«Патриотическое воспитание детей средствами физической культуры»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Емельянова Наталья Анатольевна
В данном материале. я постаралась рассказать о формировании нравственных и патриотических чувств воспитанников по физической культуре. Воспитание патриотизма осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов, походов. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическому воспитанию дошкольников с образовательной областью
«Патриотическое воспитание средствами физической культуры»

Подготовила: Емельянова Н.А.

                                                                                                 апрель 2025г.

Дошкольный возраст благоприятный период для формирования нравственных чувств, к которым относится патриотизм.

Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления и представлений об общественной жизни страны, труде людей, окружающей природе.
                                                                           

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к своей малой Родине, традиционно решается в нашем детском саду.

Реализация программы проходит через образовательные области:

  • социально – коммуникативное развитие,
  • речевое развитие,
  • познавательное развитие,
  • художественно – эстетическое развитие.
  • физическое развитие.

Регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма граждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с  ФГОС  подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрее, терпимее, умеющим прийти на помощь тем, кому она нужна, и направить свои умения и силу только на добрые поступки. Спортивно-патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка ставлю перед собой следующие задачи:

  • Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
  • Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера.
  • Развивать у детей терпение и выносливость.
  • Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Формирование патриотических чувств воспитанников осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов, походов.

Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определенной темы. В нашем детском саду проходят такие мероприятия как: «Папа может всё», «Малые Олимпийские игры»,  «День Победы», «День России», «Папа, мама я – вместе дружная семья», «Зарница», «Велопробег».     

Эти праздники и развлечения являются в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги. Полученные на тематических спортивно — развлекательных мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Формирование у детей нравственных чувств — таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных, сюжетных занятий «Мы – моряки», «Мы – космонавты» и подвижных игр «Разведчики», Самолёты», «Найди и промолчи», тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным,  воспитанием в духе патриотизма.

На протяжении уже нескольких лет в летний период в ДОУ проводится спортивно - патриотическая игра «Зарница».
 В рамках подготовки к игре  мы знакомили воспитанников с военными профессиями, с произведениями на военную тему.
Во время игры «Зарница»
на пути участников встречались  непростые испытания — «Помоги раненому бойцу», «Доставь секретный пакет в штаб», «Разминируй поле», «Пройди болото» и другие.

Как предварительная работа, это показ презентации «Рода войск», где дети знакомятся с различными родами войск, и закрепляются знания в самой игре.

 Уже много лет подряд стало традицией каждый сентябрь на территории ДОУ для детей среднего и старшего возраста организовывать  Велопробег посвященный Дню Солидарности. Дети с большой радостью привозят в детский сад свои велосипеды, самокаты и участвуют в велопробеге

Одна из эффективных форм физического воспитания это – туризм.

Дошкольный туризм помогает не только укреплять здоровье детей, но и воспитывать   осознанное доброжелательное отношение к окружающему миру, уважительное отношение к истории родного края.

В нашем детском саду я провожу  пешеходные походы в лес, на поляну, в аэропорт. Всегда это встреча с новым, неожиданным. Это смена обстановки, общение с природой, психологическая разгрузка и физическая активность. Часто походы носят тематический характер: «Кто сказал, что осень грустная пора?», «По туристической тропе», «За здоровьем в лес»… Каждый поход не обходится без сюрпризов и неожиданностей.  Так появление старичка «Лесовичка» вызывало у детей не скрываемый восторг. Вместе с Лесовичком  дети вспоминали правила поведения в лесу, закрепляли знания о растениях и обитателях леса. Благодаря таким играм дети усвоили элементарные правила поведения в лесу: что нельзя мусорить, что это загрязняет окружающую среду и тем самым  наносит вред не только растениям, насекомым, животным, но и нам жителям родного поселка. И как всегда с нами наши родители. Они оказывают помощь в подготовке, вместе с нами преодолевают маршрут, участвуют в играх и эстафетах.

 И как результат это – оздоровление организма детей, приобретение навыка ориентировки на местности, умение разбираться в карте схеме маршрута, знакомство с родным краем, воспитание любви к родной природе.

Неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. Многие игры передаются из поколения в поколение. История народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Знакомить детей с русской народной подвижной игрой начинаю ещё с младшего дошкольного возраста. Для этого использую простые игры: «Карусели», «Зайка серенький», «Хоровод», «Пузырь…». В них мы играем в спортивном зале и на свежем воздухе. Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц.

С детьми старшего дошкольного возраста играем в народные карельские игры: «Пошёл козёл в огород», «Первинчики – червинчики», «Кумушка», «Золотые ворота».

Народные игры, считалки формируют у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.


«Если вы, хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр,  тем самым очевидна те...

«Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры»

Патриотизм зарождается в семье, а в детском саду мы только развиваем эти чувства!...

Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры

Патриотическое воспитание подразумевает физически развитую личность....

Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры

Патриотизм зарождается в семье,а в детском саду мы толькоразвиваем эти чувства!...

Патриотическое воспитания дошкольников средствами физической культуры

Презентация: "Патриотическое воспитания дошкольников средствами физической культуры"...

Патриотическое воспитания дошкольников средствами физической культуры

laquo;Патриотическое воспитания дошкольниковсредствами физической культуры».Сущность понятия «патриотизм» охватывает спектр глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиям...

Гражданско-патриотическое воспитание детей средствами физической культуры

В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания...