Роль сказок для формирования привычек к здоровому образу жизни у дошкольников.
консультация

Заречная Елена Борисовна

В статье предложены варианты сказок для формирования понятий о здоровом образе жизни у дошколят. Сказки могут быть использованы родителями, как дополнение к личному примеру для своих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сказок для формирования привычек к здоровому образу жизни у дошкольников.

Цикл сказок «Будьте все здоровы»    

Подготовила: воспитатель Заречная Елена Борисовна

  В сложившейся ситуации лозунг “Сохраним здоровье детей” несколько устарел. Коль здоровье – богатство, то его необходимо воспроизводить, увеличивать, а не просто сохранять. Именно поэтому, в настоящее время  мы – педагоги (равно как врачи и другие специалисты) стараемся уделять этому вопросу больше внимания, привлечь Вас – родителей (непосредственных воспитателей своих детей) к этой насущной проблеме. Ведь успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении их двигательной активности можно добиться только при единстве систем воспитания в детском саду и семье. Часто недостаточная физическая культура семьи является причиной заболеваемости детей.  Как это заложен самой природой, освоение умений и знаний малышом достигается имитацией действий и поведения взрослых, поэтому им необходимо контролировать каждый свой шаг в присутствии ребёнка. Родителям необходимо выступать перед ребёнком в роли тех идеалов, которые они хотят ему привить. Т.е. если родители хотят видеть своих детей здоровыми, то и сами должны стремиться быть здоровыми, вести здоровый образ жизни  Перед родителями и нами, педагогами, встает вопрос, как же сформировать у детей осознанное отношение к своему и здоровью и привычку быть здоровым? Мы предлагаем Вам использовать для этого, кроме личного примера еще и СКАЗКИ. Они понятны и близки детям, легко запоминаются. Читая или рассказывая сказки, рассматривая иллюстрации, сопереживая героям, у детей формируется понятие о здоровом образе жизни, о необходимости  гигиенических процедур и товарищеских отношениях. Без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.

Чтобы все здоровы были

И лекарств поменьше пили

Чтоб болезни отступали

Чтоб улыбочки сияли

всем полезные советы

с добрым сердцем всему свету!

Сказка «Ай, да кашка!»

Жили-были два неуклюжих человечка: Толстячок и Хилячок. Один с утра до

вечера что-то ел, перекусывал, жевал, заедал. Другой вздыхал, стонал, капризничал и от любой еды отворачивался.

Однажды сидели они на скамеечке, смотрели по сторонам, скучали. Вдруг

видят, идет озорной мальчишка Здоровячок. Песенки напевает, бодрым шагом шагает, мяч покидывает, сам подпрыгивает. Завидно стало Толстячку и Хилячку, что так весело живется Здоровячку. Стали расспрашивать, в чем секрет его силушки, ловкости да хорошего настроения.

Рассказал Здоровячок о необыкновенно вкусной и

полезной гречневой каше и чудодейственной силе физкультуры. Стали Толстячок и Хилячок каждое утро делать зарядку, купаться в речке, бегать, прыгать, кувыркаться. Стали есть гречневую кашу да нахваливать: «Ай, да каша, сила наша!». Так два неуклюжих человечка превратились в веселых,

озорных мальчишек.

Сказка «Заяц - сладкоежка»

В одном лесу жил необыкновенный заяц. Необыкновенный, потому что все

зайцы любили грызть капустные кочерыжки, а этот заяц питался исключительно сладостями. Прибежит в деревню, встанет посреди улицы на задние ноги, начнет кувыркаться, кружиться, забавно подпрыгивать. Артист, да и только! Ребятне и взрослым очень нравился этот заяц. Угощали его конфетами, печеньем, даже варенье наливали в капустный листочек. А он все съест и в лес ускачет. Так и питался зайка. Стал толстый, неуклюжий, ленивый. Потом и другая беда стала донимать. Заболели у зайца зубы, да так сильно, что не спал он три дня и три ночи, стонал, слезы лил. Пожалели его другие зайцы, принесли ему много моркови, репы да капусты: «Ешь, зайка, овощи. Они очень вкусные и полезные, потому что в них много витаминов. И помни, не заячье это дело – конфеты грызть». Послушался друзей заяц. Стал водичку пить ключевую, есть овес и морковочку, свеклу и капусточку. Больше о больных зубах и не вспоминал!

Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Сказка «Как помирились Морковочка и Кабачок»

Жила - была на одном огороде девица-краса зеленая коса Морковочка. Рядом с ней на парниковой куче рос и толстел Кабачок-боровичок. Оба овоща очень любили, когда хозяйка поливала их из лейки, радовались летнему солнышку, росли и набирались сил. Одно плохо – часто ссорились. Все спорили – кто из них вкусней, нужней да полезней для здоровья.

Морковочка хвасталась: «Я лучше тебя! Я оранжевая, хрустящая, сочная. А

сколько во мне витаминов-каротинов! У всех, кто со мной дружит зубки крепкие, здоровые, а зрение распрекрасное. Вот какая я!».

Кабачок ей не уступал. Он громко и важно доказывал своей соседке, что есть

блюда из кабачков всем очень полезно и необходимо, ведь

кабачок овощ диетический. Так и спорили они все лето. Пришла осень, стала

хозяйка собирать урожай, делать вкусные заготовки на зиму

из моркови, кабачков и других овощей. Все ели, радовались,

хвалили вкусные овощи и умелые руки хозяйки. С тех пор Кабачок и Морковочка стали дружить и больше никогда не ссорились, потому что оба они вкусные и полезные!

«Сказочка о доброй капусте»

В давние давние времена белокочанная капуста была совсем не похожа на

нынешнюю. Листочков у нее тогда было мало, росла она как цветок полевой и ничем от других растений не отличалась. Однако среди людей и зверей давно шел слух, что кто ест капусту, тот редко болеет, никогда не толстеет, день ото дня веселеет и что витаминов в ней превеликое множество. Говорили также, что блюда, приготовленные

из капусты такие вкусные, что ни в сказке сказать, ни пером описать, только ложку облизать да добавки попросить!

Заторопились все к капусте. Просят зайцы: «Дай, пожалуйста, листочков капустных!».

Прибежали козочки: «Угости нас, капусточка!». А следом за ними кролики, коровушки, барашки и всякая другая травоядная живность. Пожаловали к капусте за хрустящими кочерыжками деревенские ребятишки. Всем

хотела помочь добрая капуста, всех хотела угостить, порадовать. И стали у нее быстро расти капустные листья, да так много, что стала капуста большая, круглая, хрустящая и сочная.

Все полюбили белокочанную капусту и стали уважительно называть ее Капуста Витаминовна. С тех пор капуста во всех огородах на самом почетном месте растет. Кормит, лечит, угощает да приговаривает: «Приятного вам аппетита!»

Сказка о храбрецах с огородной грядки

В некотором царстве, в некотором государстве был красивый Слад-город. В нем жили король, королева, их маленькая дочка Принцесса и другие жители. Жили все очень весело, ходили друг к другу в гости, угощались конфетами, мармеладом, шоколадом, пастилой и вареньем. В городе пахло сладостями, даже ветер здесь дул ванильный, а дождь шел лимонадный.

Вход в Слад-город охраняли верные стражники: Лучок и Чесночок. Крепкие

смелые и сильные защитники не впускали в город болезни, хвори и простуды. Это были настоящие храбрецы с огородной грядки.

Однажды маленькая Принцесса проходила мимо главных ворот города. Ей очень не понравился запах чеснока, а от лука у нее защипало в глазах. Принцесса сердилась, топала ногами, махала руками и требовала, чтобы стражников прогнали. Король так и сделал. Остался Слад-город без верной охраны. Пришла слякотная осень. На город пошли войска микробов, вирусов и командовала ими злая Инфекция. Они захватили все дома, улицы, и кварталы. Стали жители болеть, чахнуть, кашлять, чихать и даже температурить. Заболела и маленькая принцесса. Тогда послал король своих гонцов в далекую деревню на огород, где жили храбрецы - Лучок и Чесночок. Он просил их вернуться и спасти жителей города от беды.

Вооружились храбрецы, и смело встали на защиту Слад-города. Они боролись против каждого вируса, отражали атаки микробов, сражались за

каждого жителя, и через несколько дней болезни и простуды

отступили. Король поблагодарил своих спасителей и издал указ,

чтобы все жители города всегда выращивали на своих огородах

лук и чеснок. С тех пор в Слад-город Инфекция не приходила. Она

больше всего на свете боялась храбрецов с огородной грядки.

 В заключение хочется сказать, что сочинить сказки для детей может каждый. В начале это не легко, но этому можно научиться. Вместо ссор, поучений и наказаний просто… сочините вместе с ребенком сказку. И результат не заставит себя ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников"

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребёнок рос здоровым. Данный материал помогает понять причины снижения уровня здоровья детей-дошкольников, обращает внимание взрослых на необходимост...

«Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников»

       Конечно же, каждый может назвать примеры из своей сферы деятельности. Но главное, безусловно, что мы «высадили» и растим - это наши дети. Ведь дети - это наше будущее...

Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников

Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников...

консультация для родителей " Формирование привычек к здоровому образу жизни у дошкольников"

laquo;Формирование привычекк   здоровому образу   жизни у дошкольников»...

«Роль сказок для формирования привычек к здоровому образу жизни у дошкольников». Сказки.

Чтение сказок, как один способов формирования у детей здорового образа жизни....