Картотека дидактических игр по формированию грамматически правильной речи
картотека

Сайфутдинова Анастасия Петровна

Картотека дидактических игр по формированию грамматически правильной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по формированию грамматически правильной речи.

 «КАКИЕ ВСТРЕТИЛИ ПРЕДЛОГИ? »

 Цель: развивать слуховое внимание, практическое использование простых предлогов.

 Ход: У куста растет ромашка, а под кустом сидит букашка.

 Над кустом летает пташка,

 На кусту висит рубашка.

 Потому что за кустом

 Возле речки под мостом

 Сохнет мокрый рыболов

 Без рубашки, без штанов.

 Дома удочку забыл

 И руками рыб ловил.

 Так увлекся, что споткнулся,

 С головою окунулся,

 У реки в тоске сидит,

 Сохнет, мерзнет и грустит.

 «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЙ ПРЕДЛОГ»

 Цель: закреплять правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций.

 Материал: карточки с сюжетными картинками.

 Ход: ребенку предлагается вставить пропущенный предлог.

 Дети сели … самолет.

 Яблоки лежат … тарелке.

 Кот запрыгнул … диван.

 «ИСПРАВЬ НЕЗНАЙКУ»

 Цель: закреплять правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога.

 Ход: Незнайка неправильно расставил предметы в комнате: утюг на диван, горшок с цветком под стол и т. д.

 Исправь. Скажи, что ты переделал.

 «ТАК ИЛИ НЕ ТАК»

 Цель: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, умение правильно соотнести предлог со схемой.

 Материал: карточки с сюжетными картинками, схемы предлогов.

 Ход: ребенку предлагается составить предложение с предлогом, соотнести картинку со схемой.

 «ВЕРНО – НЕВЕРНО »

 Цель: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, умение правильно соотнести предлог со схемой.

 Материал: карточки с сюжетными картинками.

 Ход: показывая ребенку картинку, проговаривают предложение с неверным

 предлогом. Ребенок должен исправить ошибку.

 «СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

 Цель: закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога, соответствующего ситуации.

 Материал: панно со вставными картинками.

 Ход: ребенок составляет предложение по демонстрируемому действию, употребляя правильный предлог.

 «КУДА СПРЯТАЛСЯ МЫШОНОК»

 Цель: развивать способность ориентироваться в простом плане пространства. Правильно употребляя предлоги.

 Материал: макет игрушечной комнаты, план этой комнаты, мышонок.

 Ход: на плане отмечается схемой, где спрятался мышонок. Ребенок проговаривает предложение с предлогом.

 «ЗАЯЦ И ВОЛК»

 Цель: упражнять детей в использовании предлогов с пространственным значением, учить использовать сложные предлоги из-за, из-под.

 Материал: игрушечная мебель, игрушки.

 Ход: дети составляют предложение, сопровождая их действиями.

 «ЧТО ДЛЯ ЧЕГО? »

 Цель: употребление глаголов неопределенной формы, составление сложноподчиненного предложения с предлогом «чтобы».

 Материал: карточки с изображением предметов личного обихода, посуды, одежды.

 Ход: рассматривание карточки, называние предмета, составление предложения.

 (Расческа. Расческа нужна, чтобы расчесываться).

 «ВОЛК И ЗАЯЦ»

 Цель: употребление предлогов с пространственным значением, конструкция сложных предложений

 с союзом «а».

 Материал: мелкие игрушки, мебель.

 Ход: воспитатель рассказывает, что звери играют, манипулируя игрушками. Дети подсказывают: Волк спрыгнул за диван.

 «ПРЯТКИ»

 Цель: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «за», «под», «около», «между».

 Материал: мелкие игрушки.

 Ход: воспитатель прячет игрушки в разных местах и предлагает их найти.

 Кто-то спрятался в ящике стола. Кто пойдет на поиски? Нашел? Кто спрятался? Где?

 «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

 Цель: употребление предлогов с пространственным значением, развивать внимание, память.

 Материал: лесенка, мелкие игрушки.

