Проект "Чистые ладошки"
методическая разработка

Зайцева Алсу Гильфановна

Культурно-гигиенические навыки у ребенка формируются с младенчества, когда родители дома приобщают его к чистоте и опрятности. В дошкольных учреждениях этому уделяется особое внимание, и  у ребенка не только воспитывают аккуратности, но и развивают самостоятельности в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность.

           

        В образовательных учреждениях, при любом виде деятельности ребенка учитывается безопасность и сохранность здоровья, в том числе и чистота рук.

Традиция мыть руки перед едой и после, появилась в далеком прошлом, так как отсутствовали столовые приборы, и на стол вместе с едой подавалась чаша для отмывания рук. Эта традиция превратилась в условный рефлекс, и многие не задумываются, что этим спасают себя от многих серьезных болезней, которые несут микробы, бактерии и вирусы.  

Генеральной Ассамблеей  ООН совместно с Детским фондом ЮНИСЕФ и Всемирной организацией здравоохранения в 2008 году принято решение о проведение ежегодно 15 октября «Всемирного дня чистых рук». И если раньше мы не до конца осознавали важность этого дня, то в период буйства коварного коронавируса, эта дата приобрела особую ценность. А правила мытья рук стали “золотыми правилами здоровья”. В современном обществе, как и раньше, лозунги «Мойте руки перед едой!» и «Чистота рук – залог здоровья!» можно использовать  как девиз или кредо жизни.

Культурно-гигиенические навыки у ребенка формируются с младенчества, когда родители дома приобщают его к чистоте и опрятности. В дошкольных учреждениях этому уделяется особое внимание, и  у ребенка не только воспитывают аккуратности, но и развивают самостоятельности в этом направлении.

Во время своей педагогической деятельности, я отметила, что встречая детей и напоминая им, что надо мыть руки после улицы, они не всегда делают это охотно, многие не используют мыло.

С помощью данного проекта, я решила исправить эту проблему, не только среди детей, но и привлечь их родителей, что не менее  меня были заинтересованы.  

 Главная задача этого дня – привлечь внимание к своевременному и правильному мытью рук, ведь это самый эффективный способ не только защитить себя от заболеваний, но и остановить их рост. А учитывая сегодняшнюю ситуацию, эта проблема, как никогда, актуальна.

Вид проекта: позновательно-исследовательский.

Участники проекта: дети разновозрастной группы (5-7 лет), воспитатели, родители группы.

Продолжительность: краткосрочный.

Цель проекта: Формирование у участников образовательного процесса основ здорового образа жизни, осознанного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Для решения поставленной цели выделены следующие задачи:

  • Продолжить развивать представления о том, что такое здоровье и как его поддерживать.
  • Развивать навыки гигиены рук.
  • Расширять знания о необходимости мыть руки и последствиях приема пищи грязными руками.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Развивать умение самостоятельно определять возможные способы решения.
  • Повышение эффективности педагогического процесса на основе совместной деятельности всех участников; образовательного процесса.
  • Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности по оформлению выставок и проведению совместных мероприятий.
  • Улучшить рефлексию взаимоотношений родителя с ребенком.

          Эти задачи реализуются в разнообразных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, позновательно-исследовательской, продуктивной, художественно-эстетической.

         Данный проект разработан в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На первый план выдвигается развивающая форма образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания.

           При разработки проекта соблюдались следующие принципы:

  • принцип доступности;
  • принцип развивающего обучения, целью которого является развития ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической приминяемости;

предусматривает решение программных задач в совмесной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

 Формы и методы реализации проекта

Непосредственно образовательная деятельность;

Рассматривание иллюстраций, фотографий;

чтение произведений художественной литературы;

 беседы с использованием кейс - технологии;

выставки творческой работы;

индивидуальная работа с детьми;

игровая деятельность;

взаимодействие с семьей.

Предполагаемые результаты:

К концу проекта 100% детей могут правильно мыть руки и могут обосновать последствия «грязных рук»,

Дети могут научить младших дошкольников правильной последовательности мытья рук.

Привычка мыть руки станет нормой поведения ребенка. Нормой такой же естественной, как здороваться при встрече или прощаться при расставании.

                                           План реализации проекта:

Образовательная область

Совместная работа с детьми

Совместная работа с родителями

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Образовательная деятельность «Чистота рук – залог здоровья»

Экспериментирование в домашних условиях

Речевое развитие

Познавательное развитие

Чтение художественной литературы «Мойдодыр»

Заучивание потешек

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Пальчиковые игры

Консультация для родителей

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Просмотр мультфильма

Художественное эстетическое развитие

Изготовление газеты

Сбор и обработка информации

Конспект образовательной деятельности

«Чистота рук – залог здоровья»


Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста мотивацию к здоровому образу жизни.

Задачи: 

  • знакомить детей со свойствами мыла;
  • развивать элементарные способы исследовательской деятельности;
  • развивать диалогическую форму речи детей;
  • закреплять навыки самообслуживания;
  • воспитывать положительные привычки (умывание, мытье рук).

Словарная работа: мыльница, мыло, мыльная пена, кран, вода, раковина.

Ход занятия:

В группе раздается звук телефона. Воспитатель берет телефон и на громкой связи разговаривает по телефону.

 -Алло, вы позвонили в детский сад группу 8. Кто говорит?

- Помогите, помогите, мой Мишутка заболел.

   У него болит животик, у него болит и ротик,

Ничего не помогает. Что же делать? Как же быть? (связь обрывается).

Воспитатель: Ребята! Это мама Медведь, как вы думаете что у них случилось? (на экране появляются картинки-подсказки)

Ответы детей: у него грязные руки, не мытые продукты ел, сел за стол с грязными руками, не хочет мыть руки.

Воспитатель: Ребята, а кто ему может помочь?

Ответ детей: Врач.

(Приглашаем медсестру)

Воспитатель: Чтобы помочь Мишутки, нам надо знать как он смог заболеть? Объясните пожалуйста.

Медсестра: (на экране картинки микробов и бактерий) Микробы и бактерии оседают на руках, и могут там развиваться и жить до трех часов. Они являются источниками различных болезней. Поэтому руки мыть с мылом надо перед едой и после улицы, после посещения магазинов. Раньше вместо мыла использовали глину или песок) (достает чемоданчик и говорит, что где то потеряла мыло которое можно передать Мишутке, но если бы у нас были материалы, мы могли бы сделать мыло.)

Воспитатель: А у нас есть. Можем помочь и сделать.

Практическая часть:

Мы натёрли детское мыло без запаха на мелкой тёрке.

Мыльную основу мы поставили на водяную баню

Аккуратно всё перемешали, чтобы получилась однородная масса.

Затем мы добавили пищевой краситель.

Готовое мыло мы разлили по формочкам и оставили застывать.

Воспитатель: Ребята, давай это мыло отправим Мишутки.

Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки»

Задачи:

1. Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни.

2. Воспитывать привычку, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом, умение устанавливать последовательность действий.

3. Разучить потешку.

4. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

6. Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.

Ход действий:

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть

Надо с мылом и водой дружить

Каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же - «Не забудь помыть руки

Кто ЗНАЕТ зачем нужно постоянно мыть руки? Они же и так чистые! (Ответы детей)

Правильно ребята «На руках, как и на всех окружающих предметах, содержится множество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать очень сильные заболевание»

Давайте сейчас посмотрим на наши ручки (повернув их ладошками в верх, Полина ты видишь там микробов (Ответ ребенка) Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядетьтолько под микроскопом. Микробы живут везде - в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных, игрушках и других предметах.

А что нам поможет избавиться от этих микробов? Отгадайте!

Это наш хороший друг

Терпеть не может грязных рук.

На грязь оно сердится,

В руках оно вертится,

Запенится вода.

От страха грязь бледнеть начнет

И побежит, и потечет,

Исчезнет без следа.

А руки станут чистыми,

Душистыми, душистыми

Узнали без труда.

-.Правильно, конечно, все микробы боятся мыла с водой. Вода и мыло - настоящие друзья. Они помогают уничтожить микробы.

Что же детям пригодиться,

Чтобы начисто умыться?

Нам нужна водица.

Что с рук грязь смывает?

Мыло детям помогает.

Чисто-чисто умывались.

Чем же дети вытирались? Полотенцем.

В умывальник мы идем,

Мыло и полотенце сейчас найдем!

Дети вместе с воспитателем проходят в туалетную комнату.

Правила правильного мытья рук: (При обсуждении этого вопроса используем показ плаката «Алгоритм мытья рук»).

Закатай рукава.

Намочи руки.

Возьми мыло и намыль руки до появления пены.

Потри не только ладони, но тыльную их сторону.

Смой пену.

Проверь, хорошо ли ты вымыл руки.

Вытри руки.

Проверь, сухо ли ты вытер руки - приложи тыльной стороной к щеке.

(Прошу некоторых детей, а потом и всех продемонстрировать все стадии мытья и вытирания рук.)

Ребята, давайте мы прямо сейчас дадим торжественное обещание, о том, что всегда будем дружить с мылом и водицей.

Торжественное обещание

1. Чтоб в грязнулю и неряху

Мне не превратиться,

Обещаю каждый день чисто-чисто. (мыться)

Быть хочу я очень чистой,

А не чёрной галкой,

2. Обещаю я дружить с мылом и. (мочалкой)

3. А ещё, два раза в сутки

Обещаю чистить. (зубки)

4. Обещаю всем кругом

Быть послушным малышом.

Ходить чистым и опрятным,

Очень, очень. (аккуратным).

Воспитатель завершает беседу предложением разучить потешку:

Мойся мыло не ленись

Не выскальзывай,не злись,

Ты зачем опять упало,

Буду мыть тебя сначала.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Чистоплотные дети

Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.

Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).

Затем воспитательница говорит: "Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: "Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова "волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), "купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).

Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем? ” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, платок.

Что нужно кукле!

Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.

Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

Ход игры. Воспитательница знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: "Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем? ”

Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Воспитательница направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например она говорит: "Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем? Наш; кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет? ”

Что ты можешь о них сказать?

Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.

Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь? ” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло? ”

Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло? ”

Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)

Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло? ” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным? ” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома? ”.

В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

"Водичка, водичка!"

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? — Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

"Чистые ручки"

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

"Сделаем лодочки"

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

засучить рукава взрослый произносит потешку:

"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";

открыть кран;

сложить ладони рук "лодочкой";

намылить «как рукавички»

подставить руки под струю воды;

закрыть кран;

стряхнуть воду или отжать «замочком»

вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

"Мыльные перчатки"

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки — белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Консультация для родителей 

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

В семье появляется ребенок и родители задумывается — когда нужно начинать воспитывать своего ребенка. Воспитание ребенка начинается с первых дней его жизни. Правильно развивающиеся дети к концу младенческого периода достигают хорошего развития, проявляют живой интерес к окружающему. Их речь становится понятной» приобретаются некоторые навыки развивается привязанность к родным и близким. Важнейшей задачей является воспитание моральных качеств, положительных черт характера и навыков поведения.

Культурно — гигиенические навыки в общей системе воспитания ребенка имеет большое значение. Гигиенические привычки помогают вырастить детей здоровыми и крепкими. С раннего возраста надо приучать детей мыть руки перед едой, ходить чистыми, вытирать ноги, больше быть на свежем воздухе — это в значительном предохраняет их от заболевания.

Первые 3 года жизни — благоприятное время для воспитания навыков культурного поведения. Приучая детей к порядку и чистоте, мы воспитываем в них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и к труду взрослых. Если дети будут аккуратно вытирать ноги, входя в помещение, открывать дверь за ручку, а также не лениться поднять бумагу с пола, они привыкнут вести себя культурно и вместе с тем беречь труд взрослых по поддержанию чистоты.

