Конспект утренней гимнастики ДЭ
план-конспект занятия (средняя группа)

Захарова Александра Эдуардовна

конспект утренней гимнастики в виде технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennyaya_gimnastika.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект утренней гимнастики для детей средней группы (4-5 лет)

Тема: "Путешествие по Северному краю"

Задачи:

  1. Оздоровительные:
  • Укрепление мышц стопы и свода, профилактика плоскостопия через специальные упражнения и использование массажных поверхностей.
  1. Образовательные:
  • Закреплять умение выполнять ОРУ (исходные положения, чёткость движений, координация).
  1. Воспитательные:
  • Формировать уважение к традициям и культуре коренных народов Севера.

Оборудование):

  • Массажные дорожки, мешочки с песком или крупой, гимнастические коврики, Аудиозапись звуки природы Севера
  • "Чум" - Стулья, покрытые тканью, или дуга для подлезания.

Ход гимнастики:

I. Вводная часть (3-4 мин) - "Встречаем Северное утро"

  • Цель: Организовать детей, настроить на занятие, "разогреть" мышцы и суставы, подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Создать положительный эмоциональный настрой и погружение в тему.
  • Построение: Дети свободно располагаются по залу. "Ребята, сегодня мы с вами отправимся в далекий и холодный, но очень красивый Северный край! Встаньте удобно, как жители тундры на просторе."
  • Ходьба обычная: "Идем по мягкому ягелю - любимому корму оленей" (Спина прямая, подбородок приподнят, смотрим вперед, шаг спокойный). Обратить внимание на осанку.
  • Ходьба на носках: "А теперь высокие снежные сугробы! Тянемся к самому северному сиянию!" (Руки плавно поднимаем вверх, смотрим на кончики пальцев, стопа напряжена, колени прямые).
  • Ходьба на пятках: "А вот твердый наст (корка льда на снегу). Идем осторожно, чтобы не провалиться" (Руки на поясе, спина прямая, стопа активно работает).
  • Ходьба с высоким подниманием колена: "Перешагиваем через кочки в тундре!" (Руки работают энергично, как при ходьбе на лыжах, колено поднимаем высоко, стопа при этом тянется вниз).
  • Легкий бег: "Легкий бег резвых оленят по тундре!" (Бег на носках, бесшумный, руки согнуты в локтях, работают вдоль тела. Темп средний, не быстрый!).
  • Ходьба с восстановлением дыхания: "Остановились, глубоко вдыхаем чистый, морозный северный воздух!" (Руки плавно через стороны вверх - глубокий вдох носом, медленно опускаем вниз - длительный выдох ртом (как "паровозик" или "согреваем ладошки"). Повторить 2-3 раза).
  • Перестроение врассыпную для ОРУ: "А теперь давайте потренируемся быть ловкими и сильными, как настоящие северяне! Найдите свое место на коврике (или просто удобное место)."

