Дети-малоежки
консультация

Баутинова Виктория Владимировна

План:

1. Причины плохого аппетита

2. Питье во время еды

3. Кормление насильно

4. Тревога родителей

5. Суточный рацион

6. Привычки

7. Питание детей в ДОУ

8. Памятка «Рекомендации для педагогов и родителей детей с плохим аппетитом»

9. Литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti-maloezhki.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей «Дети-малоежки»

План:

1. Причины плохого аппетита

2. Питье во время еды

3. Кормление насильно

4. Тревога родителей

5. Суточный рацион

6. Привычки

7. Питание детей в ДОУ

8. Памятка «Рекомендации для педагогов и родителей детей с плохим аппетитом»

9. Литература

Возможные причины плохого аппетита

Аппетит ребенка моет снизиться в связи с заболеванием. В этом случае не следует настаивать на обязательном приеме пищи. Во время болезни вырабатывается меньше пищеварительных соков, и пища хуже усваивается. Важно обеспечить питьевой режим. Это могут быть не очень сладкие и кислые соки, отвар шиповника, слабый чай, питьевая вода. По мере выздоровления аппетит постепенно восстановиться.

Иногда кажется, что ребенок стал плохо есть без видимой причины. Следует проанализировать, не связано ли это с изменением обстановки, окружающей среды ребенка, с ведением нового блюда и др. Надо терпеливо во всем разобраться, чтобы устранить причину плохого аппетита.

Причиной отказа еды моет стать однообразное приготовление блюд. В таком случае необходимо проявить изобретательность. Для малышей большое значение имеет оформление блюда. Они охотно съедят овощи и фрукты, которые красиво нарезаны и аккуратно разложены на тарелке.

В детском возрасте бывают периоды. Когда здоровые дети начинают плохо есть. Возможно, это связано с уменьшением выделения пищеварительных соков, т. к. процесс их выработки еще несовершенны. В этом случае могут помочь общеукрепляющие средства: достаточное пребывание на свежем воздухе, активные движения и т. д. Очень полезно организовать прогулку ребенка перед обедом.

Иногда ребенок отказывается от еды, потому что находится в перевозбужденном состоянии – например, если его внезапно оторвали от игры. Возможные капризы, плач тоже отрицательно сказывается на аппетите. От игры или интересного занятия ребенка надо отвлекать постепенно, переключая его внимание на подготовку к обеду. Существует такое мнение, что снижение аппетита у детей, столь беспокоящее большинство родителей, - всего лишь естественная реакция организма ребенка, способствующая его дальнейшему нормальному физическому развитию.

Есть дети – малоежки, которые всегда съедают меньше положенной нормы. Некоторые родители увеличивают калорийность их питания за счет большей порции масла и сахара. Этого делать не следует потому, что большое количество жира и сахара тормозит желудочную секрецию и еще активнее снижает аппетит. Лучше всего кормить такого ребенка понемногу, при этом важно, чтобы он получал с пищей все необходимые пищевые вещества, особенно белок, необходимый для роста и развития. Так, например. В рационе можно увеличить количество творога, мяча, рыбы за счет уменьшения потребления хлеба, каш и макаронных изделий.

Самое питательное блюдо надо давать ребенку с плохим аппетитом в первую очередь, когда он еще голоден и, значит, есть надежда, что малыш полностью его съест. Иногда малоежкам сначала предлагают второе блюдо. А потом суп, если малыш не съест первое полностью, не беда, зато мясо, рыбу или творог получит в нужном объеме.

Питье во время еды

Некоторые дети во время еды пьют много воды. Это нежелательно, т. к. вода разбавляет желудочный сок, снижает его активность, а это ухудшает переваривание и усвоение пищи. Однако при плохом аппетите можно разрешить ребенку запивать небольшими глоточками густую или твердую пищу. Лучше использовать для этого овощной или фруктовый отвар, нейтральный сок, питьевую воду. Перед едой ребенку также можно дать немного прохладной воды или кислого сока.

Кормление насильно

Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка есть. Это усугубит положение, вызовет отвращение к пище. Не следует также кормить его с уговорами, развлечениями, во время игры. Все это тормозить процесс пищеварения. Даже если ребенок съест некоторое количество пищи, переваривание ее будет нарушено.

Тревога родителей

Нельзя выражать перед ребенком тревогу по поводу его плохого аппетита, говорить о его отрицательном отношении к пище, капризах, отказах от еды. Он может привыкнуть к таким разговорам и постоянно будет капризничать и отказываться от пищи. В то же время, если малыш справился со всей предложенной порцией, его надо похвалить. Рассказать другим детям какой он молодец.

Суточный рацион

Подходить к составлению суточного рациона надо творчески. Если на обед овощной суп, то на гарнир можно выбрать крупу или макаронные изделия. Если суп из крупы, то на гарнир следует предложить овощи. Готовить блюда необходимо из свежих продуктов на один день, не оставляя на завтра. Не следует давать дошкольникам слишком горячую или чересчур холодную пищу. Не следует настаивать, чтобы ребенок съел все блюдо, поскольку физиологические потребности детей крайне индивидуальны.

Привычки

Полезные привычки и стереотипы наиболее прочно закрепляются у детей именно в дошкольном возрасте. Поэтому важно прививать ребенку гигиенические и эстетические навыки питания, начиная с самого раннего детства, и постараться избежать закрепления отрицательных привычек. Малыш должен привыкнуть к спокойному поведению во время еды, аккуратному приему пищи, чистоте за столом. У него должно войти в привычку мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вытирать рот салфеткой. К трем годам малыш должен научиться правильно держать ложку, а не зажимать ее в кулаке. Во время еды не разрешайте ребенку вставать из-за стола, разговаривать, заниматься игрушками, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, уносить часть еды в свою комнату и т. д. После еды малыш долен поблагодарить за вкусную пищу.

По данным исследований, от 20% до 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют проблемы с питанием.

Дети – малоежки подразделяются на три типа:

1) Дети с плохим аппетитом : такие дети не интересуются едой или быстро насыщаются;

2) Детиизбирательные в еде: такие дети ограничивают свой рацион несколькими видами пищи, их часто называют «капризными» или «привередливыми» в еде, они отказываются пробовать новые блюда;

3) Детииспытывающие страх при приеме пищи: дети боятся есть после того, как с ними случилась какая-нибудь неприятность вовремя еды или у них возникли болезненные ощущения.

Избирательный аппетит может носить устойчивый у детей в возрасте от 1 до 10 лет. Более половины 4-5 летних детей считаются малоежками.

Некоторые исследования свидетельствуют о том, что проблемы с питанием в детском возрасте могут привести к серьезным физическим последствиям, в том числе нарушению роста, большей вероятности возникновения хронических заболеваний и к повышению риска развития пищевых расстройств во взрослой жизни. Однако из последствий, которое может возникнуть у детей-малоежек в долгосрочной перспективе, - снижение качества познавательной активности. Научные данные связывают нарушения питания с замедлением умственного развития и говорят о том, что «все дети, с хроническим белковым дефицитом, сталкиваются со сложностями при выполнении заданий, требующих внимания, памяти, визуального восприятия, вербального распознавания и других важных элементов познавательного процесса». Капризное поведение за столом может приводить к стрессам во время приема пищи, что отрицательно сказывается на отношениях в семье.

 Как вести себя с детьми-малоежками? 

Общение с детьми-малоежками требует комплексного подхода. Необходимо проводить полный анализ потребления питательных веществ ребенком и его поведения, а также следить за его ростом и весом. 

Для формирования здоровых привычек в питании диетологи рекомендуют следующее:

1) Не развлекать ребенка во время пищи;

2) Вести себя ровно и нейтрально – не заставлять ребенка есть через силу;

3) Провоцировать аппетит, ограничивая перекусы и правильно выбирая размер порции;

4) Ограничивать время приема пищи 20-30 мин. ;

5) Предлагать продукты, соответствующие возрасту;

6) Вводить новые блюда постепенно и регулярно;

7) Поощрять в ребенке самостоятельность – не кормить с ложки того, кто уже сам может пользоваться столовыми приборами;

8) Не обращать внимания на то, что ребенок испачкался во время еды.

Питание детей в детских ДОУ

При правильной организации питания детей большое значение имеет вся обстановка в группе. Дети должны обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столами в ожидании очередных блюд. Дети, закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться спокойными играми. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно предложить во время еды небольшое количество воды. В некоторых случаях таким детям можно дать сначала второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом дать немного супа. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды.

Литература:

1. Павловская Е. В. Избирательный аппетит у детей// Вопросы современной педиатрии. -2013.

Памятка «Рекомендации родителям ребенка с плохим аппетитом»

1. Создайте спокойную и комфортную обстановку во время еды. Используйте красивую, удобную и безопасную посуду.

2. Не заставляйте ребенка есть насильно, пусть сам решит, будет ли он есть, и если да –то сколько.

3. Не торопите ребенка во время еды. Важно, чтобы он хорошо пережевывал пищу. Это способствует выработке пищеварительных соков и, соответственно повышению аппетита.

4. Не раздражайтесь, сохраняйте спокойствие и терпение – по мнению ряда педиатров, привередливое отношение к еде часто является нормальным этапом развития.

5. Новую пищу предлагайте многократно: если ребенок отказался от нового продукта, уберите его, но через несколько дней предложите снова. Если малыш не привык к мясу, а рыбу ему вообще не давали, если он не любит овощные блюда – то ему сложно привыкнуть к питанию в детском саду.

6. Предлагайте разнообразные полезные продукты, в т. ч. те, которые ребенок любит.

7. Не приучайте и не кормите ребенка чипсами, сухариками и газированными сладкими напитками.

8. Ежедневно включайте в рацион свежие фрукты и овощи. Не следует отдавать предпочтение какому-то одному продукту – яблокам или бананам.

9. Ознакомьтесь с меню детского сада и вечером постарайтесь дать ребенку те продукты и блюда, которые он не получал днем. Вечером малышу можно предложить творог, омлет, йогурт, мясное или рыбное блюдо (если этих продуктов не было в меню) с овощным гарниром, фрукты.

10. Сосиски, вареную колбасу, ветчину, пельмени можно давать не чаще одного-двух раз в неделю, с учетом потребления этих продуктов в детском саду. Лучше использовать специализированные детские сосиски, колбасу, пельмени.

11. В выходные придерживайтесь режима питания, принятого в детском саду, предлагайте продукты и блюда, которые соответствуют возрасту ребенка.