оранжевого цвета, ребенок первые 60 минут чувствует прилив сил и энергии, еще через 30 минут он уже перевозбужден, и через небольшой промежуток времени становится раздражительным и излишне агрессивным.

А стоит сменить сочетание цветов, на голубой или светло зеленый, и уже через 10 минут ребенок успокаивается и приходит в нормальное состояние.

При этом следует помнить, что один и тот же цвет, но используемый в разных локализациях (пол, потолок или стены) может восприниматься как положительно, так и отрицательно. (Памятка)

Поэтому важно при выборе игрушек для ребенка, выбирать не агрессивные цвета, а как раз наоборот, те, которые успокоят ребенка, совсем отказываться от ярких игрушек не нужно, но свести к минимуму необходимость есть.

Даже в выборе одежды нужно быть осторожными, не выбирайте слишком яркие наряды, так как они будут негативно воздействовать не только на вашего ребенка, но и на тех детей кто будет рядом с ним. Лучше всего использовать однотонные и спокойные цвета, только тогда можно с уверенность сказать, что у ребенка не возникнет резкое чувство паники или тревоги.

НАСТРОЕНИЕ ПО ЦВЕТУ

Настроение можно определить по цвету. Предлагаю выполнить упражнение с карандашами.

Что бы определить настроение ребенка по цвету, предложите ему выбрать тот карандаш (желательно, чтобы их было не больше восьми), который по цвету нравится ему больше всего. Когда выбор сделан, уберите его из поля зрения ребенка. Предложите ребенку найти самый красивый из оставшихся цветов и так до последнего карандаша.

Выбранные ребенком три первых карандаша можно считать цветами эмоционального благополучия, следующие три – цветами эмоционально нейтральными, а вот те, которые малыш неохотно выбрал в последнюю очередь, могут символизировать эмоциональное неблагополучие.

Часто у педагогов возникает вопрос: Если малыш любит темный цвет! Это может говорить о наличии у малыша страхов, неуверенности, высокого уровня тревожности.

Иногда рисование черной краской может быть первым сигналом ухудшения зрения ребенка – он выбирает наиболее контрастный цвет.

У маленьких детей (трехлеток) черный цвет может означать протест – малыш может нарисовать рисунок, а потом увидеть, что не смог выразить на бумаге то, что хотелось. И малыш может все замалевать черным от огорчения.

Вообще-то чаще всего рисование в темных тонах отражает определенную проблему у детей старше 4-х лет. У более маленьких выбор черной или темной краски может и не иметь скрытого смысла. Если ничего в поведении малыша вас не настораживает – он спокоен, хорошо засыпает, не проявляет повышенной нервозности и плаксивости – то можно не спешить с выяснением причин выбора этих цветов.

Обратите внимание! Поскольку мы воспитатели, а не психологи (психотерапевты).

        Выбирая в качестве лечебного средства работу с цветом, следует помнить, что цветотерапия является вспомогательным психокоррекционным методом. Она не устраняет проблемы на глубинном уровне, а позволяет увидеть проблему и улучшить свое состояние. Выбирая этот метод человек должен объективно оценивать свое состояние. В качестве психогигиенического средства здоровым людям цветотерапию можно использовать без ограничений. Нужно только помнить о разумных дозах «облучения», чтобы не получилось обратного эффекта из-за истощения организма от переизбытка цветов теплой половины цветового спектра.

        Если здоровье серьезно нарушено или жизненная ситуация вышла из-под контроля, лучше не заниматься «самолечением», а найти специалиста, который не только подберет вам индивидуальную программу работы, но и определит последовательность предъявления цветов и характер цветотерапии. Ведь, не смотря на кажущуюся простоту метода, он обладает достаточно мощным воздействием и способен сильно изменить как психологическое, так и физическое самочувствие человека.

        

Хочу предложить вашему вниманию несколько игр, направленных на развитие цветовосприятия и цветоощущения. Все игры просты, но они хороши тем, что можно придумать множество вариантов их использования в зависимости от решаемой задачи.

«ПОКРЫВАЛА ФЕИ»

Цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов. Рассматриваем сквозь них окружающее пространство, обертываемся в них. Это дает ощутимый терапевтический эффект и развивает цветовые ассоциации, успокаивает, настраивает на позитивный лад, развивает воображение и фантазию. Смена цветового пространства эффективно действует на эмоциональное состояние малыша. Например, увидев возбужденного ребенка, я предлагаю ему отправиться вместе в волшебную голубую страну. Представьте: прямой контакт «глаза в глаза», взявшись за руки, в замкнутом, но необычном пространстве, отрезанном от остального окружения, тихая беседа на любую тему, в зависимости от ситуации!

«ВОЛШЕБНЫЕ ТУЧКИ»

Дети помогают капелькам-деткам найти маму –тучку. Упражнять детей в сопоставлении, сравнении по цвету, учить выделять и называть цвета предметов.

 «ЦВЕТНЫЕ ДОМИКИ» - дети расселяют «жильцов» (картинки с изображением животных разных по характеру, явлений природы, растительного мира) в домики. Дети рассказывают, почему расселили картинки именно так, придумывают про них истории. Учим детей обследовать предметы, выделять и называть их по цвету, соотносить и группировать предметы по цвету.

 «ЦВЕТОЧНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Игрушка калейдоскоп, пожалуй, самая уникальная вещь в своем роде: 25 разноцветных элементов (а если быть точнее, то кусочков разноцветного стекла) и несложная оптическая система, состоящая из линз и зеркал, образуют сотни тысяч неповторимых узоров. Интересный факт – узоры, каждый раз составляемые по-новому, не повторятся в течение 500 миллионов лет

Особенность калейдоскопа заключается в том, что кроме развлекательных свойств он очень полезен для развития образного мышления. Калейдоскоп не просто игрушка. Рассматривание постоянно меняющихся узоров успокаивает нервы и расслабляет, а также является хорошей физкультурой для глаз, что благоприятно влияет на зрение. Кроме того, калейдоскоп— это ещё и цветотерапия. Созерцание цветных стёклышек оказывает целительное лечебное воздействие на организм. Терапевты доказали, что 15 минут рассматривания картинок в калейдоскопе сравнимо с пятью минутами искреннего здорового смеха.

Классический калейдоскоп рекомендуют детям в возрасте от 3 до 10 лет. Я использую в своей работе не только игрушку калейдоскоп, но и просмотр видеофайлов «Калейдоскоп цветов» по мультимедийной системе.

 «РАСКРАСКИ И ЦВЕТОТЕРАПИЯ»

Все знают, что дети любят раскраски, как интересное и веселое занятие. Родители любят детские раскраски за то, что ребенок хотя бы на небольшое время успокаивается и может посидеть спокойно на одном месте, занимаясь тихим и безопасным делом. Но если задуматься о том, какова роль раскрасок в развитии ребенка, то получится, что раскраски очень полезны и нужны детям.

Во- первых, ребенок учится держать правильно карандаш. У детей при раскрашивании развивается моторика рук, что тоже очень важно.

Во- вторых, ребенок учится правильно определять цвета и их оттенки, развивает фантазию и воображение. Кроме этого, раскрашивание - это занятие, которое успокаивает и расслабляет ребенка, учит сосредоточенности, усидчивости. Раскрашивание не является заменой детскому рисованию, которое очень важно для развития ребенка, эти два занятия нужно чередовать.

 «ЦВЕТНЫЕ КОВРИКИ»

Для создания этого пособия потребовались лишь цветные атласные ленты и пластмассовые решетки для мойки.

Дети с большим удовольствием плетут цветные коврики, развиваем не только мелкую моторику, но и изучаем, запоминаем цвет, считаем ленты и творим красоту.

 «ЗАЖГИ РАДУГУ»

Предлагаю детям «зажечь радугу», выкладывая дуги по знаменитой считалке: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или по стихотворению

Г.Лагздынь «Радуга»

В радуге – семь дужек,

Семь цветных подружек!

КРАСНАЯ дужка – ОРАНЖЕВОЙ подружка

ЖЕЛТАЯ дужка – ЗЕЛЕНОЙ подружка!

ГОЛУБАЯ дужка – СИНЕЙ подружка!

ФИОЛЕТОВАЯ дужка – всем дужкам подружка!

Закрепляем знаний цветов спектра по порядку

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАНЕТЫ»

Расселяем «жильцов» (картинки с изображением животных разных по характеру, явлений природы, растительного мира). Дети рассказывают почему расселили картинки именно так, придумывают про них истории. Можно включится в игру, создав проблемную ситуацию (на теплой желтой планете начались постоянные холодные дожди, дети придумывают выход из этой ситуации – поселяют на эту планету еще одно солнышко, дожди сразу прекращаются)

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ ДОЖДИК»

Пробегая под «теплыми» и «холодными» струями разноцветного дождя, я предлагаю детям изобразить мимикой или рассказать о своих эмоциях, которые у них вызывает тот или иной цвет. Малышу, который грустит предлагаю побегать под «теплыми» струями; активному - под «холодными». Можно побегать вдоль от «теплых» до «холодных» струй и обратно, изображая соответствующие эмоции. Таким образом, учу детей управлять своими эмоциями, меняя свое настроение, правильно ощущать цвета

 «ПОДБЕРИ ЦВЕТ»

Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету, прикладывая трафарет к цветной карточке. Игра развивает логическое мышление, внимание, учит подбирать предметы в определенной цветовой гамме.

РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «ЦВЕТОТЕРАПИИ» В ДЕТСКОМ САДУ.

Мир детства должен быть ярким и красочным и пробуждать в детях самые разные эмоции, управлять которыми мы должны их научить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: "Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста"

С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия ребенка. Он щурится от солнечного света, яркие игрушки вызывают у него восторг, и он тянется к ним руками...

Консультация для родителей. Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Влияние цвета на психическое состояние детей дошкольного возраста"...

Влияние классической музыки на психо-эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА"

Консультация для родителей "Влияние цвета на физическое и психическое состояние человека" С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Он также многогране...

Буклет "Влияние современных мультфильмов на психическое состояние детей дошкольного возраста"

Представлена информация о пагубном влиянии некоторых современных мультфильмов на развитие детией дошкольного возраста. Описаны рекомендации, которыми необходимо пользоваться родителям при выборе анима...