Рабочая программа по здоровьесбережению для дошкольников 5-7 лет
рабочая программа (старшая группа)

Мутовина Наталья Семеновна

Рабочая программа по здоровьесбережению для дошкольников 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zdorovesberezheniyu.doc353 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

СОДЕРЖАНИЕ:

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка.................................................................................................3

2. Цель и задачи.................................................................................................................4

3. Принципы реализации Программы.............................................................................5

4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.....................5

5. Планируемые результаты Программы........................................................................6

6. Система оценки результатов освоения Программы..................................................6

6.1. Педагогическая диагностика.....................................................................................6  

6.2. Диагностика сформированности валеологических знаний у детей......................7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Система работы по формированию знаний и навыков у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни...........................................................7

1.1. Содержание работы по оздоровлению детей..........................................................7

1.2. Организация двигательного режима детей..............................................................9

1.3. Используемые здоровьесберегающие технологии...............................................11

2. Система совестной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.........................................................................................15

2.1. Основные задачи в системе работы с родителями................................................15

2.2. Направления работы по реализации обозначенных задач...................................16

2.3. Формы работы с родителями..................................................................................17

2.4. Примерное планирование работы с родителями по формированию здорового образа жизни....................................................................................................................17

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Материально — технические условия реализации Программы.............................19

2. Условия питания..........................................................................................................19

3. Методическое обеспечение........................................................................................19

4. Перечень программ, технологий, методических и наглядно- дидактических пособий, используемых а работе с детьми...................................................................20

5. Примерное календарно — тематическое планирование по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

- Старшая группа (5 – 6 лет)...........................................................................................21

- Подготовительная группа (6 – 7 лет)..........................................................................25

6. Организация развивающей предметно – пространственной среды.......................30

7. Распорядок и режим дня.............................................................................................31

8. Перечень используемых источников источников....................................................32

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ.

   

«Забота о здоровье –

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

Если измерить все мои заботы и тревоги о детях,

то добрая половина их –

о здоровье».

/В.А.Сухомлинский/

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка.

   

    В нашем современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. В связи с нынешними условиями природо — социальной и экологической ситуацией, проблематика здоровья приобретает глобальный характер.

    Дошкольный возраст особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний.

   Задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе дошкольной образовательной организации. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных мероприятий.

  Здоровьесберегающие технологии - это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;

организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

    Разрабатывая программу здоровьесбережения, я стремилась к тому, чтобы разработанная система оздоровления и физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь группы, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.

      Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

       Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель.

       Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.

Теоретическая значимость и новизна программы: Введение в стандартное обучение детей здоровому образу жизни осознанного отношения к своему здоровью, а не просто механическое выполнение заученного материала.

Практическая значимость программы: Разработка системы по формированию у детей основ здорового образа жизни и применение этой системы педагогами совместно с родителями в воспитательно - образовательном процессе детского сада и в семейном воспитании.

2. Цель и задачи.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи:

1) Создание системы мероприятий, направленных на физическое развитие и оздоровление детей, профилактику заболеваний, формирование культурно-гигиенических навыков.

2) Организовать образовательный процесс с максимально щадящей нагрузкой на детей, учитывая индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка, не допускать физических и психических перегрузок.

3) Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.

4) Формирование целостного понимания здорового образа жизни.

5) Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

6) Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

7) Объединить усилия всех участников образовательных отношений, направленные на сохранение потенциала здоровья дошкольников, повышать их компетентность в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

3. Принципы реализации Программы.

1. Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий,

направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически

апробированными методиками.

2. Принцип природосообразности - организация здоровьеразвивающей деятельности с учетом природы ребенка, его индивидуальных биологических, физиологических,  психологических и возрастных особенностей.

3. Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов

деятельности.

4. Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между

возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния

здоровья.

5. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей

на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного

результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

6. Принцип систематичности - реализация лечебно - оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю.

4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

   Ребёнок эмоционален, инициативен, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

        У ребёнка сформировано восприятие  поведенческих различий мальчиков от девочек.

        Сформированы  начальные представления о некоторых видах спорта.

        Ребёнок владеет  подвижными играми с правилами.

   У ребёнка сформирована опорно-двигательная система организма; чёткая координация движений; развито равновесие, развита крупная и мелкая моторика обеих рук; сформировано правильное, не наносящее ущерба организму, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны и т. д.).

    У ребёнка  развито  становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; развито становление начальных представлений о ценности здорового образа жизни,  он овладел элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

5. Предполагаемые результаты.

Для детей:

1) Создание здоровой психологической среды, формирования у детей психоэмоциональной устойчивости.

2) Увеличение числа воспитанников, имеющих стойкую положительную динамику в состоянии здоровья, снижение уровня заболеваемости детей.

3) Сформированные навыки здорового образа жизни.

4) Повышение уровня валеологических знаний детей.

3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.

4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1) Сформированная активная родительская позиция.

2) Осознание взрослыми  понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья.

3) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

4) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

6. Система оценки результатов освоения программы.

6.1. Педагогическая диагностика.

        Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

     Педагогическая диагностика проводится в ДОУ 2 раза в год в начале года (сентябрь) с целью определения уровня развития детей, и в конце года (май) с целью определения уровня освоения воспитанниками образовательной программы.      

    Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей. В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

6.2. Диагностика сформированности валеологических знаний у детей.

    Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни и валеологической культуре являются:

- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;

- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;

- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни;

- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

С учетом этого, сформированность валеологической культуры старших дошкольников может характеризоваться следующими уровнями и их показателями:

Высокий - ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные вопросы, называет важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека;

Средний - ответ не полон, имеется ограниченность представлений о необходимости гигиены в жизни каждого человека, о нравственных поступках;

Низкий - ребенок практически не понимает для чего необходимо вести здоровый образ жизни, фантазирует, придумывает;

Нулевой, отсутствие представлений - молчание, обусловленное незнанием.

(ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Система работы по формированию знаний и навыков

у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни.

      Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – это целостный процесс. Он требует овладением определенными знаниями, применения разных форм, методов и приемов работы с детьми. Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.

1.1. Содержание работы по оздоровлению детей.

№ п/п

Формы и методы

Содержание

1

Обеспечение здорового ритма жизни.

- гибкий режим;

- создание комфортной обстановки.

2

Физические упражнения.

- утренняя ритмическая гимнастика;

- ОД по физической культуре;

- подвижные игры;

- профилактическая гимнастика (дыхательная, кинезиологическая, улучшение осанки, зрения, профилактика плоскостопия);

- спортивные игры;

- игры – эстафеты;

- физкультминутки;

- оздоровительный бег;

- прогулки;

- гимнастика пробуждения.

3

Гигиенические и водные процедуры.

- мытье рук и лица;

- игры с водой;

- обеспечение чистоты среды.

4

Свето- воздушные ванны.

- проветривание помещений;

- сон при открытых фрамугах;

- прогулки на свежем воздухе;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

- контрастные воздушные ванны.

5

Спецзакаливание.

- ходьба босиком;

- самомассаж;

- обширное умывание;

- полоскание горла.

6

Активный отдых.

- физкультурно-спортивные и музыкально-спортивные праздники;

- дни здоровья;

- физкультурные досуги и развлечения.

7

Диетотерапия.

- качественное сбалансированное рациональное 5 разовое питание.

8

Музотерапия.

- музыкальное сопровождение воспитательно-образовательного процесса;

- музотеатральная деятельность;

- пение.

9

Аудиотренинг и психогимнастика.

- релаксация;

- психогимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- дыхательная гимнастика.

10

Логоритмика.

- артикуляционная гимнастика;

- логоритмические упражнения.

11

Сказкотерапия.

- занятия для психологической и терапевтической работы.

12

Игротерапия.

- игровая деятельность с незаметным подключением педагога.

1.2. Организация двигательного режима детей.

   Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

№ п/п

Виды занятий

Варианты содержания

Особенности организации

1

Утренняя гимнастика

• Традиционная гимнастика

• Аэробика

• Ритмическая гимнастика

• Корригирующая гимнастика

Ежедневно утром, на открытом воздухе или в зале.

Длительность 10-15 мин.

2

Физкультурные занятия

• Традиционные занятия

• Игровые и сюжетные занятия

• Занятия тренировочного типа

• Тематические занятия

• Контрольно-проверочные занятия

• Занятия на свежем воздухе

Два занятия в неделю в физкультурном зале, одно занятие на свежем воздухе.

Длительность 25-30 мин.

3

Физкультминутки

Музыкальные минутки

• Упражнение для снятия общего и локального утомления

• Упражнения для кистей рук

• Гимнастика для глаз

• Гимнастика для улучшения слуха

• Дыхательная гимнастика

• Упражнения для профилактики плоскостопия

Ежедневно проводятся во время занятий по развитию речи, ИЗО, формированию математических представлений и др. Длительность 3-5 мин.

4

Корригирующая гимнастика после сна

• Разминка в постели - корригирующие упражнения и самомассаж

• Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам

• Развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации

Ежедневно, при открытых фрамугах в спальне или группе.

Длительность 7-10 мин.

5

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

• Подвижные игры средней и низкой интенсивности

• Народные игры

• Эстафеты

• Спортивные упражнения (езда на самокатах, катание на санках)

• Игры с элементами спорта (футбол, бадминтон, городки, баскетбол, хоккей)

• Игры, которые лечат

• Музыкальные игры

Ежедневно, на утренней и вечерней прогулке. Длительность 20-25 мин.

На прогулке во второй половине дня. Длительность 15-20мин.

6

Оздоровительный бег

2 раза в неделю, группами по 5-7 человек, проводится во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.

7

«Недели здоровья»

• Занятия по валеологии

• Самостоятельная двигательная деятельность

• Спортивные игры и упражнения

• Совместная трудовая деятельность детей, педагогов и родителей

• Развлечения.

2 раза в год.

8

Спортивные развлечения

• Игровые

• Соревновательные

• Сюжетные

• Творческие

• Комбинированные

• Формирующие здоровый образ жизни

Праздники проводятся один раз в месяц на улице или в зале.

Длительность не более 30 минут.

9

Спортивные праздники и физкультурные досуги

• Игровые

• Соревновательные

• Сюжетные

• Творческие

• Комбинированные

• Формирующие здоровый образ жизни

Досуги - один раз в квартал.

Длительность не более 30 мин.

10

Самостоятельная двигательная деятельность

• Самостоятельный выбор движений с пособиями, с использованием самодельного или приспособленного инвентаря.

