Проект "Лимон-волшебник"
проект (подготовительная группа)

Тасакова Татьяна Леонидовна

Интересно, чем же полезен лимон при простуде? Какими  полезными свойствами обладает лимон и есть ли у него другие достоинства? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл limon-volshebnik.docx33.03 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательский проект

«Лимон - волшебник».

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Лимон-волшебник»

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Ребёнок в дошкольном возрасте познаёт мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на мир широко открытыми глазами. Детям всё интересно, их всё манит и привлекает, их познавательные способности, которые можно выразить девизом: «Хочу всё знать!». Желание получать новые впечатления, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Наблюдая за детьми, я обратили внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, и это отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другим видам деятельности. Поэтому возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Цель проекта: Расширение знаний детей о полезных свойствах лимона для здоровья человека, его применении в быту, парфюмерии, кулинарии.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении

- формирование у детей диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта;

- расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

-расширение детского кругозора;

- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

По продолжительности: краткосрочный.

Объект исследования: лимон.

Предмет исследования: неживая природа.

Проблема: Многие люди испытывают зимний и весенний авитаминоз,

т. е. нехватку витаминов. Хорошим профилактическим средством являются лимоны. Они не теряют свои полезные свойства в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина «С» (аскорбиновой кислоты, которая поддерживает наш организм в рабочем состоянии, укрепляет иммунитет). И это лишь одно из достоинств этого «чудо–фрукта»! Когда кто-то болеет, то всегда пьют чай с лимоном. Интересно, чем же полезен лимон при простуде? (убивает микробы в организме человека). Какими ещё полезными свойствами обладает лимон и есть ли у него другие достоинства? Чем же еще полезен и интересен лимон?

     Растёт на дереве лимон –

По витаминам чемпион.

И тот, кто любит чай с лимоном,

Стать может тоже чемпионом.

Актуальность.

Лимон – один из основных источников витамина «С», его применение укрепляет иммунную систему человека, повышает эластичность кровеносных сосудов, помогает очистить организм от токсинов – веществ загрязняющих и ослабляющих организм, и самое важное - лимон предотвращает авитаминоз!

Мы очень любим чай с лимоном! Считаем, что этот фрукт добавляет чаю аромат и прибавляет нам сил и бодрости!И мы задумались: чем ещё полезен лимон, где и как его ещё можно применить?

Мы поставили перед собой цель: изучить полезные и необычные свойства лимона.

Необходимо было решить ряд задач: изучить литературу о лимоне и его свойствах;

провести серию опытов по изучению удивительных и волшебных особенностей лимона.

Лимон — вечнозелёное, многолетнее растение высотой от 3 до 7 метров. Лимон относится к цитрусовым растениям.Его ближайшие родственники: апельсин, мандарин, помела, грейпфрут, лайм. Родиной лимона принято считать Индию. Известно, что войска Александра Македонского привезли лимоны из Индии в Европу. Лимоны были очень дорогими, практически на вес золота.

В Россию лимон был завезён из Турции во времена Петра 1. Богатые люди выписывали лимоны из Голландии, а доставляли их в Россию в солёном виде.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:  Подготовка материалов для проведения исследовательской работы: сбор дополнительной информации о лимоне, его свойствах, подбор литературы, посуды, инструментов для организаций опытной деятельности.

Основной этап:  Опыты с лимоном; Чтение художественной и научной литературы.

Заключительный этап:  Демонстрация фотоальбома «Наши опыты с лимоном»

Применение.

Древние китайцы использовали лимон с целью привлечения хорошей энергетики в дом и изгнания духов. Древние греки для борьбы с молью клали дольки лимона между складками одежды и были спокойны за свои вещи.

Лимон спасает от простуды, улучшает память и внимание. Лимон используют для отбеливания кожи лица. Полезен он для рук и ногтей. Полоскания раствором лимонного сока освежают и дезинфицируют полость рта. Чтобы придать блеск потускневшим волосам, их можно ополоснуть водой, в которую добавлен лимонный сок. Если в вашем доме завелись муравьи, не паникуйте! Смажьте лимонным соком их «любимые места» и муравьи забудут дорогу в ваш дом. Можно спасти пересоленное блюдо, добавив в него немного лимонного сока. И еда становится не только вкусной, но и полезной.

Лимонный сок ещё добавляют в лимонады и другие напитки. А лимонную кислоту кладут во многие кулинарные изделия. Помните! Самое неполезное в лимоне — это косточки. Они могут спровоцировать сильное выделение желчи и аллергическую реакцию. А самое полезное — белая прослойка. В ней больше всего витамина С.

В мире много неизвестного и, конечно, интересного. Что за чудо наш лимон, приглашает в гости он!

 Проведём опыты.

Опыт №1 «Спасательный жилет».

Оборудование: Две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен).

Ход проведения: Опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно, а лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.

Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.

Опыт №2 «Получаем лимонный сок».

Оборудование: Лимон, марля, соковыжималка, ситечко.

Ход проведения: Для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.

Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.

Опыт №3 «Лимон надувает воздушный шар».

Оборудование: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса (или лимонная кислота, воздушный шарик, стакан и бутылка, воронка.

Ход проведения: Наливаем в бутылку воду и добавляем лимонную кислоту. В воздушный шарик, с помощью воронки насыпаем соду и надеваем шарик на горлышко бутылки и постепенно выпрямляем шарик.

Что происходит? Пищевая сода и сок лимона, смешанный с лимонной кислотой, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.

Опыт №4«Чай с лимоном»

Цель: Узнать, как лимон действует на натуральный краситель содержащийся в чае, который меняет цвет наших зубов.

Оборудование: Чайник с заваренным чаем, два стакана, лимон.

Ход проведения: Мы взяли 2 стакана и налили в них крепкий чай. После этого, положили в один из стаканов кусочек лимонаЛимон обесцветил чайную окраску.

Вывод: Благодаря своим свойствам, а именно содержанию лимонной кислотылимон обесцветил чай, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенка.

Опыт №5. «Лимон-пятновыводитель»

Цель: узнать, как «ведет себя» лимон с пятнами на ткани, одежде.

Оборудование: йод, ватные диски, лимон.

Ход проведения: На ватный диск мы капнули йод. Затем на него выдавили лимонный сок. Через некоторое время пятнышко стало исчезать.

Вывод: лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ.

Опыт № 6«Извержение вулкана»

Оборудование: лимон, сода, пластиковый поддон, красный пищевой краситель, моющее средства, макет вулкана.

Ход проведения: Разрезаем лимон пополам и выжмем сок. Смешиваем в «жерле вулкана» пищевой краситель, моющее средство, теперь добавьте туда соду и добавляем сок лимона. Вот и наш вулкан проснулся!

Вывод: при соединении соды и уксуса начинается бурная реакция с выделением углекислого газа (жидкость для мыться посуды добавляется, чтобы усилить пенообразование, а краситель - для более эффектного цвета, напоминающего лаву).

Опыт №7 «Лимонад»

Цель: Узнать, что произойдет, если соединить соду, лимонный сок и воду.

Оборудование: стакан воды, пищевая сода, лимонный сод.

Ход проведения: В стакан с водой добавили немного лимонного сока, после этого всыпали туда пищевой соды. При соединении этих ингредиентов произошла «шипучая реакция».

Вывод: При взаимодействии соды и лимонного сока, создается реакция, с помощью которой при добавлении воды можно готовить лимонад.

Заключение.

Наши опыты показали, что лимон обладает волшебными свойствами! Предлагаю и вам начать исследовать чудо-фрукт, но прежде — выпейте чай с лимоном - зарядитесь энергией и хорошим настроением!

Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В ходе проведенной работы мы изучили роль лимона в жизни человека, выделили его полезные свойства, узнали его историю. Лимонные свойства многогранны. Лимон служит как профилактическое, отбеливающее, ароматизирующее, общеукрепляющее вещество. Лимон имеет широкое применение как в кулинарии, косметологии, в быту. Опытным путем мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что лимон не только полезен для здоровья, но имеет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами и может активно использоваться человеком в разных видах деятельности. Поистине, лимон полезный фрукт, таинственный фрукт, волшебный и загадочный фрукт

Список литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

2. Киселева Л. С. Проектныйметод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М.: АРКТИ, 2006. - 96 с.

3. Куликова В. Н. - "Лимон - природный целитель.Издательство: АСТ, 2009 г.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М.: АРКТИ, 64 с.

5. Шайденкова Л. В, Гаврилов Г. С. Лимон. Выращивание. Уход. Разведение.Издательство: Харвест, 2006 г.