Программа «Удивительный солнечный мир»
рабочая программа

Старостина Анна Вадимовна

Программа рассчитана на детей от 2 лет до 8 лет с целью формирования познавательного научно-исследовательского интереса к объектам неживой природы через применения в комплексе занятий гелиотерапии

Оздоровительная гелиотерапия направлена на решение основных проблем здоровья, вызванных неблагоприятными климатическими факторами, а именно – недостаточной инсоляцией. Искусственное солнце не является устройством получения загара. Его главное назначение – компенсация дефицита солнечного света, энергии. Принятие солнечных ванн под прибором «Искусственное солнце» является безопасным для дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_solnechnyy_mir.docx1014.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                        C:\Users\User\Desktop\1612793863_193-p-goluboi-delovoi-fon-227.jpg

ПРОГРАММА

«Удивительный солнечный мир»

Нижневартовск 2025

ОГЛАВЛЕНИЕ

I

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

стр

1

Паспорт Программы  

3

1.1.

Пояснительная записка  

6

2.1

Цели и задачи реализации Программы  

8

2.2.

Планируемые результаты

9

3.

Содержание Программы

10

4.

Мониторинг

15

5.

Организационно-педагогические условия

15

5.1.

Методическое обеспечение

15

5.2.

Материально-техническое обеспечение  

18

6.

Кадровые ресурсы

19

7.

Список литературы

19

II

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ  

Приложение 1

Заклички и потешки о солнце

Приложение 2

Загадки про природу и природные явления

Приложение 3

Стихи

Приложение 4

Сказки

Приложение 5

Пальчиковая гимнастика

Приложение 6

Игры с шариком

Приложение 7

Дыхательная гимнастика

Приложение 8

Дидактические игры

Приложение 9

Физминутки и оздоровительные упражнения

Приложение 10

Подвижные игры

Приложение 11

Работа с родителями

Приложение 12

Беседы с детьми

Приложение 13

Познавательные занятия

  1. Паспорт программы

Наименование Программы

Программа «Удивительный солнечный мир» познавательной направленности по формированию научно-исследовательского интереса у детей дошкольного возраста к объектам неживой природы Солнцу и Солнечной системе через оздоровительную технологию «Искусственное Солнце 5.0»,

Основание для разработки

Программы

 

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5

августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы

образования».

  1. Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р);
  2. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16);
  3. СанПин с 01.01.2021 для детских садов, школ и т.д. (СП 2.4.3648-20)
  4. ФГОС ДО и ФОП ДО

Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №56 «Северяночка»

Заказчик Программы

МАДОУ ДС №56 «Северяночка», родители (законные представители) воспитанников.

Ревкова Татьяна Владимировна, заведующий

Разработчики

Программы  

Краснухина Ольга Владимировна, зам по ВМР

Лобацевич Елена Ивановна, старший методист

Тельцова Елена Ивановна, старший воспитатель

Гранич Анжелика Александровна, воспитатель

Старостина Анна Владимировна, воспитатель

Лобацевич Валерия Дмитриевна, воспитатель

Целевая группа

Дети раннего и дошкольного возраста от 2 лет до 8 лет.

Цель

Программы

Формирование у детей  дошкольного возраста представлений и научно -исследовательского интерес к объектам неживой природы  Солнцу, Солнечной системе, космическом пространстве, освоении космоса людьми ,  через  оздоровительную технологию «Искусственное Солнце» по сохранению и укреплению здоровья детей путем гелиотерапии.        

Задачи

Программы

Обучающие:

1.        Расширить         представление         дошкольников         об объектах неживой природы Солнце, Солнечной системе, космосе.

2.        Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью через комплексное воздействие различных видов солнечной энергии с использованием сказкотерапии, игровых упражнений.

3.    Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью через комплексное воздействие различных видов солнечной энергии с использованием сказкотерапии, игровых упражнений, бесед, занятий.

