"Здоровым быть - здорово!"
проект (средняя группа)
Цель: расширить представление детей о теле и организме. Повысить интерес к оздоровлению собственного организма.Сформировать понимание значимости здоровья в жизни каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zdorovym_byt-zdorovo_srednyaya_gr.doc | 289 КБ |
proekt_zdorovym_byt-zdorovo_srednyaya_gr.doc | 289 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №13» г.о. Саранск
Рассмотрен и одобрен Утверждаю
на заседании педагогического Заведующая МАДОУ
совета №___ от ___________ «ЦРР – детский сад №13»
Протокол № ___ от ________ ____________ Н.В. Статных
«Здоровым быть – здорово!»
Практико-ориентированный проект
с детьми средней группы № 6
долгосрочный
Срок реализации: 1 год
Составитель проекта:
Воспитатель: Биушкина О.В
Саранск
2022 – 2023 уч.год
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………3
2. Этапы реализации проекта………………………………………………….5
3. Методическое обеспечение…………………………………………….…..10
4. Работа с родителями…………………………………………………..……12
5. Список использованных источников……………………………………..13
6. Приложение…………………………………………………………………14
1. Пояснительная записка
Актуальность проекта. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развитие личности в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирования достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья. Предмет изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин «валеология» объясняют как «наука о здоровье человека или здоровье здоровых».
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Проблема охраны здоровья детей стоит очень остро. Занимаясь оздоровительной работой в детском саду, мы обратили внимание на увеличение заболеваемости дошкольников. Причин роста заболеваемости много, это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности и т. д. В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми среднего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье. В проекте учитываются особенности психологического развития детей 4-5 лет, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, совершенствованием культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза: В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми валеологических знаний, умений и навыков, в частности, знакомство с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычук здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома. Применение полученных валеологических знаний, умений и навыков поможет детям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, что скажется на состоянии здоровья наших воспитанников.
Цель проекта: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом.
Задачи проекта:
1. Формировать представления о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма.
2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья, его ценности.
3. Повышать интерес к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
4. Формировать знание у детей о здоровом питании и полезных продуктах.
5. Формировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять свое здоровье.
6. Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.
7. Продолжать закреплять знания детей о правилах личной гигиены.
8. Прививать элементарные умения детей дошкольного возраста следить за своим здоровьем.
9. Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека.
10. Развивать интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию.
11. Повышать компетентность родителей по валеологическому воспитинию дошкольников.
12. Формировать у родителей ответственность за свое здоровье и здоровье детей, мотивация на здоровый образ жизни.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет, воспитатели, родители.
Объект проекта: система работы с воспитанниками и родителями по формированию культуры здоровьесбережения.
Цель проекта: проектная деятельность как средство формирования представлений о ЗОЖ.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта. В ходе реализации проекта предполагается, что дети приобретут:
- Представление о своем теле и организме.
- Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма.
- Появится умение у детей определять свое состояние и ощущение.
- Сформируются навыки ведения здорового образа жизни.
- Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья.
- Понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека.
- Проявление заботы и уважению к своему здоровью и вести здоровый образ жизни.
- Повышение уровня адаптации к окружающему миру (в том числе к обучению в школе)
- Повысить желания родителей вести здоровый образ жизни.
- Снизится уровень заболеваемости.
2. Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный.
Выбор темы проекта.
Постановка цели и задач.
Разработка плана реализации проекта.
Изучение методической литературы.
Информация для родителей о предстоящем проекте.
Сотрудничество с родителями.
Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей.
Подбор наглядно-дидактического материала.
Подбор художественной и методической литературы по теме.
Подбор видео- и аудио-материалов.
Подбор наглядного и иллюстрационного материала.
Подбор подвижных и дидактических игр, сюжетно-ролевых.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Создать развивающею среду: игрушки, атрибуты, для игровой деятельности;
Разработка конспектов НОД, бесед.
Разработка памяток, буклетов и консультаций для родителей
Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребёнка».
Второй этап – основной.
Ежедневные мероприятия:
Утренняя профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия).
Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», воздушное контрастное закаливание, босохождение, точечный массаж.
Утренняя гимнастика под музыкальным сопровождением.
Витаминизация (соки, фрукты, напитки).
Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей.
Физкультурные занятия проводятся с инструктором по физической культуре в спортивном зале, по плану инструктора по физической культуре 2 раза в неделю.
месяц | Работа с детьми | Цель |
Сентябрь 2022 | ||
НОД «Я и мой организм» | Формировать представления детей о строении человека, учить определять и правильно называть части тела; закрепить знания о назначении отдельных частей тела. воспитывать привычку к здоровому образу жизни | |
Пальчиковая игра «Дружные пальчики» | Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук. | |
Дидактическая игра «Что у меня, а что у куклы» | Уточнить знания детей о частях тела человека | |
Ситуационный разговор «Чистота – залог здоровья» | Воспитывать уважение к труду младшего воспитателя, формировать желание приходить на помощь. | |
Октябрь 2022 | ||
Беседа «Кто я?» | Дать представления о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма. Вызвать потребность рассказать о себе. | |
Чтение стихотворения А. Барто «Я расту» | Формировать умение слушать без наглядного сопровождения, воспитывать любовь к поэзии, формировать представление о росте человека | |
Дидактическая игра «Я мальчик, ты девочка» | Формировать представления о гендерных различиях девочек и мальчиков | |
Речевая деятельность. Развитие речи. НОД «Я – человек» | Уточнить представления о назначении тела, воспитывать интерес к собственной личности, закрепить представления о внешности человека | |
Ситуационный разговор «Режим дня» | Формировать представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья | |
Ноябрь 2022 | НОД «Правила личной гигиены» | Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни. Формировать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур. |
Дидактическая игра «Ты – моя частичка» | Систематизировать представления о частях тела, развивать речь, внимание, память, фантазию и воображение. | |
Просмотр развивающего мультфильма «А что у нас внутри» | Формировать представления о внутреннем строении человека | |
Пальчиковая игра «Пальчики» | Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук. | |
Игра – ситуация «Поможем Федоре» | Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого», вызвать стремление быть аккуратным, чистоплотным | |
Декабрь 2022 | Беседа «Чем вы похожи, чем отличаетесь» | Научить видеть детей друг в друге сходные черты и различия; Развивать интерес к сверстникам, желание познакомиться с ними поближе, осознать свою индивидуальность |
Изобразительная деятельность. Рисование «Палка, палка, огуречик…» | Формировать умение схематично рисовать фигуру человека и лицо, соблюдая пропорции. Закрепить умение правильно держать карандаш, развивать моторику рук | |
НОД «Части моего тела» | Формировать представление детей о строении человека. Закрепить знания о назначении отдельных частей тела. Учить детей любить себя, свое тело и свой организм. | |
Просмотр развивающего мультфильма «Учим части тела с Масиком» | Формировать представления о внешнем строении человека | |
Январь 2023 | НОД «Мое лицо» | Расширять представление о частях тела и органах чувств человека и их назначении, уточнить знания о частях лица, их названиях и значении для жизни и здоровья человека; познакомить с основными правилами ухода за свои лицом: сформировать привычку к самостоятельному выполнению культурно-гигиенических навыков по уходу за собой, воспитывать внимательное отношение к своему здоровью |
Рассматривание иллюстраций с изображением частей тела | Уточнить представления о строении человека, какой орган за что отвечает. | |
Игра малой подвижности «Покажи мне…» | Закрепить названия частей тела. | |
Пазл «Собери человечка» | Закрепить названия частей тела, развивать логику, мышление. | |
Чтение болгарской сказки «Как повздорили части тела» | Познакомить с новым произведением, закрепить представление о целостности организма человека | |
Февраль 2023 | НОД «Зубы, уши, нос, глаза помогают нам всегда» | Формировать представления детей об органах слуха, зрения, обоняния; развивать интерес к познанию себя и своих возможностей; способствовать профилактике заболеваний; формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни |
Чтение С. Афонькина «Для чего чистить зубы» | Формировать представления о здоровье своих зубов | |
Упражнение «Радость – грусть» | Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что такое грусть и плохое настроение | |
Пальчиковая игра «Человечек» | Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук. | |
Чтение «Сказка про маленький организм» | Формировать умение слушать произведение без наглядного сопровождения, умение отвечать на вопросы по тексту. | |
Март 2023 | НОД «Откуда берутся болезни» | Расширять представления о здоровье человека, дать представление о микробах, болезнях, здоровье; расширять представления детей о способах распространения болезней, о том, что полезно для здоровья и что не очень полезно для здоровья; воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье |
Ситуационный разговор «Из чего мы сделаны» | Закрепить знание о строении и функции частей тела | |
Дидактическая игра «Какой орган мне помогает» | Закрепить знания о теле человека, его внутренних органах и их назначении. | |
Сюжетно – ролевая игра «Банный день» | Развивать интерес к игре, формировать положительные взаимоотношения между детьми, воспитывать любовь чистоте и опрятности, заботливом отношении к младшим. | |
Речевая деятельность. Приобщение к художественной литературе. Чтение стихотворения В. Берестова «Лисица – медсестрица» | На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим здоровьем. | |
Апрель 2023 | НОД «Мои эмоции – мое настроение» | обобщить и закрепить знания детей об основных эмоциях (радость, грусть, страх, злость, удивление; научить детей передавать настроение мимикой и жестами |
Дидактическая игра – лото «Полезно – вредно» | Формировать представления о здоровом питании и здоровом образе жизни | |
Рассматривание схем – картинок «Мое настроение» | Закрепить названия эмоций | |
Познавательная деятельность «Руки, ноги и органы чувств» | Уточнить и закрепить знания детей о внешнем строении человека, дать представления о назначении важности органов чувств, вызвать желание бережно относиться к органам человека и частям тела | |
Ситуационный разговор «Нужен ли дневной сон» | Формировать понимание о пользе дневного сна для здоровья и роста, воспитывать привычку к ЗОЖ | |
Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» | Продолжить учить заботиться о своем здоровье | |
Май 2023 | Дидактическая игра «Наш день» | Закрепить последовательность режимных моментов |
НОД «Мой режим дня» | Формировать представление детей о режиме дня и необходимости соблюдения режимных моментов для сохранения и укрепления здоровья, приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в различное время суток | |
Беседа «Зоркие глазки, чистые ушки»» | Закрепить представления о назначении важности органов чувств, вызвать желание бережно относиться к органам человека | |
Чтение стихов об охране здоровья | Формировать представления о назначении важности органов чувств, вызвать желание бережно относиться к своему здоровью | |
Игра – эксперимент «Режим дня» | Развивать знания, связанные с соблюдением режима дня и правильной его последовательности | |
Сюжетно – ролевая игра «Большая стирка» | Развивать интерес к игре, формировать положительные взаимоотношения между детьми, воспитывать любовь чистоте и опрятности. Формировать понимание, что чистота – залог здоровья | |
Речевая деятельность «Я здоровье берегу» | Закрепить представления детей о здоровье, ЗОЖ, закрепить несложные приемы самооздоровления, учить понимать пословицы, развивать разговорную речь | |
Июнь 2023 | Беседа «Важные помощники человека (орган чувств)» | Учить осознавать себя в окружающем мире, закрепить знание о строении человека. |
Отгадывание загадок по теме «Тело человека» | Развивать логическое мышление , речь, формировать внимательно слушать загадки до конца, не перебивать. | |
Чтение Б. Заходера «Гимнастика для головастика»» | Формировать представление о пользе гимнастики и спорта для здоровья, умение слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы по тексту. | |
Игра – ситуация «Кукла обожгла руку» | Формировать представления о первой помощи. | |
Июль 2023 | Ситуационный разговор по культуре поведения за столом | Формировать культурно-гигиенические навыки |
Чтение стихотворения В. Берестова «Больная кукла» | Формировать умение слушать без наглядного сопровождения, воспитывать любовь к поэзии. Воспитывать желание заботиться о других | |
Пальчиковая игра «Это я» | Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук | |
Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача» | Формировать умение брать на себя игровую роль, закрепить и обогатить знания о труде врача, медсестры, аптекаря, воспитывать уважение к труду. | |
Дидактическая игра «Полезно – вредно» | Формировать знания о полезных продуктах | |
Август 2023 | Дидактическое упражнение «Посмотри в зеркало, аккуратно ли ты одет» | Воспитывать аккуратность, чистоплотность, привычку следить за своим внешним видом |
Ситуационный разговор «Полезная и вредная еда» | Формировать представления о том, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной, воспитывать желание заботиться о своем | |
Сюжетно – ролевая игра «Готовим витаминный салат» | Формировать представления о ЗОЖ, правильном питании, поощрять попытки детей дополнять игровую обстановку предметами – заменителями | |
Дидактическая игра «Скорая помощь» | Дать простые представления об оказании первой помощи |
3. Методическое обеспечение
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: обучение понимания своего эмоционального состояния.
В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группе, плакаты, дидактические игры.
В детском саду создаются традиции ЗОЖ – постоянно проводятся физкультминутки с НОД, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физическое развитие в НОД и активные подвижные игры на улице.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ: 1) режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, гимнастика после сна; 2) образовательная деятельность: беседы, игры, чтение художественной и т. д.
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды.
В группе создан физкультурный уголок, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками.
Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:
- Компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
- Валеологическая культура родителей;
- Интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
- Создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
- Учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
При реализации проекта используются разнообразные методы обучения:
Словесные методы – рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественного произведения по вопросам гигиены человека.
Наглядные методы – наблюдение; рассматривание картин, таблиц, муляжей, схем; просмотр слайдов, мультфильмов.
Практические методы – упражнения, элементарные физиологические опыты.
Формы реализации проекта:
Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
Демонстрация разных ситуаций несущих опасность для здоровья детей, и их решение.
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей (подвижные, спортивные игры, игровые упражнения, целевые прогулки, экскурсии).
Закаливание.
Дидактические игры.
Развивающие игры.
Настольные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Развлечения.
Моделирование ситуаций.
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Консультации.
Организация выставок, конкурсов.
Сбор фотоматериала.
Рассматривание иллюстраций.
Информационно-агитационные стенды.
Личный пример взрослых.
Театрализованные представления.
Просмотр видеоинформации.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рисунков, выставок, поделок);
- наблюдение за поведением и общением детей (усвоение норм и правил поведения);
- диагностика (поэтапная) знаний детей по теме проекта;
- беседы с родителями.
4. Работа с родителями
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаем валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями:
1. Родительское собрание: «Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством воспитания валеологической культуры»
2. Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка».
3. Консультации для родителей:
«Здоровье ребенка в наших руках».
«Здоровые дети – счастливые родители».
«Плаваем, играем, здоровье укрепляем!»
«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».
«Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада».
«Растим здорового ребенка!»
«Значение режима в воспитании детей».
«Больше внимания осанке детей».
«Физическое развитие ребенка в семье и дома».
4. Беседы с родителями:
«Спорт – это жизнь»
«Уход за телом ребенка»
«Какую обувь носить».
5. Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей.
6. Мастер-классы для родителей и детей:
«Физические упражнения для красивой осанки».
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
«Мы за здоровый образ жизни»
7. Папки-передвижки
«Витамины и микроэлементы».
«Дыхательная гимнастика»
«Гимнастика для глаз»
«Пальчиковая гимнастика».
8. Оформление семейных фотоальбомов, выставка рисунков родители + дети: «Моя семья за здоровый образ жизни».
9. Индивидуальные беседы по запросам родителей.
10. Выставка творческих работ детей совместно с родителями на тему: «Здоровый образ жизни».
5. Список использованных источников
- Анохина, И.А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ / И. А. Анохина. – Ульяновск : УИПКПРО, 2010. – 156 с.
- Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М. : Изд-во МГОУ, 2004. – 100 с.
- Васильева, О.С. Психология и культура здоровья : базовые понятия, концепции и подходы / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2011. – 176 с.
- Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
- Кротова, В.Ю. Педагогические условия формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного образа : автореф. … дис. канд пед. наук / В.Ю. Кротова. – Воронеж, 2018.
- Морозова, Г.К. Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Г.К. Морозова. – М. : Флинта, 2014. – 110 с.
- Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 96 с.
- Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.
- Полтавцева, Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова. – Ульяновск : УлГПУ, 2007. – 219 с.
- Хакимова, Г.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей / Г.А. Хакимова, Г.Н. Гребенюк. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 175 с.
- Чуприна, Е.В. Здоровый образ жизни дошкольника / Е.В. Чуприна, М.Н. Закирова. – Самара, 2013. – 216 с.
- Яценко, А.М. Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении / А. М. Яценко // Молодой ученый. – 2020. – № 44 (334). – С. 364-366. – URL: https://moluch.ru/archive/334/74484/
6. Приложение
НОД «Мое лицо» (январь)
Цели: 1) расширять представление о частях тела и органах чувств человека и их назначении, 2) уточнить знания о частях лица, их названиях и значении для жизни и здоровья человека; 3) познакомить с основными правилами ухода за свои лицом: сформировать привычку к самостоятельному выполнению культурно-гигиенических навыков по уходу за собой.
Пособия: Иллюстрации с изображением овала лица (на каждого ребенка), карточки с изображением глаз, носа, ушей, рта (каждому ребенку), зеркало (каждому ребенку), мольберт, кошка (игрушка), плакаты по теме.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, к нам сегодня в гости обещала придти девочка Даша (стук в дверь). А вот и она (входит девочка чумазая с кошкой)
Девочка: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Ой, кто это такой чумазый?
Девочка: Это я, девочка Даша.
Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая, где ты личико так измазала? Кончик носа черный, будто закопченный.
Девочка: Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала, вот он и загорел.
Воспитатель: Ой ли, так ли? Так ли дело было? Ребята, это загар или грязь?
Дети: Грязь.
Воспитатель: Как тебе не стыдно быть такой грязнулей? Ты разве не знаешь, что нужно умываться по утрам и вечерам? Нужно беречь свое лицо, потому, что на лице находятся органы, без которых человек не может жить.
Девочка: Нет, не знаю. Не очень хочу знать
Воспитатель: «Тогда садись и послушай наших ребят, они тебе расскажут о лице. (изображение лица, форма, лица, два глаза, два уха, нос, рот).
Вот наше лицо. Форма лица бывает разная: у кого круглая, у кого овальная. А вот те самые органы без которых мы с вами не сможем жить. Какие это органы?»
Дети: Глаза, уши, нос, рот
Воспитатель: Вот это …. (показывает), что это? (ответы)
Девочка: Я знаю, это глаз
Воспитатель: Ребята, что такое глаз?
Это орган, нужный для вас. Вы запомнить должны, потому, что глаза всем людям нужны. Зачем нужны глаза, как вы думаете? (ответы).
Глаза нужны, чтобы видеть, познавать окружающий, прекрасный мир. Глаза видят и днем, и ночью. Возьмите зеркало и посмотрите на свои глазки. Сколько у вас глаз?
Дети: Два
Воспитатель: Прикрепите два глаза к лицу
Девочка: (закрывает глаза) Ай, ой, ничего не вижу! Страшно, помогите!
Воспитатель: Открой глазки
Девочка: Как хорошо, когда все видишь!
Воспитатель: Попробуйте (гимнастика):
Закройте глаза, откройте.
Поморгайте часто-часто.
Посмотрите вверх-вниз.
Закройте, откройте.
Когда вы закрывали глаза было светло?
Дети: Темно
Воспитатель: Плохо человеку, когда он ничего не видит. Поэтому глаза нужно беречь. А как вы думаете, как нужно защищать и беречь свои глаза? (ответы детей) Посмотрите на иллюстрации:
- нельзя трогать глаза друг другу;
- острыми предметами нельзя играть и тыкать;
- нельзя трогать глаза руками, потому что руки могут быть грязные;
- надо сидеть за столом прямо, не наклоняться низко над книгой, рисунком;
- не читать лежа;
- нельзя много смотреть телевизор, глаза быстро устают.
Девочка: Ой, мне что-то в глаз попало! (трет глаз)
Воспитатель: Девочка Дашенька, нельзя тереть глаза. Для этого должен лежать в кармане… Что ребята? (ответы). Чистый носовой платок или чистое полотенце. (воспитатель платком достает соринку)
Девочка: Ребята, посмотрите в зеркало. Что это за волоски над глазами?
Воспитатель: Это брови, это ресницы (показывает на иллюстрации)
Девочка: Ресницы, брови, веки у нас для красоты
Воспитатель: Нет, не только для красоты. они оберегают глаза от пыли, ветра и пота.
Дети, что это?
Дети: Нос
Воспитатель: Для чего природа дала нам нос?
Девочка: Это украшение лица. он может быть курносый и прямой. Он служит для того, чтобы задирать его к верху и опускать вниз, когда нам грустно.
Воспитатель: Правильно, ребята?
Дети: Нет
Воспитатель: Для чего служит нос, что мы делаем с его помощью? (ответы).
С помощью носа мы дышим, ощущаем запахи. Очень важно дышать через нос, особенно зимой. Т.к. холодный воздух проходит через нос, нагревается там и становится безопасным для организма.
Сколько у вас носиков на лице?
Дети: Один
Воспитатель: В носу есть две ноздри. Прикрепите нос к личику.
Скажите, ребята, как нужно беречь нос? (ответы)
- В носу нельзя ковырять;
- совать мелкие и острые предметы, иначе мы не сможем дышать.
Попробуйте, закройте нос. Дышать не получается.
Девочка: А что находится ниже носа? (ответы).
Воспитатель: Правильно, рот. А что делает рот? (ответы).
С помощью рта мы едим, разговариваем. посмотрите на свой ротик. Сколько у вас ротиков?
Дети: Один
Воспитатель: Рот один, две губы, внутри живет язычок, зубы. Ваши губы шепчут и поят. С помощью языка и губ мы разговариваем. Посмотрите на нашем личике не хватает ротика – прикрепите.
Рот тоже нужно беречь. Чтобы рот был здоров, что нужно делать? Чего не нужно? (ответы). Посмотрите на иллюстрации:
- полоскать рот после каждого приема пищи;
- кушать нужно с закрытым ртом. Не разговаривать во время еды, потому, что можно больно прикусить язык, губы;
(Девочка кашляет, но не закрывает рот)
- когда чихаешь или кашляешь, нужно закрывать рот. Чем? Платком.
- нельзя брать в рот острые предметы;
- на улице (особенно зимой) нельзя дотрагиваться до железных предметов;
- дышать ртом нельзя.
Девочка: Про глаза, нос, рот сказали.
Ноги, руки ох, устали.
Поиграем? Мы с руками,
Поиграем и с ногами.
Воспитатель: (физ.минутка) Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем,
И к себе скорей прижмем.
Руки к верху. в кулачек,
На затылок, на бочек.
Все присели, быстро встали,
И тихонечко все сели
Девочка: А у меня здесь еще чего-то есть (дотрагивается до ушей). Что это такое?
Дети: Уши
Воспитатель: А для чего они нам нужны? (ответы)
С помощью ушей человек слышит голоса, звуки, птичье пение, журчание ручейка. Посмотрите на свои ушки. Сколько их? Давайте попробуем уши закрыть. И мы ничего не услышим. Чтобы хорошо слышать, чтобы ушки не болели, что нужно делать?
Дети: Беречь уши
Воспитатель: Как нужно беречь уши? (ответы)
Посмотрите иллюстрации:
- не ковырять в ушах;
- не допускать попадания воды в уши;
- защищать уши от сильного ветра и мороза – носить шапку, не снимать ее на улице, когда холодно;
- защищать уши от сильного шума;
- не втягивать в себя слизь из носа, сильно не сморкаться. Чтобы сберечь уши их нужно давать маме мыть и чистить.
Прикрепите на личико ушки.
Девочка: Вот и все, что у нас есть на лице, теперь я знаю.
Воспитатель: Нет не все
Девочка: А что еще ?
Воспитатель: На лице есть щеки, лоб, подбородок. Лицо покрыто кожей. Посмотрите, осторожно потрогайте, какая кожа на лице нежная, гладкая. Где у вас лоб? подбородок? щеки? Когда на улице зима наши щеки чувствуют мороз, когда лето – тепло. лицо нужно беречь:
- нельзя прокалывать и выдавливать на лице прыщи;
- нельзя трогать незнакомых животных, потому что они могут быть больными;
если есть ранка на лице нужно ее смазать специальными мазями и растворами;
- чтобы быть здоровым нужно мыть лицо и тело.
По лицу можно определить твое настроение. На твоем лице видны и радость и печаль, веселье и грусть. Посмотрите на наши меховушки. Какое у них выражение? (ответы). Это называется мимика. Мышцы на лице сокращаются и меняется мимика. (предложить детям сделать сердитое, веселое, грустное выражение лица перед зеркалом) »
Девочка: У моей Мурочки вот какая красивая мимика на лице.
Воспитатель: У зверей есть глаза, уши, нос, рот, но у них не лицо. А что ребятки?
Дети: Мордочка
Девочка: Мордочка, теперь я буду знать как это называется.
Воспитатель: Теперь ты поняла, почему нужно быть чистым?
Нужно, нужно умываться по утрам и вечерам, чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы смыть всех микробов. (предложить детям прочитать стихотворение)
Кто зубы не чистит, не моется мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут
Девочка: А я не умею умываться, у-у-у (плачет)
Воспитатель: Ребятки, давайте научим Дашу умываться! Как надо умываться? (ответы детей) (идут умываться)
Воспитатель: Вот теперь ты чистая
Девочка, девочка – припевочка,
Носик чистый, щечки чистые, глазки блестят.
И ребята у нас молодцы. они всегда умываются и утром и вечером. Всегда чистые будут, здоровые.
Девочка: Спасибо вам, теперь я тоже буду всегда чистая, буду здоровая. До свидания!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №13» г.о. Саранск
Рассмотрен и одобрен Утверждаю
на заседании педагогического Заведующая МАДОУ
совета №___ от ___________ «ЦРР – детский сад №13»
Протокол № ___ от ________ ____________ Н.В. Статных
«Здоровым быть – здорово!»
Практико-ориентированный проект
с детьми средней группы № 6
долгосрочный
Срок реализации: 1 год
Составитель проекта:
Воспитатель: Биушкина О.В
Саранск
2022 – 2023 уч.год
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………3
2. Этапы реализации проекта………………………………………………….5
3. Методическое обеспечение…………………………………………….…..10
4. Работа с родителями…………………………………………………..……12
5. Список использованных источников……………………………………..13
6. Приложение…………………………………………………………………14
1. Пояснительная записка
Актуальность проекта. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развитие личности в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирования достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья. Предмет изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин «валеология» объясняют как «наука о здоровье человека или здоровье здоровых».
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Проблема охраны здоровья детей стоит очень остро. Занимаясь оздоровительной работой в детском саду, мы обратили внимание на увеличение заболеваемости дошкольников. Причин роста заболеваемости много, это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности и т. д. В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.
Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми среднего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье. В проекте учитываются особенности психологического развития детей 4-5 лет, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, совершенствованием культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза: В процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми валеологических знаний, умений и навыков, в частности, знакомство с внешним и внутренним строением человеческого организма; формирование убеждений и привычук здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома. Применение полученных валеологических знаний, умений и навыков поможет детям изменить отношение к своему здоровью, к способам его укрепления, что скажется на состоянии здоровья наших воспитанников.
Цель проекта: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом.
Задачи проекта:
1. Формировать представления о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма.
2. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья, его ценности.
3. Повышать интерес к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.
4. Формировать знание у детей о здоровом питании и полезных продуктах.
5. Формировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять свое здоровье.
6. Воспитывать потребность у детей вести здоровый образ жизни.
7. Продолжать закреплять знания детей о правилах личной гигиены.
8. Прививать элементарные умения детей дошкольного возраста следить за своим здоровьем.
9. Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека.
10. Развивать интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию.
11. Повышать компетентность родителей по валеологическому воспитинию дошкольников.
12. Формировать у родителей ответственность за свое здоровье и здоровье детей, мотивация на здоровый образ жизни.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста 4-5 лет, воспитатели, родители.
Объект проекта: система работы с воспитанниками и родителями по формированию культуры здоровьесбережения.
Цель проекта: проектная деятельность как средство формирования представлений о ЗОЖ.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта. В ходе реализации проекта предполагается, что дети приобретут:
- Представление о своем теле и организме.
- Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма.
- Появится умение у детей определять свое состояние и ощущение.
- Сформируются навыки ведения здорового образа жизни.
- Овладение элементарными навыками сохранения и укрепления здоровья.
- Понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека.
- Проявление заботы и уважению к своему здоровью и вести здоровый образ жизни.
- Повышение уровня адаптации к окружающему миру (в том числе к обучению в школе)
- Повысить желания родителей вести здоровый образ жизни.
- Снизится уровень заболеваемости.
2. Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный.
Выбор темы проекта.
Постановка цели и задач.
Разработка плана реализации проекта.
Изучение методической литературы.
Информация для родителей о предстоящем проекте.
Сотрудничество с родителями.
Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей.
Подбор наглядно-дидактического материала.
Подбор художественной и методической литературы по теме.
Подбор видео- и аудио-материалов.
Подбор наглядного и иллюстрационного материала.
Подбор подвижных и дидактических игр, сюжетно-ролевых.
Подбор материала для продуктивной деятельности.
Создать развивающею среду: игрушки, атрибуты, для игровой деятельности;
Разработка конспектов НОД, бесед.
Разработка памяток, буклетов и консультаций для родителей
Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребёнка».
Второй этап – основной.
Ежедневные мероприятия:
Утренняя профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия).
Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья», воздушное контрастное закаливание, босохождение, точечный массаж.
Утренняя гимнастика под музыкальным сопровождением.
Витаминизация (соки, фрукты, напитки).
Ежедневные прогулки с двигательной активностью детей.
Физкультурные занятия проводятся с инструктором по физической культуре в спортивном зале, по плану инструктора по физической культуре 2 раза в неделю.
месяц | Работа с детьми | Цель |
Сентябрь 2022 | ||
НОД «Я и мой организм» | Формировать представления детей о строении человека, учить определять и правильно называть части тела; закрепить знания о назначении отдельных частей тела. воспитывать привычку к здоровому образу жизни | |
Пальчиковая игра «Дружные пальчики» | Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук. | |
Дидактическая игра «Что у меня, а что у куклы» | Уточнить знания детей о частях тела человека | |
Ситуационный разговор «Чистота – залог здоровья» | Воспитывать уважение к труду младшего воспитателя, формировать желание приходить на помощь. | |
Октябрь 2022 | ||
Беседа «Кто я?» | Дать представления о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма. Вызвать потребность рассказать о себе. | |
Чтение стихотворения А. Барто «Я расту» | Формировать умение слушать без наглядного сопровождения, воспитывать любовь к поэзии, формировать представление о росте человека | |
Дидактическая игра «Я мальчик, ты девочка» | Формировать представления о гендерных различиях девочек и мальчиков | |
Речевая деятельность. Развитие речи. НОД «Я – человек» | Уточнить представления о назначении тела, воспитывать интерес к собственной личности, закрепить представления о внешности человека | |
Ситуационный разговор «Режим дня» | Формировать представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья | |
Ноябрь 2022 | НОД «Правила личной гигиены» | Продолжать побуждать детей к ведению здорового образа жизни. Формировать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять знания детей о предметах личной гигиены: расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, мочалка, носовой платок и навыках их использования. Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур. |
Дидактическая игра «Ты – моя частичка» | Систематизировать представления о частях тела, развивать речь, внимание, память, фантазию и воображение. | |
Просмотр развивающего мультфильма «А что у нас внутри» | Формировать представления о внутреннем строении человека | |
Пальчиковая игра «Пальчики» | Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук. | |
Игра – ситуация «Поможем Федоре» | Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого», вызвать стремление быть аккуратным, чистоплотным | |
Декабрь 2022 | Беседа «Чем вы похожи, чем отличаетесь» | Научить видеть детей друг в друге сходные черты и различия; Развивать интерес к сверстникам, желание познакомиться с ними поближе, осознать свою индивидуальность |
Изобразительная деятельность. Рисование «Палка, палка, огуречик…» | Формировать умение схематично рисовать фигуру человека и лицо, соблюдая пропорции. Закрепить умение правильно держать карандаш, развивать моторику рук | |
НОД «Части моего тела» | Формировать представление детей о строении человека. Закрепить знания о назначении отдельных частей тела. Учить детей любить себя, свое тело и свой организм. | |
Просмотр развивающего мультфильма «Учим части тела с Масиком» | Формировать представления о внешнем строении человека | |
Январь 2023 | НОД «Мое лицо» | Расширять представление о частях тела и органах чувств человека и их назначении, уточнить знания о частях лица, их названиях и значении для жизни и здоровья человека; познакомить с основными правилами ухода за свои лицом: сформировать привычку к самостоятельному выполнению культурно-гигиенических навыков по уходу за собой, воспитывать внимательное отношение к своему здоровью |
Рассматривание иллюстраций с изображением частей тела | Уточнить представления о строении человека, какой орган за что отвечает. | |
Игра малой подвижности «Покажи мне…» | Закрепить названия частей тела. | |
Пазл «Собери человечка» | Закрепить названия частей тела, развивать логику, мышление. | |
Чтение болгарской сказки «Как повздорили части тела» | Познакомить с новым произведением, закрепить представление о целостности организма человека | |
Февраль 2023 | НОД «Зубы, уши, нос, глаза помогают нам всегда» | Формировать представления детей об органах слуха, зрения, обоняния; развивать интерес к познанию себя и своих возможностей; способствовать профилактике заболеваний; формировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни |
Чтение С. Афонькина «Для чего чистить зубы» | Формировать представления о здоровье своих зубов | |
Упражнение «Радость – грусть» | Формировать представления о признаках состояния радости, помочь понять, что такое грусть и плохое настроение | |
Пальчиковая игра «Человечек» | Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук. | |
Чтение «Сказка про маленький организм» | Формировать умение слушать произведение без наглядного сопровождения, умение отвечать на вопросы по тексту. | |
Март 2023 | НОД «Откуда берутся болезни» | Расширять представления о здоровье человека, дать представление о микробах, болезнях, здоровье; расширять представления детей о способах распространения болезней, о том, что полезно для здоровья и что не очень полезно для здоровья; воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье |
Ситуационный разговор «Из чего мы сделаны» | Закрепить знание о строении и функции частей тела | |
Дидактическая игра «Какой орган мне помогает» | Закрепить знания о теле человека, его внутренних органах и их назначении. | |
Сюжетно – ролевая игра «Банный день» | Развивать интерес к игре, формировать положительные взаимоотношения между детьми, воспитывать любовь чистоте и опрятности, заботливом отношении к младшим. | |
Речевая деятельность. Приобщение к художественной литературе. Чтение стихотворения В. Берестова «Лисица – медсестрица» | На примере произведений художественной литературы воспитывать у детей привычку следить за своим здоровьем. | |
Апрель 2023 | НОД «Мои эмоции – мое настроение» | обобщить и закрепить знания детей об основных эмоциях (радость, грусть, страх, злость, удивление; научить детей передавать настроение мимикой и жестами |
Дидактическая игра – лото «Полезно – вредно» | Формировать представления о здоровом питании и здоровом образе жизни | |
Рассматривание схем – картинок «Мое настроение» | Закрепить названия эмоций | |
Познавательная деятельность «Руки, ноги и органы чувств» | Уточнить и закрепить знания детей о внешнем строении человека, дать представления о назначении важности органов чувств, вызвать желание бережно относиться к органам человека и частям тела | |
Ситуационный разговор «Нужен ли дневной сон» | Формировать понимание о пользе дневного сна для здоровья и роста, воспитывать привычку к ЗОЖ | |
Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» | Продолжить учить заботиться о своем здоровье | |
Май 2023 | Дидактическая игра «Наш день» | Закрепить последовательность режимных моментов |
НОД «Мой режим дня» | Формировать представление детей о режиме дня и необходимости соблюдения режимных моментов для сохранения и укрепления здоровья, приучать детей к выполнению режима дня, закреплять виды деятельности, проводимые в различное время суток | |
Беседа «Зоркие глазки, чистые ушки»» | Закрепить представления о назначении важности органов чувств, вызвать желание бережно относиться к органам человека | |
Чтение стихов об охране здоровья | Формировать представления о назначении важности органов чувств, вызвать желание бережно относиться к своему здоровью | |
Игра – эксперимент «Режим дня» | Развивать знания, связанные с соблюдением режима дня и правильной его последовательности | |
Сюжетно – ролевая игра «Большая стирка» | Развивать интерес к игре, формировать положительные взаимоотношения между детьми, воспитывать любовь чистоте и опрятности. Формировать понимание, что чистота – залог здоровья | |
Речевая деятельность «Я здоровье берегу» | Закрепить представления детей о здоровье, ЗОЖ, закрепить несложные приемы самооздоровления, учить понимать пословицы, развивать разговорную речь | |
Июнь 2023 | Беседа «Важные помощники человека (орган чувств)» | Учить осознавать себя в окружающем мире, закрепить знание о строении человека. |
Отгадывание загадок по теме «Тело человека» | Развивать логическое мышление , речь, формировать внимательно слушать загадки до конца, не перебивать. | |
Чтение Б. Заходера «Гимнастика для головастика»» | Формировать представление о пользе гимнастики и спорта для здоровья, умение слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы по тексту. | |
Игра – ситуация «Кукла обожгла руку» | Формировать представления о первой помощи. | |
Июль 2023 | Ситуационный разговор по культуре поведения за столом | Формировать культурно-гигиенические навыки |
Чтение стихотворения В. Берестова «Больная кукла» | Формировать умение слушать без наглядного сопровождения, воспитывать любовь к поэзии. Воспитывать желание заботиться о других | |
Пальчиковая игра «Это я» | Формировать умение соотносить слова и движения рук, развивать память, речь, моторику рук | |
Сюжетно – ролевая игра «На приеме у врача» | Формировать умение брать на себя игровую роль, закрепить и обогатить знания о труде врача, медсестры, аптекаря, воспитывать уважение к труду. | |
Дидактическая игра «Полезно – вредно» | Формировать знания о полезных продуктах | |
Август 2023 | Дидактическое упражнение «Посмотри в зеркало, аккуратно ли ты одет» | Воспитывать аккуратность, чистоплотность, привычку следить за своим внешним видом |
Ситуационный разговор «Полезная и вредная еда» | Формировать представления о том, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной, воспитывать желание заботиться о своем | |
Сюжетно – ролевая игра «Готовим витаминный салат» | Формировать представления о ЗОЖ, правильном питании, поощрять попытки детей дополнять игровую обстановку предметами – заменителями | |
Дидактическая игра «Скорая помощь» | Дать простые представления об оказании первой помощи |
3. Методическое обеспечение
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: обучение понимания своего эмоционального состояния.
В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группе, плакаты, дидактические игры.
В детском саду создаются традиции ЗОЖ – постоянно проводятся физкультминутки с НОД, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физическое развитие в НОД и активные подвижные игры на улице.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ: 1) режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, гимнастика после сна; 2) образовательная деятельность: беседы, игры, чтение художественной и т. д.
Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ.
Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологически развивающей среды.
В группе создан физкультурный уголок, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками.
Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:
- Компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
- Валеологическая культура родителей;
- Интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
- Создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней;
- Учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
При реализации проекта используются разнообразные методы обучения:
Словесные методы – рассказ педагога, рассказы детей, беседа, чтение художественного произведения по вопросам гигиены человека.
Наглядные методы – наблюдение; рассматривание картин, таблиц, муляжей, схем; просмотр слайдов, мультфильмов.
Практические методы – упражнения, элементарные физиологические опыты.
Формы реализации проекта:
Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
Демонстрация разных ситуаций несущих опасность для здоровья детей, и их решение.
Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей (подвижные, спортивные игры, игровые упражнения, целевые прогулки, экскурсии).
Закаливание.
Дидактические игры.
Развивающие игры.
Настольные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Развлечения.
Моделирование ситуаций.
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Заучивание стихотворений.
Консультации.
Организация выставок, конкурсов.
Сбор фотоматериала.
Рассматривание иллюстраций.
Информационно-агитационные стенды.
Личный пример взрослых.
Театрализованные представления.
Просмотр видеоинформации.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рисунков, выставок, поделок);
- наблюдение за поведением и общением детей (усвоение норм и правил поведения);
- диагностика (поэтапная) знаний детей по теме проекта;
- беседы с родителями.
4. Работа с родителями
Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считаем валеологическую культуру семьи. Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями:
1. Родительское собрание: «Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством воспитания валеологической культуры»
2. Анкетирование родителей «Здоровье вашего ребенка».
3. Консультации для родителей:
«Здоровье ребенка в наших руках».
«Здоровые дети – счастливые родители».
«Плаваем, играем, здоровье укрепляем!»
«Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды».
«Использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе детского сада».
«Растим здорового ребенка!»
«Значение режима в воспитании детей».
«Больше внимания осанке детей».
«Физическое развитие ребенка в семье и дома».
4. Беседы с родителями:
«Спорт – это жизнь»
«Уход за телом ребенка»
«Какую обувь носить».
5. Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей.
6. Мастер-классы для родителей и детей:
«Физические упражнения для красивой осанки».
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
«Мы за здоровый образ жизни»
7. Папки-передвижки
«Витамины и микроэлементы».
«Дыхательная гимнастика»
«Гимнастика для глаз»
«Пальчиковая гимнастика».
8. Оформление семейных фотоальбомов, выставка рисунков родители + дети: «Моя семья за здоровый образ жизни».
9. Индивидуальные беседы по запросам родителей.
10. Выставка творческих работ детей совместно с родителями на тему: «Здоровый образ жизни».
5. Список использованных источников
- Анохина, И.А. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста в ДОУ / И. А. Анохина. – Ульяновск : УИПКПРО, 2010. – 156 с.
- Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. – М. : Изд-во МГОУ, 2004. – 100 с.
- Васильева, О.С. Психология и культура здоровья : базовые понятия, концепции и подходы / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2011. – 176 с.
- Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников / В.А. Деркунская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
- Кротова, В.Ю. Педагогические условия формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного образа : автореф. … дис. канд пед. наук / В.Ю. Кротова. – Воронеж, 2018.
- Морозова, Г.К. Основы здорового образа жизни детей дошкольного возраста / Г.К. Морозова. – М. : Флинта, 2014. – 110 с.
- Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 96 с.
- Овчинникова, Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.
- Полтавцева, Н.В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова. – Ульяновск : УлГПУ, 2007. – 219 с.
- Хакимова, Г.А. Формирование ценностного отношения к здоровью у детей / Г.А. Хакимова, Г.Н. Гребенюк. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. – 175 с.
- Чуприна, Е.В. Здоровый образ жизни дошкольника / Е.В. Чуприна, М.Н. Закирова. – Самара, 2013. – 216 с.
- Яценко, А.М. Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении / А. М. Яценко // Молодой ученый. – 2020. – № 44 (334). – С. 364-366. – URL: https://moluch.ru/archive/334/74484/
6. Приложение
НОД «Мое лицо» (январь)
Цели: 1) расширять представление о частях тела и органах чувств человека и их назначении, 2) уточнить знания о частях лица, их названиях и значении для жизни и здоровья человека; 3) познакомить с основными правилами ухода за свои лицом: сформировать привычку к самостоятельному выполнению культурно-гигиенических навыков по уходу за собой.
Пособия: Иллюстрации с изображением овала лица (на каждого ребенка), карточки с изображением глаз, носа, ушей, рта (каждому ребенку), зеркало (каждому ребенку), мольберт, кошка (игрушка), плакаты по теме.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, к нам сегодня в гости обещала придти девочка Даша (стук в дверь). А вот и она (входит девочка чумазая с кошкой)
Девочка: Здравствуйте, дети!
Воспитатель: Ой, кто это такой чумазый?
Девочка: Это я, девочка Даша.
Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая, где ты личико так измазала? Кончик носа черный, будто закопченный.
Девочка: Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала, вот он и загорел.
Воспитатель: Ой ли, так ли? Так ли дело было? Ребята, это загар или грязь?
Дети: Грязь.
Воспитатель: Как тебе не стыдно быть такой грязнулей? Ты разве не знаешь, что нужно умываться по утрам и вечерам? Нужно беречь свое лицо, потому, что на лице находятся органы, без которых человек не может жить.
Девочка: Нет, не знаю. Не очень хочу знать
Воспитатель: «Тогда садись и послушай наших ребят, они тебе расскажут о лице. (изображение лица, форма, лица, два глаза, два уха, нос, рот).
Вот наше лицо. Форма лица бывает разная: у кого круглая, у кого овальная. А вот те самые органы без которых мы с вами не сможем жить. Какие это органы?»
Дети: Глаза, уши, нос, рот
Воспитатель: Вот это …. (показывает), что это? (ответы)
Девочка: Я знаю, это глаз
Воспитатель: Ребята, что такое глаз?
Это орган, нужный для вас. Вы запомнить должны, потому, что глаза всем людям нужны. Зачем нужны глаза, как вы думаете? (ответы).
Глаза нужны, чтобы видеть, познавать окружающий, прекрасный мир. Глаза видят и днем, и ночью. Возьмите зеркало и посмотрите на свои глазки. Сколько у вас глаз?
Дети: Два
Воспитатель: Прикрепите два глаза к лицу
Девочка: (закрывает глаза) Ай, ой, ничего не вижу! Страшно, помогите!
Воспитатель: Открой глазки
Девочка: Как хорошо, когда все видишь!
Воспитатель: Попробуйте (гимнастика):
Закройте глаза, откройте.
Поморгайте часто-часто.
Посмотрите вверх-вниз.
Закройте, откройте.
Когда вы закрывали глаза было светло?
Дети: Темно
Воспитатель: Плохо человеку, когда он ничего не видит. Поэтому глаза нужно беречь. А как вы думаете, как нужно защищать и беречь свои глаза? (ответы детей) Посмотрите на иллюстрации:
- нельзя трогать глаза друг другу;
- острыми предметами нельзя играть и тыкать;
- нельзя трогать глаза руками, потому что руки могут быть грязные;
- надо сидеть за столом прямо, не наклоняться низко над книгой, рисунком;
- не читать лежа;
- нельзя много смотреть телевизор, глаза быстро устают.
Девочка: Ой, мне что-то в глаз попало! (трет глаз)
Воспитатель: Девочка Дашенька, нельзя тереть глаза. Для этого должен лежать в кармане… Что ребята? (ответы). Чистый носовой платок или чистое полотенце. (воспитатель платком достает соринку)
Девочка: Ребята, посмотрите в зеркало. Что это за волоски над глазами?
Воспитатель: Это брови, это ресницы (показывает на иллюстрации)
Девочка: Ресницы, брови, веки у нас для красоты
Воспитатель: Нет, не только для красоты. они оберегают глаза от пыли, ветра и пота.
Дети, что это?
Дети: Нос
Воспитатель: Для чего природа дала нам нос?
Девочка: Это украшение лица. он может быть курносый и прямой. Он служит для того, чтобы задирать его к верху и опускать вниз, когда нам грустно.
Воспитатель: Правильно, ребята?
Дети: Нет
Воспитатель: Для чего служит нос, что мы делаем с его помощью? (ответы).
С помощью носа мы дышим, ощущаем запахи. Очень важно дышать через нос, особенно зимой. Т.к. холодный воздух проходит через нос, нагревается там и становится безопасным для организма.
Сколько у вас носиков на лице?
Дети: Один
Воспитатель: В носу есть две ноздри. Прикрепите нос к личику.
Скажите, ребята, как нужно беречь нос? (ответы)
- В носу нельзя ковырять;
- совать мелкие и острые предметы, иначе мы не сможем дышать.
Попробуйте, закройте нос. Дышать не получается.
Девочка: А что находится ниже носа? (ответы).
Воспитатель: Правильно, рот. А что делает рот? (ответы).
С помощью рта мы едим, разговариваем. посмотрите на свой ротик. Сколько у вас ротиков?
Дети: Один
Воспитатель: Рот один, две губы, внутри живет язычок, зубы. Ваши губы шепчут и поят. С помощью языка и губ мы разговариваем. Посмотрите на нашем личике не хватает ротика – прикрепите.
Рот тоже нужно беречь. Чтобы рот был здоров, что нужно делать? Чего не нужно? (ответы). Посмотрите на иллюстрации:
- полоскать рот после каждого приема пищи;
- кушать нужно с закрытым ртом. Не разговаривать во время еды, потому, что можно больно прикусить язык, губы;
(Девочка кашляет, но не закрывает рот)
- когда чихаешь или кашляешь, нужно закрывать рот. Чем? Платком.
- нельзя брать в рот острые предметы;
- на улице (особенно зимой) нельзя дотрагиваться до железных предметов;
- дышать ртом нельзя.
Девочка: Про глаза, нос, рот сказали.
Ноги, руки ох, устали.
Поиграем? Мы с руками,
Поиграем и с ногами.
Воспитатель: (физ.минутка) Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем,
И к себе скорей прижмем.
Руки к верху. в кулачек,
На затылок, на бочек.
Все присели, быстро встали,
И тихонечко все сели
Девочка: А у меня здесь еще чего-то есть (дотрагивается до ушей). Что это такое?
Дети: Уши
Воспитатель: А для чего они нам нужны? (ответы)
С помощью ушей человек слышит голоса, звуки, птичье пение, журчание ручейка. Посмотрите на свои ушки. Сколько их? Давайте попробуем уши закрыть. И мы ничего не услышим. Чтобы хорошо слышать, чтобы ушки не болели, что нужно делать?
Дети: Беречь уши
Воспитатель: Как нужно беречь уши? (ответы)
Посмотрите иллюстрации:
- не ковырять в ушах;
- не допускать попадания воды в уши;
- защищать уши от сильного ветра и мороза – носить шапку, не снимать ее на улице, когда холодно;
- защищать уши от сильного шума;
- не втягивать в себя слизь из носа, сильно не сморкаться. Чтобы сберечь уши их нужно давать маме мыть и чистить.
Прикрепите на личико ушки.
Девочка: Вот и все, что у нас есть на лице, теперь я знаю.
Воспитатель: Нет не все
Девочка: А что еще ?
Воспитатель: На лице есть щеки, лоб, подбородок. Лицо покрыто кожей. Посмотрите, осторожно потрогайте, какая кожа на лице нежная, гладкая. Где у вас лоб? подбородок? щеки? Когда на улице зима наши щеки чувствуют мороз, когда лето – тепло. лицо нужно беречь:
- нельзя прокалывать и выдавливать на лице прыщи;
- нельзя трогать незнакомых животных, потому что они могут быть больными;
если есть ранка на лице нужно ее смазать специальными мазями и растворами;
- чтобы быть здоровым нужно мыть лицо и тело.
По лицу можно определить твое настроение. На твоем лице видны и радость и печаль, веселье и грусть. Посмотрите на наши меховушки. Какое у них выражение? (ответы). Это называется мимика. Мышцы на лице сокращаются и меняется мимика. (предложить детям сделать сердитое, веселое, грустное выражение лица перед зеркалом) »
Девочка: У моей Мурочки вот какая красивая мимика на лице.
Воспитатель: У зверей есть глаза, уши, нос, рот, но у них не лицо. А что ребятки?
Дети: Мордочка
Девочка: Мордочка, теперь я буду знать как это называется.
Воспитатель: Теперь ты поняла, почему нужно быть чистым?
Нужно, нужно умываться по утрам и вечерам, чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы смыть всех микробов. (предложить детям прочитать стихотворение)
Кто зубы не чистит, не моется мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут
Девочка: А я не умею умываться, у-у-у (плачет)
Воспитатель: Ребятки, давайте научим Дашу умываться! Как надо умываться? (ответы детей) (идут умываться)
Воспитатель: Вот теперь ты чистая
Девочка, девочка – припевочка,
Носик чистый, щечки чистые, глазки блестят.
И ребята у нас молодцы. они всегда умываются и утром и вечером. Всегда чистые будут, здоровые.
Девочка: Спасибо вам, теперь я тоже буду всегда чистая, буду здоровая. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День здоровья в старшей группе «Здоровым быть здорово!»
День здоровья в старшей группе...
Конспект спортивного праздника «Здоровым быть здорово!» к Всемирному дню здоровья в 1 младшей группе «Б» «Игрушка» для детей от 2-3 лет с участием родителей.
Пояснительная записка:-Актуальность: Воспитание и развитие здорового ребёнка будет успешным, если влияние семьи и детского сада будет органически сочетаться, дополнять и обогащать друг дру...
День Здоровья "Быть здоровым - здорово"
Спортивное Мероприятие для детей...
Час здоровья для педагогов «Здоровым быть здорово!»
Для успешной деятельности важно, чтобы педагоги были здоровы и находились в хорошем эмоциональном состоянии....
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....