Картотека игры с водой
опыты и эксперименты (младшая группа)

Власова Наталья Николаевна

Цель:

1.Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;

2. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи;

3.Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия ребенка;

 

Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:

 

1.Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).

2.Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

3.Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

4.Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры с водой29.74 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА «ИГРЫ С ВОДОЙ

ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребёнок – это вода. Игры с водой – один из самых приятных способов обучения.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей.

Цель:

1.Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;

2. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи;

3.Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия ребенка;

Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:

1.Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).

2.Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. В процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

3.Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

4.Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей - шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Оборудование для игр с водой:

 стол для игр с водой или таз;

 бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)

 пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола).

 разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды;

 игрушки и приспособления для игры с водой;

 природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);

 удочки-игрушки;

 ложки, половники;

 пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д. ;

 стаканчики;

 набор резиновых игрушек;

 игра рыбалка;

 ситечки, пинцеты, сачки;

 водоплавающие свечи;

 трубочки; губки; краски.

 «Выжми мочалку»

Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка.

Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.


«Кораблики»

Необходимый инвентарь: тазик, бумага.

Налейте в тазик немного воды. Покажите ребёнку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего ребёнок повторит ваши действия.

Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.


«В час по чайной ложке»

Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

«Налил – вылил»

Необходимый инвентарь: ёмкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать её в другой. Предоставьте ребёнку свободу действий.

Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.

«Шарики в воде»

В такой игре – эксперименте тренируется мелкая моторика.

Необходимый инвентарь: две глубоких тарелки или два небольших тазика, несколько теннисных шариков, ситечко с ручкой, салфетка или губка.

Поставьте на стол две глубоких тарелки, одну из которых наполните водой и опустите в неё шарики.

Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде.

«Дождик»

Необходимый инвентарь: лейка.

Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребёнку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Дождик, дождик! Лейся пуще!

Пусть растёт пшеница гуще!

Лейся, лейся, как река!

Будет белая мука!

Игра способствует развитию речи


«Тонет – не тонет»

Необходимый инвентарь: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.

В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»

Тонет сразу

Тонет после намокания

Не тонет.

«Взбивание пены»

Необходимый инвентарь: тазик с водой, венчик, пена для ванны или жидкое мыло, губка или салфетка.

Ребёнок наливает немного мыла или пены в ванну и помощью венчика взбивает пену. Смотрит, достаточно мыла добавлено в тазик. Если нет, ещё немного добавляет.

Когда эксперимент закончен, он выливает воду в ведро. Капли воды на столе и мокрый тазик вытирает с помощью губки или салфетки.

Этот эксперимент также полезен для развития мускулатуры кисти руки.


«Сквозь сито»

Необходимый инвентарь: стакан, сито.

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.



«Поплывёт или утонет»

Поставьте перед ребёнком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую или деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.


«Рыбалка»

— Рыболов, какую рыбку

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

— Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока

Два дырявых башмака!

Необходимый инвентарь: тазик с водой, сачок, аквариумные рыбки.

Наливаем в тазик воды, даем ребенку сачок для ловли аквариумных рыбок

или небольшое ситечко для игр с песком. В воду бросаем небольшое количество мелких игрушек и предлагаем выловить сачком как можно больше «рыбок».

Можно дать конкретное задание: «Поймай синий (или красный, или желтый)

шарик», «Вылови из водички уточку», «Поймай 1 (2,3) рыбки» и т. д.

«Считалочка – купалочка»

Необходимый инвентарь: ванночка с водой, игрушка

Художественное слово

Варим кашу для малышек,

(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)

Тесто делаем для пышек,

(Месим воду, как тесто.)

Сладким чаем угощаем,

(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)

Ну а после – отдыхаем!

В ванночку – бултых!

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

«Кто живёт в воде»

Необходимый материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски, альбомный лист

Художественное слово

Водяные человечки

Целый день плескались в речке.

А потом залезли в тазик

Искупаться ещё разик.

В песочнице живут песочные человечки, а в воде (в море, в озере, в речке, а также в ванночке и в тазике) обитают водяные человечки. С водяными человечками тоже очень интересно играть. Они могут быть такими, как на картинке. Но можно и самим придумать водяных человечков и нарисовать их в альбоме. Дайте малышу синий и голубой карандаши или акварельные краски и попросите его самостоятельно нарисовать своих водяных человечков.

«В час по чайной ложке"

Необходимый инвентарь: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

«Водонос»

Необходимый инвентарь: тазик с водой, две или три банки, деревянные палочки.

Поставьте перед ребенком тазик с водой. Рядом положите чайную ложку,

столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.

Предложите ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и

Сравните, в какой банке воды окажется больше.

Спросите, чем зачерпнуть вообще не получится. 

«Весёлые кораблики»

Необходимый инвентарь: тазик с водой, бумажные лодочки и кораблики (техника оригами).

Вместе с детьми опустить кораблик в воду, наблюдать как кораблик ведёт себя на поверхности воды. Объяснить: для того что бы кораблик двигался нужно дуть на него. Можно дуть по - разному: плавно и сильно.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ВОДОЙ

Игры с водой помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев рук, повысить их работоспособность, увеличить объём активных движений, что создаёт основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков (умения пользоваться ножницами, карандашом, делать поделки и др.).

 Игры с водой надо проводить в тёплом помещении, со здоровым ребёнком не более 7-10 минут, после игры насухо вытереть полотенцем и предложить другие игры (пальчиковые, нанизывание и др.). Для обогащения словаря ребёнка сопровождать эти игры песенками, потешками, игрушками, ознакомлением со свойствами предметов. Любую потешку можно обыграть с пальчиками: в воде, в сухом бассейне, сделать массаж, пальчиковую гимнастику («Сорока-сорока», «Ладушки» и др.). Во время игр обогащать словарь и развивать речь детей. Показывать картинки, игрушки, задавать вопросы: кто, что, какие, что делают, как кричат, для чего нужны. Детей постарше учить запоминать короткие стихи, говорить не сокращая слова, не заменяя на звукоподражания.

1. Игра «Водичка» ( хлопают руками по воде, таз с тёплой водой)

Хлюп-хлюп ручками,

Тут водичка булькает,

Тут водичка пенится.

Расскажите детям о свойствах воды: какая она, что делает. Выучите потешку «Водичка-водичка».

2. Игра «Семья» (делают пальчиковую гимнастику в тазу с холодной водой)

Тарарам-тарарам!

Кто явился в гости к нам?

Посмотри-ка поскорей

На любимых на гостей:

Дедушка, бабушка, папа, мама, я-

Вот и вся моя семья.

(опускают руки в тёплую воду,  вытирают, проводят пальчиковую игру ещё раз, рассказывают какие  кто по характеру, кто, что делает)

3. Игра «Моем овощи и фрукты» (в тазу с холодной водой или перекладывают кусочки льда, затем в тёплой)

Огурец – раз, огурец – два,

Помидор – раз, помидор – два,

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

4. Игра «Рыбки»    

Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То закружатся в воде.

5.Игра «Медуза»

Исходное положение (И. П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П.

6.Игра «Морская звезда»

И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

7.Игра «Рак»

И. П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.

Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.

Мне ответил рак: Привет!

И подал клешню в ответ.

8.Игра «Рыбка»

И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

9.Игра «Дельфин»

И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой. Дельфин – малыш Приплыл ко мне, Он покатает на спине!

10.Игра «Акула»

И. П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

Вот зубастая акула Мне хвостом своим махнула.

11.Игра «Маленькая лодочка» И. П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку. Мы на лодочке вдвоем К бабе в гости поплывем.

12.Игра «Пароход» И. П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба. Пароход плывет вперед, Нам подарки он несет.

13.Игра «Дождь» И. П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды. Дождь полил, как из ведра, Будет лить он до утра.

14.Игра «Волны» И. П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны. Волны по морю гуляют И кораблик подгоняют.

15. Игра « Пароход» 

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

И. П. - Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх.

16. « Разговор двух рыбок» И.П. - Две ладошки покачиваются из стороны в стороны друг напротив друга. Правая ладонь вверх – вниз ребром, левая ладонь вверх – вниз ребром Наклоны головой Круговые движения кистями рук, Правая рука сжимается в кулак и разжимается, Левая рука сжимается в кулак и разжимается (в воде)

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала

 - Здравствуй!

 - Здравствуй! Как дела?

- На рыбалке я была.

 Я удила рыбака, Дядю Петю-чудака.

 - Где же твой рыбак? Попался?

 - Нет! Ушёл хитрец! Сорвался!

17Игра « Капитан»

И.П.- Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу,
слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на
волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту
стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и
помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами,
прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней
показать, как рыбы плывут в воде.

Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека «Игры с водой дома» (к проекту)

Материал для родителей по играм с водой дома...

картотека: "Игры с водой"

картотека по познавательно-исследовательской деятельности "Игры с водой"...

Картотека "Игры с водой"

Картотека "Игры с водой"...

Картотека игры с водой

Формирование познавательного интереса к окружающему миру путем организации совместной экспериментальной деятельности....

Картотека " Игры с водой".

Игры  водой вегда привлекают детей, данная картотека поможет родителям и педагогам делать эти игры еще увлекательнее!!!...