Развивающие:

- развить аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, устанавливать общие признаки и отличительные черты сопоставляемых предметов и явлений, обобщать, делать выводы).

-развить познавательные умения,

- привить практические умения и навыки в рамках предмета,

- развить творческое воображение и мышление, зрительную память, эмоциональную сферу.

- развить речь, обогатить словарный запас, ввести

специальную терминологию

Воспитательные:

- привить любовь к своей планете, бережное отношение к природе, умение, удивляться ее чудесам и восхищаться ими

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Срок реализации  

Ежемесячно -10 занятий в течение года

Направленность Программы

Познавательно-оздоровительная

Краткое содержание Программы

Программа рассчитана на детей от 2 лет до 8 лет с целью формирования познавательного научно-исследовательского интереса к объектам неживой природы через применения в комплексе занятий гелиотерапии

Оздоровительная гелиотерапия направлена на решение основных проблем здоровья, вызванных неблагоприятными климатическими факторами, а именно – недостаточной инсоляцией. Искусственное солнце не является устройством получения загара. Его главное назначение – компенсация дефицита солнечного света, энергии. Принятие солнечных ванн под прибором «Искусственное солнце» является безопасным для дошкольника.  

Каждое занятие включает:

  • пребывание детей в пещере с использованием искусственного солнца в допустимых дозах для оздоровления детей.
  • эмоциональный         контакт         между         всеми         участниками группы
  • реализацию развивающих игр, упражнений в части достижения основных задач занятий (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игры и игровые упражнения по теме занятия, музыкотерапия или сказкотерапия, беседы, НОД). релаксационные упражнения, подведение итога занятия, рефлексию. Важнейшей частью программы является изучение динамики улучшения здоровья ребенка.  
  • Программа рассчитана на детей без ограничений и с ограничениями здоровья (дети-инвалиды, с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)), так как сам технологический процесс, лежащий в основе программы, ее содержание и применяемые методы, формы и средства создают возможность организовать образовательный и оздоровительный процесс простыми и доступными.

Актуальность Программы

    Актуальность выбранного направления состоит в том, что, развивая представления детей о Солнце, Солнечной системе, о космосе, расширяя кругозор, развиваются мыслительные способности, активизируются восприятия, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным при подготовке детей к школьному обучению, и происходит это через оздоровление. Знакомя детей с объектами неживой природы Солнцем и Солнечной системой, с космосом, рассказывая о его состоянии, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою строну, которая первой запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.

     Проблема сохранения здоровья детей существовала всегда, подходы разнообразны и по-своему эффективны.  

Посещая современные гели комплексы, созданные на базе уникального прибора «Искусственное Солнце 5.0» и учитывая продолжительность холодного сезона в регионе для детей очевидна потребность в наличии гелиотерапии. Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту, регулируют теплообмен, компенсирует солнечную недостаточность.

    Проводимые процедуры в комплексе гелиотерапии укрепляют иммунитет, оказывают противовоспалительное, с аногенное действие, ликвидируют последствия приема антибиотиков, заболеваний органов дыхания, заболеваний суставов, улучшают общее самочувствие дошкольников.

Новизна

Программы

    Заключается в совмещении образовательного процесса с оздоровлением детей в устройстве которого используется уникальная технология, позволяющая воспроизводить природные характеристики солнца с учетом сезонных, суточных и географических характеристик. Устройство «Искусственное солнце 5.0» влияет на биохимические и биофизические процессы в организме: компенсирует дефицит солнечной энергии, синхронизирует естественные биоритмы, стабилизирует обмен веществ, укрепляет иммунную и нервную систему.

 Планируемые результаты

Познавательные результаты:

  • сформированность знаний, представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения;

•        умение осуществлять анализ предлагаемого изделия, исследование технологических свойств используемых материалов, выделять известное и неизвестное, создавать мысленный образ конструкции;

•        умение сформулировать краткий ответ на заданный вопрос.

