Закаливание детей в детском саду в условиях Крайнего Севера
консультация

Ринчинова Алена Анатольевна

Климатические условия Крайнего Севера представляют собой комплекс отрицательных факторов, влияющих на организм человека, особенно детский. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Закаливание детей в детском саду в условиях Крайнего Севера Воспитатель МАДОУ Детский сад «Жемчужинка» Ринчинова А .А .

Слайд 2

Климатические условия Крайнего Севера представляют собой комплекс отрицательных факторов влияющих на организм человека, особенно детский. В результате ультрафиолетового голодания возникают: расстройства биоритмов физиологических функций, снижаются иммунологические свойства организма, понижается сопротивляемость к заболеваниям, снижается интенсивность обменных процессов, повышаются утомляемость и сонливость, п оявляется склонность к аллергическим состояниям, авитаминозам. Низкие температуры в течении года, особенно около-нулевые в весенне-летне-осенний периоды, сопровождаемые сильным ветром, провоцируют: частые переохлаждения у детей, что способствует простудным заболеваниям. ограничивают возможности двигательной деятельности, необходимой для нормального функционирования и развития детского организма.

Слайд 3

На состояние здоровья детей в условиях Крайнего Севера влияют следующие факторы: Климатические : низкие температуры воздуха, недостаток солнца , биомагнитные бури, дефицит двигательной активности; Техногенные : неблагоприятная экологическая обстановка; Биологические : неполноценное питание ; Социальные: низкий уровень жизни, стрессы, неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; В связи с этим нами должна проводиться работа по оздоровлению детей с помощью закаливания, адаптированного к условиям Крайнего Севера. У ребёнка-дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством элементарных знаний о своём организме и о факторах, влияющих на него. Чем раньше ребёнок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни.

Слайд 4

Цель работы по оздоровлению детей через закаливание : Формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни. Для её достижения необходимо решить ряд задач: Приобщать детей к здоровому образу жизни. Знакомить детей с факторами, влияющими на их здоровье. Формировать навыки личной гигиены, потребность в чистоте и аккуратности. Формировать элементарные навыки охраны личного здоровья. Поощрять потребность в самостоятельной двигательной активности. Направлять совместную работу педагогов и родителей на развитие и закаливание организма ребёнка. Цель и задачи

Слайд 5

Закаливание - оздоровительное средство, которое в 2 -4 раза снижает число простудных заболеваний. Оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус ЦНС, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ . Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка к факторам внешней среды. Закаливание

Слайд 6

Постепенность - увеличения закаливающих воздействий. Систематичност ь закаливания. Учет индивидуальных и возрастных особенностей организма ребенка. I группа – здоровые, ранее закаливаемые ; II группа – ранее не закаливаемые или находящиеся в периоде выздоровления от острых заболеваний; III группа – имеющие отклонения в состоянии здоровья. Наличие эмоционально- положительной реакции ребенка на закаливающую процедуру. Многофакторность закаливания – использование холода , тепла , воды и др. Принципы закаливания

Слайд 7

Закаливание воздухом. Закаливание водой. Закаливание солнцем. Факторы закаливания «Солнце , воздух и вода - наши лучшие друзья»

Слайд 8

Воздушные ванны при переодевании детей и во время утренней гимнастики. Сон в хорошо проветренной спальне с доступом свежего воздуха Закаливание воздухом Поддержание оптимального температурного режима в группе (+22–20 о С. градусов.) Ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду.

Слайд 9

В отсутствии детей организовать сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком ; В присутствии детей организуем угловое проветривание групповой комнаты. Следим за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну; Дети в группе на протяжении всего дня находятся в облегчённой одежде. ( при температуре воздуха не ниже 18-20 С ) ; Воздушные ванны Закаливание воздухом Проводить утреннюю гимнастику в проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда) ; Организовать дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 18 С и выше. Температура под одеялом достигает 38-39 С. проснувшись, ребёнок получает контрастную ванну с разницей в 18-20 С. Это хороший тренинг для терморегуляционного аппарата;

Слайд 10

Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика имеет большое оздоровительное значение и является частью распорядка дня . По этой причине ежедневное её проведение в ДОУ должно быть обязательным. Утренняя гимнастика проводится в определённые часы до завтрака. Помещение, где проводится утренняя гимнастика проветривается за несколько минут до прихода детей . Упражнения для утренней гимнастики затрагивают различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса . Подбираем упражнения с учетом возраста детей. Интереснее детям зарядку делать в форме игры. Соблюдая ряд нехитрых правил, можно привить у ребенка любовь к утренней зарядке. Главное, чтобы ему было интересно и весело. Так он захочет делать упражнения каждое утро, что постепенно перерастет в привычку. Закаливание воздухом

Слайд 11

Организация детей на прогулку На прогулку выводить подгруппу детей, которые оделись быстрее , тем самым предупреждать перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает младший воспитатель; Следить за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления детям надеваем меньше одежды ; Закаливание воздухом Организовывать прогулки при температуре воздуха не ниже 15 С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе; Во избежание переохлаждения организовывать двигательную деятельность: подвижные игры, общеразвивающие упражнения .

Слайд 12

Организация сна детей Залогом чистоты воздуха в спальне являются ежедневная влажная уборка и регулярные проветривания . Проветривать спальню перед сном детей не менее получаса; Организовывать одевание и раздевание детей в групповой комнате ; Закаливание воздухом

Слайд 13

Организуем гимнастику после сна, ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске Эффективным средством закаливания является хождение босиком по мокрым солевым дорожкам, раздражающим нервные окончания. Для этого понадобятся три полотенца, одно смачиваем в растворе соли (на 1 литр воды - 100 грамм соли), второе смачиваем пресной водой, третье остается сухим. Расстилаем полотенца на клеенке рядом друг с другом. Затем дети ходят по соленому полотенцу в течение 4-5 минут, танцуют , прыгают - находятся в движении, затем переходят на второе полотенце и протирают стопы от соли, на третьем вытирают ноги насухо. Перед процедурой необходимо подготовить стопы ребенка, для этого можно использовать специальный коврик для массажа стоп, который можно сделать самим. На плотную ткань нашиваете пуговки разного размера - большое количество. Ребенок, проходя по коврику, должен стопой попадать одновременно на несколько разных пуговиц . Такой коврик также будет очень полезен для профилактики плоскостопия. Еще можно сделать упражнения для стоп - походить на пальчиках, перекатываться с пятки на носок, попрыгать. Закаливание воздухом

Слайд 14

Водные процедуры Закаливание водой Учить детей мытью рук после сна теплой водой. Затем –умывание рук до локтей, лица, шеи, верхней части груди теплой водой. Затем обучить детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры детей растирать махровым полотенцем до легкого покраснения кожи; К специальным закаливающим водным процедурам относятся обтирание, обливание, душ.

Слайд 15

П олоскание рта и горла П олоскание рта и горла кипяченой водой после каждого приёма пищи, с постепенным снижением температуры с 36С доводя до 22С (на 1 градус в день) Полоскание горла является показанием для профилактики: фарингита, ларингита, тонзиллита (ангина ) Закаливание водой

Слайд 16

Обливание ног летом Обливание ног проводить двумя способами: Обливание с постепенным снижением температуры : Исходная температура воды — 36°. Постепенно снижать температуру воды на 1°, доводя до 18 °. Обливать нижнюю треть голени и стопу. После обливания ноги тщательно вытираем и растираем до легкого покраснения кожи. Контрастное обливание: Ноги обливать сначала теплой водой 28°, затем температуру постепенно снижаем, и снова теплой. Контрастное обливание в ызывает расширение сосудов, и действие холодной воды оказывает закаливающий эффект. Закаливание водой

Слайд 17

Детям второго и третьего года жизни рекомендуется кратковременное пребывание на освещенном солнцем участке. Для этого используются площадки сплошной тени, светотени («кружевная» тень от деревьев), а также места, освещенные прямыми лучами солнца. В первые дни дети могут находиться под прямыми лучами солнца не более 5–6 мин, а после появления хорошего загара – 8—10 мин по 2–3 раза в день. Голову от перегревания предохраняет белая шапочка (панамка, кепка). Закаливание солнцем Закаливание солнцем

Слайд 18

В летний период закаливание солнцем проводить при температуре воздуха в тени 22 °. В первые 3 дня пребывание под прямыми лучами должно составлять не более 5 мин, затем увеличиваем еще на 5 мин. Пребывание на открытом солнце не должно быть более 60 мин. Вспотевшему от солнца ребенку нужно в течение 5 мин остыть в спокойном состоянии. Водная процедура после солнечной ванны освежает организм ребенка, тонизирует сердечно-сосудистую и нервную систему. Температура воды вначале должна быть 35°, затем постепенно снижаться до 20 °. Закаливание солнцем Правила закаливания солнцем Нельзя проводить солнечные ванны натощак и ранее чем через 1 ч после еды. Не рекомендуется также сразу после облучения солнцем принимать пищу . Лучшее время для солнечных ванн 9—11 ч в июне — июле и 10—12 ч в мае и августе. Солнечные ванны противопоказаны детям с повышенной температурой, недомоганием, головной болью. Во время прогулок на открытом солнце не разрешаются громкие разговоры, чтение книг, подвижные игры.

Слайд 19

И в заключении… В случае вынужденного перерыва и в адаптационный период привыкания к детскому саду закаливание нужно проводить осторожно. Закаливание Закаливание детей будет эффективным в том случае, если оно проводится постоянно во все сезоны года и представляет собой не одно закаливающее воздействие, а комплекс мероприятий в повседневной жизни.

Слайд 20

Будьте здоровы!!! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание детей в детском саду

Мероприятия по закаливанию для детей средней группы детского сада...

Закаливание детей в детском саду.

Все о закаливании. Комплекс закаливающих мероприятий....

«Организация закаливания детей в детском саду». Консультация для воспитателей.

Закаление - одна из важнейших тем оздоравления. Здесь описаны самые простые методы осуществления данного вида ЗОЖ....

Закаливание детей в детском саду

Процедуры закаливания для детского садаСуществует множество различных способов и методов укрепления детского здоровья путем закаливания – от самых простых и щадящих до более кропотливых и времяз...

Консультация по закаливанию детей в детском саду и дома «Солевые дорожки или Рижский метод закаливания»

Консультация для родителей и педагогов детских садов по закаливанию "Солевые дорожки"....