II. Основная часть (8-10 мин) - "Северная зарядка для ловких и сильных"

  • Цель: Решение основных оздоровительных и образовательных задач: укрепление мышц (особенно стопы), развитие физических качеств, формирование осанки через специальные упражнения в игровой, образной форме, связанной с тематикой Севера.
  • Темп: Умеренный, позволяющий выполнить движение правильно. Количество повторений: 5-6 раз (или указанное). Акцент на качестве движения и работе стопы! Использование массажных ковриков/дорожек во время упражнений стоя усилит эффект профилактики плоскостопия.
  1. "Олени смотрят вдаль" (Осанка, мышцы стопы, шеи, спины):
  • И.п.: Стоя на массажном коврике (или рядом), ноги на ширине плеч, руки свободно опущены.
  • 1-2: Медленно подняться на носки (тянемся вверх!), руки плавно через стороны вверх, посмотреть на руки - "олень высоко поднял голову, увидел что-то вдалеке". (Стопа напряжена, спина прямая).
  • 3-4: Опуститься на всю стопу, руки плавно через стороны вниз.
  • *Повторить 5-6 раз. Комментарий: "Тянемся макушкой к северному сиянию, стоим крепко на ногах, как олени!"*
  1. "Рыбак закидывает сеть" (Плечевой пояс, координация, работа стопы):
  • И.п.: Стоя на массажном коврике, ноги на ширине плеч, руки свободно.
  • 1: Шаг правой ногой вперед, на пятку (носок на себя!), руки энергичным махом вперед-вверх - "закидываем тяжелую сеть в море". (Чувствуем растяжение в икроножной мышце и стопе задней ноги).
  • 2: Вернуться в и.п.
  • 3-4: То же с левой ноги.
  • *Повторить по 3-4 раза каждой ногой. Комментарий: "Делаем широкий шаг, пятку ставим крепко, сеть летит далеко!"*
  1. "Нерпа ныряет в прорубь" (Мышцы спины, брюшного пресса, боковые мышцы, координация):
  • И.п.: Стоя на коленях (на гимнастическом коврике), руки на поясе. Спина прямая.
  • 1-2: Медленно сесть на пол справа от стоп, руки вытянуть вперед ладонями вниз - "нерпа нырнула в ледяную воду".
  • 3-4: Плавно вернуться в и.п.
  • 5-8: То же в лево.
  • Повторить по 3 раза в каждую сторону. Комментарий: "Ныряем плавно, как скользкая нерпа, спина круглая!"
  1. "Собираем морошку" (Профилактика плоскостопия, мелкая моторика стопы):
  • И.п.: Сидя на полу (на коврике), ноги вытянуты вперед, руки в упоре сзади (или держатся за край коврика для устойчивости). Перед стопами разложены мелкие предметы (помпоны/платочки/мешочки) - "ягоды морошки".
  • 1-2: Пальцами правой ноги захватить одну "ягоду".
  • 3-4: Поднять ногу (колено согнуто), перенести "ягоду" и положить ее в условное "лукошко" (коробочку, обруч) сбоку от себя.
  • 5-6: Вернуть ногу в и.п.
  • 7-8: То же левой ногой.
  • *Повторить по 3-4 раза каждой ногой. Комментарий: "Пальчиками ножек ловко подбираем спелые ягодки! Молодцы!"* Вариативность (индивидуализация): Можно предложить просто поднимать и опускать предмет, если перенос сложен.
  1. "Медведь ищет рыбу" (Мышцы ног, спины, стопы, равновесие):
  • И.п.: Стоя на массажном коврике, ноги шире плеч, стопы параллельно, руки на поясе (или "лапы" - полусогнуты перед грудью).
  • 1-2: Полуприсед (колени разведены в стороны, смотрим вперед, спина прямая, пятки прижаты к полу!) - "медведь принюхивается, ищет рыбу подо льдом".
  • 3-4: Плавно выпрямиться.
  • *Повторить 5-6 раз. Комментарий: "Спинку держим прямо, колени в стороны, пятки не отрываем от земли! Сильный медведь!"*
  1. "Северное сияние" (Растяжка боковых мышц, гибкость, дыхание, релаксация):
  • И.п.: Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
  • 1-2: Плавный глубокий вдох, руки через стороны вверх, потянуться - "сияние поднимается высоко в небо".
  • 3-6: Медленный выдох, плавный наклон вправо, руки дугой через стороны вниз - "сияние струится по небу". Задержаться в наклоне.
  • 7-8: Плавно вернуться в и.п.
  • 9-16: То же в лево.
  • *Повторить по 1-2 раза в каждую сторону. Комментарий: "Тянемся плавно, как разноцветные ленты северного сияния, дышим глубоко."*

