Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых воспитателем в образовательном процессе в группе младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Зайцева Надежда Львовна

Классификация включает в себя технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классификация здоровьесберегающих технологий, используемых воспитателем в образовательном процессе в группе младшего дошкольного возраста

Название здоровьесберегающих технологий

Цели, задачи

Место в образовательном процессе

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Подвижные игры

Цель: развивать умение действовать согласованно и согласно словам текста, обогащать двигательный опыт.

На прогулке, в группе с разной степенью подвижности, ежедневно. Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. На занятиях по физической культуре. Как элемент динамической паузы на занятии.

Физкультурные минутки

Цель: повышение умственной работоспособности и снижение утомления, снятие утомления с мышц спины, шеи рук, ног, обеспечение кратковременного активного отдыха.

Во время НОД, 1,5-2 минуты. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Релаксация

Цель: улучшения настроения, снятие психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса.

Проводится в группе, в игровой форме 1 раз в день, включается в режим дня, на занятиях во вступительной части, как эмоциональный настрой, так и в заключительной части.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Проводится в любой удобный отрезок времени, как индивидуально, так и с подгруппой или группой детей ежедневно. Во время НОД, 1,5 – 2 мин. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для профилактики нарушений зрения

Цель: профилактика нарушения зрения у детей раннего возраста.

Проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки по несколько минут 2-3 раза в день в игровой форме ежедневно. Включается в НОД.

Гимнастика для профилактики нарушения слуха

Цель: профилактика нарушения слуха у детей раннего возраста.

Проводится в любое свободное время по несколько минут 2-3 раза в день в игровой форме ежедневно. Включается в НОД.

Дыхательная гимнастика

Цель: формирование дыхательного аппарата, укрепление физиологического дыхания у детей, развитие плавного длительного выдоха.

Проводится в любое свободное время по несколько минут 2-3 раза в день в игровой форме ежедневно. Включается в НОД.

Бодрящая гимнастика

Цель: способствовать к постепенному переходу от сна к бодрствованию, улучшение настроения, воспитание привычки разминать тело после пробуждения.

Проводится после дневного сна длительностью 3-4 мин.

Профилактика и коррекция плоскостопия

Цель: профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Дорожка здоровья позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме, совмещается с процедурами закаливания (босохождение, воздушные ванны). Использую дорожки здоровья после дневного сна во время бодрящей гимнастики, в процессе непосредственно образовательной деятельности, а также в организованной самостоятельной деятельности детей.

Сухой бассейн

Цель: сохранение психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, решение задач развития, коррекции нарушений движения, повышения двигательной активности детей.

В соответствии с планом компенсирующих мероприятий.

Продолжительность занятий 7-10 минут каждое, подгруппа детей - не более 3 человек. Интенсивность занятий - 1 раз в неделю.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки здорового образа жизни.

3 раза в неделю в спортивном зале (1 занятие проводится на улице). Занятия проводятся в соответствии с рабочей программой группы и рабочей программой инструктора по ФК.

Утренняя гимнастика

Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.

В утренний отрезок времени, ежедневно 6-8- минут.

Коммуникативные игры

Цель: создание положительного настроя в группе; формирование навыков общения у детей раннего возраста.

Включаются в режимные процессы, используются на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации игровой деятельности.

Занятия из серии «Здоровье»

Цель: воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. День здоровья проводится 1 раз в квартал.

Самомассаж

Цель: стимулирование речевых областей в коре головного мозга, снижение двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализация мышечного тонуса.

Проводится в игровой форме как индивидуально, так и с группой детей. Включается в различные режимные моменты, включается в занятие.

Коррекционные технологии

Логоритмика

Цель: стимулирование развития речевой и мыслительной деятельности, развитие сенсорных процессов и двигательных функций как основы формирования и развития речи.

Проводится в форме игр-занятий. Включены в сетку занятий в качестве речевого развития. Как элемент НОД.

Артикуляционная гимнастика

Цель: развитие артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.

Проводятся в игровой форме, регулярно, в режимных моментах, как элемент НОД.

Изотерапия

Цель: создание положительной мотивации, преодоление страхов детей перед трудностями, помощь в создании ситуации успеха, развитие фантазии.

Проводится как элемент занятия или как целое занятие по художественно-эстетическому развитию (рисование). Во второй половине дня, как индивидуальная работа.

Песочная терапия

Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения.

Юнгинианская песочница используется как элемент НОД, в игровой форме в режимные моменты (самостоятельная деятельность детей, совместные игры).

Тестотерапия

Цель: развитие тонких движений пальцев рук, развитие творческих способностей, развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Проводится как элемент занятия или как целое занятие по художественно-эстетическому развитию (лепка). Во второй половине дня, как индивидуальная работа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование образовательного процессе в группах младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка      Примерная циклограмма образовательной деятельности с детьми помогает нам, педагогам, реализовать содержание через планирование разнообразных в...

Комплексно - тематическое планирование образовательной работы в группе младшего дошкольного возраста дошкольного возраста с 2-3 лет

В составе творческой группы воспитателей МКДОУ д/с № 425 работала по направлению комплексно - тематическое планирование образовательной работы с детьми....

Применение лего-технологии в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста

Практический материал для воспитателей, работающих с детьми младшего и среднего возраста по образовательной области "Познавательное развитие"...

Родительское собрание. Тема: "Реализация приоритетных направлений деятельности детского сада в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста"

Современное родительское собрание - это основная форма совместной работы педагога и родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности сообщества воз...

Диагностика педагогического процесса в группе младшего дошкольного возраста.

Диагностика педагогического процесса в младшей группе дошкольной образовательной организации....

12.03.21. Использование ИКТ в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста.

Использование ИКТ в образовательном процессе с детьми младшего дошкольного возраста....

Музыкально– логоритмическое занятие с применением здоровьесберегающих технологий по методике А.Н. Стрельниковой для детей младшего дошкольного возраста

Цель: сохранение и укрепление психофизического здоровья посредством здоровьесберегающих технологий на музыкально - логоритмических занятиях  с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома...