«Профилактические мероприятия и их влияние на детский организм»
учебно-методический материал

Вера Викторовна Прохода

Семинар-практикум «Система закаливания летом»

тема выступления: «Профилактические мероприятия и их влияние на детский организм»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_zakalivanya.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Семинар-практикум

«Система закаливания летом»

тема выступления

«Профилактические мероприятия и их влияние на детский организм»

Подготовила:

Прохода В.В., воспитатель МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»

г. Рубцовск

2018 г.

Каждый третий дошкольник имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много, одна из них - невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим своего ребенка, усердно лечим его, когда он заболеет, но не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления его здоровья. Не следует забывать, что дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Оценка физического здоровья, развития и двигательной подготовленности дошкольников необходима не только для выявления индивидуальных особенностей роста и созревания, темпа и гармоничности развития, но и для своевременного углубленного специализированного обследования с последующей коррекционно-оздоровительной реабилитацией.

Для обеспечения комплексной оценки здоровья детей обычно используются четыре критерия:

  • наличие или отсутствие хронических заболеваний;
  •  уровень функционального состояния основных систем организма как переходного этапа от здоровья к болезни;
  • степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;
  • уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

На основании этих критериев С. М. Тромбах выделяет 5 групп детей по состоянию здоровья.

В первую группу входят здоровые дети, у которых отсутствуют патологические отклонения в анамнезе, нет анатомических дефектов, у них нормальный уровень и гармоничное физическое и нервно-психическое развитие, нормальный уровень функциональных показателей (пульс, дыхание, артериальное давление); гемоглобин находится в пределах нормы; нет отклонений в поведении. У детей хорошая устойчивость к острым респираторным вирусным инфекциям (1-3 случая в год), нет хронических заболеваний.

Вторую группу составляют дети здоровые, но с отклонениями в биологическом анамнезе, с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций, с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии. У детей могут отмечаться признаки дисгармоничного физического развития, проявляющиеся в отставании или превышении массы тела по отношению к длине тела в пределах от 1,1 до 2 сигм; выявляется начальная степень отклонения нервно-психического развития; регистрируется ухудшение функционального состояния организма. В поведенческих реакциях ребенка отмечаются умеренные отклонения; снижается устойчивость организма к ОРЗ, частота заболеваний 4-7 случаев в год. Регистрируются непостоянные патологические отклонения (аллергические проявления, функциональные изменения в системах организма, аденоиды, гипертрофия миндалин 1-2 степени).

В третью группу входят дети с хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями при отсутствии осложнений основного заболевания, с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций. Может отмечаться выраженное отставание нервно-психического развития и/или дисгармоничное физическое развитие (отставание или превышение массы по отношению к длине тела от 2,1 сигмы и более). Показатели функционального состояния организма не нарушены, регистрируется низкая устойчивость к ОРЗ (6 и более случаев в год).

Дети четвертой группы страдают хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; основное заболевание требует поддерживающей терапии, возможны его осложнения. В эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, ограничивающих возможности нахождения на общем режиме в дошкольном коллективе.

Пятую группу составляют дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями с редкими клиническими ремиссиями, наличием осложнений, требующими постоянной терапии; дети с непрерывно рецидивирующим течением основного заболевания или с частыми обострениями, выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения и труда.

Методика распределения детей по группам здоровья проста и достаточно информативна, как при однократном обследовании, так и при динамическом наблюдении с целью оценки состояния здоровья детей при изучении влияния различных внешних факторов воздействия (климатических, экологических, физических, оздоровительных мероприятий). А. М. Воронцов предлагает рассматривать здоровье ребенка как совокупность свойств организма, влияния семьи и окружения. В соответствии с этим определением традиционные критерии здоровья дополняются новыми показателями:

  • адекватность психологической поддержки (воспитания и обучения) и мер стимуляции развития;
  • исключение или коррекция факторов риска для последующих периодов жизни.

Профилактические и лечебные мероприятия для детей первой группы здоровья ограничиваются календарным планом профилактических прививок и общими правилами медицинского и педагогического обеспечения дошкольников по режиму дня, рациональному питанию, организации периода бодрствования, куда входят музыкальные занятия и физическая культура, закаливающие процедуры, игры, праздники и соревнования.

