Опыт работы по теме: «Здоровое поколение и экология!»
консультация (старшая группа)

Петрова Эльвира Александровна

Актуальность опыта работы: Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование основ здорового образа жизни. Нам, как педагогам необходимо научить ребенка правильному выбору полезного для здоровья и отказа от вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Здоровье зависит не только от индивидуально-генетических факторов, но и от социально-экологических и экономических условий существования. Становится очевидна связь экологии и здоровья, ведь загрязнённый воздух и вода, некачественные продукты питания негативно воздействуют на организм, ухудшают самочувствие ребёнка, тормозят процессы физического и умственного развития. Поэтому важнейшая задача педагога – научить детей заботиться о своём здоровье и об окружающей среде.

Мы часто говорим детям: «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Но как оказалось, не всякая вода и не всякий воздух полезен, и солнце в одном случае дарит здоровье, в другом вредит. Поэтому необходимо научить детей понимать важность и необходимость заботы об окружающей среде, защиты своего здоровья от неблагоприятных экологических факторов, ведь проблема экологии и здоровья детей не ограничивается сегодняшним днем и касается не только нынешнего подрастающего поколения, но и всех нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovoe_pokolenie_i_ekologiya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:


Опыт работы по теме:
«Здоровое поколение и экология!»

Подготовил воспитатель:
ГБДОУ детский сад № 52 Колпинского р-на
Санкт-Петербурга
Петрова Эльвира Александровна

2023год

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.


       
Актуальность опыта работы: Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у детей представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование основ здорового образа жизни. Нам, как педагогам необходимо научить ребенка правильному выбору полезного для здоровья и отказа от вредного, привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Здоровье зависит не только от индивидуально-генетических факторов, но и от социально-экологических и экономических условий существования. Становится очевидна связь экологии и здоровья, ведь загрязнённый воздух и вода, некачественные продукты питания негативно воздействуют на организм, ухудшают самочувствие ребёнка, тормозят процессы физического и умственного развития. Поэтому важнейшая задача педагога – научить детей заботиться о своём здоровье и об окружающей среде.

Мы часто говорим детям: «солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Но как оказалось, не всякая вода и не всякий воздух полезен, и солнце в одном случае дарит здоровье, в другом вредит. Поэтому необходимо научить детей понимать важность и необходимость заботы об окружающей среде, защиты своего здоровья от неблагоприятных экологических факторов, ведь проблема экологии и здоровья детей не ограничивается сегодняшним днем и касается не только нынешнего подрастающего поколения, но и всех нас.

Проблема. Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Человек и его место в природе.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека. Я уверена в том, что для того, чтобы раскрыть перед ребенком красоту природы и научить видеть ее воспитатель должен уметь в гармонии с природой и увлекать детей своим примером. Мы знаем, дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо различают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода к экологическому воспитанию является создание среды, в которой взрослые личным примеров демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно по мере своих возможностей вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Цель и задачи - способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:

- доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде, ее значение для человека;

- воспитанию любви к природе, необходимости ее охраны;

- поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;

- формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.

Главная задача: формирование предпосылок экологической грамотности дошкольников и осознание отношений к своему здоровью.

Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:

 - наблюдение в природе;

- работа в уголке природы;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- занятия;

- дидактические игры;

 - ознакомление с художественной литературой;

 - участие в мероприятиях;

- работа с родителями.

Таким образом, проводимая мною работа по экологическому воспитанию связана со всеми видами детской деятельности.

Участники: воспитанники старшей и подготовительной групп, педагоги, родители.

Сроки проведения:2022 – 2023год

Ведущая педагогическая идея. 

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что, если педагогом созданы оптимальные условия для физического, психического и познавательного развития ребёнка. Системы мер, не допускающих превышения нагрузки на ребёнка при организации образовательного процесса, то дети осваивают элементарные экологические знания о природе у них формируется правильное отношение к своему здоровью и чувство ответственности за него, наблюдается снижение уровня заболеваемости детей. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира. Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок – результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей. Сформированности у дошкольника осознанного восприятия окружающей действительности, сопереживания, сочувствия, а самое главное - забота о своем здоровье и окружающей среде.

Практическая значимость работы. 

