Картотека строевых упражнений для дошкольников
статья

Картотека строевых упражнений для дошкольников

 

Введение

Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна

организация двигательной деятельности

(на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, хороводах, досугах,

праздниках, развлечениях и т. д.).

Они развивают чувства ритма и темпа движений, эмоциональное состояние

детей. Строевые упражнения помогают развитию ориентации детей в

пространстве.

Воспитанники становятся более организованными, следят за своей осанкой и

расстоянием во время движения.

Упражнения данного вида на занятиях в детском саду дают возможность

инструктору быстро и оптимально располагать детей по всему пространству

физкультурного зала. Строевые упражнения проводятся в разных частях

занятий: чтобы завладеть вниманием детей - в начале занятия, в

подготовительной его части. Они позволяют удобно разместить воспитанников

для выполнения серии основных упражнений. Чтобы перейти от одного вида

упражнений к другому в основной части занятия, нет ничего лучше, чем

использование различных построений и перестроений. Снизить физическую

нагрузку, настроить воспитанников на предстоящую учебную работу и

организованно завершить занятие - вот задачи, которые выполняют строевые

упражнения в заключительной части занятия по физической культуре в детском

саду. Обучение ребенка строевым упражнениям проводится с учетом возрастных

особенностей.

Строевые упражнения, цель и задачи.

Строевые упражнения - тот или иной строй занимающихся,

объединенных совместными действиями.

Строевые упражнения приучают детей быстро и четко находить своё место на

площадке и в зале, соблюдать порядок построения, согласованность при

выполнении упражнений, учат быстро и организованно размещаться в строгом

порядке, дисциплинируют и организовывают детей.

Построения, перестроения, повороты, размыкания, смыкания, которым учат ребят

во время занятий, способствуют более эмоциональному состоянию малышей во

время проведения занятий.

Цель: повысить компетенцию воспитателей по вопросам строевой подготовки

воспитанников дошкольного возраста.

Основные задачи:

- формировать дисциплинированность, собранность, организованность

воспитанников;

- развивать ориентировку в пространстве, умение быстро и четко выполнять

строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе, развивать чувства

ритма и темпа;

- воспитывать патриотические чувства, чувства товарищества и коллективизма;

Распределение строевых упражнений

по возрастным группам

Младший дошкольный Построения: в круг, в пары, друг за другом,

возраст подгруппами и всей группой с помощью

воспитателя.

Средний дошкольный Построения и перестроения: в колонну, в круг,

возраст в шеренгу ( с помощью воспитателя, по

ориентирам, самостоятельно), нахождение своего

места в строю; повороты: направо, налево,

кругом, переступанием на месте.

Старший дошкольный Построение в колонну по одному, по два,

возраст в насколько колонн, кругов; перестроение

из одной колонны в несколько, на месте,

на ходу; повороты на месте налево, направо,

переступанием, в движении - на углах.

Равнение в колонне на вытянутые руки вперед;

в шеренге, в стороны; размыкание и

смыкание при построении в три колонны

приставными шагами; расчет на"первый-второй";

перестроение из одной шеренги в две; из одного

круга- в два; остановка после ходьбы всем

одновременно.

Методика обучения строевым упражнениям

Во время ходьбы друг за другом малышам легче всего перестроиться в круг:

Достаточно просто повернуться к центру, взяться за руки, и соединить руки

первого и последнего ребенка. При построении в "большой круг" лучше всего

обозначить круг на полу длинной веревкой. Малыши при этом могут стоять в

свободном построении.

Помимо свободного построения в круг вводятся построения в колонну по два,

по три, по четыре - инструктор при этом назначает ведущих, либо дети

самостоятельно перестраиваются в звенья. Часто проводится свободное

построение у заранее расставленных предметов. Порядок расположения

предметов разный: в шахматном порядке, параллельно, или по пересекающимся

диагоналям. Основные построения - это построения в три колонны или три звена.

Принцип: по сигналу каждый ребенок занимает место возле любого

поставленного предмета.

Для упражнений с мячами или скакалками оптимально использовать

построение в один круг. Далее добавляется построение в несколько кругов вокруг

пособий (вокруг больших обручей), построение в шахматном порядке. При

построении в шахматном порядке построенным в три - четыре колонны детям

дается команда: второй и четвертой колонне сделать шаг или два вперед или

назад. Далее все поворачиваются лицом вперед (направо или налево).

При усложнении построений предъявляются требования к точности, скорости

выполнения всех перестроений. При всём разнообразии перестроений

увеличивается роль слова: детьми должны исполняться команды, сигналы,

распоряжения, указания. Предметных ориентиров становится меньше.

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для

проведения занятий, одновременно из всех групп, начиная с построения, строевых

приемов, передвижения, завершая размыканием и смыканием, ставя узкие и

конкретные задачи на каждом занятии с детьми.

Незаменимыми методами при обучении строевым упражнениям являются показ,

объяснения и обучение с разделением количественного состава малышей на

несколько частей.

Затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Как управлять строем

На занятиях по физкультуре - управление строем ребят осуществляется

командами и распоряжениями. Они подаются голосом или установленными

сигналами (жестом, хлопком, свистком, флажком и др.)

Все команды подразделяются на предварительную и исполнительную части.