III. Заключительная часть (2-3 мин) - "Возвращение в чум"

  • Цель: Постепенное снижение физической нагрузки, восстановление дыхания и пульса, закрепление положительных эмоций, рефлексия.
  • Ходьба спокойная: "Возвращаемся в теплый чум" (Спокойная ходьба по залу или по массажной дорожке).
  • Дыхательное упражнение "Тепло очага":
  • И.п.: Стоя или сидя на коврике, руки свободно.
  • 1 (Вдох): Медленный вдох носом, руки развести чуть в стороны (набираем прохладный воздух).
  • 2 (Выдох): Длительный выдох ртом через сложенные "трубочкой" губы, руки медленно скрестить на груди (обнимаем себя, "согреваемся у очага"). *Повторить 3-4 раза.*
  • Игра "Тихий ветерок". Дети плавно покачивают поднятыми руками над головой, изображая северное сияние, затем медленно опускают руки и садятся на коврик, "засыпая" под шум ветра (аудиозапись).
  • Рефлексия: "Вам понравилось наше северное путешествие? Кем вам больше всего понравилось быть? (оленем, рыбаком, нерпой?) Что было самым интересным? Молодцы! Вы сегодня были ловкими и сильными, как настоящие жители Севера!"

Конспект комплекса утренней гимнастики

ФИО участника:

№ участника:

Образовательные области: Физическое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие

Тема: “Путешествие по Северному краю”

Возрастная группа: Средняя (4-5 лет)

Цель: Укрепление здоровья и развитие физических качеств детей, закрепление знаний о культуре Севера через игровую деятельность.

Задачи:

  1. Оздоровительные:
  • Укрепление мышц стопы и свода, профилактика плоскостопия через специальные упражнения и использование массажных поверхностей.
  1. Образовательные:
  • Закреплять умение выполнять ОРУ (исходные положения, чёткость движений, координация).
  1. Воспитательные:
  • Формировать уважение к традициям и культуре коренных народов Севера.

  • Материалы и оборудование: Массажные дорожки, мешочки с песком или крупой, гимнастические коврики
  • Аудиозапись со звуками природы Севера, музыкальное сопровождение для упражнений
  • “Чум” (стулья, покрытые тканью, или дуга для подлезания)
  • Картинки с изображением животных Севера (олень, нерпа, медведь)
  • Игрушки для мотивации (например, фигурки оленей)

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Вводная часть 3-4 мин

Организовать детей, настроить на занятие, разогреть мышцы и суставы, подготовить сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Создать положительный эмоциональный настрой и погружение в тему.

Приветствует детей, сообщает тему занятия, предлагает отправиться в путешествие на Север. Организует построение в шеренгу. Дает указания по выполнению упражнений. Следит за осанкой. Предлагает перестроение

Словесный (рассказ, пояснение, указания). Наглядный (показ упражнений). Игровой (введение персонажей, создание атмосферы). Фронтальная форма работы.

Слушают педагога, выполняют команды, имитируют движения, связанные с темой. Перестраиваются по указанию педагога.

Дети организованы, внимательны, готовы к выполнению заданий. Разогреты основные группы мышц. Создан положительный эмоциональный настрой.

Разминка.

Укрепление мышц стопы и голени.

Укрепление мышц стопы и голени.

Развитие координации и выносливости.

Развитие общей выносливости.

Восстановление дыхания.

Подготовка к основной части.

“Ребята, сегодня мы с вами отправимся в далекий и холодный, но очень красивый Северный край! Встаньте удобно, как жители тундры на просторе.” “Идем по мягкому ягелю - любимому корму оленей”

“А теперь высокие снежные сугробы! Тянемся к самому северному сиянию!”

“А вот твердый наст (корка льда на снегу). Идем осторожно, чтобы не провалиться”

“Перешагиваем через кочки в тундре!”

“Легкий бег резвых оленят по тундре!”

“Остановились, глубоко вдыхаем чистый, морозный северный воздух!”

“А теперь давайте потренируемся быть ловкими и сильными, как настоящие северяне! Найдите свое место на коврике (или просто удобное место).”

Показ, объяснение, напоминание о правильной осанке.

Показ, объяснение.

Показ, объяснение.

Показ, объяснение

Показ, объяснение, темповая регуляция.

Показ, объяснение, словесное сопровождение.

Указание, организация.

Свободно располагаются по залу, выполняют ходьбу, соблюдая осанку.