Чистоплотность — это один из необходимых навыков культурного человека. Начиная с 3 лет ребенка нужно приучать мыть руки и насухо вытирать их полотенцем. Родители приучают ребенка аккуратно и; бережно обращаться со своими вещами, одеждой. Ему отводят постоянное место для хранения одежды, вешалку для пальто прибивают на уровне роста ребенка. Взрослые напоминают детям, чтобы они не брали пальто, платье, а вешали на отведенном месте и постоянно следить за этим.

Маленькому ребенку нужно показывать, объясняя все действия, как надо складывать свою одежду, для чего это делается.

Аккуратно пользоваться вещами, умение вести себя в общественных местах должны прочно войти в поведение ребенка. Соблюдение правильных навыков во время еды крайне важно для здоровья детей, для воспитания у них общей культуры поведения. Дети должны есть в определенное время сидеть за столом пряма, а не бегать с куском хлеба. Неупорядоченная еда вредна для здоровья, это влияет на пищеварение, ослабляет аппетит. Для воспитания культурных привычек еды очень важна правильная сервировка стола. Красивый вид стола вызывает аппетит и положительно влияет на усвоение культурных привычек. Детей надо приучать пользоваться салфеткой. Во время приема пищи дети не должны разговаривать. Надо категорически запрещать детям брать в рот предметы с пола, пить с общей кружки, есть немытые овощи и фрукты.

Для маленького ребенка имеет важное значение пример близких ему людей. Культурные привычки отца и матери — это образец для подражания. Поэтому потребности в чистоте и порядке у детей могут воспитывать лишь те родители, которые сами придают этому большое значение и лично выполняют правила

гигиены.

При воспитании навыков желательно создавать последовательность и постепенно их усложнять.

Большое значение для закрепления культурно — гигиенических навыков имеет интересные рассказы, стихи, картинки. Взрослым приходиться терпеливо и упорно добиваться от детей выполнения установленных правил. Нужна большая настойчивость и согласованность между всеми членами семьи.

При воспитании привычек бывает ряд затруднений. Медлительность не должна пугать родителей. Это зависит от особенностей нервной системы ребёнка. Дети все усваивают медленно, но прочно. К этим детям надо относиться с большим терпением, необходимо часто подбадривать, вовремя похвалить.

Бывают случаи, когда дети относятся отрицательно к гигиеническим процедурам. Необходимо сформировать положительные отношения к санитарным мероприятиям. Например, ребенку, который не любит умываться, предложить вымыть в теплой воде куклу. Это поможет вызвать желание обращаться с мылом и водой.

Вдумчивое, упорное воспитание сформирует у детей необходимые привычки и заложит прочные основы культурного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Интегрированная НОД с применением рисования ладошками «Я веселый осьминожка, я живу в твоей ладошке» в младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество (рисование) .Цель: познакомить детей с обителями подводного мира, превратить рисование в веселую игру и зарядить детей поло...

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Музыкальное развивающее занятие с мамами и папами в студии "Ладошка в ладошке"

Данное занятие было опубликовано в журнале "Музыкальный руководитель" 2012 - 3....

Праздники с родителями. День 8 Марта "Ладушки - ладошки" Конспект развлечения «Ладушки - ладошки» к международному женскому дню 8 Марта» для младшей группы

Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, любви и нежного отношения к матери; поддерживать стремление детей к импровизации. Показать значимый для ребенка образ мамы....

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»

Мастер-класс для родителей по знакомству с техникой изображения ладошками «Волшебные ладошки»"Мастер - класс "Волшебные ладошкиЗадачи.1. Привлечь внимание родителей к важности развития изобразительног...

Для детей. Раз ладошка, два ладошка

Презентация состоит из 4 частей. Рисование с помощью ладошек, пальчиков и ножек очень понравиться вашим малышам, а яркие картинки вам помогут....