У детей, выделенных во вторую группу здоровья, высок риск формирования хронической патологии, поэтому они нуждаются в проведении оздоровительных, коррекционных мероприятий и врачебном наблюдении. При частых респираторных заболеваниях верхних дыхательных путей проводятся анализы крови и мочи. Дошкольникам назначаются общеукрепляющее лечение, витаминотерапия, десенсибилизирующие препараты. При выявлении у ребенка функциональных нарушений проводятся лечебная гимнастика, физиотерапия, дыхательная гимнастика. Дважды в год детей этой группы должен осматривать ларинголог. При отсутствии медицинского контроля и адекватной лечебно-оздоровительной работы на фоне функциональных нарушений могут сформироваться хронические заболевания.

Детям третьей группы здоровья в периоды ремиссии 2 раза в год проводится противорецидивное лечение. В случае обострения предпочтителен консервативный метод лечения в домашних условиях.

Дети четвертой и пятой групп здоровья при обострении заболеваний госпитализируются. Лечение проводится чаще оперативное (аде- нотонзиллэктомия, грыжесечение, операция по поводу врожденного порока сердца и др.), санаторное лечение.

Оценка функционального состояния систем организма ребенка необходима для выявления ранних нарушений здоровья детей, представляющих собой группу риска по развитию тех или иных заболеваний.

Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.

Физическая культура как метод неспецифической патогенетической терапии является важным компонентом системы восстановительного лечения. Занятия физической культурой, спортом, использование физиотерапии, трудовых процессов должны широко применяться в воспитательно-оздоровительных учреждениях с реабилитационной целью.

Лечебная физкультура в детском возрасте - это часть системы оздоровительного комплекса, лечебно-педагогический процесс, имеющий также большое воспитательное значение. В процессе занятий физической культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознание. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.

При проведении занятий лечебной физкультуры с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными.

Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера должно быть интересным, веселым, доставлять ребенку удовольствие и радость. Необходимо соблюдать при этом принцип — «тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться». Вялость, сонливость ребенка днем - верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить. Пульс при оптимальной нагрузке — 130-140 уд/мин, а оптимальным следует считать минимальный объем нагрузки, который дает максимальный результат.

У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Двигательная активность, особенно в циклическом ритме, является фактором функциональной индукции восстановительных процессов. Эта закономерность является одной из основных в возрастной физиологии. Под влиянием физических упражнений увеличивается сила мышц, их выносливость.

В состоянии пониженной двигательной активности снижаются обмен веществ и объем информации, поступающей в мозг из мышечных рецепторов. Это ухудшает обменные процессы в тканях мозга, что приводит к нарушениям его регулирующей функции. Снижение потоков импульсов от работающих мышц приводит к нарушению работы всех внутренних органов, в первую очередь сердца, отражается на проявлениях психических функций, обменных процессах на уровне клеток.

Анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня, это отрицательно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизация двигательного режима становится, таким образом, одним из элементов неспецифической профилактики острых респираторных заболеваний (ОРЗ).

Программа физического воспитания детей в дошкольных учреждениях может быть усовершенствована за счет увеличения динамического компонента с использованием циклических упражнений в «малых формах»: физического воспитания, физкультурных пауз во время занятий, двигательных разрядок во время игр, динамических пауз между занятиями.

Для повышения двигательной активности детей в коллективах не обязательно введение дополнительных занятий физическими упражнениями - достаточно повышения моторной плотности во время физкультуры и эмоциональной насыщенности занятий. Особенно эффективны занятия физической культурой на свежем воздухе, способствующие закаливанию детского организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.

Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....

Иследователиский проект«Влияние газированного напитка «Кока-Кола» на детский организм»

Исследовательский проект о вредном влиянии напитка  Кока-Колы  на детский организм. В проекте описаны методы исследовния и описана эксперементальная деятельность....

Презентация "О вредном влиянии газированного напитка Кока-Кола на детский организм"

Презентация к исследователскому проекту "О вредном влиянии газированного  напитка Кока-Кола на детский организм"...

"ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА НЕКОТОРЫЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ СИСТЕМЫ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА"

Плавание содействует разностороннему физическому развитию ребенка, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой систем детского организма, значительно расширяет возможности опорно-двигательно...

Плавание и его влияние на детский организм

Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм ...

«Профилактические мероприятия и их влияние на детский организм»

Каждый третий дошкольник имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много, одна из них - невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе го­воря, мы любим своего ребенка, усердно леч...