Кинезиология, как средство оздоровительной формы, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников,современный тренд воспитания
статья

Богомолова Светлана Александровна

Кинезиология, как  средство оздоровительной формы,  применяемая  в умственном и физическом оздоровлении дошкольников,современный тренд воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиология, как  средство оздоровительной формы,  применяемая  в умственном и физическом оздоровлении дошкольников,современный тренд воспитания

Богомолова С.А.

МБДОУ г. Иркутскa детский сaд № 177

bogomolov.irk@mail.ru

Ум ребенка находится

На его пальцах.

 В.А. Сухомлинский


          Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Она существует около двухсот лет и используется во всем мире.

          Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Они помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 4—7 лет и, в целом, обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Формирование развитие нервной системы и головного мозга начинается еще задолго до рождения малыша и заканчивается не сразу после окончания школы. Активная фаза развития приходится на первые годы жизни, когда ребенок познает мир, у него возникает речь и улучшается синхронная работа двух полушарий головного мозга.

Всем родителям хотелось бы видеть своего кроху внимательным, обладающим хорошей памятью, логикой, сообразительностью. Существует отдельная наука, которая посвящена развитию и улучшению работы психических процессов – это направление кинезиология. [ И.А. Аршавский, 1985].

          Нам всем известно, что любые действия рук и ног сначала импульсами проходят через мозг. Это подтверждает всем известная рефлекторная дуга Павлова. Именно такую связь головного мозга и действий взяли за основу создатели науки кинезиологии.

Они утверждают, что оба полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия – кинезиологические упражнения. После их продолжительного выполнения результат порадует любого родителя как дошкольника, так и ребенка, посещающего школу. Основная их польза заключается в том, что развивается мозолистое тело головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. [ А.Л.Сиротюк,2008]. Упражнения для психомоторного развития дошкольников:

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

Виды кинезиологических упражнений:

  • Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус.
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимы движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Цель:

Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной, речевой и двигательной  деятельности.

Задачи :

  • Развитие движения.
  • Развитие межполушарного взаимодействия.
  • Синхронизация работы полушарий.
  • Снятие эмоциональной напряжённости.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие способностей.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Развитие мышления.        

Работа с  педагогами:

  • Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
  • Повышение профессиональной компетентности.

Работа с родителями:

  • Познакомить родителей (законных представителей) с современными

 кинезиологическими методиками, их целями и задачами.

  • Научить родителей (законных представителей) применять эти методики

на практике.

Условия прведения занятий :

 Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной

образовательной деятельности и в режимных моментах.

 Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

 От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала

одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания

даются чётко, спокойно. Падагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия кзанятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетомвозраста детей).

Этапы реализации работы:

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой.

Итоговый – подведение результатов, презентация работы .

Картотека для детей :

Картотека кинезиологических упражнений.

Конспекты занятий.

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников.

 Растяжка

 “Дерево”

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

                                             Дыхательное упражнение

 “Надуй шарик”

Исходное положение -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

Телесное упражнение

 Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем,шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Упражнение на релаксацию

  “Дирижер”

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

Глазодвигательное упражнение

 “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

 

Массаж

Массаж ушных раковин.

Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

          По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое –отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

В результате применения комплексного подхода с активным использованием в  процессе методов кинезиологии у наших воспитанников  отмечается стойкая положительная динамика, которую отмечают родители и педагоги ДОУ. Дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально благополучны. Улучшились графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения. Гармонизировались процессы торможения и возбуждения. Как следствие, стала более высокая продуктивность деятельности, улучшились навыки прочности усвоения программного материала.[  В.Ф.Сазонов,  Л.П.Кириллова, О.П. Мосунов, 2000].

Методическое обеспечение:

Литература:

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985

Сиротюк А.Л Упражнения для психомоторного развития дошкольников:

Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с

Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая

гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. –Рязань, 2000. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего ...

«Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников»

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существу...

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов " Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников"

Цель: Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников...

Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников.

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников...

Консультация для родителей: « Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников »

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ....