Картотека игры с водой
опыты и эксперименты (младшая группа)
Цель:
1.Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;
2. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи;
3.Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия ребенка;
Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:
1.Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).
2.Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.
3.Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).
4.Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА «ИГРЫ С ВОДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА» Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей. Цель: 1.Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме; 2. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи; 3.Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия ребенка; Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи: 1.Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию). 2.Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире. 3.Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре). 4.Расширяем и обогащаем словарный запас малыша. | Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей - шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество. Оборудование для игр с водой: ∙ стол для игр с водой или таз; ∙ бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.) ∙ пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола). ∙ разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды; ∙ игрушки и приспособления для игры с водой; ∙ природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди); ∙ удочки-игрушки; ∙ ложки, половники; ∙ пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д. ; ∙ стаканчики; ∙ набор резиновых игрушек; ∙ игра рыбалка; ∙ ситечки, пинцеты, сачки; ∙ водоплавающие свечи; ∙ трубочки; губки; краски. |
«Выжми мочалку» Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка. Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое. Игра развивает мелкую моторику. «Кораблики» Необходимый инвентарь: тазик, бумага. Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего ребёнок повторит ваши действия. Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата. «В час по чайной ложке» Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка. Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно. Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный. «Налил – вылил» Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан. Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий. Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества. | «Шарики в воде» В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика. Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка. Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде. «Дождик» Необходимый инвентарь: лейка. Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки. Дождик, дождик! Лейся пуще! Пусть растёт пшеница гуще! Лейся, лейся, как река! Будет белая мука! Игра способствует развитию речи «Тонет – не тонет» Необходимый инвентарь: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д. В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет» Тонет сразу Тонет после намокания Не тонет. |
«Взбивание пены» Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка. Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет. Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки. Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки. «Сквозь сито» Необходимый инвентарь: стакан, сито. Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества. «Поплывёт или утонет» Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности. В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика. | «Рыбалка» — Рыболов, какую рыбку Ты поймал нам на обед? Отвечает он с улыбкой: — Это вовсе не секрет! Я сумел поймать пока Два дырявых башмака! Необходимый инвентарь: тазик с водой, сачок, аквариумные рыбки. Наливаем в тазик воды, даем ребенку сачок для ловли аквариумных рыбок или небольшое ситечко для игр с песком. В воду бросаем небольшое количество мелких игрушек и предлагаем выловить сачком как можно больше «рыбок». Можно дать конкретное задание: «Поймай синий (или красный, или желтый) шарик», «Вылови из водички уточку», «Поймай 1 (2,3) рыбки» и т. д. «Считалочка – купалочка» Необходимый инвентарь: ванночка с водой, игрушка Художественное слово Варим кашу для малышек, (Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».) Тесто делаем для пышек, (Месим воду, как тесто.) Сладким чаем угощаем, (Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.) Ну а после – отдыхаем! В ванночку – бултых! Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся. |
«Кто живёт в воде» Необходимый материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист Художественное слово Водяные человечки Целый день плескались в речке. А потом залезли в тазик Искупаться ещё разик. В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков. «В час по чайной ложке" Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка. Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно. Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный. | «Водонос» Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки. Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку. Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и Сравните, в какой банке воды окажется больше. Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится. «Весёлые кораблики» Необходимый инвентарь: тазик с водой, бумажные лодочки и кораблики (техника оригами). Вместе с детьми опустить кораблик в воду, наблюдать как кораблик ведёт себя на поверхности воды. Объяснить: для того что бы кораблик двигался нужно дуть на него. Можно дуть по - разному: плавно и сильно. |
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ВОДОЙ Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, делать поделки и др.). Игры с водой надо проводить в тёплом помещении, со здоровым ребёнком не более 7-10 минут, после игры насухо вытереть полотенцем и предложить другие игры (пальчиковые, нанизывание и др.). Для обогащения словаря ребёнка сопровождать эти игры песенками, потешками, игрушками, ознакомлением со свойствами предметов. Любую потешку можно обыграть с пальчиками: в воде, в сухом бассейне, сделать массаж, пальчиковую гимнастику («Сорока-сорока», «Ладушки» и др.). Во время игр обогащать словарь и развивать речь детей. Показывать картинки, игрушки, задавать вопросы: кто, что, какие, что делают, как кричат, для чего нужны. Детей постарше учить запоминать короткие стихи, говорить не сокращая слова, не заменяя на звукоподражания. | 1. Игра «Водичка» ( хлопают руками по воде, таз с тёплой водой) Хлюп-хлюп ручками, Тут водичка булькает, Тут водичка пенится. Расскажите детям о свойствах воды: какая она, что делает. Выучите потешку «Водичка-водичка». 2. Игра «Семья» (делают пальчиковую гимнастику в тазу с холодной водой) Тарарам-тарарам! Кто явился в гости к нам? Посмотри-ка поскорей На любимых на гостей: Дедушка, бабушка, папа, мама, я- Вот и вся моя семья. (опускают руки в тёплую воду, вытирают, проводят пальчиковую игру ещё раз, рассказывают какие кто по характеру, кто, что делает) 3. Игра «Моем овощи и фрукты» (в тазу с холодной водой или перекладывают кусочки льда, затем в тёплой) Огурец – раз, огурец – два, Помидор – раз, помидор – два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. 4. Игра «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То закружатся в воде. |
5.Игра «Медуза» Исходное положение (И. П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П. 6.Игра «Морская звезда» И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны. 7.Игра «Рак» И. П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец. Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал. Мне ответил рак: Привет! И подал клешню в ответ. 8.Игра «Рыбка» И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде. Рыбки-малютки По морю плывут, Скачут, резвятся и хвостиком бьют. 9.Игра «Дельфин» И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой. Дельфин – малыш Приплыл ко мне, Он покатает на спине! | 10.Игра «Акула» И. П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами. Вот зубастая акула Мне хвостом своим махнула. 11.Игра «Маленькая лодочка» И. П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку. Мы на лодочке вдвоем К бабе в гости поплывем. 12.Игра «Пароход» И. П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба. Пароход плывет вперед, Нам подарки он несет. 13.Игра «Дождь» И. П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды. Дождь полил, как из ведра, Будет лить он до утра. 14.Игра «Волны» И. П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны. Волны по морю гуляют И кораблик подгоняют. |
15. Игра « Пароход» Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка. И. П. - Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх. 16. « Разговор двух рыбок» И.П. - Две ладошки покачиваются из стороны в стороны друг напротив друга. Правая ладонь вверх – вниз ребром, левая ладонь вверх – вниз ребром Наклоны головой Круговые движения кистями рук, Правая рука сжимается в кулак и разжимается, Левая рука сжимается в кулак и разжимается (в воде) В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала - Здравствуй! - Здравствуй! Как дела? - На рыбалке я была. Я удила рыбака, Дядю Петю-чудака. - Где же твой рыбак? Попался? - Нет! Ушёл хитрец! Сорвался! | 17. Игра « Капитан» И.П.- Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, Я плыву на лодке белой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека: "Игры с водой"
картотека по познавательно-исследовательской деятельности "Игры с водой"...
Картотека "Игры с водой"
Картотека "Игры с водой"...

Картотека игры с водой
Формирование познавательного интереса к окружающему миру путем организации совместной экспериментальной деятельности....

Картотека " Игры с водой".
Игры водой вегда привлекают детей, данная картотека поможет родителям и педагогам делать эти игры еще увлекательнее!!!...