Например, для поворота направо подается команда «Напра - ВО!». В этой

команде «Напра» - предварительная часть, а «ВО» - исполнительная.

Чтобы привлечь внимание детей, предварительная часть команды подается

громко, отчетливо и протяжно. Таким образом, дается некоторое время для

подготовки к выполнению исполнительной команды.

Исполнительная часть команды подается после паузы, громко, энергично, и

следует немедленное её исполнение детьми.

Есть команды, которые не имеют предварительной части.

Например, команды «Смирно!», «Вольно!» и др.

Поэтому обязательно нужно привлечь внимание воспитанников словами

«группа».

К распоряжениям (указаниям) инструктор прибегает, когда нет необходимости

в четком и одновременном выполнении тех или иных действий.

Можно дать указание - «Повернитесь налево».

Строевые приемы

К ним относятся такие действия воспитанников, как выполнение команд :

"Становись!",

"Равняйсь!",

"Смирно!",

"Вольно!",

"Отставить!",

"Разойдись!"

"Сомкнуться!"

"Разомкнуться!",

повороты на месте и расчет.

"Становись!" - команда, при которой воспитанники

становятся в указанный строй и принимают основную стойку.

Основная стойка в строю или вне строя - стоять прямо, пятки вместе,

носки разведены на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены, грудь

приподнять, живот подобрать, плечи развернуть и руки опустить так, чтобы кисти

были обращены к бедрам .

"Равняйсь!" - команда, при которой стоящие в строю поворачивают головы

к направляющему, выравнивая строй.

"Смирно!" - команда при которой строй замирает, принимая строевую

стойку.

"Вольно!" - команда, при которой строй ослабляет стойку на одну ногу.

"Отставить" - при этой команде строй возвращает первоначальный вид

предыдущей команды.

"Разойдись!" - строй расходится в произвольном порядке.

"Сомкнутся!" - команда, при которой воспитанники становятся плечом

друг к другу.

"Разомкнуться!" - команда, при которой воспитанники поднимают руки на

уровень плеч и расходятся на ширину поднятых рук, касаясь пальцами рук руки

рядом стоящего (слева, справа)

"Напра - во!" - поворот выполняется на правое плечо на правой пятке и

левом носке, после поворота левая нога с носка приставляется к правой в

положение пятки вместе носки врозь.

"Нале- во!" - поворот выполняется на левое плечо на левой пятке и правом

носке, после поворота правая нога с носка приставляется к левой в положение

пятки вместе носки врозь.

"Расчет на первый - второй" и др. - расчет начинается с правого фланга;

каждый, называя свой номер, четко поворачивает голову в стоящему рядом,

затем возвращается к исходному положению.

Все передвижения в зале или на площадке производятся по трем

направлениям:

Прямое ( в обход площадки) - параллельно основным границам зала или

площадки

По диагонали - под углом к основным границам площадки

Круговые - по дуге к основным границам площадки

Размыкания и смыкания

Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя

Если количество шагов не указано, то размыкание производится на один шаг по

команде "Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов разомкнись!"

Для смыкания дается команда "Вправо (влево, к середине) сомкнись!" - и все

действия проводятся в обратном порядке.

Построения

Построения - действия воспитанников после команды инструктора для

принятия (первоначального) того или иного строя.

Построение в колонну по одному.

Колонна - строй, в котором дети стоят в затылок друг к другу на расстоянии

( в глубину) одного шага или руки, вытянутой вперед.

Строй такого рода называется сомкнутым.

Впереди колонны стоит направляющий, в ее конце - замыкающий.

Команды и распоряжения:

"В колонну по одному становись!"

Перед тем, как произнести команду, инструктор встает по правую сторону и

поднимает правую руку вверх. Дети должны построиться друг за другом и

принять основную стойку.

Построение в пары ( парами)

Построение в пары в младших группах проводится по распоряжению

воспитателя "Станьте в пары". Каждый малыш при этом находит себе партнера,

они берутся за руку и становятся на своё место пара за парой. Когда все пары

построены, инструктор предлагает детям опустить руки и выровняться в

колоннах.

В старших группах в пары дети строятся путем перестроения из колонны по

одному в колонну по два (как на месте так, и во время ходьбы).

Команды и распоряжения: "Станьте в пары!"

( смотри приложение схему №2 )

Построение в одну шеренгу

Шеренга - строй, в котором дети стоят плечом к плечу лицом в одну сторону

на одной линии. Расстояние ( интервал) между детьми ( от локтя до локтя)

равно ширине одной ладони.

Строй такого порядка называется сомкнутым.

Разомкнутый строй - строй с интервалом между детьми в один и более шаг.

Различают в шеренге начало и конец строя - они называются флангами. На

правом фланге располагается правофланговый, на левом - левофланговый.

Сторона строя, в которую дети обращены лицом называется фронтом,

противоположная сторона - тылом.

Команды и распоряжения: "В одну шеренгу - становись!"

Одновременно с подачей команды инструктор становится в верхний правый угол

на правом фланге лицом к фронту в положение "Смирно", поднимает левую руку

в сторону, поворачивает голову влево, указывая направление построения.

Дети строятся влево от него, становясь в основную стойку. Как только

воспитанники начинают построение, инструктор делает несколько шагов вперед,

поворачиваясь лицом к группе и ведет наблюдение за построением.

Построение в круг

При обучении построению в круг в начале используются напольные

ориентиры: обозначается центр, выкладываются по кругу кубики, либо шнур.

Инструктор должен объяснить, что расстояние каждого ребенка от центра должно

быть одинаковое.

Далее ориентиры по кругу убираются, и дети строятся вокруг лежащего в

центре предмета, берутся за руки и выравнивают круг.

Команды и распоряжения: "Станьте в круг", "В круг становись!"

( смотри приложение схему 4)

Построение в полукруг.

Для обучения построению полукругом используются зрительные ориентиры:

кубики, шнуры. После того, как дети научатся строиться по ориентирам, они

выполняют построение на глаз.

Команды и распоряжения: "Станьте полукругом!"

( смотри приложение схема №5 )

Построение врассыпную

Размещение детей в разных частях зала без точно установленного между ними

интервала и дистанции, но не ближе вытянутых рук. Обучение начинается при

помощи зрительных ориентиров( предметов разложенных по залу так, чтобы

дети, встав возле них, при выполнении упражнений не задевали друг друга.

Команды и распоряжения: "В рассыпную становись!"

Построение в квадрат

Посредине зала или площадки выкладывается шнур в виде квадрата. Дети в

колонне по одному движутся за направляющим по периметру квадрата,

равномерно распределяясь по его сторонам. По распоряжению инструктора "На

месте стой, выровняли дистанцию!" дети останавливаются и поднимают руки

вперед на уровень плеч, выравнивая дистанцию в колонне. Далее звучит

распоряжение "Развернулись лицом в центр!"

( смотри приложение схема № 7)

Построение в шахматном порядке

Рассчитать группу, стоящую в шеренге, на первый - второй; подать команду:

"Вторые номера, два шага назад шагом марш!" или "Первые номера, два шага

вперед шагом марш!". В этом случае после перестроения дети будут стоять в

шахматном порядке.

Если надо, чтобы вторые номера стояли в затылок первым, то подается еще одна

команда: "Вторые номера - шаг вправо шагом марш!". Если потребуется

перестроение в две шеренги, где учащиеся стоят лицом друг к другу, надо вторым

или первым номерам сделать два или более шага вперед и повернуться кругом.

( смотри приложение схема №8 )

Перестроение из колонны по одному

в колонну по два на месте.

По команде "В колонну по два - стройся!" на раз вторые номера отставляют

левую ногу на шаг в сторону; на "два"- правую ногу ставят на шаг вперед; на

"три" - левую ногу приставляют к правой.

Для обратного перестроения из колонны по два в колонну по одному по

команде "В колонну по одному становись!" на счет "раз" отставляется на шаг

назад левая нога, на счет "два" правая нога ставится назад - вправо, на счет "три"

левая нога приставляется к правой.

Это перестроение может выполняться и при движении, во время ходьбы. По

команде" В колонну по два стройся!" вторые номера подходят к первым и ходьба

продолжается. Для обратного пере строения из колонны по два в колонну по

одному по команде "В колонну по одному - стройся!" вторые номера становятся

за первыми и движение продолжается в колонне по одному.

( смотри приложение схему №9 )

Перестроение из колонны по одному в колонну по 3 - 4

Инструктор делит группу на три или четыре подгруппы и назначает

направляющих колонн. Затем по распоряжению "Направляющие, выводите по

очереди свои колонны на места", направляющий первой подгруппы (колонны)

ведет детей к первому предмету. Дети первой подгруппы равняются в затылок,

стараются сохранить дистанцию между собой, ориентируясь на предметы,

стоящие справа. Потом идут по очереди вторая, третья и четвертая колонны к

своим предметам. Дети второй подгруппы равняются по первой, третьей

подгруппы - по второй, а четвертой - по третьей. Направляющие равняются по

направляющему первой колонны. Когда все дети построятся в колонну по четыре,

следует проверить интервалы и дистанцию между детьми путем поднятия рук

вперед и в стороны до уровня плеч впереди стоящего ребенка. Если все колонны

продолжали движение, то следует команда "На месте стой!". В дальнейшем все

колонны ср своими направляющими по распоряжению "Направляющие со своими

колоннами на свои места - марш!" идут одновременно к своим предметам.

( смотри приложение схема №10 )

Перестроение из колонны по одному

в колонну по два, четыре в движении

способом дробления и сведения.

Перед построением производится расчет на первый и второй и дается команда

для ходьбы. Направляющий доходит до середины стороны зала и по команде

"Через центр-марш!" ведет колонну через центр зала. Когда он дойдет до

середины противоположной стороны зала, подается команда "В колонну по

одному направо и налево в обход марш!" По этой команде первые номера идут

направо - вторые - налево в обход. Когда направляющие колонн встретятся у

середины зала (там, где началось перестроение),подается команда "В колонну по

два через центр марш!" Дети идут в колонне по два через центр. Дойдя до

середины стороны зала, по команде "В колонны по два налево и направо в обход -

марш!" , одна пара идет в правую сторону, другая в левую. Затем они сходятся у

середины противоположной стороны зала. Подается новая команда "В колонну по

четыре через центр марш!", и дети идут через центр в колонне по четыре.