Особую значимость практической работы по экологической грамотности дошкольников я вижу, как способ положительного влияния на ребенка, где открывается возможность формирования его собственного жизненного опыта. Это метод организованного освоения ребенком окружающей среды. Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут быть развиты только когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что-то новое, расти исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю. Овладение детьми знаний о природе, о здоровом образе жизни, использование здоровье сберегающих технологий, приведет к снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.

Ожидаемые результаты. 

Сформировать предпосылки экологической грамотности дошкольников и осознание отношений к своему здоровью, так же сформировать у детей первоначальные основы экологической культуры; сформировать осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; научить практическим действиям по охране природы; развить умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; сформировать желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Экологическое воспитание невозможно без участия родителей. С этой целью проводятся родительские собрания, посвященные экологической тематике, беседы – эта работа способствует повышению экологической культуры родителей.


         
Работа над опытом. 

В нашем детском саду созданы благоприятные условия для экологического воспитания, формирования основ экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде.

Изучаем художественную литературу, энциклопедии «про тело человека», «полезная и вредная еда»

Проводятся совместные с родителями досуги, праздники, подвижные игры «В здоровом теле, здоровый дух».

Вырабатываем полезные привычки, не просто рассказываем детям о том, что нужно умываться, чистить зубы. Это происходит в игровой форме, заполняем таблицы. При помощи весёлой таблицы усваивать новые знания будет гораздо легче и интереснее.

Участвуем в акциях «Крышечки доброты», «кормушка своими руками».

В группах совместно с детьми выращиваем рассаду однолетних, многолетних цветов, ими украшаем клумбы на своих участках. Мы не просто учим дошкольников ухаживать за растениями, а развиваем у детей чувство любви к природе, привычку заботиться о ней, развивая таким образом эмоциональную сферу ребёнка и улучшая психическое здоровье.

Я считаю, что грамотная организация предметно-развивающей среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.

С самого начала года я вела с детьми постоянные наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений и животных). Наблюдение — это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный). Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей. Параллельно ведется работа с народным календарем – очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила детям, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Для каждого сезона у нас подобраны соответствующие приметы. На прогулке организую игры с природным материалом (песок, вода, лед, снег, листья, плоды), в процессе которых дети знакомятся со свойствами различных природных материалов. Кроме этого, использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растет», «Узнай и назови». Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов, опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления – дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком). Основные же знания о природе дети получают на занятиях. Основной моей задачей является раскрытие экологических связей, если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. На занятиях систематизируются знания о природных объектах. Например, на занятиях я стараюсь показать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа (не будет насекомых – погибнут птицы – пострадают мелкие хищники). Природные факторы рассматриваются с двух позиций: хорошо – плохо. Знания, полученные на занятиях, прогулках, во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций и познавательных способностей дошкольников. Часто на занятиях я использую художественную литературу. Произведения российских писателей о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?». Во время тематических занятий по изо деятельности использую аудиозаписи «Звуки природы». Дети с удовольствием слушают «Звуки природы» и работы получаются глубже и более детализированными.

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых произведений – сколько включенность детей в переживания событий, в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.

Проводим конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала, дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев к изготовлению поделок. Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома.

 Проведя анализ работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом, можно сделать следующий вывод:

 - у детей успешно сформированы познавательные, практические и творческие умения экологического характера;

- дети предпочитают экспериментирование другим видам деятельности, познавательная заинтересованность высокая, показывают высокие результаты овладения экспериментальной деятельности;

- у дошкольников сформированы положительные нравственные качества, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе, обществе;

           -у детей средствами природы сформированы эстетические и этические чувства. Таким образом, считаю, что экологическое образование положительно влияет на развитие личности ребенка. Помимо образовательных знаний и умений развивает и воспитывает эстетические и этические качества личности дошкольника, воспитывает чувство ответственности за родную природу, край, чувство гражданственности и патриотичности, воспитывает гуманную личность. Сформировывается экологическая грамотность дошкольников появляется осознанное отношение к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»

Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных  способностей, умен...

Опыт работы по теме:"Влияние классической музыки на физическое и психическое здоровье детей. Элементы арт - педагогики в работе с детьми дошкольного возраста."

Особенностью данного опыта является использование музыки и других видов искусствакак сильного фактора воздействия на эмоциональную сферу ребёнка, включение элементов арт - педагогики во все виды детск...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

.Опыт работы по теме «Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»

laquo;Развитие конструктивно-модельной деятельности дошкольников посредством конструктора нового поколения Фанкластик»...