Картотека игр на свежем воздухе в детском саду
картотека

Догодькина Марина Фёдоровна

Занятия на свежем воздухе для детей - очень важная и неотъемлемая часть воспитательного процесса, который проводится в детском саду. Дети становятся менее восприимчивыми к простудным заболеваниям, так как их иммунитет значительно укрепляется, физически выносливее; развиваются коммуникативные способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр на свежем воздухе

 в детском саду

Польза занятий на свежем воздухе для детей

   Занятия на свежем воздухе для детей - очень важная и неотъемлемая часть воспитательного процесса, который проводится в детском саду. Дети становятся менее восприимчивыми к простудным заболеваниям, так как их иммунитет значительно укрепляется.

Также ребенок становится более выносливым физически, так как во время занятий на свежем воздухе активно задействованы все группы мышц и связок. Где, как не на улице, малыш имеет возможность порезвиться, побегать, попрыгать, и все это на свежем воздухе?

Гиперактивным детям всегда нужно достаточно пространства для того, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию. Подавлять эмоции категорически не рекомендуется, поэтому детям нужно давать возможность пошуметь без каких-то особых ограничений. Активные занятия на свежем воздухе - отличный повод снять напряжение и дать волю своим эмоциям.

Занятия на улице способствуют не только улучшению аппетита, но и нормализации сна.

В занятиях на свежем воздухе есть еще одно преимущество - улучшение коммуникативных способностей. Занимаясь в детском саду на свежем воздухе, дети объединяются в команды, учатся взаимодействовать и сотрудничать друг с другом. Гармоничное развитие личности и правильное восприятие себя в социуме возможно только при условии общения с другими детьми. Детский сад - идеальное место для такого времяпровождения.

«Вставай, я смотрю на тебя!»

Воспитатель водит первым, чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперед, обводит глазами всех детей, а потом на 2-3 секунды останавливает на ком-то взгляд. Тот, на кого сейчас смотрит ведущий, должен встать и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других. 

  «Обиженный зайчик»

Ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты. 

Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть. 

 «Маленький круг — большой круг»

Ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся). Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым. 

 «Ищу-ищу, отыскать хочу»

 Ведущий загадывает слово из предметов вокруг и называет его первую букву, говоря «Ищу-ищу, отыскать хочу что-то на букву… „Д“». Игрок должен осмотреться и назвать объекты на эту букву в зоне видимости. Например, «Это дом?», «Это дерево?», «Это детский сад?». Когда он угадает, то станет ведущим.

«Тише едешь - дальше будешь»

На земле мелом проводится две параллельные линии, на расстоянии друг от друга 4-5 метров. За одной линией становится команда, за второй - ведущий, который отворачивается и громко произносит фразу: «Тише едешь, дальше будешь», после чего игроки начинают продвигаться в его сторону. После того, как ведущий крикнет: «Стоп!», участники должны резко остановиться. Ведущий поворачивается и внимательно наблюдает за игроками. Кто пошевелился, сразу же выбывает из игры. Если в момент остановки кто-то из участников успел дойти до нарисованной черты ведущего и коснуться его, заменяет его.

 «Сова»

На площадке, где будет проходить игра, следует выбрать место поодаль. Это будет «дупло совы» — место водящего. В начале игры воспитатель предлагает детям решить, кто станет совой. Та отправляется в дупло, остальные же распределяются по площадке.Игра начинается, когда воспитатель дает сигнал «День наступает — все оживает». В этот момент все, кроме совы, свободно передвигаются по площадке и изображают животных. Затем взрослый внезапно говорит «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Это знак, что все «звери» должны остаться в том же положении и не шевелиться.Затем сова вылетает из дупла и осматривает других игроков. Она перемещается между ними и ждет, пока кто-то пошевелится или издаст звук. Если это происходит, сова забирает игрока в свое дупло и возвращается на поле до тех пор, пока воспитатель снова не скажет «День наступает — все оживает». Тогда все повторяется заново.Когда воспитатель решит, что сова забрала достаточно человек, выбирают нового водящего и игра продолжается.

 «Найди себе пару»

Для этой подвижной игры понадобятся разноцветные ленточки или детские платки, которые можно будет повязать себе на руку. В качестве замены также подойдут флажки. Первым делом взрослый раздает их игрокам и дает сигнал. Дети начинают бегать по площадке и перемешиваться между собой. Затем воспитатель хлопает в ладоши и говорит: «Найди свою пару!» Задача детей — после этого сигнала быстро найти другого игрока с лентой или флажком того же цвета. Тот, кто сделает это последним, выбывает.

 «Жмурки с колокольчиком»

Это улучшенный вариант детской подвижной игры, которую помнит каждый взрослый. Суть та же — поймать игрока. Но на убегающего надевают колокольчик. Задача — перебежать мимо «жмурок» с одного конца поля на другое и не попасться. Если детей больше 4–5, то «беглецами» можно сделать сразу двоих.Тот, кто поймает игрока, занимает его место.

