Организация активного отдыха в доу в летний период
консультация
консультация для педагогов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда детский сад №124
Консультация для воспитателей ДОУ
«Организация активного отдыха в летний период»
Воспитатель:
Коршунова Д.И.
Калининград, 2024г.
Консультация для воспитателей ДОУ
«Организация активного отдыха в летний период»
Подготовила: Воспитатель Коршунова Д.И.
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летней оздоровительной работы.
Организация деятельности детей в ДОУ в летнее время имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.
Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение двигательной активности, обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма и так далее.
Центральное место занимает режим дня. Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.
Вся деятельность детей в летний период переносится на улицу. Началом успешного дня является утро радостных встреч. Научите детей встречать грядущий день с улыбки и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением на весь день.
В летний период в ДОУ особое место отводится физкультурно- оздоровительной работе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщается активной двигательной деятельностью, проводимой на открытом воздухе, появляется возможность более эффективно использовать в системе физического воспитания оздоровительную силу природы.
Организуются следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика,
- физкультурные занятия,
- элементы физического воспитания в режиме дня (самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры),
- закаливающие процедуры,
- совместная и самостоятельная деятельность (различные игры с использованием физкультурного оборудования),
- прогулки по территории ДОУ (пешие походы, оздоровительный бег, игры).
Работа в летний период проводится через следующие формы организации детей:
- специально организованная деятельность детей – занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые знания, устанавливают причинно- следственные связи;
- совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, разучивание стихов, тренинги, чтение художественной литературы, обыгрывание
различных ситуаций, игры, в процессе которых закрепляются знания, полученные в процессе организованной деятельности.
Утренняя гимнастика должна проводиться на спортивной площадке или участке. Гимнастика повышает мышечный тонус и создаёт положительный эмоциональный настрой. Одно из основных требований – утренняя гимнастика не должна носить принудительного характера. Чтобы гимнастика проходила интересно, динамично, необходимо широко использовать музыкальное сопровождение, спортивный инвентарь, привлекательные атрибуты (платочки, ленточки, флажки и т.п. – для коллективного выполнения движений). Содержание утренней гимнастики зависит от возраста детей (имеющихся у них двигательных навыков), условий проведения и планируемой двигательной деятельностью в течение дня. Детей младшего возраста следует упражнять в правильном использовании оборудования, применении навыков ориентировки в пространстве (на участке, спортивной площадке). Для старших дошкольников важно, чтобы они могли реализовать свои интересы в спортивных играх и упражнениях, проявляя имеющиеся у них двигательные способности и всячески развивая их.
Мероприятия активного отдыха (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья) в ДОУ должны проводиться еженедельно. Активная и многообразная двигательная деятельность детей длительное пребывание на открытом воздухе способствует укреплению здоровья, повышению функциональных и адаптационных возможностей организма, совершенствованию двигательных умений и навыков, развитию двигательных и психических особенностей, функционированию положительных эмоциональных состояний, воспитанию потребности в реализации двигательных возможностей.
На лето оставляется план оздоровительной работы. Затем приступают к планированию отдельных мероприятий: разработке сценариев физкультурных досугов, дней здоровья, содержание которых строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, нравственному, эстетическому воспитанию детей и зависит от времени года, условий проведения, а также от возраста и уровня подготовленности детей.
В содержание физических досугов, продолжительность которых, в зависимости от возраста детей, составляет от 20 до 50 минут, рекомендует включать в себя упражнения, освоенные детьми на физических занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности (в том числе подвижные игры, эстафеты, аттракционы).
Физкультурные праздники являются своеобразной формой демонстрации движений детей в различных видах физических упражнений и проявление двигательных и психологических качеств. На праздниках используются не только разнообразные двигательные задания, но и танцы, песни, стихи, загадки и т.п. продолжительность праздника составляет от 60 до 90 мин., поэтому при планировании следует предусматривать такое
чередование материала, которое позволяет обеспечить оптимальную физическую и эмоциональную нагрузку исходя из подготовленности детей. Рекомендуется заранее продумать формы поощрения детей, при этом наиболее целесообразными в воспитательном отношении считаются коллективные награды.
День здоровья характеризуется тем, что отменяются все занятия, режим дня насыщается активной двигательной и творческой деятельностью. Целесообразно организовать и провести несложные спортивные соревнования, туристические походы, прогулки за пределы детского сада, физкультурный праздник или досуг. Нередко в этот день детям в театрализованной форме сообщаются те или иные гигиенические знания, в форме игры закрепляются гигиенические навыки. Деятельность дошкольников не ограничивается участием в различных физкультурно- оздоровительных мероприятиях: имеют место различные формы трудовой (коллективная уборка территории детского сада, работа по уходу за растениями на участке и др.), а также творческой (конкурсы танцоров, художников, певцов, музыкантов, чтецов и др.) деятельности.
При организации физкультурного досуга или праздника, для повышения эмоционального фона рекомендуется красочное оформление мест их проведения (спортивного зала или площадки) в соответствии с содержанием мероприятий активного отдыха, а также использование музыкального сопровождения и соблюдение определенных ритуалов (например, торжественных церемоний открытия и закрытия с выносом вымпелов соревнующихся команд, парада и представления участников, приветствия команд и зрителей, показательных выступлений юных спортсменов и т.п.).
Подготовка к участию в мероприятиях активного отдыха проводится в процессе всей работы с детьми и заключается в разучивании упражнений, подвижных игр, эстафет на физкультурных занятиях и их закреплении во время прогулок и утренней гимнастики. Однако некоторые игры, эстафеты и аттракционы, а также несложные по структуре упражнения могут применяться без предварительного ознакомления с ними, как сюрпризный момент.
Лето – самый благоприятный период для укрепления физического и психического здоровья и развития детей. Необходимо максимально использовать оздоравливающий и развивающий потенциал этого времени года.
Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом.
Какие формы работы могут соответствовать этим условиям?
Игровые часы. Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши часто не знают таких игр, как «Бояре» и т.д. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащают детский досуг.
Игры и развлечения – непременные спутники жизни каждого ребёнка. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие, ролевые, строительные, музыкальные, театрализованные игры, игры-пантомимы и т.д. Именно летом предоставляются наиболее благоприятные возможности для разнообразной игровой деятельности детей, развития и расширения их творческих способностей.
Игры-путешествия. Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные игры и задания.
Музыкальные часы. Это время самой разнообразной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и. д.
Кружки. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки.
Выставки. К организации выставки можно привлечь как детей, так и родителей.
В летнее время большое внимание должно быть уделено чтению художественной литературы, рассказыванию сказок, организации игр-драматизаций.
Лето – благоприятный период для реализации программных задач по ОБЖ и формированию у воспитанников культурно-гигиенических навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Организация активного отдыха в летний период»
Консультация для воспитателей. Тема: «Организация активного отдыха в летний период»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Организация активного отдыха в летний период»
В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщаетс...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Организация активного отдыха в летний период»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Организация активного отдыха в летний период»...

Консультация для родителей Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период
Консультация для родителей Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период...

«Прогулка как одна из форм организации активного отдыха детей с ОВЗ в период пребывания в оздоровительном лагере»
Активный отдых...
Консультация для родителей "Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период"
Зима – веселое время года: здесь и катание с горок, и коньки-санки-лыжи, и битвы в снежных крепостях. Всем детям по душе зимние забавы, но взрослым необходимо подключить фантазию и воображение, ...
Организация активного отдыха в летний период
Организация активного отдыха в летний период...
