Картотека: пальчиковая гимнастика.
картотека (средняя группа)

Пальчиковая гимнастика – это уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие всех психических процессов. Ребенок хорошо запоминает стихотворные тексты, сопровождающиеся движением рук и пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_4-5.odt32.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Дружба»

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в альбомах

Будут дружно рисовать.

 

«Апельсин»

Мы делили апельсин!

(Кулачок- «апельсин» перед собой.)

Много нас,

(Левая рука растопырена — это «мы».)

А он один.

(Взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят,

(Отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят,

(Отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа,

(Отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа,

(Отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра,

(Отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура!

(Встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.)

Разозлился волк — беда,

Разбегайтесь кто куда!

(Руки прячем за спину.)

 

 

«Облака»

Облака, как паруса,

(Изобразить треугольник указательными пальцами.)

Мчит их ветер, гонит,

(Резко выдвинуть вперед одну руку, потом другую.)

Если много облаков -

(Руку выставить перед собой, все пальцы раздвинуты.)

Будет точно дождик.

(Постукивание указательным пальцем одной руки по ладони другой.)

Ну а если облака,

Как перо жар-птицы,

(Правую руку поднять вверх, пальцы раздвинуть.)

Будет солнышко с утра,

(Обе руки вверх, раздвинуть пальцы, развести руки в стороны.)

Защебечут птицы.

(Изобразить руками крылья.)

А столкнутся лоб об лоб -

(Кулак ударить о кулак.)

В тучу превратятся,

(Изобразить в воздухе большой круг.)

И тогда грохочет гром -

(Хлопки в ладоши.)

Это тучи злятся.

(Кулаки сжать, руки выставить перед собой.)

 

 

«Пальчики»

Большой пальчик сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несет,

Четвертый высыпает,

Самый маленький — шалун

Все, все, все съедает.

(Сгибать пальцы по очереди, начиная с большого.)

 

«Пальчики в лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот все глядел.

(В соответствии с текстом поочередно разжимаем сжатые в кулак пальцы.)

 

«Кораблик»

По реке плывет кораблик,

(Ладони соединить лодочкой.)

Он плывет издалека.

(Волнообразные движения руками.)

На кораблике четыре

(Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке.)

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке.

(Сложить обе ладони к макушке.)

У них длинные хвосты.

(Пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны.)

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

(Растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения.)

 

 

«Цветки»

Наши алые цветки

(Ладони соединить лодочкой перед собой — «молитвенная поза».)

Распускают лепестки,

(По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными.)

Ветерок чуть дышит,

(Подуть на руки-»цветки».)

Лепестки колышет.

(Подвигать пальцами вперед-назад.)

Наши алые цветки

(По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой — «молитвенная» поза.)

Закрывают лепестки,

(Покачать ладони вправо-влево.)

Головой качают,

Тихо засыпают.

(Положить голову на сложенные ладони.)

 

 

«Помощник капитана»

Палец указательный

Умный и внимательный.

Занят делом постоянно.

Он помощник капитана.

(Дети сжимают руку в кулачок, вытягивают указательный палец вверх и вращают им сначала в одну сторону, а потом в другую. То же самое делают другой рукой.)

 

«Приглашение в театр»

Дом с трубой, с высокой крышей,

Человек из дома вышел,

Он ворота открывает,

Всех нас в гости приглашает

- Мама, мама!

- Что, что, что?

- Гости едут!

- Хорошо!

Пальцы обеих рук соприкасаются между собой подушечками Ладони при этом не соприкасаются. Во время слов ребенка «хлопают» подушечки мизинцев, во время слов мамы «хлопают» большие пальцы.

Этот пальчик маленький

Мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот средний длинный

Он как раз по середине.

Этот указательный

Пальчик замечательный.

Большой палец хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся

Вместе дело спорится.

Растирать все пальчики, начиная с мизинчика.

 

 

 

Погрозить указательным.

Переплести пальцы в замок.

Разве это пальчики?

Да ведь это мальчики.

Этот вот большой толстяк

Любит хвастать просто так.

- Как дела? - спроси его,

Он подпрыгнет, скажет «Во!»

Если ослик мой не спит

Указательный грозит.

Всем он все показывает,

Всем на все указывает.

Этот пальчик злой мальчишка,

Стукнет по лбу, будет шишка.

Безымянный до утра

Выбирает имена.

Игорь Дуров - был циркач,

Лев Иванов - Детский врач.

«Солнце село спать пора.

Лучше выберу с утра».

А мизинец мой любимец.

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю.

Очень маленьких люблю.

Развести руками и показать все пальчики.

Показать большой палец, пошевелить им.

Выставить кулак вперед с поднятым большим пальцем.

Показать указательный палец, погрозить. Указывать на воображаемые предметы по 3 раза, перемещая палец почасовой стрелке 2 раза.

Показать средний палец, нахмуриться и сделать щелчок по лбу, потереть лоб.

 

Показать безымянный палец. Водить рукой в одну, а затем в другую сторону, показать на окно, и махнуть рукой.

Показать мизинец, с «любовью» посмотреть на него и поцеловать.

Танюша Наташе секрет рассказала.

Наташа Марине его прошептала.

Марина доверила тайну Светлане.

Светлана секрет рассказала Марьяне.

А Марианна сказала Танюшке.

Вот так подружки!

Соединяем прямые пальчики одной руки большой с указательным, указательный со средним, средний с безымянным, безымянный с мизинчиком. Если одной рукой без помощи трудно, то можно помогать другой.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики друзья,

Друг без друга им нельзя.

Показать большой палец. Сделать «шаги» указательным и средним пальцами. Сложить ладони «крышей» домика.

Соединять большой палец со всеми остальными.

Сцепить пальцы обеих рук в «замок».

Погрозить указательным пальцем.

Пальцев 5 на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец боковой

Называется большой.

Палец второй - указчик старательный,

Не зря называется он указательный.

Третий палец как раз в середине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвертый зовут безымянный,

Не поворотливый он и упрямый.

Совсем как в семье братец младший любимец,

По счету он пятый, зовется мизинец.

Показать все пальчики, пошевелить ими. Зажать пальчики в кулак, и разгибать начиная с большого, растирая их пальчиками другой руки.

 Раз, два - шли утята.

Три, четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко-громко запищал:

- Пи-пи-пи - не пищи!

- Мы тут рядом поищи!

Поочередно загибаем пальчики обеих рук.

 

 

 

Ритмично сгибаем и разгибаем пальчики обеих рук одновременно.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что все это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочет кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит риса ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко!

Поочередно разгибаем пальчики, начиная с мизинчика.

 

 

Соединить большой пальчик с мизинчиком.

Этот пальчик соловей,

Этот пальчик воробей,

Этот пальчик свиристель,

Этот пальчик коростель,

Этот пальчик злой орлан.

Птички, птички, по домам

Разгибать пальчики собранные в кулак, начиная с мизинчика.

 

Собрать все пальчики в кулак.

Будем пальчики считать!

1,2,3,4,5.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

Показать пальчики, затем разгибаем пальчики.

Произвольно пошевелить пальчиками.

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будет, безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали все - «Ура!»

На работу им пора.

Разгибаем пальчики, начиная с большого.

Расставить пальчики пошире и произвольно ими пошевелить.

СКАЧЕТ ЗАЙЧИК        

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальцы в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Шевелить ими в стороны и вперед.

МОЯ СЕМЬЯ        

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(ф. фребель)

Поочередно пригибать пальцы одной руки к ладошке, начиная с большого, а на слова «А вот и вся семья» другой рукой охватывать весь кулачок.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ        

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «Здравствуй!» говор

Я соседской курице.

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец!

Как живешь?

1. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться   кончиков  указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

2. Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средах, безымянных пальцев и мизинцев.

Сон

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко-крепко спит.

Тише, мыши, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Задание выполняется одной рукой.

УТЯТА        

Раз-два — шли утята.

Три-четыре — за водой.

