Рабочая программа по здоровьесбережению для дошкольников 5-7 лет
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по здоровьесбережению для дошкольников 5-7 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 353 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка.................................................................................................3
2. Цель и задачи.................................................................................................................4
3. Принципы реализации Программы.............................................................................5
4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.....................5
5. Планируемые результаты Программы........................................................................6
6. Система оценки результатов освоения Программы..................................................6
6.1. Педагогическая диагностика.....................................................................................6
6.2. Диагностика сформированности валеологических знаний у детей......................7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Система работы по формированию знаний и навыков у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни...........................................................7
1.1. Содержание работы по оздоровлению детей..........................................................7
1.2. Организация двигательного режима детей..............................................................9
1.3. Используемые здоровьесберегающие технологии...............................................11
2. Система совестной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.........................................................................................15
2.1. Основные задачи в системе работы с родителями................................................15
2.2. Направления работы по реализации обозначенных задач...................................16
2.3. Формы работы с родителями..................................................................................17
2.4. Примерное планирование работы с родителями по формированию здорового образа жизни....................................................................................................................17
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Материально — технические условия реализации Программы.............................19
2. Условия питания..........................................................................................................19
3. Методическое обеспечение........................................................................................19
4. Перечень программ, технологий, методических и наглядно- дидактических пособий, используемых а работе с детьми...................................................................20
5. Примерное календарно — тематическое планирование по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
- Старшая группа (5 – 6 лет)...........................................................................................21
- Подготовительная группа (6 – 7 лет)..........................................................................25
6. Организация развивающей предметно – пространственной среды.......................30
7. Распорядок и режим дня.............................................................................................31
8. Перечень используемых источников источников....................................................32
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ.
«Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
Если измерить все мои заботы и тревоги о детях,
то добрая половина их –
о здоровье».
/В.А.Сухомлинский/
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка.
В нашем современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. В связи с нынешними условиями природо — социальной и экологической ситуацией, проблематика здоровья приобретает глобальный характер.
Дошкольный возраст особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний.
Задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе дошкольной образовательной организации. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных мероприятий.
Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
Разрабатывая программу здоровьесбережения, я стремилась к тому, чтобы разработанная система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь группы, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Теоретическая значимость и новизна программы: Введение в стандартное обучение детей здоровому образу жизни осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическое выполнение заученного материала.
Практическая значимость программы: Разработка системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применение этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно - образовательном процессе детского сада и в семейном воспитании.
2. Цель и задачи.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1) Создание системы мероприятий, направленных на физическое развитие и оздоровление детей, профилактику заболеваний, формирование культурно-гигиенических навыков.
2) Организовать образовательный процесс с максимально щадящей нагрузкой на детей, учитывая индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка, не допускать физических и психических перегрузок.
3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
5) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.
6) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.
7) Объединить усилия всех участников образовательных отношений, направленные на сохранение потенциала здоровья дошкольников, повышать их компетентность в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
3. Принципы реализации Программы.
1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий,
направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
2. Принцип природосообразности - организация здоровьеразвивающей деятельности с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических, психологических и возрастных особенностей.
3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов
деятельности.
4. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между
возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния
здоровья.
5. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей
на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного
результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
6. Принцип систематичности - реализация лечебно - оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.
4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Ребёнок эмоционален, инициативен, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
У ребёнка сформировано восприятие поведенческих различий мальчиков от девочек.
Сформированы начальные представления о некоторых видах спорта.
Ребёнок владеет подвижными играми с правилами.
У ребёнка сформирована опорно-двигательная система организма; чёткая координация движений; развито равновесие, развита крупная и мелкая моторика обеих рук; сформировано правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны и т. д.).
У ребёнка развито становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; развито становление начальных представлений о ценности здорового образа жизни, он овладел элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
5. Предполагаемые результаты.
Для детей:
1) Создание здоровой психологической среды, формирования у детей психоэмоциональной устойчивости.
2) Увеличение числа воспитанников, имеющих стойкую положительную динамику в состоянии здоровья, снижение уровня заболеваемости детей.