Выполняют ходьбу на носках, тянутся руками вверх.

Выполняют ходьбу на пятках, держат спину прямой.

Выполняют ходьбу с высоким подниманием коленей.

Выполняют бег, стараясь бежать бесшумно.

Выполняют дыхательное упражнение

Перестраиваются, находят свои места.

Правильная осанка во время ходьбы.

Укрепление мышц стопы, координация

Укрепление мышц стопы, координация.

Развитие координации и выносливости.

Развитие общей выносливости, координации.

Восстановление дыхания, успокоение.

Готовность к выполнению ОРУ.

2

Основная часть

Решение основных оздоровительных и образовательных задач: укрепление мышц (особенно стопы), развитие физических качеств, формирование осанки через специальные упражнения в игровой, образной форме, связанной с тематикой Севера.

Укрепление мышц стопы, шеи и спины, формирование правильной осанки.

Развитие координации, плечевого пояса.

Укрепление мышц спины и брюшного пресса, развитие гибкости.

Профилактика плоскостопия, развитие мелкой моторики стопы

Показывает и объясняет упражнения, следит за правильностью выполнения, корректирует, подбадривает детей. Создает игровую ситуацию. Использует картинки с животными Севера для наглядности. Включает музыкальное сопровождение. Контролирует темп и количество повторений. Использует массажные коврики и мешочки.

Поясняет упражнение, обращает внимание на правильное положение стоп и спины. Использует картинку с оленем.

Поясняет упражнение, акцентирует внимание на широком шаге и работе рук.

Поясняет упражнение, обращает внимание на плавность движений. Использует картинку с нерпой.

Поясняет упражнение, предлагает варианты выполнения для разных детей. Использует мешочки с песком.

Поясняет упражнение, обращает внимание на правильное положение спины и ног. Использует картинку с медведем.

Словесный (объяснение, указания, поощрение). Наглядный (показ). Игровой (использование образов, музыкального сопровождения). Индивидуальный подход (коррекция выполнения).

Словесный (объяснение, подсказки). Наглядный (показ).

Словесный (объяснение, обращение к образу).

Словесный (объяснение, напоминание).

Словесный (объяснение, наглядность).

Словесный (объяснение, наглядность).

Выполняют упражнения, стараясь повторять движения за педагогом, активно участвуют в игровой деятельности.

Выполняют упражнение, стараясь повторить движения оленя.

Выполняют упражнение, представляя себя рыбаками.

Выполняют упражнение, стараясь повторить движения нерпы

Укрепление мышц стоп и всего тела. Развитие координации, гибкости, выносливости. Закрепление знаний о Севере.

Укрепление мышц, формирование правильной осанки.

Развитие координации, укрепление мышц плечевого пояса.

Укрепление мышц, развитие гибкости.

3

Заключительная часть

Постепенное снижение физической нагрузки, восстановление дыхания и пульса, закрепление положительных эмоций, рефлексия.

Дает указания по ходьбе и дыхательному упражнению. Организует игру и рефлексию. Хвалит детей.

словесный (инструкции, поощрение). Игровой (игра “Тихий ветерок”).

Выполняют ходьбу, дыхательное упражнение, участвуют в игре, отвечают на вопросы.

Восстановление дыхания и пульса. Закрепление положительных эмоций. Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект утренней гимнастики в подготовительной группе №1

полное описание выполняемых упражнений...

Конспекты утренней гимнастики с детьми 2 младшей - средней группы 2011/2012 учебный год (с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки)

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСОВ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ВО ВТОРОЙ-СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД  (с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики,  упражнениями для профилактики нарушения...

Конспекты утренней гимнастики

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Физкультура"...

Конспекты утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики

Комплексы утренней гимнастики на каждый месяц. Так же здесь включенны занятия направленные на профилактику нарушений осанки....

Конспект утренней гимнастики для средней группы с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики и с упражнениями для профилактики нарушения осанки.

Конспект утренней гимнастики для средней группы с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики и с упражнениями для профилактики нарушения осанки....