А за ними плелся пятый.

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался —

Громко-громко запищал:

—  Пи-пи-пи!

— Не пищи!

Мы тут рядом, поищи!

Поочередно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

ЗАМОК

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Перебирать пальцами.

КРАБ        

Тихо, тихо краб ползет

И добычу стережет.

Передвигать пальцами правой (левой) руки вбок

Сороконожка

Две сороконожки

Бежали по дорожке.

Передвигать пальцами обеих рук вбок.

Качели

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись

(Т. Сикачева)

Разъединить нижние пальцы.

Выполнить движения вперед-назад несколько раз.

В вверх по лесенке

Вверх по лесенке шагаем,

И ступенечки считаем.

Раз, два, три, четыре,

Раз, два, три, четыре.

Выполнить движения пальцами вверх несколько раз.

Затем заменить в стихотворении первую строку на «Вниз по лесенке шагаем...» и выполнить движения пальцами вниз несколько раз.

ЦВЕТОК

        

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок, пион!

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладони немного округлить. Получается бутон. Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый цветок.

БРАТЬЯ        

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел

Задание выполняется одной рукой, затем двумя руками по очереди.

ЦЕПОЧКА

        

Пальчики перебираем

И цепочку получаем

Большой и указательный пальцы  левой руки соединить в кольцо. Через него попеременно пропускать колечки из пальцев правой руки: большой — указательный, большой — средний и т. д. Упражнение можно варьировать, меняя положение  пальцев. В этом упражнении участвуют все пальцы.

Грибы

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб сорвал,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот лишь смотрел.

Задание выполняется правой (левой) рукой. В течение 4-й недели задание выполняется двумя руками одновременно:

-на каждый счет раскрывать по одному пальцу, начиная с большого;

пошевелить всеми пальцами;

-на каждую следующую строку загибать по одному пальцу, начиная с мизинца;

-на последнюю строку большой палец не загибать.        

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять.

Задание выполняется одной (двумя) рукой: на каждый счет раскрывать по одному пальцу, начиная с большого; пошевелить всеми пальцами; сжимать по очереди пальцы в кулак, начиная с мизинца; сжать и разжать все пальцы.

Семья

Этот пальчик — дедушка.

Этот пальчик — бабушка.

Этот пальчик — папочка.

Этот пальчик — мамочка.

А вот этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Поочередно пальцами правой руки дотрагиваться до пальцев левой руки. Сделать семь хлопков всеми пальцами.

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне,

Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Развести пальцы рук.

Всем лепесткам красоту и питанье

Ритмично двигать пальцами вместе-врозь.

Дружно дают под землей корешки.

Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Сжимать и разжимать пальцы.

Семья

Этот пальчик - дедушка (большой),

Этот пальчик - бабушка (указательный),

Этот пальчик - папочка (средний),

Этот пальчик - мамочка (безымянный),

Этот пальчик - я (мизинец).

Вот и вся моя семья.

Хлопать в ладоши.

Дождик капает

Дождик капает,

Дождик капает.

Кап -кап-кап.

Кап-кап-кап.

Пальчики обеих рук постукивают по столу.

Кого встретили в лесу?

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети в лес пошли гулять.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Там живет лиса.

Рукой показать хвост за спиной.

Там живет олень.

Пальцы рук разведены в стороны.

Там живет барсук.

Кулачки прижать к подбородку.

Там живет медведь.

Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

Пальцы обеих рук делают "крышу".

Ну, а к дому путь закрыт.

Руки повернуты ладонями к груди,

средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".

Мы ворота открываем,

Ладони разворачиваются.

В этот домик приглашаем.

"Крыша".

 

Индюк

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.

Пальчики обеих рук "идут" по столу.

 

Новые кроссовки

Как у нашей кошки

На ногах сапожки,

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка - новые кроссовки.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Вот так. Вот так.

Новые кроссовки.

"Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.

Гости

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка - ну, пожалуйста.

Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

Кто приехал?

Кто приехал? Мы, мы, мы.

Хлопать кончиками пальцев.

Мама, мама, это ты? Да, да, да.

Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Большие и средние пальцы.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.

Большие и безымянные пальцы.

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

Большие пальцы и мизинцы.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопки на счет.

Вышел пальчик погулять.

Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони.

Только вышел из ворот -

Глядь, другой к нему идет.

Присоединяется средний палец.

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий, выходи.

Затем - безымянный.

Вместе встанем в хоровод -

Вот.

Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.

Строим дом

Целый день тук да тук -

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.

Молоточки стучат,

 Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

Пальцы соединить, показать "крышу".

Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.Пять и пять

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.

Сжимание - разжимание пальцев рук.

Повернулись, улыбнулись,

Вращение кистей рук.

В кулачок опять свернулись.

Вот какие молодцы. Стучать кулачками.

Яблонька

У дороги яблонька стоит,

Руки сплести над головой, пальцы разжаты.

На ветке яблочко висит.

Сложить запястья вместе.

Сильно ветку я потряс,

Руки над головой, движения вперед-назад.

Вот и яблочко у нас.

Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко.

В сладко яблочко вопьюсь,

Соединить запястья, ладони развести.

Ах, какой приятный вкус.

Дружба

Дружа в нашей группе

Девочки и мальчики.

Соединять пальцы в "замок".

С вами мы подружим

Маленькие пальчики.

Касание кончиков пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять -

Начинай считать опять.

Парное касание пальцев от мизинцев.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы закончили считать.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Прогулка

Пошли пальчики гулять,

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу.

А вторые догонять.

По столу "бегут" указательные пальцы.

Треть пальчики бегом,

Средние пальцы.

А четвертые пешком.

Безымянные пальцы.

Пятый пальчик поскакал

Касаться стола ритмично обоими мизинцами.

И в конце пути упал.

Хлопнуть кулаками по столу.

                 

Засолка капусты

Мы капусту рубим,

Движения прямыми кистями вверх-вниз.

Мы морковку трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,

Имитировать посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.

Интенсивно сжимать и разжимать пальцы на обеих руках.

Наперегонки

Мы по лесенке бежали

И ступенечки считали:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли дети погулять,

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

Клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами.

                 

Развиваем мелкую моторику.

Пальчиковая гимнастика № 2. 1. Гуси нападают :-)) 

Гуси песни распевали: "Га-га-га, га-га-га." Большой пальчик ритмично прижимаем к остальным, плотно сложенным вместе. (как первое движение в песне "на танцующих утят быть похожими хотят").

посидели, Сжатые кулачки на коленях.

поклевали, Соединили все пальчики в щепотку на каждой руке и "клюём" по коленям.

Маму с Димой пощипали: "Ха-ха-ха, ха-ха-ха!" Пальчики сложены в щепоточки, легонько пощипываем друг друга.

Но от них мы убежали. Да-да-да!

Шагаем всеми пальчиками обоих рук по коленкам, как сороконожки.

Более сложный вариант: Все пальчики загнуты, кроме указательного и среднего. Ими мы перебираем, как человечки двумя ногами.

 2. Непослушная считалка.

Сколько пальчиков у нас? Руки согнули в локтях, растопырили пальчики и крутим кистями рук в разные стороны.

Посчитаем?

  Это - раз!

Загибаем?

  Это - два!

Продолжаем?

  Три, четыре...

Где же пятый?!

  Во - смотрите!

Продолжаем на другой:

Вот шестой, седьмой, восьмой....

Пиф-паф ой-ой-ой!!!

Да, девятый - он такой!  

Загибаем одной рукой пальчики на другой руке. На пятый пальчик показываем знак "Во!" (пальчики в кулак, большой отогнут).

Переходим на другую руку и опять загибаем, начиная от мизинца. Когда загнем 8 пальчик, получится "пистолет" из которого стреляем.

Совсем маленькие загибают пальцы другой рукой, а у кого получается пальчики загибают без помощи.

Сколько пальчиков всего?

- Ровно десять! О-го-го!!!! То же, что и на первую строчку.

                

ЗамОк!

Этот детский стишок у нас был любимый. Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочекJ.

 

Ягодки

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

 

Рыбки

Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

 

Пальчиковые игры: Зимняя прогулка

(Загибаем пальчики по одному)

Раз, два, три, четыре, пять

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Бабу снежную лепили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

Птичек крошками кормили,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

А ещё в снегу валялись.

(Отряхиваем ладошки)

Все в снегу домой пришли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

ПАУЧОК

Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

"Паучки" ползают по голове.

***

ЧЕРВЯЧКИ

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три ,четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает

Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

Головой она кивает,

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз

Каркает:"Вот и обед !"

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер

Глядь -

разводим руками

а червячков уж нет!

Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

ВЕТЕР

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

А под пальмой краб сидит

и клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

Ладони соединенены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). "Машем"ими в воздухе.

И за рыбками ныряет,

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

А под пальмой...

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка

По городу бежит,

(Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.)

Глядит ко всем в окошки,

(Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.)

И пальчиком грозит:

(Грозим пальчиком)

"А кто не лёг в кроватку?

(Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).)

А кто не хочет спать?

(Переворачиваем руки на другой "бок".)

Такого непослушного

Я буду щекотать!"

(Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.)

ПЯТЬ УТЯТ

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой.

Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

"Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

ПЧЁЛКИ

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Заглядываем в "улей".

Надо в дом постучать,

Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, Где же эти пчёлки?

Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки

Стали вдруг вылетать:

Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают)

Раз два, три, четыре, пять!

ШЛА КУКУШКА

Шла кукушка мимо рынка,

Идём по столу на выпрямленых указательном и среднем пальцах (остальные поджаты).

У неё была корзинка,

Ладони соединяются "ковшом" (корзинка).

А корзинка на пол - бух!

Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.

Полетело десять (девять, восемь) мух!

Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи). Количество разогнутых пальцев соответствуют тексту.

УЛИТКА

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

В домике она сидит,

"Улитка" раскачивается истороны в сторону.

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт

Ползёт вперёд по столу,

Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт

"Улитка" заползает на "цветочек"

Лепесточки погрызёт.

"Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка).

Рожки в голову втянула,

Рука "улитка" "втягивает рожки" (сворачивается в кулак)

В домик спряталась, заснула.

"Цветочек" (вторая рука) закрывается, пряча "улитку в бу

25

Три весёлых братца

Гуляли по двору,

Три весёлых братца

Затеяли игру:

Делали головками -

Ник-ник-ник,

Пальчиками ловкими -

Чик-чик-чик,

Делали ладошками -

Хлоп-хлоп-хлоп,

Топотали ножками -

Топ-топ-топ!.

24

Тихо, тихо мышка идет,

а кот лежит на кровати.

И если мышь не пискнет сейчас (здесь "мышка" должна громко пискнуть),

сразу схватит.

Вместо "пискнет" кот может спеть "хлопнет", "топнет", "прыгнет" ну и до бесконечности.

23

Змея ползет своей тропою.

Как лента по земле скользит.

А мы движение такое

Рукою можем с вами повторить.

Весь день стоит в болоте цапля

И ловит клювом лягушат.

Не трудно так стоять ни капли

Для нас, для тренированных ребят.

Мартышка к нам спустилась с ветки

Мартышек надо обожать!

Ведь обезьяны - наши предки,

А предков, детки, надо уважать.

Зверей на свете очень много -

Мартышек, кошек, птиц и змей...

Но человек - он царь природы,

И должен знать повадки всех зверей.

22

Как на (Настины) именины

Испекли мы каравай.

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Вот такой вышины,

Вот такой нижины.

Каравай, каравай,

Кого хочешь выбирай.

Я люблю, конечно, всех,

Но ... (имя ребенка)больше всех."

Руками показываете вышину, нижину и т.д.

21

Мы топаем ногами, мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками, качаем головой,

Мы ручки поднимаем, мы ручки опускаем,

Мы ручки подаем и бегаем кругом,

Ля-ля-ля-ля………

( соответственно, делается все, о чём поется. Там, где "ручки подаем" ребенок протягивает ручки маме и начинает бегать по кругу. Эта кульминация очень веселая вещь.)