3) Сформированные навыки здорового образа жизни.
4) Повышение уровня валеологических знаний детей.
3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.
4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей:
1) Сформированная активная родительская позиция.
2) Осознание взрослыми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья.
3) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
4) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
6. Система оценки результатов освоения программы.
6.1. Педагогическая диагностика.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Педагогическая диагностика проводится в ДОУ 2 раза в год в начале года (сентябрь) с целью определения уровня развития детей, и в конце года (май) с целью определения уровня освоения воспитанниками образовательной программы.
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
6.2. Диагностика сформированности валеологических знаний у детей.
Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни и валеологической культуре являются:
- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;
- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни;
- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
С учетом этого, сформированность валеологической культуры старших дошкольников может характеризоваться следующими уровнями и их показателями:
Высокий - ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные вопросы, называет важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека;
Средний - ответ не полон, имеется ограниченность представлений о необходимости гигиены в жизни каждого человека, о нравственных поступках;
Низкий - ребенок практически не понимает для чего необходимо вести здоровый образ жизни, фантазирует, придумывает;
Нулевой, отсутствие представлений - молчание, обусловленное незнанием.
(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1. Система работы по формированию знаний и навыков
у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладением определенными знаниями, применения разных форм, методов и приемов работы с детьми. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
1.1. Содержание работы по оздоровлению детей.
№ п/п | Формы и методы | Содержание |
1 | Обеспечение здорового ритма жизни. | - гибкий режим; - создание комфортной обстановки. |
2 | Физические упражнения. | - утренняя ритмическая гимнастика; - ОД по физической культуре; - подвижные игры; - профилактическая гимнастика (дыхательная, кинезиологическая, улучшение осанки, зрения, профилактика плоскостопия); - спортивные игры; - игры – эстафеты; - физкультминутки; - оздоровительный бег; - прогулки; - гимнастика пробуждения. |
3 | Гигиенические и водные процедуры. | - мытье рук и лица; - игры с водой; - обеспечение чистоты среды. |
4 | Свето- воздушные ванны. | - проветривание помещений; - сон при открытых фрамугах; - прогулки на свежем воздухе; - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха; - контрастные воздушные ванны. |
5 | Спецзакаливание. | - ходьба босиком; - самомассаж; - обширное умывание; - полоскание горла. |
6 | Активный отдых. | - физкультурно-спортивные и музыкально-спортивные праздники; - дни здоровья; - физкультурные досуги и развлечения. |
7 | Диетотерапия. | - качественное сбалансированное рациональное 5 разовое питание. |
8 | Музотерапия. | - музыкальное сопровождение воспитательно-образовательного процесса; - музотеатральная деятельность; - пение. |
9 | Аудиотренинг и психогимнастика. | - релаксация; - психогимнастика; - пальчиковая гимнастика; - дыхательная гимнастика. |
10 | Логоритмика. | - артикуляционная гимнастика; - логоритмические упражнения. |
11 | Сказкотерапия. | - занятия для психологической и терапевтической работы. |
12 | Игротерапия. | - игровая деятельность с незаметным подключением педагога. |
1.2. Организация двигательного режима детей.
Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.
№ п/п | Виды занятий | Варианты содержания | Особенности организации |
1 | Утренняя гимнастика | • Традиционная гимнастика • Аэробика • Ритмическая гимнастика • Корригирующая гимнастика | Ежедневно утром, на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-15 мин. |
2 | Физкультурные занятия | • Традиционные занятия • Игровые и сюжетные занятия • Занятия тренировочного типа • Тематические занятия • Контрольно-проверочные занятия • Занятия на свежем воздухе | Два занятия в неделю в физкультурном зале, одно занятие на свежем воздухе. Длительность 25-30 мин. |
3 | Физкультминутки Музыкальные минутки | • Упражнение для снятия общего и локального утомления • Упражнения для кистей рук • Гимнастика для глаз • Гимнастика для улучшения слуха • Дыхательная гимнастика • Упражнения для профилактики плоскостопия | Ежедневно проводятся во время занятий по развитию речи, ИЗО, формированию математических представлений и др. Длительность 3-5 мин. |
4 | Корригирующая гимнастика после сна | • Разминка в постели - корригирующие упражнения и самомассаж • Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам • Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации | Ежедневно, при открытых фрамугах в спальне или группе. Длительность 7-10 мин. |
5 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | • Подвижные игры средней и низкой интенсивности • Народные игры • Эстафеты • Спортивные упражнения (езда на самокатах, катание на санках) • Игры с элементами спорта (футбол, бадминтон, городки, баскетбол, хоккей) • Игры, которые лечат • Музыкальные игры | Ежедневно, на утренней и вечерней прогулке. Длительность 20-25 мин. На прогулке во второй половине дня. Длительность 15-20мин. |
6 | Оздоровительный бег | 2 раза в неделю, группами по 5-7 человек, проводится во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин. | |
7 | «Недели здоровья» | • Занятия по валеологии • Самостоятельная двигательная деятельность • Спортивные игры и упражнения • Совместная трудовая деятельность детей, педагогов и родителей • Развлечения. | 2 раза в год. |
8 | Спортивные развлечения | • Игровые • Соревновательные • Сюжетные • Творческие • Комбинированные • Формирующие здоровый образ жизни | Праздники проводятся один раз в месяц на улице или в зале. Длительность не более 30 минут. |
9 | Спортивные праздники и физкультурные досуги | • Игровые • Соревновательные • Сюжетные • Творческие • Комбинированные • Формирующие здоровый образ жизни | Досуги - один раз в квартал. Длительность не более 30 мин. |
10 | Самостоятельная двигательная деятельность | • Самостоятельный выбор движений с пособиями, с использованием самодельного или приспособленного инвентаря. | Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей. |
11 | Участие родителей в физкультурно оздоровительных, массовых мероприятиях, занятиях | 1 раз в квартал. Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья. |
1.3. Используемые здоровьесберегающие технологии.
№ п/п | Виды здоровьесберегающих технологий | Порядок проведения | Обоснование применения |
1 | Подвижные и спортивные игры | Ежедневно. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности. | Занимают особое место в развитии дошкольника. Игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания. |
2 | Физкультминутки | Во время образовательной деятельности 1,5-2 минуты. | Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение. |
3 | Утренняя гимнастика. | Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8— 12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского). | Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. |
4 | Бодрящая гимнастика. | Проводится после дневного сна. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут. | Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. |
5 | Пальчиковая гимнастика | Проводится в любое время индивидуально, с подгруппой и всей группой. | Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память. |
6 | Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине | Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. |
7 | Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки. Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности. | Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения. |
8 | Закаливание (упражнения после сна) | Ежедневно в группе в соответствии с комплексами физических упражнений. | Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка. В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей. Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. |
9 | Динамические паузы | Во время образовательной деятельности в виде игр и между ОД 2- 5минут по мере утомляемости в виде танцевальных движений, элементов релаксации. | Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности. |
10 | Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю, два занятия в спортивном зале, одно на улице. | Занятия проводятся в соответствии с основной образовательной программой ДОУ. Формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность. |
11 | Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) | В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано. | Занятие организовывается незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. |
12 | Коммуникативные игры | 2 раза в неделю по 25-30 мин. | Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. |
13 | Занятия из серии «Здоровье» | 1 раз в неделю по 25-30 мин. | Проводятся регулярно. |
14 | Самомассаж | В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму. | Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока. |
15 | Сказкотерапия | 2-4 занятия в месяц по 25-30 мин. | Занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. |
16 | Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. | В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания. |
17 | Психогимнастика | Сеансами по 10-12 занятий по 25 30 мин. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме. | Используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами, укрепления психического здоровья. |
18 | Релаксационные упражнения | Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки. | Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. |
19 | Логоритмические минутки | Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой. | Основная цель логоритмических занятий – преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Равномерное распределение психомоторной и речевой нагрузки на воспитанников в ходе занятия достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. |
2. Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
2.1. Основные задачи в системе работы с родителями.
Задачи:
1. Повышение общей культуры здоровья у родителей.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни.
4. Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических проблем развития каждого ребенка.
5. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через консультации, семинары, практикумы и другие интерактивные формы работы.
6. Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной среды в семье.
2.2. Направления работы по реализации обозначенных задач.
№ п/п | Направления работы | Порядок работы |
1 | Информационно- просветительская | С целью реализации данного направления работы воспитатели регулярно информирует родителей об актуальных проблемах связанных со здоровьем детей. Проводится просветительская работа по вопросам формирования навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. В приемной группы оформлен информационный стенд, тематические папки, информационные листовки. |
2 | Консультативная | Большую помощь оказывают родителям специалисты и медицинские работники в системе консультативной работы. В детском саду работает консультативный пункт для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения, лекотека, кабинет психологической разгрузки. В них можно получить квалифицированную консультацию опытных специалистов. |
3 | Организационная | Для привлечения родителей в образовательный процесс организовываются отдельные занятия, соревнования, праздники, развлечения, демонстрации личностных достижений воспитанников, опыта семейного воспитания и др. |
4 | Диагностическая | Изучение личности родителей – необходимая предпосылка повышения эффективности взаимодействия с родителями. Современные родители более уверены в себе, легче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка, поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. В ходе изучения потребностей семей им предлагается ряд анкет: по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах; по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ; по выявлению потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний. |
2.3. Формы работы с родителями.
Формы:
Родительские собрания;
Тематические консультации на информационных стендах и сайтах;
Папки — передвижки по теме;
Индивидуальные и групповые консультации;
Анкетирование родителей;
Памятки для родителей;
Индивидуальные консультации и беседы по запросу;
Проведение занятий вместе с родителями;
Участие родителей в пеших прогулках совместно с детьми;
Проведение совместных с родителями праздников, развлечений, досугов по теме;
Оформление стенгазет и фотовыставок по теме недели;
Помощь родителей в пополнении развивающей среды как стандартным, так и нестандартным оборудованием для развития движений детей.
2.4. Примерное планирование работы с родителями
по формированию здорового образа жизни.
№ п/п | Месяц | Формы работы | Темы и задачи |
1 | Сентябрь | Родительское собрание | «Это наши дети!» Задачи: Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, развития и жизни ребенка. |
Консультации | «Здоровье в порядке – спасибо зарядке». «Развивающие игры для детей 5-6 лет» | ||
Памятка. | «Лук от семи недуг». | ||
2 | Октябрь | Беседы | «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить». |
Анкета | «Здоровый образ жизни» | ||
Памятка | "О закаливании" | ||
3 | Ноябрь | Консультации | «Личность формируется в семье»; «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить». |
4 | Декабрь | Родительское собрание | «Развитие речи. Домашняя игротека» (выступление). Задачи: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей. |
Памятка | «Профилактика плоскостопия». | ||
Консультация | «Грипп. Меры профилактики. Симптомы заболевания». | ||
5 | Январь | Папка - передвижка | «Подвижные игры с детьми зимой на свежем воздухе для детей старшего возраста». |
Анкета | "Ваше отношение к ЗОЖ" | ||
6 | Февраль | Консультации | «Роль отца в воспитании ребенка»; «Неврозы у детей». |
Спортивный совместный праздник | «Мы — защитники!» | ||
7 | Март | Родительское собрание | «Роль семьи в развитии и воспитании дошкольников». Задачи: Объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с воспитанием и развитием детей дошкольного возраста. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к здоровому образу жизни, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. |
Консультации | «Искусство быть здоровым»; «Профилактика простудных заболеваний»; «Общаемся с ребёнком на равных». | ||
8 | Апрель | Консультация | «Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей»; «Вежливость воспитывается вежливостью». |
9 | Май | Родительское собрание | «Наши успехи и тревоги». Задачи: Дать информацию об успехах детей за прошедший год, планы на летний период. |
Консультация | «Витамины на грядках». | ||
Спортивный праздник | «Мы — здоровая семья!» |
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Материально — технические условия реализации программы.
