Театральная деятельность в ДОУ в летний период
статья (средняя группа)

Сидорова Олеся Владимировна

Ежегодно в ДОУ планируется работа летнего оздоровительного периода, направленная на сохранение и укрепление физичнского и психологического здоровья воспитанников, улучшение эмоциональной и личностной сферы, которая включает в себя различные направления работы с дошкольниками: физкультурно-оздоровтельные, игровые-развлекательные,познавательные и развивающие мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театральная деятельность в ДОУ в летний период

«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей» Б.М. Теплов

Ежегодно в ДОУ планируется работа летнего оздоровительного периода, направленная на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, улучшения эмоциональной и личностной сферы, которая включает в себя различные направления работы с дошкольниками: физкультурно-оздоровительные, игровые - развлекательные, познавательные и развивающие мероприятия. Ведь большую часть времени дети находятся на свежем воздухе и нужно тщательно продумывать досуг детей, разнообразить его разными видами творческой деятельности. Для более успешной, увлекательной и интересной разнообразной работы с детьми в летний период, педагоги пополняют предметно – развивающую среду на территории ДОУ. Так был оборудован открытый летний театр, основной идеей которого является, развитие художественно – эстетического восприятия и речевой активности в театрализованной деятельности у дошкольников в летний оздоровительный период. Сцена театра оборудована на летней веранде, произведен ремонт покраска стен и полов, установка декораций, ширмы, портьер. При открытии летнего театра детскому вниманию был представлен кукольный театр «Теремок». На заключительном этапе дети уже самостоятельно участвовали в драматизации, в кукольном театре по мотивам р/н сказки «Колобок». Ежегодная работа по развитию художественно – эстетического восприятия и речевой активности в театрализованной деятельности у дошкольников в летний оздоровительный период продолжится на следующий летний сезон.

Основные характеристики Летнего театра  

Вид: Летний театр

Местонахождение: МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» г. Строитель» переулок Школьный д.4

Год закладки: 2023 г.

Состояние «Летнего театра»: хорошее.

Протяженность: 8 метров

Режим пользования: летний период.

Назначение Летнего театра:

-проведение игровой, театрализованной и других видов деятельности.

Цель: Создание условий для совместной театрализованной деятельности, направленных на творческое сотрудничество дошкольников и педагогов ДОУ в летний оздоровительный период.

Задачи:1. Создать условия для обогащения предметно – пространственной среды на территории.

2. Расширять и обогащать знания дошкольников о театре, о видах театра, театральных профессиях, атрибутов, костюмов, декорациях.

3. Способствовать развитию у воспитанников первичных навыков в области театрального искусства; закреплять умения использовать различные средства выразительности: речи, тембра голоса, пластичности, мимики и жестов.

 4. Воспитывать у детей нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость.

 5. Прививать эстетический вкус посредствам приобщения к театральной деятельности.

Общие рекомендации по работе с детьми в «Летнем театре»:

        Важнейшим условием является мотивация всех участников, осознание возможности скорректировать проблемы в речевом и личностном развитии ребенка включая его в театрализованную деятельность.

        Совместная творческая деятельность детей и взрослых – основа психологического благополучия ребенка и его успешной адаптации и социализации.

        Развивать интересы и способности ребенка на занятиях театральной деятельностью; они способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Построение системы работы осуществляется по следующим направлениям:

• Познавательно-развлекательное направление ставит целью - ознакомление детей с театральным искусством, разными жанрами театрального творчества, с театральными профессиями, способами перевоплощения (маски, грим, костюмы и др.)

• Практическое направление - ознакомление детей с малыми жанрами русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, попевки, р/н песенки, сказы, былины, были и небылицы, р/н сказки; - использование пантомим, ритмопластики, мимики и жестов;

• Исследовательское направление - игры перевоплощения/превращения, обыгрывание ситуаций, творческие детские импровизации на разную тематику; 

1.«Летний театр»

Информация об объекте.

   Сегодня, дошкольное образование и воспитание функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются и его нормативные правовые основы. Что конечно влияет на все компоненты образовательного процесса. Одно ясно, что ориентироваться необходимо, прежде всего, на всестороннее развитие ребенка, становление его духовной личности, понимающей себя и окружающий мир. И особое место в этом процессе занимает художественно-эстетическое развитие. Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально-экономических и духовных направлений. Детское творчество – одна их актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

    Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых качеств. Занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышения самооценки.

Формы и методы работы:

Словесные:

• беседы;

• чтение сказок;

• пересказ;

• выразительное чтение;

• прослушивание аудиозаписей;

• просмотр мультфильмов;

Практические:

• речевые игры;

• игры - драматизации;

• театральные игры;

• инсценировка;

• рисунок (поделка) после прочтения;

Наглядные:

• рассматривание иллюстраций, репродукций картин, игрушек, тематических альбомов;

• работа с мнемотехникой;

• оформление выставок;

При организации театрализованной деятельности должны учитываться следующие  принципы:
- разнообразие тематики и методов работы;
- ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;
- максимальная активность детей;
- сотрудничество с родителями;
- подбор и упражнений с учетом сочетания движений, речи, мимики, пантомимики в различных вариациях.
Предлагая детям театрализованные игры, педагогу важно предвидеть весь ход деятельности, главное условие – это использование в работе хорошо знакомых детям произведений соответствующих возрасту детей. Целесообразно подбирать небольшие произведения, которые содержат диалоги, где существует конфликт между действующими лицами, сюжет должен быть динамичным .
Подготовка к театрализованным играм требует правильного и четкого руководства педагога, который в ненавязчивой форме предлагает детям поиграть в «сказку», причём сказку выбирают сами, из предложенных воспитателем. Подбираются декорации, музыкальное сопровождение, вид театра. Но главным условием остаётся то, что произведение должно быть хорошо знакомо детям, они должны знать характерные черты персонажей.
Организация театрализованных игр непосредственно связана с работой над выразительностью речи. Воспитатель учит детей управлять силой голоса, тембром, типом речи, соответствующим тому или иному персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. При организации театрально-игровой деятельности особое внимание педагог должен уделять требованиям по охране жизни и здоровья детей (здоровье сберегающие технологии, безопасность атрибутов, декораций).Выбирая материал для инсценировок, необходимо отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей.
  Театрализованная деятельность тесно связана с сюжетно – ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим материалом для малышей. Действие в этом возрасте должно быть непродолжительным.

   В младшей группе идет работа по умению детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Важная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, его творческие способности. Дети трех лет постепенно осваивают настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.
   
В средней группе задача по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью усложняется. Они учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. У ребят развивается представление о нравственных качествах персонажей. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Для работы над речью детей используются кричалки, потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в ребенке только путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией. Постепенно ребенок переходит от игры «для себя» к игре «со зрителем».

  В возрасте пяти лет дети осваивают «управление» куклой, имитируют ходьбу, бег, прыжки, жесты. Дети способны самостоятельно подобрать необходимые атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаются в процесс изготовления необходимых атрибутов. Здесь необходимо помнить о поощрении творческих проявлений.
Работа по театрализованной деятельности обязательно проходит в контакте с музыкальным руководителем. Музыка активизирует ребенка, побуждает к исполнению выразительных движений.
В старшей группе совершенствуются образные исполнительские умения, появляется осознанное и ответственное отношение к исполняемой роли. Дети продолжают расширять свой опыт театрализованной деятельности. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. В своей работе я использую этюды М.И. Чистяковой и Л.М. Шипицыной. В театрализованной игре начинают присуствовать произведения Л. Толстого, И. Крылова, М. Зощенко, Н. Носова. Тексты усложняются, их отличают более глубокий смысл, скрытый подтекст, в том числе юмористический. Ребенку становится доступным самостоятельные постановки мини – спектаклей. Дети знакомятся с театром марионеток, тростевыми куклами. Ставится задача – научить ребенка владеть своим телом, развивать пластику движений, согласовывать свои действия с партнером. Большое внимание уделяется обучению элементам выразительности (интонация, мимика, пантомима). В этом возрасте детей уже не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои. Дети начинают сами заниматься оформлением сказок, отражать их в изобразительной деятельности. Важно предоставить им больше свободы в действиях. Артистические способности улучшаются от выступления к выступлению.
В подготовительной группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6 -7 лет используют в театрализованной деятельности более сложные сценарии, которые богаты диалогами. Важно предоставить в этом возрасте больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. «Необходимо стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающие реальные и фантастические элементы» (О. Солнцева).
Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации по теме, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры – драматизации, упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной), упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Для того чтобы творческая активность продолжалась и дома, важно привлекать родителей детей группы используя различные методы совместной работы – консультации, приглашение на театрализованные спектакли и участие в них, помощь в изготовлении атрибутов и декораций. Родители, как правило, проявляют большой интерес к театрализованным играм и театру кукол, что способствует сплочению коллектива детей- родителей- воспитателей. Театрализованные игры формируют у детей целеустремлённость, взаимовыручку, собранность, способствуют созданию благоприятной эмоциональной сферы у детей.