( смотри приложение схема № 11, №11п )

Обратное перестроение из колонны по два, четыре,

в колонну по одному разведением и сведением.

Дети доходят в колонне по четыре до середины стороны зала. И по команде "В

колонну по два направо и налево в обход - марш!" правая колонна по двое детей

идет направо в обход, левая колонна по два идет налево в обход. При встрече

колонн на середине на противоположной стороны зала подается команда "В

колонну по одному через центр - марш!"

( смотри приложение схема № 12, №12п(1), №12п(2) )

Перестроение из колонны по одному

в колонну по четыре ( два, три )

поворотом в движении.

При движении группы налево в обход на верхней или по нижней границе зала

(площадки) подается команда "В колонну по четыре налево - марш!", по команде

"Марш!" первая четверка (двойка, тройка) поворачивает налево и продолжает

движение в новом направлении. Следующая четверка делает поворот на том же

месте, что и первая ( команду подает замыкающий каждой четверки).

Во время ходьбы дается указание о сохранении интервала в шеренгах ( на

вытянутые в стороны руки ) и дистанции в колоннах

(на вытянутые руки вперед).

( смотри приложение схема №13 )

Обратное перестроение.

Сначала подается команда для поворота "Направо!", а после этого для ходьбы

вдоль границ зала - в колонну по одному направо (налево) в обход шагом марш!"

( смотри приложение схема № 14)

Перестроение из одной шеренги в две на месте.

Сначала производится расчет "на первый и второй". После этого

подается команда "В две шеренги становись!". По этой команде вторые номера

делают левой ногой шаг назад( счет "раз"), правой ногой - шаг назад - вправо

(счет "два"), становясь за первым, затем приставляют левую ногу к правой ( счет

"три"). Для вторых номеров подаются команды для каждого действия отдельно:

"Шаг левой назад , делай раз!"; "Шаг правой назад - вправо, делай - два!";

"Приставить левую ногу, делай- три!"

( смотри приложение схема №15 )

Обратное перестроение из двух шеренг в одну

Детям, стоящим в две шеренги, подается команда "В одну шеренгу становись!"

Для вторых номеров подаются команды каждая отдельно: "Шаг левой в сторону,

делай- раз!", "Шаг правой влево- вперед делай- два!";" Левую приставить к

правой, делай - три!"

( смотри приложение схема №16)

Перестроение из шеренги в круг

По распоряжению "В круг, взявшись за руки, стройся!" дети берутся за руки.

Инструктор или ребенок берет левой рукой правую руку правофлангового и ,

двигаясь по кругу к левофланговому, берет его правой рукой за левую руку и

замыкает круг.

В дальнейшем инструктор становится против середины шеренги

(на расстоянии 4-3 м от нее), предлагает всем детям взяться за руки, а

правофланговому и левофланговому направиться в сторону инструктора, чтобы

образовать круг. После этого детей учат перестраиваться самостоятельно без

помощи инструктора: дети берутся за руки, правофланговый и левофланговый

направляются друг к другу, берутся за руки и замыкают круг.

Если дети в круге должны стоять по росту, такой круг перестраивают из

шеренги, построенной по росту. Сначала надо произвести расчет на "первый -

второй", перестроиться в две шеренги, повернуть одну шеренгу кругом (лицом

друг к другу). После этого правофланговый и левофланговый, все остальные дети

соединяют руки, отходят назад и образуют круг.

( смотри приложение схема № 17)

Перестроение из шеренги в один,

два, три , четыре круга.

Сначала надо поделить детей на две, три, четыре подгруппы. Затем по

распоряжению инструктора дети в подгруппах берутся за руки,

правофланговые и левофланговые направляются друг к другу, берутся за руки и

выравнивают круг.

( смотри приложение схема № 18, №18 п )

Перестроение из одного круга в два.

Проводится после расчета на "первый - второй".

Затем дается команда " Вторые номера два шага назад шагом - марш!"

Перестроение из колонны по одному

в круг в движении.

Инструктор, став впереди колонны , ведет ее по кругу. Когда он приблизится к

замыкающему, то подает ему руку, и все дети берутся за руки и продолжают идти,

выравнивая круг.

( смотри приложение схема № 20 )

Используемая литература и интернет - ресурсы

1. Протасова Г.Г., Кривомазов В.В. Строевые упражнения: Учебно методическое

пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальности 49.02.01

Физическая культура профессиональных образовательных учреждений. - Ростов

н/Д, 2016.

2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития

ребёнка. - М.: «Академия», 2007.

3. Строевые упражнения: методика и содержание: методические рекомендации /

сост. : М.А. Карелин, Е.И. Петрушевич: «ВГУ имени П.М.Машерова», 2016.

4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека строевых упражнений для дошкольников

Введение

Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна

организация двигательной деятельности

(на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, хороводах, досугах,

праздниках, развлечениях и т. д.).

Они развивают чувства ритма и темпа движений, эмоциональное состояние

детей. Строевые упражнения помогают развитию ориентации детей в

пространстве.

Воспитанники становятся более организованными, следят за своей осанкой и

расстоянием во время движения.

Упражнения данного вида на занятиях в детском саду дают возможность

инструктору быстро и оптимально располагать детей по всему пространству

физкультурного зала. Строевые упражнения проводятся в разных частях

занятий: чтобы завладеть вниманием детей - в начале занятия, в

подготовительной его части. Они позволяют удобно разместить воспитанников

для выполнения серии основных упражнений. Чтобы перейти от одного вида

упражнений к другому в основной части занятия, нет ничего лучше, чем

использование различных построений и перестроений. Снизить физическую

нагрузку, настроить воспитанников на предстоящую учебную работу и

организованно завершить занятие - вот задачи, которые выполняют строевые

упражнения в заключительной части занятия по физической культуре в детском

саду. Обучение ребенка строевым упражнениям проводится с учетом возрастных

особенностей.

Строевые упражнения, цель и задачи.

Строевые упражнения - тот или иной строй занимающихся,

объединенных совместными действиями.

Строевые упражнения приучают детей быстро и четко находить своё место на

площадке и в зале, соблюдать порядок построения, согласованность при

выполнении упражнений, учат быстро и организованно размещаться в строгом

порядке, дисциплинируют и организовывают детей.

Построения, перестроения, повороты, размыкания, смыкания, которым учат ребят

во время занятий, способствуют более эмоциональному состоянию малышей во

время проведения занятий.

Цель: повысить компетенцию воспитателей по вопросам строевой подготовки

воспитанников дошкольного возраста.

Основные задачи:

- формировать дисциплинированность, собранность, организованность

воспитанников;

- развивать ориентировку в пространстве, умение быстро и четко выполнять

строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе, развивать чувства

ритма и темпа;

- воспитывать патриотические чувства, чувства товарищества и коллективизма;

Распределение строевых упражнений

по возрастным группам

Младший дошкольный Построения: в круг, в пары, друг за другом,

возраст подгруппами и всей группой с помощью

воспитателя.

Средний дошкольный Построения и перестроения: в колонну, в круг,

возраст в шеренгу ( с помощью воспитателя, по

ориентирам, самостоятельно), нахождение своего

места в строю; повороты: направо, налево,

кругом, переступанием на месте.

Старший дошкольный Построение в колонну по одному, по два,

возраст в насколько колонн, кругов; перестроение

из одной колонны в несколько, на месте,

на ходу; повороты на месте налево, направо,

переступанием, в движении - на углах.

Равнение в колонне на вытянутые руки вперед;

в шеренге, в стороны; размыкание и

смыкание при построении в три колонны

приставными шагами; расчет на"первый-второй";

перестроение из одной шеренги в две; из одного

круга- в два; остановка после ходьбы всем

одновременно.

Методика обучения строевым упражнениям

Во время ходьбы друг за другом малышам легче всего перестроиться в круг:

Достаточно просто повернуться к центру, взяться за руки, и соединить руки

первого и последнего ребенка. При построении в "большой круг" лучше всего

обозначить круг на полу длинной веревкой. Малыши при этом могут стоять в

свободном построении.

Помимо свободного построения в круг вводятся построения в колонну по два,

по три, по четыре - инструктор при этом назначает ведущих, либо дети

самостоятельно перестраиваются в звенья. Часто проводится свободное

построение у заранее расставленных предметов. Порядок расположения

предметов разный: в шахматном порядке, параллельно, или по пересекающимся

диагоналям. Основные построения - это построения в три колонны или три звена.

Принцип: по сигналу каждый ребенок занимает место возле любого

поставленного предмета.

Для упражнений с мячами или скакалками оптимально использовать

построение в один круг. Далее добавляется построение в несколько кругов вокруг

пособий (вокруг больших обручей), построение в шахматном порядке. При

построении в шахматном порядке построенным в три - четыре колонны детям

дается команда: второй и четвертой колонне сделать шаг или два вперед или

назад. Далее все поворачиваются лицом вперед (направо или налево).

При усложнении построений предъявляются требования к точности, скорости

выполнения всех перестроений. При всём разнообразии перестроений

увеличивается роль слова: детьми должны исполняться команды, сигналы,

распоряжения, указания. Предметных ориентиров становится меньше.

Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для

проведения занятий, одновременно из всех групп, начиная с построения, строевых

приемов, передвижения, завершая размыканием и смыканием, ставя узкие и

конкретные задачи на каждом занятии с детьми.

Незаменимыми методами при обучении строевым упражнениям являются показ,

объяснения и обучение с разделением количественного состава малышей на

несколько частей.

Затем упражнение выполняется всей группой одновременно.

Как управлять строем

На занятиях по физкультуре - управление строем ребят осуществляется

командами и распоряжениями. Они подаются голосом или установленными

сигналами (жестом, хлопком, свистком, флажком и др.)

Все команды подразделяются на предварительную и исполнительную части.

Например, для поворота направо подается команда «Напра - ВО!». В этой

команде «Напра» - предварительная часть, а «ВО» - исполнительная.

Чтобы привлечь внимание детей, предварительная часть команды подается

громко, отчетливо и протяжно. Таким образом, дается некоторое время для

подготовки к выполнению исполнительной команды.

Исполнительная часть команды подается после паузы, громко, энергично, и

следует немедленное её исполнение детьми.

Есть команды, которые не имеют предварительной части.

Например, команды «Смирно!», «Вольно!» и др.

Поэтому обязательно нужно привлечь внимание воспитанников словами

«группа».

К распоряжениям (указаниям) инструктор прибегает, когда нет необходимости

в четком и одновременном выполнении тех или иных действий.

Можно дать указание - «Повернитесь налево».

Строевые приемы

К ним относятся такие действия воспитанников, как выполнение команд :

"Становись!",

"Равняйсь!",

"Смирно!",

"Вольно!",

"Отставить!",

"Разойдись!"

"Сомкнуться!"

"Разомкнуться!",

повороты на месте и расчет.

"Становись!" - команда, при которой воспитанники

становятся в указанный строй и принимают основную стойку.

Основная стойка в строю или вне строя - стоять прямо, пятки вместе,

носки разведены на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены, грудь

приподнять, живот подобрать, плечи развернуть и руки опустить так, чтобы кисти

были обращены к бедрам .

"Равняйсь!" - команда, при которой стоящие в строю поворачивают головы

к направляющему, выравнивая строй.

"Смирно!" - команда при которой строй замирает, принимая строевую

стойку.

"Вольно!" - команда, при которой строй ослабляет стойку на одну ногу.

"Отставить" - при этой команде строй возвращает первоначальный вид

предыдущей команды.

"Разойдись!" - строй расходится в произвольном порядке.

"Сомкнутся!" - команда, при которой воспитанники становятся плечом

друг к другу.

"Разомкнуться!" - команда, при которой воспитанники поднимают руки на

уровень плеч и расходятся на ширину поднятых рук, касаясь пальцами рук руки

рядом стоящего (слева, справа)

"Напра - во!" - поворот выполняется на правое плечо на правой пятке и

левом носке, после поворота левая нога с носка приставляется к правой в

положение пятки вместе носки врозь.

"Нале- во!" - поворот выполняется на левое плечо на левой пятке и правом

носке, после поворота правая нога с носка приставляется к левой в положение

пятки вместе носки врозь.

"Расчет на первый - второй" и др. - расчет начинается с правого фланга;

каждый, называя свой номер, четко поворачивает голову в стоящему рядом,

затем возвращается к исходному положению.

Все передвижения в зале или на площадке производятся по трем

направлениям:

Прямое ( в обход площадки) - параллельно основным границам зала или

площадки

По диагонали - под углом к основным границам площадки

Круговые - по дуге к основным границам площадки

Размыкания и смыкания

Размыкания - способы увеличения интервала или дистанции строя.

Смыкания - приемы уплотнения разомкнутого строя

Если количество шагов не указано, то размыкание производится на один шаг по

команде "Вправо (влево, от середины) на столько-то шагов разомкнись!"

Для смыкания дается команда "Вправо (влево, к середине) сомкнись!" - и все

действия проводятся в обратном порядке.

Построения

Построения - действия воспитанников после команды инструктора для

принятия (первоначального) того или иного строя.

Построение в колонну по одному.

Колонна - строй, в котором дети стоят в затылок друг к другу на расстоянии

( в глубину) одного шага или руки, вытянутой вперед.

Строй такого рода называется сомкнутым.

Впереди колонны стоит направляющий, в ее конце - замыкающий.

Команды и распоряжения:

"В колонну по одному становись!"

Перед тем, как произнести команду, инструктор встает по правую сторону и

поднимает правую руку вверх. Дети должны построиться друг за другом и

принять основную стойку.

Построение в пары ( парами)

Построение в пары в младших группах проводится по распоряжению

воспитателя "Станьте в пары". Каждый малыш при этом находит себе партнера,

они берутся за руку и становятся на своё место пара за парой. Когда все пары

построены, инструктор предлагает детям опустить руки и выровняться в

колоннах.

В старших группах в пары дети строятся путем перестроения из колонны по

одному в колонну по два (как на месте так, и во время ходьбы).

Команды и распоряжения: "Станьте в пары!"

( смотри приложение схему №2 )

Построение в одну шеренгу

Шеренга - строй, в котором дети стоят плечом к плечу лицом в одну сторону

на одной линии. Расстояние ( интервал) между детьми ( от локтя до локтя)

равно ширине одной ладони.

Строй такого порядка называется сомкнутым.

Разомкнутый строй - строй с интервалом между детьми в один и более шаг.

Различают в шеренге начало и конец строя - они называются флангами. На

правом фланге располагается правофланговый, на левом - левофланговый.

Сторона строя, в которую дети обращены лицом называется фронтом,

противоположная сторона - тылом.

Команды и распоряжения: "В одну шеренгу - становись!"

Одновременно с подачей команды инструктор становится в верхний правый угол

на правом фланге лицом к фронту в положение "Смирно", поднимает левую руку

в сторону, поворачивает голову влево, указывая направление построения.

Дети строятся влево от него, становясь в основную стойку. Как только

воспитанники начинают построение, инструктор делает несколько шагов вперед,

поворачиваясь лицом к группе и ведет наблюдение за построением.

Построение в круг

При обучении построению в круг в начале используются напольные

ориентиры: обозначается центр, выкладываются по кругу кубики, либо шнур.

Инструктор должен объяснить, что расстояние каждого ребенка от центра должно

быть одинаковое.

Далее ориентиры по кругу убираются, и дети строятся вокруг лежащего в

центре предмета, берутся за руки и выравнивают круг.

Команды и распоряжения: "Станьте в круг", "В круг становись!"

( смотри приложение схему 4)

Построение в полукруг.

Для обучения построению полукругом используются зрительные ориентиры:

кубики, шнуры. После того, как дети научатся строиться по ориентирам, они

выполняют построение на глаз.

Команды и распоряжения: "Станьте полукругом!"

( смотри приложение схема №5 )

Построение врассыпную

Размещение детей в разных частях зала без точно установленного между ними

интервала и дистанции, но не ближе вытянутых рук. Обучение начинается при

помощи зрительных ориентиров( предметов разложенных по залу так, чтобы

дети, встав возле них, при выполнении упражнений не задевали друг друга.

Команды и распоряжения: "В рассыпную становись!"

Построение в квадрат

Посредине зала или площадки выкладывается шнур в виде квадрата. Дети в

колонне по одному движутся за направляющим по периметру квадрата,

равномерно распределяясь по его сторонам. По распоряжению инструктора "На

месте стой, выровняли дистанцию!" дети останавливаются и поднимают руки

вперед на уровень плеч, выравнивая дистанцию в колонне. Далее звучит

распоряжение "Развернулись лицом в центр!"

( смотри приложение схема № 7)

Построение в шахматном порядке

Рассчитать группу, стоящую в шеренге, на первый - второй; подать команду:

"Вторые номера, два шага назад шагом марш!" или "Первые номера, два шага

вперед шагом марш!". В этом случае после перестроения дети будут стоять в

шахматном порядке.

Если надо, чтобы вторые номера стояли в затылок первым, то подается еще одна

команда: "Вторые номера - шаг вправо шагом марш!". Если потребуется

перестроение в две шеренги, где учащиеся стоят лицом друг к другу, надо вторым

или первым номерам сделать два или более шага вперед и повернуться кругом.

( смотри приложение схема №8 )

Перестроение из колонны по одному

в колонну по два на месте.

По команде "В колонну по два - стройся!" на раз вторые номера отставляют

левую ногу на шаг в сторону; на "два"- правую ногу ставят на шаг вперед; на

"три" - левую ногу приставляют к правой.

Для обратного перестроения из колонны по два в колонну по одному по

команде "В колонну по одному становись!" на счет "раз" отставляется на шаг

назад левая нога, на счет "два" правая нога ставится назад - вправо, на счет "три"

левая нога приставляется к правой.

Это перестроение может выполняться и при движении, во время ходьбы. По

команде" В колонну по два стройся!" вторые номера подходят к первым и ходьба

продолжается. Для обратного пере строения из колонны по два в колонну по

одному по команде "В колонну по одному - стройся!" вторые номера становятся

за первыми и движение продолжается в колонне по одному.

( смотри приложение схему №9 )

Перестроение из колонны по одному в колонну по 3 - 4

Инструктор делит группу на три или четыре подгруппы и назначает

направляющих колонн. Затем по распоряжению "Направляющие, выводите по

очереди свои колонны на места", направляющий первой подгруппы (колонны)

ведет детей к первому предмету. Дети первой подгруппы равняются в затылок,

стараются сохранить дистанцию между собой, ориентируясь на предметы,

стоящие справа. Потом идут по очереди вторая, третья и четвертая колонны к

своим предметам. Дети второй подгруппы равняются по первой, третьей

подгруппы - по второй, а четвертой - по третьей. Направляющие равняются по

направляющему первой колонны. Когда все дети построятся в колонну по четыре,

следует проверить интервалы и дистанцию между детьми путем поднятия рук

вперед и в стороны до уровня плеч впереди стоящего ребенка. Если все колонны

продолжали движение, то следует команда "На месте стой!". В дальнейшем все

колонны ср своими направляющими по распоряжению "Направляющие со своими

колоннами на свои места - марш!" идут одновременно к своим предметам.

( смотри приложение схема №10 )

Перестроение из колонны по одному

в колонну по два, четыре в движении

способом дробления и сведения.

Перед построением производится расчет на первый и второй и дается команда

для ходьбы. Направляющий доходит до середины стороны зала и по команде

"Через центр-марш!" ведет колонну через центр зала. Когда он дойдет до

середины противоположной стороны зала, подается команда "В колонну по

одному направо и налево в обход марш!" По этой команде первые номера идут

направо - вторые - налево в обход. Когда направляющие колонн встретятся у

середины зала (там, где началось перестроение),подается команда "В колонну по

два через центр марш!" Дети идут в колонне по два через центр. Дойдя до

середины стороны зала, по команде "В колонны по два налево и направо в обход -

марш!" , одна пара идет в правую сторону, другая в левую. Затем они сходятся у

середины противоположной стороны зала. Подается новая команда "В колонну по

четыре через центр марш!", и дети идут через центр в колонне по четыре.

( смотри приложение схема № 11, №11п )

Обратное перестроение из колонны по два, четыре,

в колонну по одному разведением и сведением.

Дети доходят в колонне по четыре до середины стороны зала. И по команде "В

колонну по два направо и налево в обход - марш!" правая колонна по двое детей

идет направо в обход, левая колонна по два идет налево в обход. При встрече

колонн на середине на противоположной стороны зала подается команда "В

колонну по одному через центр - марш!"

( смотри приложение схема № 12, №12п(1), №12п(2) )

Перестроение из колонны по одному

в колонну по четыре ( два, три )

поворотом в движении.

При движении группы налево в обход на верхней или по нижней границе зала

(площадки) подается команда "В колонну по четыре налево - марш!", по команде

"Марш!" первая четверка (двойка, тройка) поворачивает налево и продолжает

движение в новом направлении. Следующая четверка делает поворот на том же

месте, что и первая ( команду подает замыкающий каждой четверки).

Во время ходьбы дается указание о сохранении интервала в шеренгах ( на

вытянутые в стороны руки ) и дистанции в колоннах

(на вытянутые руки вперед).

( смотри приложение схема №13 )

Обратное перестроение.

Сначала подается команда для поворота "Направо!", а после этого для ходьбы

вдоль границ зала - в колонну по одному направо (налево) в обход шагом марш!"

( смотри приложение схема № 14)

Перестроение из одной шеренги в две на месте.

Сначала производится расчет "на первый и второй". После этого

подается команда "В две шеренги становись!". По этой команде вторые номера

делают левой ногой шаг назад( счет "раз"), правой ногой - шаг назад - вправо

(счет "два"), становясь за первым, затем приставляют левую ногу к правой ( счет

"три"). Для вторых номеров подаются команды для каждого действия отдельно:

"Шаг левой назад , делай раз!"; "Шаг правой назад - вправо, делай - два!";

"Приставить левую ногу, делай- три!"

( смотри приложение схема №15 )

Обратное перестроение из двух шеренг в одну

Детям, стоящим в две шеренги, подается команда "В одну шеренгу становись!"

Для вторых номеров подаются команды каждая отдельно: "Шаг левой в сторону,

делай- раз!", "Шаг правой влево- вперед делай- два!";" Левую приставить к

правой, делай - три!"

( смотри приложение схема №16)

Перестроение из шеренги в круг

По распоряжению "В круг, взявшись за руки, стройся!" дети берутся за руки.

Инструктор или ребенок берет левой рукой правую руку правофлангового и ,

двигаясь по кругу к левофланговому, берет его правой рукой за левую руку и

замыкает круг.

В дальнейшем инструктор становится против середины шеренги

(на расстоянии 4-3 м от нее), предлагает всем детям взяться за руки, а

правофланговому и левофланговому направиться в сторону инструктора, чтобы

образовать круг. После этого детей учат перестраиваться самостоятельно без

помощи инструктора: дети берутся за руки, правофланговый и левофланговый

направляются друг к другу, берутся за руки и замыкают круг.

Если дети в круге должны стоять по росту, такой круг перестраивают из

шеренги, построенной по росту. Сначала надо произвести расчет на "первый -

второй", перестроиться в две шеренги, повернуть одну шеренгу кругом (лицом

друг к другу). После этого правофланговый и левофланговый, все остальные дети

соединяют руки, отходят назад и образуют круг.

( смотри приложение схема № 17)

Перестроение из шеренги в один,

два, три , четыре круга.

Сначала надо поделить детей на две, три, четыре подгруппы. Затем по

распоряжению инструктора дети в подгруппах берутся за руки,

правофланговые и левофланговые направляются друг к другу, берутся за руки и

выравнивают круг.

( смотри приложение схема № 18, №18 п )

Перестроение из одного круга в два.

Проводится после расчета на "первый - второй".

Затем дается команда " Вторые номера два шага назад шагом - марш!"

Перестроение из колонны по одному

в круг в движении.

Инструктор, став впереди колонны , ведет ее по кругу. Когда он приблизится к

замыкающему, то подает ему руку, и все дети берутся за руки и продолжают идти,

выравнивая круг.

( смотри приложение схема № 20 )

Используемая литература и интернет - ресурсы

1. Протасова Г.Г., Кривомазов В.В. Строевые упражнения: Учебно методическое

пособие для студентов очной и заочной форм обучения специальности

Физическая культура профессиональных образовательных учреждений. - Ростов

н/Д, 2016.

2. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития

ребёнка. - М.: «Академия», 2007.

3. Строевые упражнения: методика и содержание: методические рекомендации /

сост. : М.А. Карелин, Е.И. Петрушевич: «ВГУ имени П.М.Машерова», 2016.

4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игровых упражнений для дошкольников

Материал включает разнообразные игровые упражнения с дошкольниками, позволяющими развивать определенные группы мышц, координацию движений....

Картотека релаксационных упражнений для дошкольников

Релаксационные упражнения позволяют детям отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление ребенка. Считаю необходимым вкл...

Картотека кинезиологических упражнений для дошкольников

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих а...

"Строевые упражнения для дошкольников"

Малышам легче всего встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру,взяться за руки и соединиться первому и последнему ребенку). Чтобы дети лучше понимали слова «бо...

Картотека «Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиям»

Картотека «Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиям»Релаксационные упражнения для дошкольников по здоровьесберегающим технологиямСамый лучший способ сн...