В детском саду имеются необходимые материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенных в Программе целей и достичь поставленных задач, осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках группы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, использовать в образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии.
ДОУ имеет все необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
- учебно-методический комплект для реализации программы;
- помещения для занятий обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
- оснащенную предметно-развивающей среду, созданную в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.
2. Условия питания.
В детском саду организовано 5-тиразовое питание воспитанников. Ежедневное меню сбалансировано и построено на основе примерного 10-дневного меню и технологических карт. В рационе питания воспитанников круглый год – фрукты соки, свежие овощи, компоты из сухофруктов, молочная продукция (творог, сметана, прошедшие обязательную термическую обработку), мясные, куриные и рыбные продукты.
3. Методическое обеспечение.
В ДОУ имеется необходимое методическое обеспечение: программы, методические пособия, дидактический материал. Методическое сопровождение реализации ООП соответствует профессиональным потребностям педагогических работников. Активно используются ИКТ: в управлении процессом реализации ООП, в обеспечении образовательного процесса, для проведения мониторинга, создан сайт для взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Также в детском саду функционирует мини-библиотека, укомплектованная учебными и методическими пособиями для педагогического состава, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных носителях.
4. Перечень программ, технологий, методических и наглядно — дидактических пособий, используемых в работе с детьми.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствует ФГОС 2016г. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г. N 26
Токаева.Будь здоров,дошкольник.Программа физического развития детей 3-7л.
Беседы о здоровье Шорыгина Т.А
Праздники здоровья для детей 5-6 лет. Сценарии для ДОУ Картушина М.Ю.
Праздники здоровья для детей 6-7 лет (включительно) (включительно). Сценарии для ДОУ Картушина М.Ю.
Спортивные игры для детей Громова О.Е.
Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет (включительно). Борисова М.М.
Сборник подвижных игр /Автор - составитель Э.Я. Степаненкова.
Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей 3-7 лет (включительно) Пензулаева Л.И.
Физическая культура в детском саду. Старшая группа. Пензулаева Л. И.
Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Пензулаева Л. И.
Т.А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Учимся дружить. Баринова Е.В. «Феникс» 2014г.
Я и моя семья. Пособие по детскому этикету для воспитателей. Баринова Е.В. «Феникс» 2014г.
Уроки вежливости и доброты. Баринова Е.В. «Феникс» 2014г.
Беседы о хорошем и плохом поведении Шорыгина Т.А.
Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. Алябьева Е.А.
Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики.: «Гном» 2014г
Рассказы по картинкам Зимние виды спорта.
Рассказы по картинкам Летние виды спорта.
5. Примерное календарно — тематическое планирование по формированию у детей навыков здорового образа жизни.
Старшая группа
Месяц | Тема | Примерные формы работы по теме |
Сентябрь | Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке. Задачи: Познакомить детей с понятием «витамины». | - Анализ ситуации «Хрюша любит, есть фрукты и овощи, но у него от них всегда болит живот. Что делать?» - Изодеятельность «Любимые овощи и фрукты» - Ритмическая пауза «Хороводная – огородная» - Д/и «Что где растёт» |
Октябрь | В гостях у доктора Айболита. Задачи: Закрепить знания детей о понятии «здоровье». | - Беседа о здоровье: - Ритмическая гимнастика под музыку «Физкульт – ура!». |
Ноябрь | Чистота – залог здоровья Задачи: Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела. | - Вопросы к детям: - Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская». |
Декабрь | Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку. Задачи: Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой. | - Ритмическая гимнастика «Путешествие по Спортландии» - Рассматривание книг и альбомов о спорте. |
Январь | Здоровые ушки у моей подружки. Задачи: Познакомить детей со значением органа слуха. | - Д/и «Кто зовёт тебя в лесу». - Д/и «Как органы человека помогают друг другу». |
Февраль | Чтобы глаза хорошо видели Задачи: Познакомить детей со значением органа зрения. | - П/и «Жмурки». - Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье». Цель: учить детей метать кольца на вертикальную цель, развивать глазомер. |