20

Звонко хлопаем в ладоши, посмотри-ка, посмотри,

Звонко хлопаем в ладоши, раз, два, три и раз, два, три.

А теперь скорей, скорей шлепай, шлепай веселей,( шлепаем по коленочкам)

Кулачками тук-тук-тук, это звонкий перестук,

( сжимаем ладошки в кулачки и стучим друг о дружку)

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,

И пальчики попляшут у маленьких ребят.

(стараемся пошевелить пальчиками).

А теперь скорей, скорей хлопай, хлопай веселей.

19

Для начала мы в ладоши

Будем звонко ударять,

Видишь день какой хороший,

Так и хочется плясать

Топай, топай веселей,

Свои ножки не жалей

Топай, топай веселей,

Свои ножки не жалей

Вот как наши ручки пляшут,

Посмотри-ка, посмотри

Звонко хлопаем в ладоши,

Раз, два, три и раз, два, три.

А теперь давай вприсядку,

Всех мы будем удивлять.

Гости скажут: "Как ребятки

Научились танцевать!"

18

У дедушки Трифона

Семеро детей

Семеро детей

Семь сыновей

С такими глазами

С такими бровями

С такими носами

С такими ушами

С такими зубами

С такими губами

С такими плечами

С такими ногами

Они не пили, не ели,

Всё на дедушку глядели,

И всё делали вот так…

17

Есть у любого два кулачка.

Хлопнул один по другому слегка.

Ну а ладошки не отстают,

Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,

До чего стараются.

А ладошки тут как тут,

Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,

Громко хлопать стали,

А ладошки-баловницы

Тоже не отстали.

16

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так походи,

Вот сяк походи.( любые движения )

Заинька, подбодрись,

Серенький, подбодрись,

Вот так подбодрись,

Вот сяк подбодрись.( ручки в бока)

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так топни ножкой,

Вот сяк топни ножкой.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так повернись,

Вот сяк повернись.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так попляши,

Вот сяк попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так поклонись,

Вот сяк поклонись.

15

У Маланьи у старушки (идти покачиваясь)

Жили в маленькой избушке

(показать какая маленькая от земли)

Семь сыновей,

(семь пальчиков, если малышу это сложно, то можно показать рукой мал, мала, меньше)

Все без бровей,

Вот с такими носами,

Вот с такими усами,

Вот с такими ушами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели, (изображать все)

На Маланью всё глядели,

(растопыренные ладошки над глазами изображают ресницы, поморгать)

И всё делали вот так…( любые движения )

14

-Как живёшь?

-Вот так!

(известный жест - кулак с оттопыренным большим пальцем)

- Как плывёшь?

- Вот так!

- Вдаль глядишь?

- Вот так!

- Ешь обед?

- Вот так!

- Машешь вслед?

- Вот так!

- Утром спишь?

- Вот так!

- А шалишь?

- Вот так!

13

Как по улице воробышек гуляет-

Он гуляет,

Он гуляет,

Он гуляет!

Как он с камешка на камешек порхает-

Он порхает,

Он порхает,

Он порхает!

Как устал воробей, утомился-

Утомился,

Утомился,

Утомился!

Он камешек, воробышек, садился-

Он садился,

Он садился,

Он садился,

Да как стал наш воробышек дремати-

Он дремати,

Он дремати,

Он дремати!

Да как стал воробей засыпати-

Засыпати,

Засыпати,

Засыпати!

Да как стал воробей шевелиться-

Шевелиться,

Шевелиться,

Шевелиться!

Да как стал воробей подниматься-

Подниматься,

Подниматься,

Подниматься!

Ещё стал воробей танцевати-

Танцевати,

Танцевати,

Танцевати!

12

Если весело живется - делай так-

(повторить 3 раза)

Если весело живется мы друг другу улыбнемся,

Eсли весело живется - делай так (показывать при этом какое-либо действие) .

11

Летит, летит птица,

К нам летит

(Размахиваем руками, как крыльями)

Кричит эта птица:

"Кур-курлы!

Кур-курлы!"

(даже , если ребенок не повторяет, то слушает с удовольствием)

Крылья у птицы

Вот такие,

Вот такие!

(показываешь, какие большие крылья у птицы и машешь ими)

Клюв у этой птицы

Вот такой

Вот такой!

Шея у птицы

Вот такая,

Вот такая!

Хвост у этой птицы

Вот такой,

Вот такой!

А ноги у птицы

Вот такие,

Вот такие!

(всё перечисленное показываем)

Ходит эта птица

Такими шагами,

Такими шагами,

(показываем какими шагами: мелкими, крупными)

Синяя та птица

Вот такая,

Вот такая!

(цвет птицы нужно выбрать по цвету одежды ребенка: белая, голубая или др. . )

10

."Чок-чок, каблучок,

Мы танцуем гопачок " (ножку на пяточку ставим и топаем)

9

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(Присесть и руками над головой изображать ушки)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть(Хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

надо зайке поскакать.(Прыжки)

Зайку волк напугал

Быстро зайка убежал (Бег)

8

Хомка, хомка хомячок, полосатенький бочек (показываем полоски)

Хомка раненько встает (потягиваемся)

Щечки моет, носик трет (все проделываем)

Ушки моет, носик трет,

Ручки моет, ножки трет.

Подметает хомка хатку и выходит на зарядку:

Он топает ногами топ топ топ

Он хлопает руками хлоп хлоп хлоп

Кивает головой

Он ручки поднимает

Он ручки опускает

Он ручки подает и водит хоровод (дети водят хоровод)

7

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

(Руки на пояс, повороты головы вправо-влево)

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

(Ноги на ширине плеч, руки вверх, наклоны туловища вправо-влево)

Вперевалочку ходили,

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

(Ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали,

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали.(Свободный танец)

Вот болотце на пути,

Как его нам перейти?

Прыг да скок, прыг да скок,

Веселей скачи, дружок.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

6

Мишка с куклою громко топают,

громко топают, посмотри.

и в ладошки звонко хлопают,

звонко хлопаю, раз-два-три.

5

К небу потянулись,

К земле нагнулись,

Покружились-покружились

И на травку повалились. Бух!

4

Руки складываются в замок Поем :

На двери висит замок

Кто ее открыть бы мог

Постучали (делаем все, что поем),

Покрутили

Потянууууули

и открыли..

(расцепляем пальчики)..

3

Вышли детки на лужок,

Заглянули под кусток (садимся на корточки)

Увидали зайчика, погрозили пальчиком (грозим пальчиком).

Ты, зайчишка, не спеши, свои лапки покажи (показываем)

Ножками потопай, ручками похлопай (топаем, хлопаем).

Наш веселый хоровод дружно песенку поет (водим хоровод),

Ай-лю-ли, ай-лю-ли, дружно песенку поет.

Мы захлопали в ладошки дружно, веселее.

Застучали наши ножки громче и быстрее.

По коленочкам ударим тише-тише-тише

Ручки-ручки поднимаем выше-выше-выше.

Закружились наши ручки, ниже опустились,

Покружились, покружились и остановились. (ребенок кружится)

2

Как у нас во дворе рано утром на заре

Наши курочки в окно ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопаем ручками по бокам)

Наши гуси у пруда га-га-га, га-га-га (ручками показываем, как гуси га-га)

А коровки му-му (кулачки к головке прижимаем)

Ничего я не пойму (разводим руками).

1

Как на пишущей машинке две хорошенькие свинки

туки-туки-туки-тук , туки-туки-туки-тукю

и постукивают, и похрюкивают,

хрюки-хрюки-хрюки-хрюк, хрюки-хрюки-хрюки-хрюк.

(Все показываем, мотаем головой - нам весело)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Консультация для родителей для чего нужна пальчиковая гимнастика.Картотека пальчиковых игр.

Консультация для родителей для чего нужна пальчиковая гимнастика.Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста....