Картотека пальчиковых игр экологической направленности
картотека (средняя, старшая группа)

Бардакова Ирина Николаевна

     Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте - это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры.Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отражают реалии окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovyh_igr.docx132.62 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 172 «СКАЗКА»
630106, г. Новосибирск         телефон/факс 349-04-00

ул. Зорге, 99        ds 172@edu54.ru

Картотека пальчиковых игр экологической направленности

Бардакова

Ирина Николаевна

г. Новосибирск 2021

«Засолка капусты».

Мы капусту рубим, рубим,

(двигаем прямые кисти вверх, вниз)

Мы морковку трём, трём,

(трём правым кулачком по левой ладони)

Мы капусту солим, солим,

(пальцы в щепотку, солим)

Мы капусту жмём, жмём.

(сжимаем обе кисти в кулаки)

«Огород»

В огороде много гряд,

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,

(Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

(Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

(покрутить кулаком)

Много нас, а он один.

(растопырить пальцы)

Эта долька для ежа.

(отогнуть один мизинец)

Эта долька для чижа.

(отогнуть безымянный)

Эта долька для утят.

(отогнуть средний)

Эта долька для котят.

(отогнуть указательный)

Эта долька для бобра.

(отогнуть большой)

А для волка кожура.

(погладить кожуру)

Он сердит на нас, Беда!

(показать волчьи зубы)

Разбегайся кто куда!

(пальчики разбегаются)

«Белка»

Заскочила на пенёк

(фигурка «пень»)

Белка – маленький зверёк,

(фигурка «белка»)

А потом нарвавши шишек,

(фигурка «шишка»)

Побросала в ребятишек.

(изображаем бросок)

«Осенние листья»

1,2,3,4,5.

Будем листья собирать

Листья березы

Листья рябины

Листья тополя

Листья осины

Листья дуба мы соберем

Маме осенний букет отнесем.

(Загибать пальцы, начиная с большого, сжимать и разжимать кулачки, сгибать пальчики.)

«Осень»

Ветер по лесу летал, махи руками

Ветер листья всё считал: хлопки

Вот дубовый, вот кленовый, загибают пальцы

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. сгибание, разгибание всех пальцев

«Мухомор»

Красный-красный мухомор-

(Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.

(Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!

(Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!

(Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

«Собака и грач»

Собака смотрит, не ворча,

(изобразили собаку)

На прилетевшего грача,

(изобразили прилет грача)

А этот грач совсем не глуп –

Из миски пьёт собачий суп.

(выполняется по тексту)

«Дятел»

Дятел на суку сидит,

(изображаем птиц)

Дятел дерево долбит,

( «птичка долбит дерево»)

Лечит дятел старый дуб.

(изображаем дерево)

Добрый дятел дубу люб.

(птица летит)

«По малину»

Я малину собираю,

(изображаем сбор ягод)

С веток ягоды снимаю,

Подожди ещё немножко,

Будет полное лукошко.

(фигурка – корзинка – две ладошки вместе образуют корзинку)

«Деревья»

Друг от друга деревья росли далеко,

(фигурка «деревья» обеими кистями)

Человеку пройти этот путь нелегко,

(фигурка «человечек»)

Только корни деревьев однажды сплелись,

(фигурка «корни деревьев»)

Будто дерева два навсегда обнялись.

(фигурка «деревья» обеими кистями)

«Детёныши диких животных»

Это зайчонок, это бельчонок,

(Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

(Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

(фигурка «шишка»)

Побросала в ребятишек.

(изображаем бросок)

«Колючий клубок»

Ходит – бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик,

(фигурка «ёжик»)

Чтобы волк не уволок,

(фигурка «волк»)

Превратился ёж в клубок.

(фигурка «клубок»)

«Слон»

Хобот носит только он –

(Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон.

(Приставляем руки к ушам.)

«Лев и львица»

Лев – он царь зверей, но всё же

(фигурка «лев»)

Тихим лев бывает тоже,

Тих бывает лев со львицей

(фигурка «львица»)

Так как сам её боится.

(закрыть руками глаза)

«Довольные звери»

Довольна корова своими телятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Довольна коза своими козлятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

А я довольна своими ребятами!

(Показывают и массируют поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших)

«Черепаха»

То не камень у дороги,

(фигурка «камень»)

Если есть у камня ноги.

(фигурка «черепаха»)

Важно ходит черепаха,

Прячет голову от страха.

(фигурка «черепаха прячет голову»)

«Домашние птицы и их детёныши»

Есть у курицы цыплёнок,

(Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –

(Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

«Весна»

Галдят грачи и там, и тут,

(фигурка «птица»)

Летают и по веткам скачут,

(фигурка «деревья»)

Весной сосульки вниз растут

(фигурка «сосульки»)

И потому всё время плачут.

(изобразить плачь)

«Пчёлка»

Как хорошо быть пчёлкой

(фигурка «пчела»)

С весёлой рыжей чёлкой

(показать чёлку на лбу)

И пред всем народом

(фигурка «человечек»)

Своим гордится мёдом.

(фигурка «миска»)

«Паук»

У тебя скажи паук,

Сколько ног и сколько рук?

Лапы вяжут паутинку

Будто руки ткут холстинку,

Если попадутся мухи

Лапы цапнут их, как руки.

(Имитация движений паука.)

«Лето»

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!
А четыре  - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!

(Загибать пальцы по одному на каждый счёт)

«Листики осенние»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый

(Загибать по одному пальчику)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку

(Спокойно уложить ладони на стол)

«Сколько знаю я дождей»

Сколько знаю я дождей, сжимают, разжимают пальцы

Сосчитаю поскорей: обеих рук

Дождик с ветром, махи руками над головой

Дождь грибной, кулачок - ладошка

Дождик с радугой-дугой. показывают радугу

Дождик с солнцем, показывают руками круг

Дождик с градом, стучат по коленям (столу)

Дождик с рыжим листопадом хлопки

«Лимон»

Жёлтый-жёлтый наш лимон,

(Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.

(Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

«Грибы»

Топ, топ – пять шагов, пальчиками «шагают» по столу

А в корзинке левую руку сжимают

Пять грибов: показывают 5 пальчиков

Мухомор красный – гриб опасный, на каждое двустишье дети

А второй лисичка – рыжая косичка, разгибают по оному пальчику

Третий гриб – волнушка розовое ушко, обеих рук, начиная с мизинца

А четвёртый гриб сморчок –

Бородатый старичок,

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

«В лес пошел»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел.

Оттого и потолстел.

(Сгибать пальчики, начиная с мизинца)

(Поглаживание частей тела, о которых говорится. Глазки смотрят в бинокль, ушки слушают, ручки хлопают, ножки притопывают, руки к солнышку, голова вверх, улыбнуться.)

«Надувной шар»

Надуваем шар с тобой,

(фигурка «шар»)

Он становится большой,

(развести кисти)

Лопнул шар, хоть был хорош,

(сомкнуть кисти)

Стал на тряпочку похож.

(фигурка «тряпочка»)

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

(Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

«Деревцо»

В поле дерево стоит,

(фигурка «дерево»)

Ветер ветки шевелит.

(покачивать руками из стороны в стороны)

Дует ветер нам в лицо,

(взмахи рук в сторону лица)

Закачалось деревцо.

(покачивать руками из стороны в стороны)

«Птички»

Птички полетели,

(фигурка «птички»)

Крыльями махали,

(махи кистями)

На деревья сели,

(фигурка «деревья» обеими кистями)

Вместе отдыхали.

(фигурка «птица» каждой кистью)

«Две козы»

Идёт коза рогатая,

(фигурка «коза» правой рукой)

Идёт коза бодатая,

К ней спокойная спешит,

(фигурка «коза» левой рукой)

Колокольчиком звенит.

(фигурка «колокольчик» правой рукой)

«У пруда»

У пруда сидит лягушка,

(фигурка «лягушка»)

Ей позавтракать пора,

Ждёт лягушка мошку, мушку,

(фигурка «мошка»)

Ну а лучше комара!

«Цветок проснулся»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки, красоту их вижу.

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать,

До утра как птенчик.

(Кисти рук – бутоны, соединены у основания рук, плавно распускаются, закрываются затем под щеку, имитация сна.)

«Лето»

В небе гром, гроза.-

(сжимают и разжимают пальцы)
Закрывай глаза!-

(закрывают ладонями глаза, потом открывают)
Дождь прошёл, трава блестит,-

(стучат пальцами по столу)
В небе радуга стоит.    –

(рисуют в воздухе полукруги)

«Весна»

Вот уж две недели

(Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.

Снег на солнце тает

(Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.

(Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

«Плутовка»

Кошка на ковре сидела

(фигурка «кошка»)

И из миски «Вискас» ела,

(фигурка «миска»)

Прыгнула на стул плутовка

(фигурка «стул»)

И на стол вскочила ловко.

(фигурка «стол»)

У меня сомнений нет:

Ищет киска «Китикэт».

(фигурка «миска»)

«Дом за кустом»

Зайка под кустом сидит

(фигурка «куст»)

И ушами шевелит.

(фигурка «заяц, шевелящий ушами»)

- Зайка, зайка, где твой дом?

(фигурка «дом»)

- За – за – за большим кустом

«Звери шли на водопой»

Тихим днём, лесной тропой «шагают» пальчиками

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосёнок, загибают пальчики

За мамой лисицей крался лисёнок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шёл медвежонок,

За мамой белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят. делают ладонями чашечку

«Бурёнушка»

Дай молочка, Бурёнушка, дети показывают, как доят корову

Хоть капельку- на донышке.

Ждут меня котята, делают руками «царапки», изображая

Малые ребята. котят

Дай им сливок ложечку, загибают по одному пальчику на обеих

Творожку немножечко, руках, начиная с большого

Масла, простокваши,

Молока для кашки.

Всем даёт здоровье удары кулачками

Молоко коровье! хлопки в ладоши.

«Звери шли на водопой»

Тихим днём, лесной тропой «шагают» пальчиками

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосёнок, загибают пальчики

За мамой лисицей крался лисёнок,

За мамой ежихой катился ежонок,

За мамой медведицей шёл медвежонок,

За мамой белкой скакали бельчата,

За мамой зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят. делают ладонями чашечку

«Ёж»

Серый катится клубок,

«надули» клубок ладонями

У него колючий бок, ладони скрещены, пальцы вверху

По лесной дорожке пальцы – ножки, рука - дорожка

Спешат чьи-то ножки. пальцы скрещенные

- Это ёж! Это ёж! шевелят пальцами

На кого же он похож?

- Он похож на ёлочку, делают «ёлочку»

На спине иголочки. скрещивают пальцы

«Стайка»

Пой-ка, подпевай-ка, сжимают и разжимают

10 птичек – стайкапальцы на обеих руках

Эта птичка - воробей, эта птичка - соловей, загибают по очереди

Эта птичка – совушка, сонная головушка. пальцыЭта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка – серенькое перышко.

Это зяблик, это стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам! в кулачки и за спину

«Одуванчик»
Носит одуванчик (кисти рук поставить на локоть, округлить ладони и раздвинуть пальцы)
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится (сцепить пальцы в «замок»)
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное, (наклоны кистей вправо-влево)
Ветерку послушное.

«Снежок»

1, 2,3,4, загибают пальчики на обеих руках

Мы с тобой снежок лепили, «лепят» снежок

Круглый, показывают ладонями круг

Крепкий, сжимают «замок» с силой

Очень гладкий гладят одну ладонь другой

И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз – подбросим, два – поймаем, подбрасывает вверх, ловят снежок

Три – уроним роняют

и сломаем. сжимают и разжимают кулачки

«Колокольчики»

В прятки пальчики играют (сжимают и разжимают пальцы)
И головки убирают, (открывают и закрывают ладонями лицо)
Словно синие цветки (сводят и разводят пальцы веером)
Распускают лепестки.
Наверху качаются, (наклоны кистей вправо-влево)
Низко накланяются.
Колокольчик голубой (круговые движения кистями)
Поклонился нам с тобой. (наклоны кистей вниз, вверх)
Колокольчики-цветы (повороты кистями)
Очень вежливы, а ты?

«Цветок»

Утром рано он закрыт, делают из двух ладоней «бутон»

Но к полудню ближе медленно раскрывают «бутон»

Распускает лепестки,

Красоту их вижу. шевелят всеми пальцами

К вечеру цветок опять медленно закрывают «бутон»

Закрывает венчик.

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

«Дождь»

Меж еловых мягких лап поглаживание подушечками пальцев стоп

Дождик кап- кап, кап- кап. стучат пальцами по столу

Где сучок давно засох – сжимают, разжимают кулачки

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип – стучат пальцами по столу

Вырос гриб, гриб, гриб. кулачок-ладошка - гриб

Кто нашёл его друзья? кулачки, хлопок, кулачки, хлопок

Это я, я, я. хлопки по груди

«Ветер»

Ветер по лесу гулял. Плавные движения кистями рук
влево - вправо.
Ветер листики считал. Сжимать-разжимать пальцы рук.
Вот дубовый, Загибать пальцы обеих рук,
начиная с большого.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер сбросил на тропинку. Плавно опустить ладони на колени.

«Деревья в лесу» 
Друг от друга деревья росли далеко    Показать дерево обеими кистями)
Человеку пройти этот путь нелегко,   Шагать указательным и средним  пальцами
Только корни деревьев                         Приложить кисти друг к другу тыльными
Однажды сплелись,                               сторонами, пальцы вниз)
Будто дерева два навсегда обнялись.

«Журавли» 
"До свиданья, до свиданья, 
Возвращайтесь поскорей!" - 
Провожаем, провожаем 
В путь-дорогу журавлей.                       
Машем ручкой вслед птицам.
Крылышками машем: 
"До свиданья, Маша! 
Полетели мы на юг, 
        Вспоминай нас, добрый друг!"            

 Ладошками изображаются крылья птиц.

«Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы на обеих руках)
Выпал снег, идем гулять. (волнообразные движения руками сверху вниз)
Ты нас, мама, не ищи, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)
Горку строить будем мы. (концы пальцев соединить под прямым углом)
Горку не простую, (соединить ладони вместе)
Горку ледяную, (соединить пальцы под углом)
Будем очень мы стараться, (сжать пальцы в кулаки, большие пальцы поднять вверх)
Чтоб потом на ней кататься. (правой рукой погладить тыльную сторону левой руки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр направленных на развитие речи, у детей первой младшей группы.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12038566","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"402","width":"480"}}]]...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Картотека пальчиковой гимнастики общеразвивающей направленности 4-5 лет

Картотека пальчиковой гимнастики общеразвивающей направленности 4-5 лет...

Картотека бесед по экологической направленности

Картотека бесед по экологической направленности БЕСЕДА О БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ....

Картотека дидактических игр экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста...

картотека дидактических игр экологической направленности

Картотека дидактических игр экологической направленности...