 «Где мы были»

Все начинается со считалочки. С ее помощью выбирают игрока, который будет водить. Затем водящий отходит и отворачивается. В это время остальные загадывают какое-нибудь занятие. Игроки договариваются, как будут его показывать, а после приглашают водящего вернуться. Он спрашивает: «Где вы были, что вы делали?» Другие игроки отвечают ему: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!» А после — изображают то, о чем договорились. Задача водящего — отгадать и назвать это занятие. Если получилось, нового водящего выбирают из остальных игроков, а если нет, то ребенок остается в своей роли и на следующий раунд

 «Перелет птиц»

Чтобы сыграть в эту подвижную игру на улице, нужно найти просторное место со скамейками. В ней нет водящего — только ведущий, и лучше, если это будет взрослый (например, воспитатель в детском саду). Все игроки — это птицы, а скамейки — их домики на деревьях. В начале игры воспитатель дает сигнал и говорит: «Птички улетают!» Это означает, что игроки могут выйти на площадку и побегать. Но когда следует сигнал «Буря!», каждому пернатому нужно как можно быстрее вернуться на скамью. Тот, кто сделает это последним, выбывает. Затем воспитатель говорит: «Буря кончилась!», и все повторяется. Так можно играть, пока детей на поле не станет мало. А потом — начать заново.

«Найди листок»

Сначала воспитатель предлагает детям разбиться на несколько небольших команд. В каждой должно быть примерно одинаковое количество участников. После этого воспитатель просит всех закрыть глаза, срывает с одного из деревьев лист, а затем предлагает игрокам рассмотреть его как следует. Затем воспитатель дает сигнал: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Задача каждой команды — найти рядом дерево, где растут такие же листья. Команда, которая сделает это первой, побеждает.

«Прыжки с водой»

Еще одна старая игра, которую любит не одно поколение советских детей. Чтобы сыграть в нее, понадобится скакалка. Правила просты: игроки становятся в круг, а водящий со скакалкой в руке — в центр. Водящий присаживается и раскручивает скакалку по земле, стремясь задеть ноги игроков. Те же должны подпрыгивать на месте, когда скакалка приближается к ним, и не дать себя тронуть. Но есть условие, которое сделает игру сложнее: у каждого игрока в руках емкость с водой. А потому задача не просто уклониться, но и пролить как можно меньше жидкости. В течение игры водящим становится тот, кого задевают скакалкой. Так проходит несколько раундов, а в конце все показывают свои емкости. Тот, у кого останется больше всего воды, побеждает.

«Лес, болото, озеро»

Для этой игры понадобятся цветные мелки. Ими нужно будет нарисовать на асфальте такой круг, чтобы внутри него помещались все игроки. А рядом — еще три круга чуть поменьше. При этом они должны находиться на одинаковом расстоянии от первого. Один круг обозначает лес, болото или озеро. В начале игры все дети становятся в первый (большой) круг, а воспитатель дает сигнал — называет животных: зверей, птиц или рыб. Игроки должны быстро определить, где обитает названное существо, и перейти в нужный круг. В это время воспитатель ведет обратный отсчет. За выбор правильного круга можно начислять очки. При этом если ребенок уже выбрал место, он не может его менять. Если такое случилось, ведущий вправе отнять очко. В конце побеждает тот, кто собрал больше всего очков.

 «Удержи шарик на лету»

По названию понятно, что для этой подвижной детской игры понадобится воздушный шар. Его нужно надуть, а затем предложить игрокам встать в круг и взять друг друга за руки. Воспитатель подкидывает шар в воздух как мяч, а дети пытаются не дать ему упасть. При этом руки размыкать нельзя. Если шар все-таки падает, в следующем раунде его нельзя будет подбрасывать ботинками. Со следующим падением — коленями. Так ведущий будет постепенно усложнять задачу, пока удерживать шар в воздухе станет нечем. Как только это произойдет, можно начать заново.

 «Сардины в банке»

Эта игра напоминает прятки, только наоборот. Сперва прячется один ребенок, а остальные его ищут. Как только один игрок находит другого, он тоже прячется. Его задача — затаиться рядом и ждать, пока кто-то другой не найдет их обоих. Со временем прячущихся игроков будет все больше и больше, а места — все меньше. Все будут тесниться рядом как сардины в банке, пока их не найдет последний игрок. А потом все начнется заново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний праздник на свежем воздухе в детском саду. Старшая группа "Путешествие на остров Тумба-Юмба"

Летний праздник на свежем воздухе в детском саду.старшая группа"Путешествие на остров Тумба-Юмба"...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ в детском саду в летний сезон

Двигательная активность является условием, стимулирующим фактором физического развития ребенка, а так же способствует совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сферы дошкольников.Основным вид...

Зимние забавы. Картотека игр на свежем воздухе.

Картотека игр на свежем воздухе....

Перспективный план по физической культуре на свежем воздухе в детском саду в подготовительной к школе группе

НеделяНепосредственно образовательнаядеятельность по физическому развитию Программное содержание  Сентябрь 1Занятие №1(3).Л.И.Пензулаева.Физическая культура в детском саду.Подготов...

Подвижные игры зимой на свежем воздухе в детском саду.

Развлечения на открытом воздухе зимой доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью....