Консультация. Обеспечение рациональной двигательной активности дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Цель: Развитие развитие рациональной двигательной активности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа № 4

имени Героя Советского Союза Л. М. Доватора»

(МОУ "СОШ имени Л. М. Доватора")

__________________________________________________________

143530, Московская область,   Истринский район,  г. Дедовск, ул. Ленина, д. 4

Тел./факс 8(49831) 7-82-95, 7-86-08         Email: istr_mou_dovatora@mosreg.ru

Консультация для воспитателей:

«Обеспечение рациональной двигательной                                                     активности дошкольников»

(утренняя зарядка, физкультминутки, игры на прогулки)

                                            Воспитатель: Жукова

Ольга Сергеевна

       

                                     

В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. 

Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения. Таким образом, движения, двигательная активность, как это явствует из высказываний специалистов разного профиля, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.

Несформированность крупной моторики (движения руками, ногами, туловищем и т.д.) проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при выполнении физкультурных упражнений по показу или словесной инструкции. Наблюдения за тем, как дети умеют одеваться и раздеваться, как застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки, ленты и т.д., позволяют увидеть недостаточную координацию пальцев рук, т.е. несовершенство тонкой моторики. Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, смазанности речи.

Между развитием тонких движений пальцев рук и речевой моторикой существует определенная функциональная связь. Так, установлено, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие пальцевой моторики ребенка соответствует его возрасту, то и речевое развитие будет в пределах нормы.

К сожалению, во многих семьях на развитие и совершенствование двигательной сферы детей должного внимания не уделяется. Большинство родителей полагает (особенно после того, как ребенок встал на ноги и пошел), что разнообразные движения (двигательные действия), жизненно необходимые ребенку, появляются у него с возрастом сами собой без особых усилий со стороны взрослых путем подражания их двигательным операциям в различных ситуациях. В лучшем случае ребенка учат в семье пользоваться столовыми приборами, одеваться, застегивать, зашнуровывать, завязывать и т.д. Однако нередко можно встретить детей, принимаемых в детские сады, у которых даже эти элементарные двигательные навыки по самообслуживанию бывают, не сформированы.

Педагогу следует знать о возможных отклонениях в двигательном развитии детей и стоящими в связи с этим задачами воспитания. Специалисты выделяют:

- малую подвижность и частые периоды бездействия у детей;

- большую подвижность с высокой интенсивностью движений, однообразие или трафаретность движений, их бесцельность;

- отсутствие творчества в двигательной деятельности.

Воспитатель, с учетом перечисленных отклонений, активизирует интерес к движению или учит управлять движениями и выполнять их точно, обогащает состав движений и содержание деятельности в целом или развивает двигательное творчество.

Чтобы обеспечить достаточную двигательную активность детей, рекомендуется определенное время в режиме дня (утренняя, дневная, вечерняя прогулки, физкультурные паузы между занятиями и др.).

Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений. Это обеспечивается поисками новых форм и содержания ролевых игр.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

Приоритеты двигательной активности дошкольников в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями и т.д.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

- оздоровительный бег на воздухе;

- игры на своем участке в сочетании с воздушными ваннами;

- гимнастика после дневного сна;

- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

-закаливающие процедуры.

-три физкультурных занятия в неделю.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. Проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю  (одно на воздухе).

При наличии бассейна необходимо проводить занятия по обучению детей плаванию не менее двух раз в неделю ( подгруппами по 10-12 чело век).

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня двигательной активности.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать участие родители и дети соседнего детского учреждения. К таким занятиям относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады. Но в таких мероприятиях участвуют только старшие и подготовительные группы.

Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. Их продолжительность – 10-15 минут. Так, в дни проведения занятий по физической культуре включать игры, физические и строевые упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. В другие дни – 1-2 подвижные игры и 1-2 физических упражнения с более интенсивной нагрузкой, которые были изучены на физкультурном занятии. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Двигательная активность дошкольников"

Консультация для воспитателей "Двигательная активность дошкольников"1.   Двигательная активность – это естественная потребность в движении.2.   Она зависит: - от пола ребенка...

Консультация для педагогов: «Двигательная активность дошкольников в течение дня»

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному ф...

" Нетрадиционное оборудование для обеспечения самостоятельной двигательной активности дошкольников в течении дня.

Преентация опыта работы по обогащению равивающей среды нетрадиционным оборудованием....

Консультация для родителей. «Двигательная активность дошкольника».

    Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.)....

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассуди-тельным, сделайте его крепким и здоровым:пусть он работает, действует, бегает, кричит,пусть он находится в постоянном движении».Жан Жак Руссо...