"Здоровым быть здорово".
проект (старшая группа)

Журавлёва Валентина Ильинична

Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с ЗОЖ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdorovym_byt_-_zdorovo.docx361.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                         «Айдарская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Бориса Григорьевича Кандыбина  Ровеньского района                   Белгородской области»

Образовательный проект

(для детей старшей группы) 

                                                     Автор:  воспитатель высшей категории

                                                                         Журавлёва В.И.

Айдар – 2021 год

Тип проекта: групповой, долгосрочный.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта:

  • дети старшей группы
  • родители воспитанников
  • воспитатели старшей группы
  • музыкальный руководитель
  • медицинская сестра
  • социальные партнёры.

Срок реализации:  01.09.2021 – 31.05.2022 год.

Актуальность проекта:

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А. Сухомлинский.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременно и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своём здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни. В ФГОС ДО, заложено пять основных направлений. Одно из них – физическое развитие детей.                                                  

Для реализации данного направления педагогической деятельности был разработан проект “Здоровым быть - здорово”, девизом которого является «Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня!».

Отсюда вытекает важная проблема: недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска, вредные привычки). Как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь. 

Объектом  проекта являются: заинтересованность всех субъектов и каждого в активной популяризации  здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья.

Цель проекта: формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с ЗОЖ и непосредственного участия детей и родителей в комплексе здоровьесберегающих  мероприятий, проводимых  педагогами детского сада.

Задачи проекта:

Для детей образовательные: 

1. Обогатить  и закрепить знания  о здоровом образе жизни, о пользе правильного питания, физических упражнений и спорта в жизни человека.

Развивающие:
2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт проведения спортивных состязаний.

Воспитательные:

3. Воспитывать потребность у детей  вести здоровый образ жизни.
4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

5. Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми

при реализации проекта

Для педагогов: 

1. Создать информационную базу.

2. Целенаправленно проводить работу с детьми по формированию здорового образа жизни.

3. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях.

4. Информировать родителей по вопросам здорового образа жизни, привлекать для участия в различных спортивных мероприятиях.

Для родителей:

Развивать творческие и физические способности в спортивной деятельности, формировать активную позицию  в сохранения здоровья  детей.

         Для социальных партнёров:

Привлечение к участию в  мероприятиях проекта   партнёров:   педагоги МБДОУ.

Гипотеза проекта: процесс применения здоровьесберегающих технологий, правильного питания, занятий физической культурой и спортом, соблюдения режима, приобщения к здоровому образу жизни, пропаганда ЗОЖ среди родителей и совместная работа семьи и детского сада помогут воспитать здоровое поколение, если использовать целенаправленно, систематически и последовательно.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Дети знают, как сохранить и укрепить своё здоровье, стремятся к

активному применению своих знаний в повседневной жизни.

  • Проявляют активность при реализации здоровьесберегающих

технологий в режимных моментах, спортивных праздниках и досугах.

  • Дети умеют оценивать свои спортивные достижения.
  • Дети имеют более высокие показатели по физическому развитию.
  • Повышение речевой активности, активизация словаря.
  • Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
  • Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ

жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.

  • Педагоги приобретают опыт работы с детьми по физическому

развитию, накапливают методические материалы.

  • У родителей формируется осознанное отношение к ЗОЖ своего и

ребёнка. Родители понимают важность и необходимость физического развития детей не только в детском саду, но и дома.

  • Повысится заинтересованность родителей в ведении здорового образа

жизни своего и ребёнка.

  • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у

дошкольников целостного представления о здоровом образе жизни, развитии у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

                        Формы и методы реализации проекта: проведение ООД, беседы, сюжетно-ролевые игры, исследовательская деятельность, подвижные игры, чтение художественной литературы.

Предварительная работа: изучение методической, научно – популярной и художественной литературы; беседы с родителями о здоровье детей, беседа с медицинской сестрой, анализ заболеваемости детей группы; подбор иллюстративного материала по данной теме, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности; разучивание точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.

 Этапы реализации проекта.

  1. этап: Организационно – подготовительный.

1. Диагностика детей по выявлению уровня знаний о здоровом образе жизни.

2. Составление перспективно-тематического планирования по формированию здорового образа жизни.

3. Анкетирование родителей «Моё участие в физическом развитии ребёнка».

4. Подбор материалов для работы с детьми (игры, презентации, стихи, загадки, пословицы и т.д. о ЗОЖ)

II.         этап: Практический.

1. Проведение коррекционно-развивающих занятий.

2. Формы работы: индивидуальные, групповые, беседы с родителями и детьми; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы; спортивные, подвижные, пальчиковые, дидактические игры и физкультминутки.

  1. этап: Заключительный.

1. Мониторинг детей.

2. Итоговый продукт проекта: выставка детско-родительских работ – рисунков «Мы здоровью скажем «Да!»,  выпуск семейных стенгазет «Физкультура и спорт в нашей семье», составление фотоальбома «Моя спортивная семья».

Проект. Содержание работы.

Срок

Мероприятие

Задачи

1

2

3

  1. этап – накопление знаний

Сентябрь

Анкетирование родителей «Моё  участие в физическом развитии ребёнка»

Решения задач сохранения и укрепления здоровья детей в детском саду и семье. Определить уровень педагогической компетенции родителей в вопросах физического развития ребёнка и использование оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения

Сентябрь

Мониторинг ЗОЖ. Выявление уровня знаний детей по ЗОЖ

Анализ информации уровня знаний детей по ЗОЖ, определить комплексную характеристику: группу здоровья ребёнка и уровень физической подготовленности для осуществления индивидуального подхода в планировании коррекционно–развивающего процесса и прогнозирования конечного результата

Сентябрь

Блиц-опрос детей «Что я знаю о здоровье?»

Цель: систематизация и обобщение знаний детей о здоровье и здоровом образе жизни.
Задачи:
Образовательная: повторить и закрепить знания детей о здоровье и его составляющих, расширять кругозор по данной теме.
Воспитательная: прививать детям стремление к правильному, здоровому образу жизни, формировать активную жизненную позицию.
Коррекционно-развивающая: развивать умение применять полученные знания на практике, развивать логическое мышление и память, развивать речь детей во время занятия

Сентябрь

Просмотр видео презентация о различных видах спорта. Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни, спорте, спортивных комплексов

Развивать представления о значении физкультуры и спорта в укреплении здоровья человека.

Развивать диалогическую речь - самостоятельно, грамматически правильно и полно отвечать на вопросы

Октябрь

Круглый стол «Здоровые родители – здоровые дети»  Изготовление буклетов «Растим здорового ребёнка»

Создавать условия для повышения компетентности родителей, способствовать гармонизации детско-родительских отношений в процессе совместной деятельности.

Способствовать объединению усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

Разработать рекомендации по созданию условий, стимулирующих здоровьесбережение и физическое развитие воспитанников

Октябрь

Создание разнообразной физкультурно-игровой среды в группе

Создать  рациональную среду,  направленную на укрепление, оздоровление и всестороннее развитие личности ребенка

Октябрь

Просмотр мультфильма 

«Азбука здоровья со Смешариками «Быть здоровым – здорово

Воспитание ответственного отношения к   собственному здоровью.

• Расширение знаний и представлений о гигиенических нормах, режиме дня, правильном питании и т. д.

• Развитие навыков общения, способности применять имеющиеся знания на практике

 II.  этап – практический

Ноябрь

Беседа – игра «Глазки, уши и носы – быть здоровыми должны» (включающая прибаутки)

Расширять знания детей о своём теле. Познакомить с органами чувств и их назначением. Дать практическое подтверждение функции анализаторов (нос, глаза, язык). Закрепить знания о соблюдении гигиенических правил, от состояния которых зависит благополучие человека. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Ноябрь

Комплексы точечного массажа дыхательной артикуляционной и сопряжённой гимнастики.

«Массаж пальцев и кистей рук массажными мячиками»

Артикуляционная гимнастика «Сказка о весёлом язычке»

Благоприятствовать психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, улучшать работу органов дыхания и защиту организма от простудных заболеваний; корректировать нарушения речи

Ноябрь

Изготовление и распространение буклетов для родителей – комплексы дыхательной артикуляционной гимнастики

Познакомить родителей с основными  упражнениями артикуляционной и дыхательной гимнастики, дать практические навыки по теме

Декабрь

Д/игры: «Вредно – полезно» (вредные привычки, продукты питания)

«Чудесный мешочек» (средства гигиены)

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, формировать интерес к играм, в которых можно проверить свои знания

Декабрь

Экспериментальная деятельность: Волшебник – шиповник»

«Дегустация волшебного напитка шиповника»

Расширить кругозор детей. Показать возможность широкого использования шиповника. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Воспитывать  бережное отношение к растениям

Декабрь

«Витаминная семья» - эстафета детей с родителями

Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни через совместные спортивные мероприятия, укрепление связи взаимодействия «детский сад – семья»

Январь

Сюжетно-игровая деятельность «Веселый зоопарк» (игровой стретчинг)

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности «игрового стретчинга» 

Январь

Целевая прогулка по участку детского сада «В лес за здоровьем»

Развитие потребности детей в здоровом образе жизни. Формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Развивать познавательный интерес и речь

Январь

П/игра: «Иммунитет», народная игра «Заря - заряница»

Обеспечить двигательную активность детей; создать хорошее настроение. Развивать взаимопомощь, ловкость, выносливость, смелость, воспитывать дружеские чувства, интерес к подвижным, народным играм

Февраль

Режиссерская игра «Реклама овощей и фруктов»

Развивать у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между ребятами выбравшими определённые роли. Обогащать игровой опыт детей, опыт манипулирования игрушками.
Развивать творческие способности детей. Прививать навыки правильного питания, воспитание здорового образа

жизни, способствовать развитию у детей знаний о разнообразии овощей, ягод, фруктов, их полезных свойствах, со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Воспитывать дружеские взаимоотношения у ребят в процессе игры

Февраль

Познавательная викторина «Заморочки из бочки»

Закреплять полученные знания и               представления о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; развивать интерес к здоровому образу жизни; создать радостное настроение

Февраль

Спортивный досуг ко Дню Защитника Отечества «Богатырские потехи»

Привлечь детей и родителей к активному участию в спортивных

соревнованиях; совершенствовать двигательные умения и навыки; способствовать развитию положительных эмоций, взаимопомощи, дружбы, сопереживания; развивать и поддерживать интерес детей к физической культуре, формировать потребность в здоровом образе жизни у родителей

Март

Оздоровительная гимнастика после сна «Как Медведь весну встречал»

Закрепить знания об изменениях в природе весной; научить правильно выполнять массаж биологически активных точек; развивать ловкость, расширять диапазон голоса с помощью фонопедических упражнений; воспитывать доброжелательность

Март

Использование художественного слова: загадок, пословиц, поговорок, стихотворений, литературных и музыкальных произведений Чтение художественной литературы: А.  Барто «Девочка чумазая», сказки Г.Немкиной, М.Савки «История феи Витаминки»,  К.Чуковский «Мойдодыр»

Систематическое использование малых фольклорных форм и художественного слова при проведении занятий (организованной образовательной деятельности) сыграло так же немаловажную роль в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей

Март

Детское интервью на тему     «Как ты укрепляешь своё здоровье»

Интервью родителей на тему «Что нужно, чтобы чувствовать себя здоровым»

Закреплять полученные знания о здоровом образе жизни; развивать творческое воображение; активизировать речь

Апрель

Игра – драматизация

«Доктор - Маша»

Привлечь внимание детей к профессии врача; побуждать детей относиться к игрушкам, как к живому существу; проявлять заботу, лечить, ухаживать, сопереживать; вовлекать в инсценировки

Апрель

Прогулки на школьный стадион: использование спортивного комплекса и модулей для активизации двигательной активности детей

Расширять представления детей о спортивной жизни в школе: спортивных сооружениях, различных видах спорта; о профессиях, связанных с физическим воспитанием. Продолжать работу по освоению детьми более сложных форм двигательной активности (игры с элементами спорта). Мотивировать стремление заниматься спортом        

Апрель

Разучивание спортивных и подвижных игр с родителями

Дать практические рекомендации по использованию спортивных и подвижных игр в домашних условиях. Закреплять навыки выполнения основных видов движений, повышать двигательную активность воспитанников

III.        этап – заключительный

Май

Мониторинг ЗОЖ,  сравнение и анализирование результатов обследования с результатами вводного мониторинга

Определение уровня осведомленности (сформированности) о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья у воспитанников

Май

Выставка детско-родительских работ – рисунков «Мы здоровью скажем «Да!»»

Закрепить полученные в процессе реализации проекта знания; развивать творческое воображение, композиционные и технические умения

Май

Составление фотоальбома «Моя спортивная семья»

Рассмотреть и определить значение семейного спорта, изучить важность для всей семьи, узнать о пользе занятий спортом всей семьей

Май

Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»

Повысить стремление родителей использовать всевозможные виды и формы деятельности  с детьми для  формирования основ здорового образа жизни, укрепления и сохранения здоровья

Май

Выпуск семейной стенгазеты «Физкультура и спорт в нашей семье»

Обмен опытом родителей семейного воспитания на тему ЗОЖ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект спортивного праздника «Здоровым быть здорово!» к Всемирному дню здоровья в 1 младшей группе «Б» «Игрушка» для детей от 2-3 лет с участием родителей.

Пояснительная записка:-Актуальность: Воспитание и развитие здорового ребёнка будет успешным, если влияние  семьи и детского сада будет  органически сочетаться, дополнять и обогащать друг дру...

День Здоровья "Быть здоровым - здорово"

Спортивное Мероприятие для детей...

Час здоровья для педагогов «Здоровым быть здорово!»

Для успешной деятельности важно, чтобы педагоги были здоровы и находились в хоро­шем эмоциональном состоянии....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....