Картотека упражнений на развитие дыхания
картотека (средняя группа)

Чернявко Наталья Геннадьевна

Дыхательные упражнения способствуют увеличению рабочего объёма лёгких, делают более интенсивным процесс газообмена. В результате улучшается работа всех важнейших систем организма: сердечно-сосудистой, нервной и даже пищеварительной. И это не временный эффект, а изменение на качественном уровне, которое останется с малышом и во взрослой жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_dyhatelnaya.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа

Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и лѐгкие с напряжением тонуса определѐнных групп мышц. Все упражнения выполняются стоя или в движении.

1. «Подыши одной нозд рѐй»

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрѐй» из

комплекса №1, но с меньшей дозировкой.

2. «Ёжик»

Поворот головы вправо – влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ѐжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Повторить 4-8 раз.

3. «Губы «трубкой

 1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межрѐберные  мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все лѐгкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течении 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

 Повторить 4-6 раз.

4. «Ушки»

Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо –влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище   при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

5. «Пускаем мыльные пузыри»

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы  носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как  бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы  носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой.

Повторить 3-5 раз.

6. «Язык «трубкой»

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык  высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все  лѐгкие, раздувая живот и рѐбра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить головутак, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд.

4.Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Повторить 4-8 раз.

7. «Насос»

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперѐд – вниз и при каждом

пружинистом  наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и  шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

3. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки. Комплекс дыхательных упражнений игрового характера

 1. Ходьба

Встать прямо, голову не опускать, ноги вместе, плечи опущены и отведены назад, грудная клетка развѐрнута. Проверить осанку. Обычная ходьба; ходьба на носках; ходьба на пятках; ходьба на наружном своде стопы. Повторить все виды ходьбы, меняя направление движения по залу.

 стихи, направляя ими детей на нужные движения:

 Мы проверили осанку

 И свели лопатки.

 Мы походим на носках,

 Мы идѐм на пятках,

 Мы идѐм, как все ребята,

 И как мишка косолапый (стихи Е. АнтоновойЧалой).

2. «Куры»

Дети стоят, наклонившись пониже, свободно свесив руки- «крылья» и опустив голову. Произносят «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям – выдох, выпрямляясь, поднимают руки к плечам – вдох.

Повторить 3-5 раз:

 Бормочут куры оп ночам,

 Бьют крыльями тах-тах (выдох),

 Поднимем руки мы к плечам (вдох),

 Потом опустим – так

3. «Самолѐт»

Дети стоят. Развести руки в стороны ладонями кверху. Поднять голову вверх – вдох. Сделать поворот в сторону, произнося «жжж…» - выдох; стать прямо, опустить руки – пауза.

Повторить 2-4 раза в каждую сторону:

 Расправил крылья самолѐт,

 Приготовились в полѐт.

 Я направо погляжу:

 Жу-жу-жу.

 Я налево погляжу:

 Жу-жу-жу (Е. Антоновой-Чалой).

4. «Насос»

Дети соят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерѐдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох.

Повторять 4-6 раз:

 Это очень просто –

 Покачай насос ты.

 Направо, налѐг…

 Руками скользя,

 Назад и вперѐд

 Наклоняться нельзя.

 Это очень просто –

 Покачай насос ты

5. «Дом маленький, дом большой»

Дети стоят. Присесть, обхватив руками колени, опустить голову – выдох с произнесением звука «ш-ш-ш» («у зайки дом маленький»). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох («у медведя дом большой»). Ходьба по залу:

 «Мишка наш пошѐл домой, да и

крошка заинька».

Повторить 4-6 раз:

 У медведя дом большой,

 А у зайки – маленький.

 Мишка наш пошѐл домой

 Да и крошка заинька

6. «Подуем на плечо»

Дети стоят, руки опущены, ноги слегка расставлены.Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой – подуть на плечо. Голова прямо – вдох. Голову вправо – выдох (губы трубочкой). Голова прямо – вдох носом. Опустить голову, подбородком касаясь груди, - вновь сделать спокойный, слегка углублѐнный выдох. Голова прямо – вдох носом. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

Повторить 2-3 раза:

 Подуем на плечо,

 Подуем на другое.

 Нас солнце горячо

 Пекло дневной порой.

 Подуем на живот,

 Как трубка станет рот.

Ну а теперь на облака

 И остановимся пока.

Потом повторим всѐ опять:

 Раз, два и три, четыре, пять

7. «Косарь»

Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены. Махом перевести руки в сторону влево, назад, вправо. Вернуться в исходное положение. Слегка отклониться назад – вдох. Махом снова перевести руки через перѐд влево со звуком «зз-уу». Педагог читает стихи, а дети повторяют вместе с ним слоги «зузу», делая упражнение. Стихотворение, сопровождаемое упражнениями, прочитывается 3-4 раза:

 Косарь идѐт косить жнивьѐ:

 Зу-зу, зу-зу, зу-зу.

 Идѐм со мной косить вдвоѐм:

 Замах направо, а потом

 Налево мы махнѐм.

 И так мы справимся с жнивьѐм.

 Зу-зу, зу-зу вдвоѐм

8. «Ёж»

Дети ложатся на спину (на ковѐр), руки прямые, вытянуты за голову. В этом положении по команде педагога дети делают глубокий вдох через нос при чтении двустишия:

Вот свернулся ѐж в клубок,

 Потому что он продрог.

Дети руками обхватывают колени и прижимают согнутые ноги к груди, делая полный, глубокий выдох при чтении стиха:

 Лучик ѐжика коснулся,

 Ёжик сладко потянулся.

Дети принимают исходное положение и потягиваются, как ѐжик, становятся «большими, вырастают», а затем, расслабляясь, делают спокойный вдох и выдох через нос. Всѐ упражнение

повторить 4-6 раз.

10. «Трубач»

Дети стоят или сидят. Кисти сжаты и как бы удерживают трубу; поднося «трубу» ко рту, дети произносят:

 Тру-ру-ру, бу-бу-бу!

 Подудим в свою трубу.

11. «Жук»

Дети сидят, скрестив руки на груди. Опустить голову. Ритмично сжимать обеими руками грудную клетку, произнося «жжж…» - выдох. Развести руки в стороны, расправив плечи, голову держать прямо – вдох.

Повторить упражнение 4-5 раз:

 Жж-у, - сказал крылатый жук,

 Посижу и пожужжу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания

laquo;Речевое дыхание — основа правильной речи»...

Картотека упражнений на развитие дыхания.

Картотека упражнений на развитие дыхания....

Картотека упражнений на развитие дыхания.

Картотека развитие дыхания....

Картотека упражнений на развитие дыхания

Дыхание - один из многих факторов для голосообразования....