На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными:

Во второй младшей группе:

- имитация характерных движений сказочных героев, где ведущие роли исполняют взрослые, обыгрываются игрушки.
В средней группе:
- участие детей в инсценировках песен, игр и сказок где происходит обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
В старшем дошкольном возрасте:
- инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
В старшем возрасте совершенствуем художественно - образные исполнительские умения.
В подготовительном дошкольном возрасте:
- инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют роли;
- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми;
- инсценировки с использованием кукол и плоскостных фигурок.
Развиваем творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Методика работы с детьми второй младшей группы.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Например, прочитав сказку "Лиса, заяц и петух" можно попросить детей показать образ смелого петушка в движении. Можно послушать русскую народную мелодию "Курочка и петушок" и спросить, подходит ли музыка образу смелого петушка из сказки. После этого можно предложить детям загадать загадки друг другу, имитируя движения различных животных.

Методика работы с детьми среднего дошкольного возраста.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
1 этап
 Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки (дом, лес, дорога т.п.), читает выразительно поэтический текст, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
 Анализ события, которые описаны в сказке. Формирует у детей интерес к ним , веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль.
2 этап
Распределения ролей:
 Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.
 Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь ( сказка "Теремок"), после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
 В другой раз можно усложнить задание, предложив одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого и т.д.
 После распределения ролей и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.д. подвести к тому, что каждый образ должен быть неповторимым.
Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Дети старшего возраста вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности строится в два этапа:
1 этап
- педагог заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, выразительно исполняет его или предлагает детям сами сочинить спектакль для своего выступления;
- интересуется, понравилось ли детям произведение или нет, предлагает разыграть его по ролям;
2 этап
- распределение по ролям, подготовка и проведение самого спектакля, и выступление на сцене.
Работа над ролью строится как с детьми среднего дошкольного возраста:
 Педагог кратко, но достаточно убедительно даёт художественное описание того места, где происходит действие инсценировки, выразительно читает текст произведения, привлекая детей к проговариванию строк, которые им запомнились;
 Анализирует события, которые описаны в произведении. Формирует детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определённую роль;
 После распределения и принятия ролей педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим героям и т.д. обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей;
Работа над этюдами:
 Вначале с помощью наводящих вопросов педагог подводит детей к пониманию того, что для накидки или костюма ребёнок сам выбирает цвета подходящие, соответствующие его точки зрения, его характеру. При этом очень важно избегать цветовых шаблонов (например, злой герой - цвета чёрные, добрый герой - светлые тона).
 Затем от изобразительного образа переходим к движениям ("А как двигается твой герой или кукла?"). Педагог выясняет у каждого ребёнка, каков характер его героя. Как можно движениями передать это (например, смелые и решительные зайцы двигаются быстро и уверенным шагом с высоко поднятыми мордашками. Их плечи расправлены, лапы засунуты в карман и т.п.).
 От характеристики движений педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа так же может осуществляться по подгруппам. Вначале педагог, в зависимости от образа предлагает выбрать соответствующую интонацию, так же, как и при выработке движений, подводит к обобщённым представлениям о характере речи образа в целом.

  Участие родителей в этом процессе деятельности ребёнка желательно. Родители должны знать, что в этом возрасте детям очень важны их советы и рекомендации. Благодаря привлекательной театрализованной деятельности между детьми и родителями возникнет взаимопонимание и сохранится на долгие годы. Они обязательно должны обсуждать со своим ребёнком предстоящий спектакль, совершенствовать движения, отрабатывать интонации, доделывать костюм.

Методика работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.
Работа с детьми подготовительного дошкольного возраста осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям:
- первое предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.д.;
- второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.д.
Главный подход к развитию детей в театрализованной деятельности строится на ведущей деятельности ребёнка - игре. Следовательно, работая с детьми, важно сохранить для сцены богатство их воображения, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний.

Упражнения

Работу маленького героя над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания можно ввести в повседневную жизнь детей в виде игры.
Упражнения на напряжения мышц:
- рубить дрова;
- нести тяжёлый ящик или чемодан;
- дотянуться до высоко висящей яблони и т.п.
Упражнения на расслабления мышц:
- заснуть на стуле;
- сидя на стуле, смахнуть с рук капельки воды и т.п.
Упражнения на развитие воображения:
- передавать друг другу верёвку, произнося слово "змея";
- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать что - либо воображаемое и обыгрывать это;
- в виде игры "испорченный телефон" передавать эмоции - злость, радость, грусть и т.п.
Кукольный театр.
Работа над спектаклем состоит из двух частей:
1. Подготовка кукол, ширмы и декораций;
2. Разучивание пьесы исполнителями и репетиции.
Педагогу необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка, его интересы. Беседуя о пьесе, сказке взрослый привлекает к разговору всех детей, даже малоразговорчивых. Вначале педагог предлагает детям вспомнить, как они разговаривали со своими куклами, когда играли в школу, детский сад, семью, больницу. Затем от разбора жизненных ситуаций переходить к обучению работе с куклами.
Педагог должен помнить следующие правила:
 При распределении ролей обращать внимание на голоса исполнителей, которые должны подходить к роли;
 Один и тот же взрослый исполнитель может сыграть одну или две роли, а ребёнок только одну;
 Первые две - три репетиции проводятся с детьми без кукол, просто читается пьеса по ролям;
 Репетировать пьесу надо по отдельным картинам, даже по отдельным эпизодам или кускам пьесы; при этом следует помнить, что кукла должна жить на сцене;
 Для того чтобы помочь детям понять, какая кукла в данную минуту разговаривает, педагог объясняет им, что каждая кукла "говорит", она слегка двигается, сопровождая слова жестами рук, наклоном головы, даже всего корпуса.

Использованная литература:
1."Играем в театр" для детей 4-6 лет Т. Н. Доронова. Москва "Просвещение" 2004г;
2."Театр для малышей" Генов Г.В, Москва., 1968г;
3."Театрализованные игры в детском саду". Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева. Москва, 2000г;
4.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990
5.Сигуткина Р. Рекомендации к организации театрализованных игр// Дошкольное воспитание.- 1988.-№8.
6.Юрина.Н.Н Театрализованная деятельность в детском саду// Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста/ Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой. - М.,2002.- С.60-89.

7. Губанов Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2-6 лет. – М:ВАКО, 2007

8. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам

7. https://pandia.ru/text/80/581/49952.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми на летний период "Здравствуй,солнце"

Конспект  совместной  деятельности  с  детьми  на  летний  период  "Здравствуй,солнце"...

Опытническая деятельность на УОУ в летний период, в условиях Кольского Заполярья.

Проведение опыта с 4 сортами лука на УОУ в условиях Кольского Заполярья....

Конспект познавательной деятельности на прогулке в летний период в младшей группе «Игривые песчинки»

Экспериментальная деятельность с детьми на прогулке в летний период: свойства песка...

ВИДЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Рекомендаций для воспитателей по видам игровой деятельности в летний оздоровительный период....

19.05.2019. Виды игровой деятельности для детей в летний период

Консультация для воспитателей и родителей: Виды игровой деятельности для детей в летний период...

Консультация "Физкультурно-оздоровительная деятельность в ДОУ в летний период"

В материале рассмотрены вопросы организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ в летний период....