Практические рекомендации для педагогов «Физкультурные досуги и спортивные праздники в ДОУ»
план-конспект

Морозов Александр Анатольевич

Важной особенностью праздника – радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Подвижные игры, эстафеты, составляют основное содержание любого физкультурного досуга или спортивного праздника в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdniki_i_razvlecheniya_prakticheskie_rekomendatsii_1.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации для педагогов

«Физкультурные досуги и спортивные праздники в ДОУ»

Конец формы

 

Инструктор физической культуры

МАДОУ Боровского детского сада

«Журавушка»

Морозов Александр Анатольевич

    Праздник в детском саду – это всегда радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Пройдут годы, дети забудут песни и стихи, которые звучали на празднике, игры в которые играли, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

    При подготовке и проведении физкультурных досугов и спортивных праздников дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

    Важный итог праздника – радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Подвижные игры, эстафеты, составляют основное содержание любого физкультурного досуга или спортивного праздника в детском саду. Такая форма организации двигательной деятельности соответствует потребностям ребенка в движении и способствуют его гармоническому физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-волевых качеств. Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, детей и взрослых, педагогов и родителей единством цели и общими задачами.

     В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, определяют методы и приемы работы.  

В детском саду проводятся разнообразные досуги и спортивные праздники:

  • способствующие формированию здорового образа жизни – это тематические праздники, такие как «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья», «Мы здоровье сбережем», «Путешествие в страну Здоровейкино» и др.;
  • воспитывающие стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям – «Веселые старты», «Олимпийские игры», «Мы будущие олимпийцы» и др.;
  • праздники, способствующие хорошему настроению – это музыкально-спортивные и совместные с родителями праздники «Путешествие в страну Игралию», «Веселинка занимается спортом», «Мама и я – лучшие друзья», «День мяча» и т.д.;
  • развивающие творческую активность, инициативу, коммуникативные способности – «В поисках пиратского клада!», «В путешествие в страну физкультуры и спорта», «Форд Боярд» и др.;
  • формирующие познавательную активность – квест-игра позволяет ребятам представить себя разведчиками, спортсменами, путешественниками, сказочными героями и т.д.;
  • воспитывающие патриотические чувства - «День защитника Отечества», «Рыцарский турнир», «Зарница» и др.;
  • воспитывающие нравственные качества – дети объединяются целью помочь попавшим в беду персонажам «Выручаем Айболита», «За золотым ключиком», «Если с другом вышел путь», «Путешествие во времени», «Поможем лесным зверятам» и др.;
  • включают разделы: викторины, фольклорные, народные игры, пожарная безопасность, ПДД, развлечения по ОБЖ.

     Мероприятия, с участием родителей сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. Целью таких праздников является возможность привлечения детей 5–7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников – к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах. Организуются и сезонные праздники – «Осень в лесу», «Вот и лето пришло», «Проводы зимы», а также с включением элементов изобразительной деятельности, театрализованных представлений.

   Праздники проводятся в спортивном зале, на площадке с применением спортивного, физкультурного и туристического оборудования и инвентаря.

    Подготовка к празднику – это сложный процесс, который включает в себя составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.д.

   Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 20–30 минут для детей младших групп и 45-55 минут для детей старшего дошкольного возраста.

     При составлении сценария праздника учитываются следующие требования:

  • обеспечение постепенного возрастания психической и физической нагрузки;
  • чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения (с использованием стихов, песен, потешек, считалок, зачинов и т.д.);
  • чередование массовых и индивидуальных игр и заданий (если это можно);
  • участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
  • сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

    Особое внимание уделяется подбору музыки. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания.

     Это, как правило, сказочные персонажи, которые появляются неожиданно и разыгрывают перед детьми небольшое представление. Персонажи участвуют вместе с детьми в соревнованиях, проводят с ними разминку или дети учат героя каким-то навыкам и умениям.

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание зависит от возраста участников и тематике праздника. Это может быть награждение медалями и грамотами за участие, или небольшой сувенир, либо веселый и зажигательный флешмоб с героем и т.д.

   При подведении итогов, учитывая психическое состояние детей, стараться это делать таким образом, чтобы не ранить детей – или «победила дружба» или награждение команд по номинациям, например, одна – «Самая ловкая и быстрая», другая – «Самая дружная и веселая». В конце праздника каждый ребенок награждается независимо от результата мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация досуга с семьей Практические рекомендации родителям

Данные рекомендации помогут родителям организовать досуг в интересной, ненавязчивой  совместной деятельности с ребенком....

Консультация для родителей:«Организация досуга в семье: практические рекомендации»

Практические рекомендации для организации досуга в семье....

Практические рекомендации "Детский праздник в семье"

Практические рекомендации "Детский праздник в семье"...

Методическая разработка по теме: "Физкультурные досуги и спортивные праздники в дошкольных образовательных учреждениях"

В методической разработке описаны особенности подготовки и проведения физкультурных досугов и  спортивных праздников в ДОУ. Требования к составлению сценария, задачи. Всё это также ярко отражено ...

Консультация для родителей на тему: «Организация досуга в семье: практические рекомендации»

   Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических ...

Досуг спортивного праздника в ДОУ к 23 февраля. Сценарий спортивного мероприятия для детей 6-7 лет

Цель:- воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к родине;Задачи:- пропаганда здорового образа жизни;- укрепление здоровья детей, вовлечение их в систематические з...