 Ход: воспитатель расставляет игрушки, дети называют их, затем закрывают глаза, воспитатель меняет месторасположение. «Что изменилось? Где стояла игрушка? Где стоит теперь? Обыгрываются все возможные положения.

 «ЖАДНЫЙ МЕДВЕЖОНОК»

 Цель: упражнять в употреблении сущ. множественного числа в винительном падеже, с союзом «а».

 Ход: дети передают друг другу медвежонка, отвечая за него: у тебя один апельсин, а у меня много апельсинов.

 У тебя один помидор, а у меня много помидоров».

 «ДЛИННЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ»

 Цель: учить составлять сложные предложения с союзом «а», используя

 прилагательные – антонимы.

 Материал: предметные картинки по теме «Животные».

 Ход: воспитатель дает задание: сравни уши медведя и зайца,

 У зайца уши длинные, а у медведя короткие. И т. д.

 «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

 Цель: упражнять в составлении сложных предложений.

 Ход: У ворот зарычала собака, потому что… .

 Малыш громко заплакал, потому что…

 «ГДЕ ЗВЕРИ ЖИВУТ»

 Цель: составление простых предложений. Практическое употребление предлога «в».

 Материал: предметные картинки.

 Ход: воспитатель выставляет поочередно картинки и спрашивает детей, где живут звери.

 Волк живет в лесу.

 Медведь живет в лесу.

 Белка живет в лесу.

 «ЧТО ВВЕРХУ, А ЧТО ВНИЗУ»

 Цель: учить составлять предложения с однородными членами, используя слова «вверху», «внизу».

 Материал: картинки с изображением предметов, игрушек.

 Ход: воспитатель выставляет картинки на наборном полотне в два ряда. Дети составляют предложения:

 Вверху кукла, матрешка.

 Внизу зайка, кубик. И т. д.

 «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

 Цель: упражнять в подборе слова с нужным предлогом.

 Материал: сюжетные картинки.

 Ход: дети рассматривают картинки, проговаривая предложение, заканчивая его словом с предлогом:

 Дима купается (в бассейне)

 Оля выходит (из автобуса) и т. д.

 «ЧТО ДЕЛАЮТ ИГРУШКИ»

 Цель: упражнять в составлении предложений с союзом «а», по действию.

 Ход: воспитатель берет по две игрушки и производит с ними различные действия, дети комментируют:

 Кукла стоит, а ёжик лежит.

 Машина едет, а шарик летит. И т. д.

 «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

 Цель: учить составлять предложения с простыми предлогами.

 Ход: дети по сюжетным картинкам, с помощью вопросов составляют простые предложения с предлогами.

 Дети катаются на санках.

 Дети играют в снежки.

 Девочки танцуют у елки. И т. д.

 «У КОГО КТО»

 Цель: составлять предложения по картинкам с предлогом «у».

 Материал: предметные картинки по теме «Животные».

 Ход: воспитатель выкладывает в ряд картинки со взрослыми животными, ниже ряд с изображением детенышей. Дети выкладывают парами, проговаривая:

 У коровы теленок.

 У собаки щенок.

 У кошки котенок. И т. д.

 «КУДА НАДЕНЕМ»

 Цель: практическое употребление в речи предлога «на», упражнять в употреблении сущ. в винительном падеже.

 Материал: предметные картинки по темам: «Одежда», «Обувь».

 Ход: воспитатель по очереди предъявляет картинки, ребенок должен назвать предмет и сказать, куда его надо надеть:

 Шарф наденем на шею.

 Рукавицы наденем на руки.

 Шапку наденем на голову. И т. д.

 «ДЛЯ КОГО ОДЕЖДА»

 Цель: практическое усвоение в речи предлога «для».

 Материал: предметные картинки по теме «Одежда».

 Ход: воспитатель показывает различные предметы одежды и спрашивает для кого, что.

 Платье для девочки.

 Шорты для мальчика. И т. д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей средней возрастной группы...

Консультация для воспитателей "Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи у детей среднего дошкольного возраста"

В средней группе работа по формированию грамматического строя речи занимает много места и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей. На данной возрастной ступени ребенок ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ...