Физическое развитие и психическое здоровье детей дошкольного возраста
методическая разработка

Гаврилова Марина Анатольевна

В дошкольном возрасте главное в организованной образовательной деятельности по физической культуре – это овладение школой движения, формирование первичных знаний об основах физической культуры и ЗОЖ. Осознанная интеллектуальная деятельность детей на занятии способствует более эффективному изучению материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные таким образом, становятся более прочными, и расширяется их прикладное значение.

    Эффект физического воспитания заключается в том, что с его помощью формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями и тенденцией к отказу от агрессивного поведения, готовность избегать агрессивных посягательств. В процессе физического воспитания вырабатывается образ «я» ребенка, формируется чувство уверенности в себе.

Ведущим средством физического воспитания в программе является игра, поскольку позволяет с большой эффективностью реализовать принцип сопряженного воздействия, формировать практический интеллект, развивать коммуникативное поведения ребенка и благодаря сильному эмоциональному воздействию способствовать снятию неблагоприятных психических состояний. В данном случае понятие «игра» рассматривается расширенно: сюда включаются имитационные ситуации, ролевые игры, игровая форма упражнений.

    В этом возрастном диапазоне происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии детей. 

Дошкольный возраст является важным периодом развития тех физиологических функций организма ребенка, которые способствуют реализации сложных психомоторных актов как в повседневной деятельности, так и в той деятельности, которая может быть специально организованной, например, занятия физической культурой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizicheskoe_razvitie_i_psihicheskoe_zdorove.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое развитие и психическое здоровье

детей дошкольного возраста

    В дошкольном возрасте главное в организованной образовательной деятельности по физической культуре – это овладение школой движения, формирование первичных знаний об основах физической культуры и ЗОЖ. Осознанная интеллектуальная деятельность детей на занятии способствует более эффективному изучению материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные таким образом, становятся более прочными, и расширяется их прикладное значение.

    Эффект физического воспитания заключается в том, что с его помощью формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями и тенденцией к отказу от агрессивного поведения, готовность избегать агрессивных посягательств. В процессе физического воспитания вырабатывается образ «я» ребенка, формируется чувство уверенности в себе.

    Задача педагога заключается в том, чтобы занятия физической культурой были использованы в формировании положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствовала подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.п. При этом необходимо акцентировать внимание детей на своих индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов самопознания и самоуправления деятельностью детей.

Цель:   создание благоприятных условий для сохранения оптимального физического и

               психического здоровья детей путем воспитания культуры собственного тела,

               сопряженного физического и психического развития на основе итоговой и

               творческой деятельности, осознанного отношения к своему здоровью.

   

    Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие

Задачи:

1. Сформировать у детей понимание взаимодействия собственного физического «я» и

    психического «я».

2. Обучить навыкам владения своим телом и элементам саморегуляции.

3. Формировать знания о взаимоотношениях людей и развивать коммуникативные

    навыки в процессе двигательной активности.

4. Способствовать активизации защитных сил организма.

5. Формировать и развивать двигательные умения и навыки прикладного характера.

    Основные средства:

  • позы – они применяются как общеизвестные статические физические упражнения и как специфические виды статических упражнений типа асан, заимствованных из тысячелетней древнеиндийской системы хатха-йога, а также статических поз, заимствованных из древнекитайской системы цигун;
  • физические упражнения, большая часть которых ориентирована на сопряженное развитие не только, физических, но и  психических качеств;
  • физические упражнения творческого характера, в которых дети создают новые сочетания элементов двигательной активности;
  • мимические упражнения;
  • дыхательные упражнения;
  • психомоторные упражнения;
  • упражнения на напряжение и расслабление мышц;
  • ритмические упражнения и танцы;
  • этюды с использованием как внешних признаков изображаемого, так и их моторного содержания;
  • игры (творческие, подвижные, спортивные).

    Ведущим средством физического воспитания в программе является игра, поскольку позволяет с большой эффективностью реализовать принцип сопряженного воздействия, формировать практический интеллект, развивать коммуникативное поведения ребенка и благодаря сильному эмоциональному воздействию способствовать снятию неблагоприятных психических состояний. В данном случае понятие «игра» рассматривается расширенно: сюда включаются имитационные ситуации, ролевые игры, игровая форма упражнений.

    В этом возрастном диапазоне происходит резкий скачок в физическом и психическом развитии детей. Возраст 6 – 10 лет в нашей стране считается возрастом начальной школы с соответствующей спецификой методических подходов и программ. В этот период дети наиболее чувствительны к воздействию неблагоприятных социальных факторов.

    Особенности состояния здоровья. Возрастной период 7-8 лет является критическим как период адаптации к систематическому обучению.

    Физиологические особенности.

    Возраст 6 – 10 лет включает в себя важный период возрастного развития ребенка, при котором он совершает буквально скачок из недостаточно владеющего своим телом и психикой ребенка во вполне сформировавшегося с развитыми физическими качествами и сложившейся конституцией тела.  В возрасте 7-9 лет происходит вторичное ускорение темпов роста ( начало роста – в возрасте 1года). Хотя в 8-9 лет ребенок владеет навыками ходьбы, у него нет тесной связи между темпом ходьбы и длиной шага, как у взрослого человека; только к 10 годам у ребенка длина шага тесно связана с его частотой. Это говорит о том, что даже в таких элементарных моторных функциях, как ходьба, возраст 10 лет является особо значимым в завершении формирования этой функции. К 7-8 годам заканчивается полное сращение тазовых костей, усиливаются процессы коллагенизации суставов. Иными словами,  в этом возрасте существуют объективные предпосылки для того, чтобы выполнять сложные движения.

    Для раннего детства характерно быстрое увеличение мышечной массы туловища. Если масса мышц новорожденного составляет только 23% от массы тела, то к 6-7 годам  масса мышц увеличивается до 27-30%. Ускоряется развитие мелких мышц верхних конечностей. Ребенок приобретает к этому возрасту способность к тонким и точным движениям пальцами рук.

    Морфологическая дифференцировка мышечных тканей особенно интенсивно происходит в 7-8летнем возрасте. Ребенок достаточно четко координирует движения руками и ногами при выполнении сложных упражнений. Ходьба 9-10летнего ребенка практически не отличается по координации от ходьбы взрослого человека.

    Особенно сильные изменения с возрастом претерпевает нервная система. Рост мозговой части черепа заканчивается в основном к 10 годам, после чего совершенствование нервной системы идет уже за счет ее функционального развития. Интенсивно развивается корковый отдел больших полушарий головного мозга в возрасте 7-9 лет.

    В основе роста и развития организма лежит обмен веществ и энергии. Если принять интенсивность белкового обмена у 20-30летних людей за 100%, то у детей в возрасте 10 лет она составить около 190%, а у шестилетних – 230%.

    Возраст 6-10 лет является важным периодом развития тех физиологических функций организма ребенка, которые способствуют реализации сложных психомоторных актов как в повседневной деятельности, так и в той деятельности, которая может быть специально организованной, например, занятия физической культурой.

    Психическое развитие детей.

    Происходит бурное развитие различных психических функций, в т.ч. и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами.

    Своего рода переломным в этом отношении является возраст 6-7 лет. В частности, снижается характерная для возраста 3-5 лет легкая возбудимость нервных центров в связи с усилением тормозных процессов. Значительно улучшается работа двигательного участка коры головного мозга: именно поэтому движения детей 6-7 лет становятся более координированными и разнообразными. Совершенствуется вторая сигнальная система в связи с формированием и развитием в коре головного мозга центров чтения и письма.

   Возраст 7 лет связан с формированием произвольной регуляции действий и изменениями психологических и физиологических механизмов внимания.  Не случайно основными новообразованиями младшего школьного возраста, когда ведущей становится учебная деятельность, являются произвольность действий и способность планировать действия во внутреннем плане.