Ежедневно, во время прогулки, под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.

11

Участие родителей в физкультурно оздоровительных, массовых мероприятиях, занятиях

1 раз в квартал.

Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

1.3. Используемые здоровьесберегающие технологии.

№ п/п

Виды здоровьесберегающих технологий

Порядок проведения

Обоснование применения

1

Подвижные и спортивные игры

Ежедневно. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности.

Занимают особое место в развитии дошкольника. Игры способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта. Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

2

Физкультминутки

Во время образовательной деятельности 1,5-2 минуты.

Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

3

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.

На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8— 12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского).

Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4

Бодрящая гимнастика.

Проводится после дневного сна. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут.

Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики.

5

Пальчиковая гимнастика

Проводится в любое время индивидуально, с подгруппой и всей группой.

Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

6

Дыхательная гимнастика

В разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.

7

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5минут в свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки. Рекомендуется показ воспитателя и использование наглядности.

Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения.

8

Закаливание (упражнения после сна)

Ежедневно в группе в соответствии с комплексами физических упражнений.

Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.

В дошкольном учреждении используют методы закаливания, абсолютно безвредные для всех детей. Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности.

9

Динамические паузы

Во время образовательной деятельности в виде игр и между ОД 2- 5минут по мере утомляемости в виде танцевальных движений, элементов релаксации.  

Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.

10

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю, два занятия  в спортивном зале, одно на улице.

Занятия проводятся в соответствии с основной образовательной программой  ДОУ. Формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность. 

11

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано.

Занятие организовывается незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. 

12

Коммуникативные игры

2 раза в неделю по 25-30 мин.

Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей.    В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. 

13

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 25-30 мин.

Проводятся регулярно.

14

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

15

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 25-30 мин.

Занятия используются для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. 

16

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.

В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.

17

Психогимнастика

Сеансами по 10-12 занятий по 25 30 мин. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме.

Используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами, укрепления  психического здоровья.

18

Релаксационные упражнения

Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки.

Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

19

Логоритмические минутки 

Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой.  

Основная цель логоритмических занятий – преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Равномерное распределение психомоторной и речевой нагрузки на воспитанников в ходе занятия достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия. 

2. Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

2.1. Основные задачи в системе работы с родителями.

Задачи:

1. Повышение общей культуры здоровья у родителей.

2. Пропаганда здорового образа жизни.

3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни.

4. Организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических  проблем развития каждого ребенка.

5. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями через консультации, семинары, практикумы и другие интерактивные формы работы.

6. Просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной  среды в семье.

2.2. Направления работы по реализации обозначенных задач.

№ п/п

Направления работы

Порядок работы

1

Информационно- просветительская

С целью реализации данного направления работы воспитатели регулярно информирует родителей об актуальных проблемах связанных со здоровьем детей. Проводится  просветительская работа по вопросам формирования навыков  здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. В приемной группы оформлен информационный стенд, тематические папки, информационные листовки.

2

Консультативная

Большую помощь оказывают родителям специалисты  и медицинские работники в системе консультативной работы. В детском саду работает консультативный пункт для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения,  лекотека, кабинет психологической разгрузки. В них можно получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.

3

Организационная

Для привлечения родителей в образовательный процесс организовываются отдельные занятия, соревнования, праздники, развлечения, демонстрации личностных достижений воспитанников, опыта семейного воспитания  и др.

4

Диагностическая

Изучение личности родителей – необходимая предпосылка повышения эффективности взаимодействия с родителями.  Современные  родители более уверены в себе, легче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка, поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто.

В ходе изучения потребностей семей им предлагается ряд анкет: по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах; по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ; по выявлению потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.

2.3. Формы работы с родителями.

Формы:

Родительские собрания;

Тематические консультации на информационных стендах и сайтах;

Папки — передвижки по теме;

Индивидуальные и групповые консультации;

Анкетирование родителей;

Памятки для родителей;

Индивидуальные консультации и беседы по запросу;

Проведение занятий вместе с родителями;

Участие родителей в пеших прогулках совместно с детьми;

Проведение совместных с родителями праздников, развлечений, досугов по теме;

Оформление стенгазет и фотовыставок по теме недели;

Помощь родителей в пополнении развивающей среды как стандартным, так и нестандартным оборудованием для развития движений детей.

2.4. Примерное планирование работы с родителями

по формированию здорового образа жизни. 

№ п/п

Месяц

Формы работы

Темы и задачи

1

Сентябрь

Родительское собрание

«Это наши дети!»

Задачи: Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, развития и жизни ребенка.

Консультации

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке».

«Развивающие игры для детей 5-6 лет»

Памятка.

«Лук от семи недуг». 

2

Октябрь

Беседы

«Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить».

Анкета

 «Здоровый образ жизни»

Памятка

"О закаливании" 

3

Ноябрь

Консультации

«Личность формируется в семье»;

«Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить».

4

Декабрь

Родительское собрание

«Развитие речи. Домашняя игротека» (выступление).

Задачи: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Воспитывать активное участие в укреплении здоровья детей.  

Памятка

«Профилактика плоскостопия».

Консультация

«Грипп. Меры профилактики. Симптомы заболевания».

5

Январь

Папка - передвижка

«Подвижные игры с детьми зимой на свежем воздухе для детей старшего возраста».

Анкета

"Ваше отношение к ЗОЖ"

6

Февраль

Консультации

«Роль отца в воспитании ребенка»;

«Неврозы у детей».

Спортивный совместный  праздник

«Мы — защитники!»

7

Март

Родительское собрание

«Роль семьи в развитии и воспитании дошкольников».

Задачи: Объединить усилия семьи и детского сада в решении задач, связанных с воспитанием и развитием детей дошкольного возраста. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, к здоровому образу жизни, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Консультации

«Искусство быть здоровым»; «Профилактика простудных заболеваний»; «Общаемся с ребёнком на равных».

8

Апрель

Консультация

«Как повысить иммунитет: весенние правила для родителей»; «Вежливость воспитывается вежливостью».

9

Май

Родительское собрание

«Наши успехи и тревоги».

Задачи: Дать информацию об успехах детей за прошедший год, планы на летний период.

Консультация

«Витамины на грядках».

Спортивный праздник

«Мы — здоровая семья!»

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1. Материально — технические условия реализации программы.

    В детском саду имеются необходимые материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенных в Программе целей и достичь поставленных задач, осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках группы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, использовать в образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии.

      ДОУ имеет все необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников, педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:

- учебно-методический комплект для реализации программы;

- помещения для занятий обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;

- оснащенную предметно-развивающей среду, созданную в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.

2. Условия питания.

       В детском саду организовано 5-тиразовое питание воспитанников. Ежедневное меню сбалансировано и построено на основе примерного 10-дневного меню и технологических карт. В рационе питания воспитанников круглый год – фрукты соки, свежие овощи, компоты из сухофруктов, молочная продукция (творог, сметана, прошедшие обязательную термическую обработку), мясные, куриные и рыбные продукты.

3. Методическое обеспечение.

  В ДОУ имеется необходимое методическое обеспечение: программы, методические пособия, дидактический материал. Методическое сопровождение реализации ООП соответствует профессиональным потребностям педагогических работников. Активно используются ИКТ: в управлении процессом реализации ООП, в обеспечении образовательного процесса, для проведения мониторинга, создан сайт для взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Также в детском саду функционирует мини-библиотека, укомплектованная учебными и методическими пособиями для педагогического состава, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных носителях.

4. Перечень программ, технологий, методических и наглядно — дидактических пособий, используемых в работе с детьми.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствует ФГОС 2016г. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.

"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г. N 26

Токаева.Будь здоров,дошкольник.Программа физического развития детей 3-7л.

Беседы о здоровье Шорыгина Т.А

Праздники здоровья для детей 5-6 лет. Сценарии для ДОУ Картушина М.Ю.

Праздники здоровья для детей 6-7 лет (включительно) (включительно). Сценарии для ДОУ Картушина М.Ю.

 Спортивные игры для детей Громова О.Е.

Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет (включительно). Борисова М.М.

Сборник подвижных игр /Автор - составитель Э.Я. Степаненкова.

 Оздоровительная гимнастика: Комплексы упражнений для детей 3-7 лет (включительно) Пензулаева Л.И.  

Физическая культура в детском саду. Старшая группа. Пензулаева Л. И.

Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Пензулаева Л. И.

Т.А. Куликовская Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Учимся дружить. Баринова Е.В. «Феникс» 2014г.

Я и моя семья. Пособие по детскому этикету для воспитателей. Баринова Е.В. «Феникс» 2014г.

Уроки вежливости и доброты. Баринова Е.В. «Феникс» 2014г.

Беседы о хорошем и плохом поведении Шорыгина Т.А.

Дни этики в детском саду. Планирование, игры, сказки, стихи. Алябьева Е.А.

Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики.: «Гном» 2014г

Рассказы по картинкам Зимние виды спорта.

Рассказы по картинкам Летние виды спорта.

5. Примерное календарно — тематическое планирование по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

Старшая группа

Месяц

Тема

Примерные формы работы по теме

Сентябрь

Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке. 

Задачи:

Познакомить детей с понятием «витамины».
Закрепить знания об овощах и фруктах и их значении в питании человека.
Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры. 

- Анализ ситуации «Хрюша любит, есть фрукты и овощи, но у него от них всегда болит живот. Что делать?»

- Изодеятельность «Любимые овощи и фрукты»

- Ритмическая пауза «Хороводная – огородная»

- Д/и «Что где растёт»
Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.
-
Д/и «Угадай по вкусу»
Цель: Учить по вкусу определять овощи и фрукты.
-
Д/и «Что лишнее»
Цель: развивать умение сравнивать и обобщать предметы в группы по признакам.
-
Д/и «Этот лимон жёлтый как …»
Цель: закрепить знания цветов фруктов и овощей детьми. 

Октябрь

В гостях у доктора Айболита.

Задачи:

Закрепить знания детей о понятии «здоровье».
Уточнить правила сохранения здоровья.
Воспитывать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья. 

- Беседа о здоровье:
— Что значит быть здоровым?
— Как сохранить здоровье?
— Расскажите, как вы укрепляете своё здоровье.

- Ритмическая гимнастика под музыку «Физкульт – ура!».
- Досуг «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит».

Цель: учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.
-
Д/и «Что вредно, что полезно».
Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.
-
Рисование «Любимый герой сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».
Цель: развивать художественные способности детей.
-
С/р игра «Больница».
Цель: развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о профессиях врача, медсестры, аптекаря. 

Ноябрь

Чистота – залог здоровья 

Задачи:

Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела.
Закрепить сформированность культурно – гигиенических навыков у детей.
Воспитывать желание аккуратно относиться к своей одежде. 

- Вопросы к детям:
— Почему от героев сказок убежали их вещи?
— Почему плохо ходить неопрятным?
— Назовите случаи, когда нужно мыть руки.
- Ритмическая физминутка «Все ребята любят мыться».
- Чтение стихотворения «Чистюля енот».
- Загадки детям о средствах гигиены.

- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Цель: развивать диалогическую речь детей, воспитывать желание следить за своим внешним видом.
-
Д/и «Наши помощники»
Цель: закрепить знания детей об инвентаре младшего воспитателя».
-
Хозяйственно – бытовой труд: стирка кукольной одежды и дежурство по столовой.
Цель: приобщение детей к труду, воспитывать уважение к людям труда.
-
Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо»
Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей. 

Декабрь

Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку. 

Задачи: Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой.
Формировать привычку здорового образа жизни у детей.
Воспитание положительного отношения к утренней гимнастике. 

- Ритмическая гимнастика «Путешествие по Спортландии»
- Рассказ воспитателя о том, как древние люди ценили физические упражнения.
- Вопросы к детям:
— Для чего нужна зарядка?
— Кто из вас дома делает зарядку?
— Покажите своё любимое упражнение.
- Чтение сказки «Зарядка и Простуда».

- Рассматривание книг и альбомов о спорте.
Цель: уточнить представления детей о различных видах спорта.
-
Д/и с мячом «Виды спорта»
Цель: закрепить в памяти детей названия видов спорта.
-
Рисование «Придумай значок на тему «В здоровом теле – здоровый дух».
Цель: формирование привычки здорового образа жизни; развитие воображения и творческих способностей детей.
-
Эстафета «Весёлые спортсмены».
Цель: развитие ловкости, быстроты и меткости. 

Январь

Здоровые ушки у моей подружки. 

Задачи:

Познакомить детей со значением органа слуха.
Научить ребёнка осознано заботится о своём слухе.
Воспитывать привычку следить за чистотой своих ушей. 

- Д/и «Кто зовёт тебя в лесу».
- Рассказ воспитателя о строении и значении слуха для человека.
- Ритмическая пауза «Заинька».
- Работа по иллюстрациям «Чтобы уши были здоровыми».

- Д/и «Как органы человека помогают друг другу».
Цель: сформировать представления о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга.
-
Д/и «Шумовые коробочки».
Цель: развивать у детей слуховое восприятие, учиться дифференцировать. Шумы.
-
Разучивание стихотворения Э. Мошковской «Доктор».
Цель: закрепить в памяти детей об уходе за ушами.
-
Д/и «Чтобы уши были здоровыми».
Цель: учить ребёнка бережному отношению к своему слуховому аппарату. 

Февраль

Чтобы глаза хорошо видели 

Задачи:

Познакомить детей со значением органа зрения.
Сформировать у детей навыки ухода за глазами.
Воспитывать у детей бережное отношение к глазам. 

- П/и «Жмурки».
- Проблемный вопрос «Легко ли ориентироваться в пространстве, если наши глаза ничего не видят?
- Беседа о значении органа зрения:
— Для чего человеку зрение?
— Из-за чего зрение может испортится?
— Можно ли смеяться над детьми в очках?
- Игра для профилактики усталости глаз «Буратино».
- Д/и «Чтобы глаза хорошо видели»

- Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье».
Цель: познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером, телевизором.
-
Разучивание зрительной гимнастики «Чтобы глазки отдохнули».
Цель: учить детей снимать усталость с глаз по средствам гимнастики.
-
Д/и «Чудесный мешочек».
Цель: учить детей определять предмет тактильно, по вкусу и запаху.
-
С/и «Кольцеброс».

Цель: учить детей метать кольца на вертикальную цель, развивать глазомер. 

Март

Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны 

Задачи:

Дать некоторые представления о видах и значении зубов.
Закрепить знания детей о способах укрепления зубов.
Воспитывать осознанное желание заботиться о здоровье своих зубов. 

- Беседа о зубах:
— Для чего нужны зубы человеку и животным?
— Чем отличаются молочные зубы от коренных?
— Что делать если разболелся зуб?
- Физпауза «Сказочная зарядка».
- Рассказ Королевы Зубной Щётки о видах зубов и их значении.
- Д/и «Чтобы зубы были здоровыми».
- П/и «Полезные продукты».

- Д/и «У кого какие зубы».
Цель: познакомить с зубами различных животных (грызунов, травоядных, хищников)
-
Чтение рассказов Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра».
Цель: закрепить правила ухода за зубами.
-
Общение «На приёме у стоматолога».
Цель: познакомить детей с особенностями работы стоматолога, сформировать «+» отношение к посещению стоматолога. 

Апрель

Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться. 

Задачи:

Познакомить детей с принципами правильного питания.
Закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
Воспитывать любовь к здоровой пищи.

- Чтение стихотворения «Робин Бобин Баробек»
- Вопросы к детям:
— Отчего у Робина разболелся живот?
— Как нужно питаться, чтобы оставаться здоровым?
— Сколько раз в день надо питаться?
— Что лучше есть на завтрак, обед, полдник, ужин?
- Ритмическая пауза «Огородная – хороводная».
- Д/и «Полезные продукты».
- Рисование «Полезные продукты».

- Д/и «Что лишнее».
Цель: упражнять детей в классификации предметов по определённому признаку.
-
Игра – эстафета «Полезные продукты».
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
-
Загадки об овощах и фруктах.
Цель: учить детей называть предмет по заданным признакам.
-
С/р игра «Продуктовый магазин».
Цель: познакомить детей с отделами продуктовых магазинов, развивать у детей диалогическую речь. 

Май

Я и моё настроение 

Задачи:

Учить детей различать эмоциональные состояния по мимике, жестам, поведению.
Познакомить со способами улучшения своего настроения и окружающих.
Воспитывать у детей внимательное, толерантное отношение друг к другу. 

- Д/и «Продолжи фразу»
— Когда у меня плохое настроение, я …
— Меня огорчает, если …
— Мне очень весело, когда …
— Чтобы поднять себе настроение, я …
— Когда я болен, то мне …
- Вопрос к детям: «Как узнать, какое настроение у твоего друга?»
- Физпауза «Физкультуре каждый рад!».
Этюд «Стиральная машинка».
Рисование «То что мне поднимает настроение».

- Психогимнастика «Спасём доброту».
Цель: учить различать, называть эмоции и адекватно реагировать на них.
-
Этюд «Доброе слово товарищу».
Цель: упражнять детей в употреблении добрых слов, развитие чувства коллективизма.
-
Общение «Все люди разные».
Цель: воспитание толерантного отношения друг к другу.
-
Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях. 

Подготовительная группа

Месяц

Тема

Примерные формы работы по теме

Сентябрь

Твой режим 

Задачи:

Сформировать представления о правильном режиме дня.
Закрепить последовательность действий утром, днем и вечером.
Воспитывать желание соблюдать режим дня. 

- Чтение стихотворения С. Михайлова «Про мимозу».
- Беседа по содержанию стихотворения:
— Соблюдает ли Витя режим дня?
— Правильно ли он питается?
— Закаляет ли бабушка Витю?
— Как помочь укрепить Витино здоровье?
- Ритмическая гимнастика под музыку «Зверобика».
- Д/и «Режим дня».

Цель: закрепить у детей последовательность действий в течении дня.
-
Д/и «Что перепутал художник».
Цель: закрепить представления о правильном режиме дня.
-
Общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Цель: развитие речи детей и умения рассуждать. 

Октябрь

Откуда берутся болезни 

Задачи:

Сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах.
Дать элементарные представления об инфекционных заболеваниях, способах их распространения.
Научить детей заботится не только о своём здоровье, но и о здоровье окружающих. 

- Беседа: «Как себя вести, если ты простудился?»
— Почему человек заболевает?
— Как вы думаете, каким образом микробы могут проникнуть внутрь организма?
— Почему заболевшему человеку необходимо пользоваться носовым платком?
— Какие правила больному нужно соблюдать, чтобы быстрее выздороветь?
- П/и «Полезные продукты».
- Самомассаж биологически активных точек «Неболейка».

- Д/и «Оденься правильно».
Цель: выявить умения детей выбирать одежду по сезону.
-
Игра по ТРИЗ «Что будет если …».
Цель: закрепление правил поведения в осеннее – зимний период»
-
Конструктивная деятельность «Больница для игрушек».
Цель: закреплять умение детей конструированию по образцу.
-
Досуг «Осторожно микробы».
Цель: формировать представления о причине некоторых заболеваний – микробах 

Ноябрь

С врачами нужно нам дружить 

Задачи: Закрепить знания детей о врачах – специалистах и особенностях их работы.
Учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь.

 - Вопросы к детям:
— Как узнать кто из кукол, чем болен?
— К каким врачам каждому из них нужно обратиться за помощью?
— Расскажите о своём визите в поликлинику.

- Д/и «Угадай, что за доктор».
- Ритмическая пауза «Мы в автобусе сидим».
- С/р игра «Поликлиника».

- Разучивание стихотворения «Прививка».
Цель: формирование положительного отношения к прививкам, развитие речи и памяти детей.
-
Рассматривание альбома «Наши врачи».
Цель: закрепить знания детей о многообразии специалистов – врачей в поликлинике.
-
Д/и «Продолжи определение».
Цель: формирование умения формулировать определения

Декабрь

Мой организм. 

Задачи:

Дать представления об устройстве человеческого организма.
Познакомить детей с понятиями «сердце», «легкие», «желудок», «скелет» и их основными функциями.
Воспитывать у детей интерес к изучению человеческого организма. 

- Д/и «Кто что делает».
Цель: знакомство с функциями органов»
- Задание «Знакомство с работой сердца».
Цель: научить детей определять пульс с лучевой артерии.
- Лепка человеческой фигуры на металлическом каркасе.
Цель: продолжать знакомство с человеческим скелетом и его функциями.
- Дыхательное упражнение «Дровосек».
Цель: развитие органов дыхания у детей.

- Д/и «Кто что делает».
Цель: знакомство с функциями органов.

Январь

Кто с закалкой дружит – никогда не тужит. 

Задачи:

Дать первоначальные представления о закаливании и его значении для человеческого организма.
Закрепить понятия о взаимосвязи закаливания и здоровья.
Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. 

-Беседа:
— Как вы понимаете фразу «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
— Расскажите, как вы закаливаетесь в детском саду и дома?
— А как закаливание влияет на здоровье человеческого организма.
- Физминутка «На зарядке, на заре».

- Чтение рассказа «Волшебный морж».
- Вопросы к детям:
— Как волшебный морж помог Ване закаливаться?
— Как вы думаете, что кроме здоровья, морж помог закалить мальчику?
— Какие правила при закаливании нужно знать?

- Физкультурный досуг «На спортивной площадке».
Цель: создание положительного эмоционального настроя, повышение двигательной активности, развитие чувства товарищества.
-
Инсценировка отрывка из сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: воспитание любви к водным процедурам, развитие творческих способностей детей.
-
Загадки детям.
Цель: знакомство с тем, как животные ухаживают за собой.
-
Рассматривание альбома «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит».
Цель: закрепление знаний о пользе закаливания. 

Февраль

Чтоб здоровой была кожа – за её чистотой следить надо тоже. 

Задачи:

Дать первоначальные представления о кожных покровах человека и животных.
Познакомить с основными функциями кожи.
Воспитывать осознанное желание у детей по уходу за кожей своего тела. 

- Вопросы к детям:
— Ребята, а нужно следить только за чистотой рук?
— Что может случится с Незнайкой, если он не будет мыться?
- Рассказ воспитателя о кожных покровах человека и животных, их значении.
- Ритмическая пауза под музыку «Все ребята любят мыться».
- Загадки детям о средствах гигиены.
- Д/и «Чтобы кожа была здоровой».

- Разгадывание кроссворда «Предметы гигиены».
Цель: закрепить знания детей о предметах гигиены, упражнять детей называть предмет по заданным признакам.
-
Общение «Сколькими способами можно очистить кожу».
Цель: доказать, что любое действие можно выполнить различными способами.
-
Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо».
Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей. 

Март

Сон – лучшее лекарство 

Задачи:

Выявить и закрепить представления детей о сне и его значении.
Сформировать у детей правила подготовки ко сну.
Воспитывать положительное отношение ко сну 

- Вопросы к детям:
— Зачем нужен сон?
— Как вы себя чувствуете, когда не выспались?
— Сколькими способами можно спать?
— А вы знаете, как спят птицы, рыбы, звери?
- Чтение стихотворения И. Токмаковой «Где спит рыбка?»

- Гимнастика после сна «Солнце глянуло в кроватку».
- Д/и «Как готовится ко сну».
- Тренинг «Страшные сны».

- Составление рассказов детьми «Что мне сегодня снилось».
Цель: развивать связную речь детей, учить детей не бояться сновидений.
-
Д/и «Что сначала, что потом».
Цель: закрепить последовательность действий детей перед сном.
-
Тренинг «Страшные сны».
Цель: учить детей не бояться сновидений.
-
Разучивание колыбельных песен.
Цель: развитие памяти и певческих способностей детей 

Апрель

Зелёная аптека. 

Задачи:

Сформировать у детей понятия о взаимосвязи растительного и животного мира.
Закрепить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Воспитывать у детей бережное отношение к миру растений. 

- Вопросы к детям:
— Как нужно себя вести, чтобы оставаться здоровым?
— Как вас лечат дома, если вы вдруг простудились?
— Чем можно вылечить простуду, если лекарства под рукою нет?
- Рассказ Лесовичка о свойствах лекарственных растений.
- Ритмическая гимнастика под музыку «Зверобика».
- Кроссворд от Лесовичка «Зелёная аптека».

- Загадки детям о лекарственных растениях.
Цель: закрепление знаний о лечебных свойствах лекарственных растений.
-
Д/и «что лишнее».
Цель: Развитие умения классифицировать и обобщать предметы по определённому признаку.
-
Общение «Если ты в лесу поранил ногу».
Цель: познакомить детей с основными кровоостанавливающими растениями.
-
Д/и по экологии «Лекарства под ногами».
Цель: расширить знания о лекарственных растениях в жизни человека. 

Май

Игра «Что? Где? Когда?» 

Задачи:

Повторить, обобщить и расширить знания детей, полученные на предыдущих занятиях.
Воспитывать у детей чувство коллективизма. 

- Игра – эстафета «Полезные продукты».
Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах.
-
Д/и с мячом «Виды спорта».
Цель: закрепить в памяти детей названия видов спорта.
-  
Д/и «Что вредно, что полезно».
Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья.
-
Рисование «Любимый герой сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит».
Цель: развивать художественные способности детей.
-
Д/и «Кто что делает».
Цель: знакомство с функциями органов»
-
Общение «Сколькими способами можно очистить кожу».
Цель: доказать, что любое действие можно выполнить различными способами.

6. Организация развивающей предметно — пространственной среды.

      Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства и одним из условий повышения эффективности образовательной деятельности является создание соответствующей возможностям ребенка предметно-развивающей среды, т.е. системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, и становление личности ребенка.

     Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, и другими территориями, предназначенными для реализации программы), материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

           Особенности организации предметно-пространственной среды.

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Помещения ДОУ, предназначенные для детей, оборудованы так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно; художественно-эстетическое оформление вызывает яркие эмоции.

Развитие самостоятельности. Среда отличается вариативностью, состоит из разных площадок (исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Среда меняется в соответствии с интересами и проектами детей (1 р /2 - 3 недели).

Физическое развитие. Среда стимулирует физическую активность, присущее желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в т.ч. спонтанных, дети имеют возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка предоставляет условия для развития крупной моторики. Игровое пространство трансформируется (меняется в зависимости от игры).

     При создании предметно-развивающей среды педагогами ДОУ используется принцип интеграции образовательных областей способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

       Для полноценного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей и психического развития в ДОУ имеются участки для прогулок со специальным оборудованием (физкультурным инвентарем, верандой и т. д.), в помещении — физкультурный зал (включающий оборудование для ходьбы, бега, прыжков, катания, бросания, лазанья, общеразвивающих упражнений), физкультурный уголок в группе, наполненный необходимыми атрибутами для развития физической активности: атрибутами для профилактики плоскостопия (ребристые дорожки, резиновые коврики, мячики с шипами), атрибутами для воздушной гимнастики (султанчики, вертушки, ленточки и.т.д.), гимнастики для глаз (картотека, схемы, таблицы, игровые комплексы), нетрадиционным спортивным оборудованием.

    Музыкальный зал – оснащенный современным оборудованием, комплексом дидактического и наглядного материала, детских музыкальных инструментов. Во всех группах достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, и др.

    В детском саду созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.

        В ДОУ созданы условия для информатизации образовательного процесса. Для этого в групповых и прочих помещениях ДОУ имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, телевизор, проектор, принтеры и т. п.). В ДОУ имеет наличие выхода в сеть Интернет.

Компьютерно-техническое оснащение ДОУ используется для различных целей:

– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;

– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;

– для предоставления информации о ОО программе семье;

– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.

7. Распорядок и режим дня.

       Правильный распорядок дня - рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

       Распорядок дня включает:

Прием пищи: завтрак (2-ой завтрак), обед, полдник, ужин.

Ежедневная прогулка не менее 4 - 4,5 ч. Прогулку организуют 2 раза в день: в1-ую половину - до обеда и во 2-ую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Зимой при температуре воздуха ниже -15°C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при темпера туре воздуха ниже -15°C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже -20°C и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.

Дневной сон. Общая продолжительность суточного сна 12 - 12,5 ч., из которых 2,0 - 2,5 ч. отводится дневному сну.

Самостоятельная деятельность детей 3 - 8 лет (игры, подготовка к ООД, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3 - 4 ч.

ООД. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста:  старшая гр. (5 - 6 лет) - 6 ч. 15 мин., подг. гр. (6 – 7 лет) - 8 ч. 30 мин. Продолжительность непрерывной ООД для детей 5 – 6 лет - не более 25 мин., а для детей 6 – 7 лет - не более 30 мин. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в 1-ой половине дня в старшей и подготовительной: 45 мин. и 1,5 ч. соответственно.

   Условием реализации Программы, в соответствие с СанПиН, является распорядок дня, который включает компоненты: прием пищи; ежедневная прогулка детей; дневной сон; самостоятельная деятельность детей; ООД; каникулы; труд (для детей старшего возраста); разные формы двигательной активности; закаливание детей; занятия по дополнительному образованию. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в ДОУ. При осуществлении режимных моментов учитываются возрастные психофизиологические, индивидуальные особенности (длительность сна, вкусовые предпочтения, характер, пр.).

      Задача педагога - создавать положительное настроение у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

     Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Особое внимание уделяется закаливанию и соблюдению гигиенических требований к температурному, воздушному и световому режиму в помещении группы. Педагог внимательно следит за позой каждого ребенка и условиями его деятельности; столы и игровые модули располагались близко к окнам, свет падает слева; соблюдается контроль за соответствием высоты мебели росту детей, своевременная смена столов, стульев. Режим строится в строгом соответствии с требованиями СанПиНа.

8. Используемые источники:

1. Авдеева Н.Н., О.Л.Князева. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСВО-ПРЕСС”, 2003.

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.,2000.

3. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет..М.,2006.

4. Гунн Г.М., Современные технологии проблемы охраны здоровья.[Текст]: учебное пособие/ Г.М.Гунн. – Спб.2000.

5. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.Ю,2004.

6. Картушина М.Ю., Праздники здоровья для детей 5-6 лет. [Текст]: сценарии для ДОУ/ М.Ю. Картушина - М.: ТЦ Сфера, 2010.

7. Кудрявцев В.Т,Егоров Б.В. Развивающая педагогика оздоровления/ Программно-методическое пособие. М.,2002.

8. Леонов Е.В. Морма М.В. Дыхательная гимнастика. Двигательная разминка в кругу. // Психология в детском саду. 2001.,№1-2.

9. Ноткина Н.А., Кузмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно- психического развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб., 1998.

10. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Золотая рыбка", утвержд. приказом заведующего от 30.08.2019г. № 85-о.

11. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6 – е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.

12. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду.М.,2000.

13. Семаго М.М. Психолого-медико- педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. М.,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по здоровьесбережению "Здоровые дети"

Предназначена для инструкторов по физической культуре в ДОУ...

Рабочая программа по здоровьесбережению для дошкольников с 5 до 7 лет"Мое здоровье".

    В нашем современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. В связи с нынешними условиями природо — социальной и экологичес...