Квест-игра как эффективная форма физического воспитания
материал

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение интереса к физической культуре через использование квест- игры.

Применение различных технологий позволяет занятие сделать «здоровым», то есть: развивающим - с уклоном на способности и интересы воспитанников, но с учетом функциональных возможностей организма; сохраняющим желание воспитанников заниматься и дальше, одним словом повысить интерес к физической культуре.

В практике нашего детского сада в рамках физического развития и воспитания детей на протяжении ряда лет ведётся работа по обновлению содержания образовательной работы по физической культуре, ведётся поиск разнообразных форм и методов, чтобы деятельность была интересна детям. Совершенствуется образовательный процесс посредством организации проектной деятельности и использования игровых технологий.

Как мы знаем, в процессе использования разных технологий, одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций в ДОУ, является игра.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? 

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру, которая представлена последовательностью развёртывания игровых событий:

Мотивация — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность.

Легенда к началу игры. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка.

Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.

Организационная часть квеста также включает: распределение детей на команды (при необходимости); знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

Основная часть — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

Рефлексия — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии: Что вызвало наибольший интерес? Что узнали нового? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами? Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Почему квесты так популярны?

Во-первых, это приятная для человека (гедоническая) деятельность.

Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении, доминировании, самостоятельности, аффилиации (стремлении быть в обществе других). Привлекательным мотивом для участия в такой игре может быть и вознаграждение за победу, хотя оно всегда условно и не является главным стимулом.

Как правило, квесты — коллективная игра, это тоже большой плюс. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней.

Квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Если игра проводится на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом, укрепляется здоровье детей.

Все вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам, что способствует сохранению их эмоционального благополучия.

Процесс интеграции также присутствует в квест – играх. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. После каждой ИГРЫ ребёнок анализирует свое место в команде, командные действия и планирует, и прогнозирует результат дальнейших игр, вместе с педагогом – наставником. Ребёнок учится проводить самоанализ своих физических возможностей, качеств, умений и навыков, оценивая свою деятельность, понимает, чего ему не хватило до достижения оптимального результата: выносливости, быстроты, силы или координации.

Одной из основных задач такого занятия (квест-игры) – создать положительную психологическую атмосферу, которая позволит максимально раскрыться личности каждого ребенка, вовлечь воспитанников в поисковую и коммуникативную деятельность. Такая деятельность соответствует современным требованиям педагогики.

С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, проведение развлечений и занятий,  познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Многие занятия являются естественным продолжением предыдущих и опираются на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки, полученные в результате реализации спортивных образовательных проектов. В рамках ФГОС проектный метод активно внедряется в ДОУ и играет важную роль при организации занятий по физической культуре. В последнее время интерес к методу проектов как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей на занятиях по физической культуре.

Навыки и умения, приобретенные детьми при использовании метода проектов на занятиях по физической культуре, становятся достоянием их личного опыта. Необходимость этих навыков и умений продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Соответственно - приобретённые знания, двигательные навыки и умения в рамках проекта с успехом используются детьми в квестах. Как раз квесты и служат основой для возможности применения двигательных умений и навыков в нестандартных, игровых ситуациях.

Опираясь на вышеизложенное, можно с уверенностью утверждать, что квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. А ловкость, быстрота реакции, выносливость, эмоциональный подъем, легко преодолеваемые физические нагрузки наряду с развитием воображения и пространственного мышления, это всё результат внедрения в образовательный процесс игровой квест – технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка эффективности системы физического воспитания по темпам прироста физических качеств.

Работа по оценке эффективности системы работы по физическому воспитанию....

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО...

Сообщение из опыта работы "Проведение физкультурных досугов и развлечений как эффективных форм физического развития дошкольников"

Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждог...

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО

Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО...

«Квест-игра как эффективная форма физического и познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Квест как форма обучения детей в ДОУ способствует развитию деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.Квест – как универсальная игровая технология, включающая соревнов...