    Возраст 7 лет оказывается критическим и в социально-психологическом, и в психофизиологическом плане. Поэтому понятно, почему на первых этапах школьного обучения несформированность произвольной регуляции действий встречается особенно часто, являясь одной из наиболее распространенных причин трудностей обучения.. Одним из путей ликвидации этого недостатка является применение индивидуализированных программ обучения и коррекции, основанных на нейропсихологическом подходе.

   Возраст 6 и, особенно 7 лет, характерен тем, что впервые учебная деятельность приобретает для детей характер основной и специальной в своих формах. Происходят резкие изменения в сторону совершенствования психических процессов, связанных с вниманием, памятью и мышлением.

    Как правило, в связи с высокой учебной мотивацией, познавательной активностью и эмоциональностью младших школьников на уроках физической культуры целесообразно совмещать четкую организацию и дисциплину со свободой и самостоятельностью действий, опираясь на межпредметные связи.

    Особенности распределения нагрузок на занятии.

    При изложении содержания конкретных занятий авторы в большинстве случаев не указывают объем нагрузки по следующим причинам.

    Характеристики объемов имеют разное выражение:

  • количество повторений при выполнении большинства общеразвивающих и специальных упражнений;
  • время выполнения упражнений при проведении этюдов, ролевых, творчесих, подвижных и спортивных игр;
  • пройденное расстояние при выполнении беговых и прыжковых упражнений, а также эстафет и полосы препятствий.

    Характеристики объемов меняются не толь ко от возраста к возрасту (от класса к классу), но и в связи с влиянием таких факторов, как:

  • степень усвоения двигательных структур того или иного упражнения;
  • степень переносимости воздействия психических и физических нагрузок, присущих каждому упражнению, в зависимости от состояния здоровья и уровня физического и психического здоровья конкретных групп детей;
  • место конкретного упражнения в уроке;
  • место урока физической культуры в расписании занятий.

 

    Важным, если не основным, фактором распределения объема и интенсивности упражнений являются индивидуальные особенности детей, главным образом по свойствам психодинамики:

  • сравнительно монотонные циклические упражнения должны быть уменьшены в объеме для детей с взрывным, неуравновешенным темпераментом;
  • упражнения скоростно-силового характера и со сложной двигательной координацией должны быть уменьшены для детей со слабой нервной системой, меланхоличным темпераментом.

    Несмотря на это, имеются общие закономерности в объемах выполнения отдельных групп упражнений для детей различного возраста:

  • ходьба и равномерный бег выполняются от 2' в 1 классе до 5' в 4 классе;
  • ОРУ повторяются от 5-6 раз в 1 классе до 10-12 в 4 классе;
  • упражнения силового характера (с преодолением собственного веса, в парах, с предметами) повторяются от 4-5 раз в 1 классе до 8-10 в 4 классе;
  • скоростно-силовые упражнения (ускорения, прыжковые) выполняются в форме

3-4 отрезков по 20м в 1 классе до 5-6 отрезков по 30м в 4 классе;

  • этюды и статические упражнения составляют 25-30'' в 1 классе и до 1' в 4 классе;
  • полоса препятствий – от 20'' в 1 классе до 1' в 4 классе;
  • творческие и ролевые игры от 3' в 1 классе до 6-8' в 4 классе;
  • подвижные и спортивные игры – от 3-4' в 1 классе до 10-12' в 4 классе (после каждой трети игры рекомендуется делать перерыв 30-60'' с обязательным анализом хода игры).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни

В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эм...

Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни»

Педагогический совет Тема:«Сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей  дошкольного возраста  через формирование  у них представления о здоровом о...

Выступление на педагогическом совете Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни по теме Здоровосберегающие технологии в Доу.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровье детей.Вырастить здорового ребенка - вот самое главное , что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учр...

"Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представления о здоровом образе жизни"

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственны...

Педсовет «Система работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах приобщения дошкольников к здоровому образу жизни; совершенствование работы педагогического коллектива в данном направлении с учетом требований ...