Март | Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны Задачи: Дать некоторые представления о видах и значении зубов. | - Беседа о зубах: - Д/и «У кого какие зубы». |
Апрель | Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться. Задачи: Познакомить детей с принципами правильного питания. | - Чтение стихотворения «Робин Бобин Баробек» - Д/и «Что лишнее». |
Май | Я и моё настроение Задачи: Учить детей различать эмоциональные состояния по мимике, жестам, поведению. | - Д/и «Продолжи фразу» - Психогимнастика «Спасём доброту». |
Подготовительная группа
Месяц | Тема | Примерные формы работы по теме |
Сентябрь | Твой режим Задачи: Сформировать представления о правильном режиме дня. | - Чтение стихотворения С. Михайлова «Про мимозу». |
Октябрь | Откуда берутся болезни Задачи: Сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах. | - Беседа: «Как себя вести, если ты простудился?» - Д/и «Оденься правильно». |
Ноябрь | С врачами нужно нам дружить Задачи: Закрепить знания детей о врачах – специалистах и особенностях их работы. | - Вопросы к детям: - Д/и «Угадай, что за доктор». - Разучивание стихотворения «Прививка». |
Декабрь | Мой организм. Задачи: Дать представления об устройстве человеческого организма. | - Д/и «Кто что делает». - Д/и «Кто что делает». |
Январь | Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. Задачи: Дать первоначальные представления о закаливании и его значении для человеческого организма. | -Беседа: - Чтение рассказа «Волшебный морж». - Физкультурный досуг «На спортивной площадке». |
Февраль | Чтоб здоровой была кожа – за её чистотой следить надо тоже. Задачи: Дать первоначальные представления о кожных покровах человека и животных. | - Вопросы к детям: - Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены». |
Март | Сон – лучшее лекарство Задачи: Выявить и закрепить представления детей о сне и его значении. | - Вопросы к детям: - Гимнастика после сна «Солнце глянуло в кроватку». - Составление рассказов детьми «Что мне сегодня снилось». |
Апрель | Зелёная аптека. Задачи: Сформировать у детей понятия о взаимосвязи растительного и животного мира. | - Вопросы к детям: - Загадки детям о лекарственных растениях. |
Май | Игра «Что? Где? Когда?» Задачи: Повторить, обобщить и расширить знания детей, полученные на предыдущих занятиях. | - Игра – эстафета «Полезные продукты». |
6. Организация развивающей предметно — пространственной среды.
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и одним из условий повышения эффективности образовательной деятельности является создание соответствующей возможностям ребенка предметно-развивающей среды, т.е. системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, и становление личности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, и другими территориями, предназначенными для реализации программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Особенности организации предметно-пространственной среды.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Помещения ДОУ, предназначенные для детей, оборудованы так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно; художественно-эстетическое оформление вызывает яркие эмоции.
Развитие самостоятельности. Среда отличается вариативностью, состоит из разных площадок (исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Среда меняется в соответствии с интересами и проектами детей (1 р /2 - 3 недели).
Физическое развитие. Среда стимулирует физическую активность, присущее желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в т.ч. спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики. Игровое пространство трансформируется (меняется в зависимости от игры).
При создании предметно-развивающей среды педагогами ДОУ используется принцип интеграции образовательных областей способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.
Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей и психического развития в ДОУ имеются участки для прогулок со специальным оборудованием (физкультурным инвентарем, верандой и т. д.), в помещении — физкультурный зал (включающий оборудование для ходьбы, бега, прыжков, катания, бросания, лазанья, общеразвивающих упражнений), физкультурный уголок в группе, наполненный необходимыми атрибутами для развития физической активности: атрибутами для профилактики плоскостопия (ребристые дорожки, резиновые коврики, мячики с шипами), атрибутами для воздушной гимнастики (султанчики, вертушки, ленточки и.т.д.), гимнастики для глаз (картотека, схемы, таблицы, игровые комплексы), нетрадиционным спортивным оборудованием.
Музыкальный зал – оснащенный современным оборудованием, комплексом дидактического и наглядного материала, детских музыкальных инструментов. Во всех группах достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, и др.
В детском саду созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.
В ДОУ созданы условия для информатизации образовательного процесса. Для этого в групповых и прочих помещениях ДОУ имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, телевизор, проектор, принтеры и т. п.). В ДОУ имеет наличие выхода в сеть Интернет.
Компьютерно-техническое оснащение ДОУ используется для различных целей:
– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;
– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;
– для предоставления информации о ОО программе семье;
– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.
7. Распорядок и режим дня.
Правильный распорядок дня - рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Распорядок дня включает:
Прием пищи: завтрак (2-ой завтрак), обед, полдник, ужин.
Ежедневная прогулка не менее 4 - 4,5 ч. Прогулку организуют 2 раза в день: в1-ую половину - до обеда и во 2-ую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Зимой при температуре воздуха ниже -15°C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при темпера туре воздуха ниже -15°C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже -20°C и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.
Дневной сон. Общая продолжительность суточного сна 12 - 12,5 ч., из которых 2,0 - 2,5 ч. отводится дневному сну.
Самостоятельная деятельность детей 3 - 8 лет (игры, подготовка к ООД, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 ч.
ООД. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста: старшая гр. (5 - 6 лет) - 6 ч. 15 мин., подг. гр. (6 – 7 лет) - 8 ч. 30 мин. Продолжительность непрерывной ООД для детей 5 – 6 лет - не более 25 мин., а для детей 6 – 7 лет - не более 30 мин. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в 1-ой половине дня в старшей и подготовительной: 45 мин. и 1,5 ч. соответственно.
Условием реализации Программы, в соответствие с СанПиН, является распорядок дня, который включает компоненты: прием пищи; ежедневная прогулка детей; дневной сон; самостоятельная деятельность детей; ООД; каникулы; труд (для детей старшего возраста); разные формы двигательной активности; закаливание детей; занятия по дополнительному образованию. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в ДОУ. При осуществлении режимных моментов учитываются возрастные психофизиологические, индивидуальные особенности (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, пр.).
Задача педагога - создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Особое внимание уделяется закаливанию и соблюдению гигиенических требований к температурному, воздушному и световому режиму в помещении группы. Педагог внимательно следит за позой каждого ребенка и условиями его деятельности; столы и игровые модули располагались близко к окнам, свет падает слева; соблюдается контроль за соответствием высоты мебели росту детей, своевременная смена столов, стульев. Режим строится в строгом соответствии с требованиями СанПиНа.
8. Используемые источники:
1. Авдеева Н.Н., О.Л.Князева. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСВО-ПРЕСС”, 2003.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.,2000.
3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет..М.,2006.
4. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – Спб.2000.
5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.Ю,2004.
6. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Кудрявцев В.Т,Егоров Б.В. Развивающая педагогика оздоровления/ Программно-методическое пособие. М.,2002.
8. Леонов Е.В. Морма М.В. Дыхательная гимнастика. Двигательная разминка в кругу. // Психология в детском саду. 2001.,№1-2.
9. Ноткина Н.А., Кузмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно- психического развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб., 1998.
10. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Золотая рыбка", утвержд. приказом заведующего от 30.08.2019г. № 85-о.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
12. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.М.,2000.
13. Семаго М.М. Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. М.,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по здоровьесбережению "Здоровые дети"
Предназначена для инструкторов по физической культуре в ДОУ...

Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми средней группы «Витамины с грядки-наши верные друзья»
ЗОЖ с детьми...

Рабочая программа по здоровьесбережению с привлечением родителей "Азбука здоровья"
ЗОЖ с родителями...

Рабочая программа по здоровьесбережению с детьми "Солнце, воздух и вода-наши верные друзья"
Зож с детьми...

Рабочая программа по здоровьесбережению для дошкольников с 5 до 7 лет"Мое здоровье".
В нашем современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. В связи с нынешними условиями природо — социальной и экологичес...


