Проект "Огород на окне"
проект (подготовительная группа)

ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ» 

 
Посмотрите, что растет! 
Будем мы ухаживать, 
Будем поливать, 
Будем за росточками 
Дружно наблюдать. 
 
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели: Бикбова М.Н, Гильмиярова А.Д.
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский, информационный.
Продолжительность: краткосрочный
Актуальность: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи) не подозревают, что зеленое царство начнёт вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых, дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать за растениями. Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение.  Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата. Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Гипотеза: Я предполагаю, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей.
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи: 1. Расширить знания детей о растениях.
2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, укроп, цветы, чеснок, петрушка).
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление).
6. Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
7. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
8. Развивать познавательные и творческие способности.
Предполагаемый результат:
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
5. Создание в группе огорода на подоконнике.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
1. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена).
2. Подбор информационного материала.
3. Подбор иллюстраций с изображением растений.
4. Подбор художественной литературы.
5. Беседа с родителями.
6. Оформление огорода на подоконнике.
Организационно - практический этап: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение), уход за растениями, наблюдение за ростом и развитием растений.
Заключительный этап: подводятся итоги, выставка творческих работ детей, итоговая беседа.
 
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
1. Беседа с родителями «Огород на окне». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме.
3. Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
Организационно - практический этап:
1. Беседы, рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
2. НОД «Царство растений» Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений.
3. Рассматривание семян Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
4. Практическая деятельность: посадка семян укропа, петрушки, гороха, цветов, лука в земле и в воде.
5. Опыт - наблюдение за ростом рассады. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян.
6. Труд в «Огороде на окне» Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.
7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит: Я-чудесный мешочек, Всем ребятам я — дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть. Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
8.Подвижная игра «Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или картинки. Ход игры: взрослый показывает овощ, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй —топают ногами. Рисование на тему; «Собираем урожай» I
Заключительный этап: Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада» Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
 

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети узнали необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относиться к труду. 
 

Беседа в подготовительной к школе группе «Культурные растения»

 
Цель: закрепить представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения к ним человека, к осознанию их ценности для жизни человека (пища, здоровье, красота); познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития.
Материал: картинки с изображением культурных растений, в том числе комнатных.
 
Ход беседы Обратить внимание детей на то, что в группе много цветов. Разговор пойдет именно о них. «Мир цветов - нежный, хрупкий и очень красивый. Давайте вглядимся в него. Цветы радуют своей красотой, успокаивают нас. Какие цветы вы знаете? Какие нравятся? У каких есть аромат?» Спросить: зачем людям нужны растения? Выслушав ответы, обобщить их: цветы (растения) играют огромную роль в жизни человека; они его восхищают своей красотой, кормят, лечат. Обратить внимание детей на стоящие в горшках цветы, предложить послушать рассказ о них.
 

Беседа в подготовительной к школе группе «Дикие растения»

 
Цель: закрепить представления о диких растениях, рассказать об их многообразии, значении для всего живого; познакомить с интересными представителями мира диких растений (с лекарственными растениями, в том числе и произрастающими в нашей местности).
Материал: картинки с изображением дикорастущих растений, в том числе разных видов ромашки.
 
Ход беседы Предложить детям поговорить о дикорастущих растениях: чем они отличаются от культурных? (Ответы.) Растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Каждый цветок, который мы встречаем в лесу, на лугу, в поле, хранит свою тайну, каждому из них человек должен быть благодарен.
Загадать загадку «На лугу стоят сестрички- золотые глазки, белые реснички» (ромашка). Разложить картинки с изображением различных дикорастущих цветов и предложить выбрать среди них отгадку. Отобранные картинки вывешиваю на доске. Молодцы! Вы правильно отобрали картинки - отгадки. У этих цветов (у разных ромашек) есть свои названия: ромашка римская, немецкая, кавказская, персидская и т.п. Всего известно 350 видов ромашек. Больше ста из них растут в России. Самая известная из ромашек – нивяник с крупными бело-жёлтыми соцветиями. В народе его называют по- разному: поповник, белюшка, лесная марьяша, белоголовник, тягун, белица- трава, солнечник, невесточка… а как бы вы назвали нивяник? (Ответы- версии). Ромашка нивяник- милый, обаятельный цветок. Одна из самых распространенных ромашек - ромашка аптечная (показ картинок). Она славится своими лечебными свойствами (снимает воспаление, заживляет раны). Применяется в кулинарии и косметике (для изготовления кремов, паст, краски для волос). Ромашка помогает не только людям, но и растениям: если ромашки посадить вокруг яблонь, они не будут страдать от своего злейшего врага - яблоневой плодожорки; капусту ромашка оберегает от гусениц и даже от мышей- полевок. В заключении предложить рассмотреть другие дикорастущие растения, назвать известные им, выбрать растения, с которыми хотят познакомиться получше.
 

Пальчиковые игры по теме «Овощи»

 
«У нас на огороде»
(Самомассаж фаланг пальцев, начиная с указательного до мизинца на правой руке, затем с мизинца к указательному на левой руке)
Вырос у нас чесночок
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год, (Большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (Большой палец правой руки)
 
«Засолка капусты»
 
Мы капусту рубим, рубим. (Движения прямыми ладонями)
Мы морковку трем, трем, (Потереть ладони друг о друга)
Мы капусту солим, солим. (Сложить пальцы в щепотку)
Мы капусту мнем, мнем (Сжимать и разжимать кулачки)
И в баночки кладем,
А потом пробуем.
 
«В нашем огороде»
 
В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей. (Сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец. (Загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали. (Сжимаем – разжимаем пальцы)
 
«Овощи у Зины»
 
У девочки Зиночки (Дети делают ладошки «корзинкой»)
Овощи в корзиночке.
Вот пузатый кабачок (Сгибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина молодец! (Показывают большой палец)
 
 

Консультация для родителей «Огород на подоконнике в домашних условиях»

Подготовила: воспитатель М.Н.Бикбова

 
В домашних условиях даже в холодное время года можно найти довольно интересное и полезное занятие - выращивать и собирать урожай на подоконнике! Это развивает у детей наблюдательность и любознательность, помогает малышам лучше узнать жизнь растений. Так удивительно, когда первая зелень (лук, укроп, петрушка, салат) поспевает у тебя на глазах! К тому же это ещё и дело, полезное для здоровья, ведь такой урожай, выращенный собственными руками, и витаминами богат, и никаких химикатов не содержит. А добавленная к супам и салатам зелень помогает организму усваивать белки. Подоконник отличное место для разведения небольшого домашнего огорода. Процесс выращивания на окне свежей зелени несложен и почти не требует материальных затрат, зато сколько удовольствия и пользы. На окнах можно вырастить значительный набор культур: зелень, бобовые, корнеплоды, которые зацветают прямо на окне (морковь, свекла, картофель), ароматные травки. Для чего нужен огород на окне? Когда на окне живут чеснок, лук, огурцы, лимон их разноцветье радует, снимает стрессы. К тому же они не только греют душу, но и полезны для здоровья. Если в помещении растет чеснок, то вы забудете, что такое грипп. В настоящее время очень популярна ароматерапия, можно устроить на подоконнике ароматную грядку, на которой легко можно вырастить: Зеленый лук. Высаживать его лучше в землю. Так лук будет давать урожай всю зиму. Если вы решили последовать бабушкиному опыту и устроили “водный” огород, меняйте воду раз в день. Так лук не загниет, и не будет распространять неприятный запах. Укроп. Ароматная травка – специя известная всем. Укроп требует солнца и тепла. Раз в неделю нужно рыхлить почву. Прекрасно уживается с петрушкой. Петрушка. Эта барышня хорошо переносит холода и очень любит влажность. Растет зимой на подоконнике при условии, что ей хватает солнечного света. Ваш подоконник прекрасно украсит декоративная петрушка (кучерявая). Базилик. Это отличная приправка спокойно произрастает на подоконнике и не требует никакого особенного ухода. Роскошно сморится на окнах декоративный базилик, ароматней всех фиолетовые растения. Астматикам базилик облегчает дыхание, а тех, кто употребляет его в пищу регулярно, ограждает от стресса. Розмарин. Потрясающая приправа. Годами растет в вазоне, только на лето, при возможности, высаживайте ее в сад. Ароматный кустик очень полезен и используется как приправа. Мята. Ароматная травка. Как вкусно зимой пить мятный чай с лимоном! Регулярно поливайте этот кустик и умиротворяющий аромат поселится в вашей квартире. Коллекция семян, собранная в оформленной коробочке, помогает знакомить детей с разнообразием семян и овощных культур. Коллекция доступна для детей, они действуют с семенами по своему желанию (рассматривают, нюхают, сеют, поливают и наблюдают).
Какие условия нужно создать огороду на подоконнике?
 Условие первое - освещение. Балконы и окна, выходящие на юг, юго-восток и юго-запад дольше и лучше освещены. Освещённость окна, имеющего двойную раму, соответственно уменьшается в 2 раза. Зимой и поздней осенью трудно создать необходимые светолюбивым овощным растениям условия освещения. Для них в этот период следует использовать искусственные источники света. Лучше, если это будут люминесцентные лампы белого или дневного света, т. к. они дают близкий к солнечному свет. Они излучают совсем немного тепла, поэтому такие лампы не повредят растения
 Условие второе, тоже важное для будущего урожая - температура воздуха на подоконнике. Она зависит сразу от нескольких факторов: способ отопления, температура воздуха снаружи, толщина стен, количество окон, свойства строительных материалов. За температурой следить очень важно, оберегая огород на подоконнике и от перегрева, и от переохлаждения.
 Условие третье – влажность воздуха. Её уровень должен быть не ниже, а лучше выше 60%. Его можно регулировать: чтобы понизить - нужно проветрить помещение, где находятся растения, а, чтобы повысить - можно поставить в огород посудину с водой либо сырым песком; ещё можно опрыскивать растения водой. Продаются также комнатные увлажнители воздуха. Если на самом деле нужен хороший урожай - лучше использовать "правильный" грунт. Он может различаться для разных видов растений. Также желательно вовремя подкармливать растения удобрениями. Крайне важно вовремя и правильно поливать растения в огороде. Это можно делать водопроводной, дождевой или снеговой водой, а кроме этого - водой из колодцев или родников. Самой лучшей водой для полива комнатных растений считается дождевая вода и снеговая, т. к. имеет нейтральную реакцию либо слабокислую и не содержит никаких вредных солей. Огород на подоконнике выглядит нарядно, при этом его "обитатели" оригинально украшают помещение, прекрасно сочетаются с другими комнатными растениями и доставляют детям эстетическое наслаждение. Ухоженные овощные культуры в аккуратной посуде выглядят нарядно и хорошо сочетаются с большинством декоративных комнатных растений. Они украшают помещение и могут доставлять эстетическое наслаждение. Каждый из нас стремится создать приятную обстановку вокруг, наполняя ее любимыми ароматами. Для этого можно использовать то, что дает сами природа: цветы, травы, специи, семена. Я использую то, что получилось вырастить самой: пряные травы, сухоцветы, семена растений. Все растения обладают магическими свойствами, имеют позитивную энергетику и очищают помещения от вредных воздействий. С давних времен передается традиция зашивать травы в материю, чтобы придать одежде и белью приятный аромат и защититься от дурного влияния. Позже, чтобы сухие растения не рассыпались, стали шить мешочки из ткани, в которых смешивались различные травы. Ароматические мешочки получили название – саше, они могут иметь разную форму (сердечко, мешочек, фрукты, подушки). В наше время саше служит источником свежести и украшения дома, офиса, авто. Саше, сделанные своими руками, могут выступать в роли травяных амулетов. Удачи вам и творчества!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конcпект занятия по краеведению и развитию речи в подготовительной группе доу " Машина времени у меня под окном"

Занятие построено с использование мультимедийного пректора и компьютора.Внесены события прошлого , настоящего и будующего....

Цветы на окне и за окном

Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....

«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»

laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»

Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!

За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....

Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.

КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....

Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна “Безопасные окна”

Как защитить ребёнка от падения из окна?ЗАПОМНИТЕ несколько правил, которые сохранят жизнь Вашему ребенку!...