В ПОМОЩ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ - КРИЗИС 3 ЛЕТ.Консультация.
консультация по психологии (младшая группа)

Бондаренко Валентина Петровна

Консультация для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krizis_3_let.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития ребенка раннего возраста.

Кризис трех лет.

                                              Подготовила педагог-психолог Бондаренко В.П.

                                                     МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Капелька»

     

В раннем возрасте у ребёнка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идёт в процессе совместной деятельности с взрослым. К трём годам дети усваивают основные грамматические структуры, строят сложные предложения с союзами. В разговоре с взрослым используют практически все части речи.       Другой стороной является понимание речи взрослого. Дети усваивают названия окружающих их вещей, близких взрослых, частей тела и т.д. Количество понимаемых слов возрастает.

          Развитие игры связано с освоением игровых действий, которые показывает взрослый. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия; они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами – заместителями.

     В раннем возрасте интенсивно развивается восприятие. Оно носит непроизвольный характер, ребёнок может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрёшки, вкладыши, пирамидки и т.д.  

     Ребёнка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в возрасте 2 – 3 лет способен различать:

-   5 форм (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);

-  8 цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный, фиолетовый, оранжевый).

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они подвержены так называемому «эффекту заражения».

     Одно из условий уверенности и спокойствия ребёнка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, то есть чёткое соблюдение режима.

     Основными чертами ребёнка 2 – 3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребёнка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

  Завершается ранний возраст кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельно человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.

Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

Следствием проявления перечисленных симптомов кризиса трех лет могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).

Кризис трех лет - это прежде всего «кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности - ребенка и окружающих людей».  

Следует отметить, что кризис трех лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, устраивающий их, взрослых, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка.

     Правила поведения взрослых в период протекания кризиса трех лет

1. Замечайте те позитивные изменения, которые происходят в ребенке и в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.

2. Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависимости от конкретного случая их применения.

3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.

4. В доме создайте такие условия, в которых ребенок ощущал бы, что он уже взрослый, а не малыш; расширяйте в пределах разумного его права и обязанности.

5. Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.

6. Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.

7. Проявляйте внимание к малышу: позвоните ему лично по телефону, спрашивайте совета, дарите «взрослые подарки» (шариковую ручку, наручные часы, бусы, колечко, солдатский ремень и т.д.).      

     8. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей (не трогай, не бегай, не бери, не стучи, не катай и т.д.). В противном случае они утратят свой сигнальный смысл.

Не бойтесь:

- проводить маленькие эксперименты, чтобы лучше понять, в каких ситуациях как надо действовать;

- часто произносить фразы типа: «Ты уже большой»; «Молодец! Ты делаешь все сам»;

- использовать форму запрета или отказа только тогда, когда это нужно.

 

Если..., то...

  • Если желания малыша намного превосходят его возможности, необходимо искать выход в ролевой игре. Помогите детям научиться играть «во взрослых», беря на себя роль мамы, папы, врача, водителя...; покажите несложные действия с игровым материалом, которые они смогут воспроизвести. Поиграйте рядом с ребенком - он с удовольствием будет вам подражать.
  • Если ребенок не желает есть, не следует упрашивать его создайте игровую ситуацию: предложите покормить «голодного мишку», «котенка» и т. д.
  • Если ребенок капризничает, не беспокойтесь о том, что подумают другие. Проявите внимание к плачущему ребенку, возьмите его за руку и отведите в сторону.
  • Если ребенок упрямится, убедитесь, что поблизости нет предметов, которые угрожают его безопасности. Подождите, пока он немного успокоится, заинтересуйте чем-либо, отвлеките:
  • «Посмотри, что у меня есть...», «Посмотри, кто это идет! Скорее иди сюда... ». Ругань, шлепки не имеют смысла.

         Помните:

Истеричность и капризность требуют зрителей - не становитесь таковыми, и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только этого и ждет.

  • В любой ситуации следует проявлять терпимость к ребенку. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать.
  • Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком противодействуя ему во всем - необходимо быть «рядом» с ним.

Кризис 3 лет у детей - это период серьёзного испытания для родителей. Помните, что вы тоже когда-то были детьми.

Литература  по теме «Кризис 3 лет»

• Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М., 1998.

• Обухова Л. В. Возрастная психология. — М., 1996.

• Психология развития. Словарь / Под ред. А. Л. Венгера. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - (Психологич. лексикон. Энциклопед. словарь в 6-ти томах / Ред-сост. А. Л. Карпенко, под общ. ред. А. В. Петровского).

• Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

• Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание дошкольников (в помощь педагогам и родителям)

Памятки для родителей по правовому воспитанию....

Правовое воспитание дошкольников (в помощь педагогам и родителям)

Ознакомление с конвенцией о правах ребенка....

"Страна букляндия"(буклеты в помощь педагогам и родителям)

Цель буклета :информационное просвящение родетелей. Создание эмоционального настроения, доброжелательности между родителями, педагогами и детьми....

статья для педагогов и родителей "Кризис трехлетнего возраста"

Данная статья предназначена для педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Поможет легче преодалеть эти трудные моменты....

Сборник дидактических игр и упражнений для дошкольников в помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ с ОВЗ (развитие мелкой моторики, восприятия, вибрационной чувствительности, внимания и памяти, мышления и воображения, раз...


 

Комментарии

Бондаренко Валентина Петровна

хороший материал