•        участие в совместной творческой деятельности;

•        осуществление сотрудничества;

•        умение слушать и понимать речь других.

•        взаимодействие друг с другом в условиях занятия – игры, работать в парах, группах и индивидуально.

•        умение высказывать суждение о полученных знаниях.

находить на карте звездного неба и на небе созвездия Большая и Малая Медведица, Полярную звезду и т.д.

Планируемые оздоровительные результаты:

С помощью технологии «Искусственное солнце» решается не только проблема сезонных психических расстройств, нехватки солнечного света и витамина D, но и другие, не менее важные:

•        Простудные заболевания. Солнечные ванны помогут укрепить иммунитет и тем самым снизить количество эпизодов ОРЗ, а также уменьшить длительность болезни.

    •   Синдром хронической усталости. Утомление сейчас не является следствием серьезных физических усилий. Гелиотерапия возвращает в равновесия психоэмоционального состояния и помогает в борьбе со стрессом.

•        Лишний вес. Светотерапия дает организму необходимую энергию, благотворно влияя на эмоциональное и физическое состояния, и тем самым устраняет первопричину переедания и лишнего веса.

•        Дезадаптация, нарушение ритмов. Гелиотерапия поможет более плавно перейти из одного режима в другой.

•        Полезная замена солярию. Исследования подтвердили, что загар под ультрафиолетовыми лампами наносит вред здоровью. «Искусственное солнце» не даст мгновенного шоколадного загара, но по сравнению с солярием принесет только пользу.

Пояснительная записка

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая является не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями        за        объектами        и        явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому "ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям". В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка.

Научными исследованиями последних лет установлено, что состояние здоровья дошкольников во многом зависит от организации воспитательно-образовательного процесса и от условий образовательной организации, в котором они проводят.  Научные работы последних лет Н. К. Смирнова, В. Ф. Базарного, М. М. Безруких, В. И. Ковалько, Г. К. Зайцева, Т. С. Овчинниковой, А. Г. Швецова и др. посвящены теоретическому обоснованию и внедрению в воспитательно-образовательный процесс дошкольных образовательных организаций здоровьесберегающих технологий.

На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях, которые способствуют укреплению детского организма.

Солнечные ванны в теплое время года, особенно летом, обладают такими полезнейшими целебными свойствами, которых не имеет ни один другой природный фактор оздоровления. Профессор И. М. Саркизов-Серазини говорил: "Там, куда часто заглядывает солнце, нечего делать врачу". Солнечная энергия является постоянно действующим фактором внешней среды человека, оказывает решающее влияние на жизнедеятельность его организма. Ученые заметили, что человек, надолго изолированный от солнца, перестает получать витамин D, который образуется при облучении кожи ультрафиолетовыми лучами, в результате чего неизбежно возникают нарушения нормальной деятельности различных органов, уменьшается количество извести в костях, а значит, и их механическая прочность, значительно замедляются сроки заживления ран, повышается склонность к простудным заболеваниям. Поэтому предупреждение "солнечного голодания" является одним из условия укрепления детского организма.

Используя оздоровительную технологию «Искусственное Солнце», которая направленна на решение основных проблем здоровья, вызванных неблагоприятными климатическими факторами, а именно – недостаточной инсоляцией. Гелиотерапия – это воздействие солнечными лучами на организм человека в лечебных и профилактических целях. Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту, регулируют теплообмен. Искусственное солнце не является устройством получения загара. Его главное назначение – компенсация дефицита солнечного света, энергии. Принятие солнечных ванн под прибором «Искусственное солнце» является безопасным для ребёнка. Устройство «Искусственное солнце» влияет на биохимические и биофизические процессы в организме: компенсирует дефицит солнечной энергии, синхронизирует естественные биоритмы, стабилизирует обмен веществ, укрепляет иммунную и нервную систему.  В результате, оказывает выраженное оздоровительное воздействие и способствует активному долголетию. Устройство «Искусственное солнце» имеет 4 режима работы: режим «Солнце», режим «Зенит», режим «Солнце + UV», режим «Зенит+UV», а также режимы «Коллагенарий» и «Синий свет».

Актуальность программы

        Проблемы сохранения здоровья детей существовала всегда, подходы разнообразны и по-своему эффективны. Посещая современные гелиокомплексы, созданные на базе уникального прибора «Искусственного Солнце 0.5» и учитывая продолжительность холодного сезона в регионе для детей очевидна потребность в наличии гелиотерапии.

        Солнечные лучи обладают общеукрепляющими действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту, регулируют теплообмен, компенсирует солнечную недостаточность. Актуальность выбранного направления состоит в том, что развивая представление детей о неживых объектах природы Солнце и Солнечная система, о космосе, расширяется кругозор, развиваются мыслительные способности, активизируются восприятия, воображение дошкольников, способность рассуждать и делать выводы, что является немаловажным при подготовке детей к школьному обучению, и происходит это через оздоровление. Знакомя детей с неживыми объектами природы Солнцем и Солнечной системой,  с космосом, рассказывая о его освоении, можно успешно решать задачи патриотического воспитания, воспитывать чувство гордости за свою страну, которая первая запустила спутник, отправила человека покорять космическое пространство.

Новизна Программы

        Заключается в совмещении образовательного процесса с оздоровлением детей в устройстве которого используется уникальная технология, позволяющая воспроизводить природные характеристики Солнца с учетом сезонных, суточных и географических характеристик. Устройство «Искусственное солнце 5.0» влияет на биохимические и биофизические процессы в организме: компенсирует дефицит солнечной энергии, синхронизирует естественные биоритмы, стабилизирует обмен веществ, укрепляет иммунную и нервную систему. В программе представлены 4 режима работы гелиотерапии: режим «Солнце», режим «Зенит», режим «Солнце + UV», режим «Зенит+UV», а также режимы «Коллагенарий» и «Синий свет», все они сопровождаются сказкотерапией, игровыми упражнениями и здоровьесберегающими методами и приемами. Определен новый подход к сохранению здоровья детей, профилактике простудных заболеваний посредством использования соляной пещеры и Солнца. Данный ресурс используется в комплексе всех здоровьесберегающих мероприятий, проводимых в дошкольной организации.

         

Принципы построения Программы.

Программа         разработана         в         соответствии         с         федеральным         государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в ее основу заложены основные принципы и подходы:

  • принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  • принцип комплексности предполагает реализацию образовательного процесса в сочетании с оздоровительным (галотерапией) в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей полноценное развитие ребенка;
  • принцип дифференциации строится на основе особенностей и потребностей детей, связанных с их состоянием здоровья.

При разработке данной Программы учтены принципы общей педагогики:

  • единство воспитательного и образовательного процесса;
  • научность содержания обучения;
  • учет возрастных возможностей ребенка;
  • доступность материала;
  • повторяемость материала;
  • концентричность материала.

2.1. Цель и задачи Программы

    Цель: Формирование у детей дошкольного возраста представлений и научно -исследовательского интерес к объектам неживой природы Солнцу, Солнечной системе, космическом пространстве, освоении космоса людьми, через оздоровительную технологию «Искусственное Солнце 5.0» по сохранению и укреплению здоровья детей путем гелиотерапии.        

   Задачи:  

Обучающие:

1.        Расширить         представление         дошкольников         об объектах неживой природы Солнце, Солнечной системе, космосе.

2.        Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью через комплексное воздействие различных видов солнечной энергии с использованием сказкотерапии, игровых упражнений., бесед, занятию.

Развивающие:

1.   Развить аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, устанавливать общие признаки и отличительные черты сопоставляемых предметов и явлений, обобщать, делать выводы).

2.        Развить познавательные умения,

- привить практические умения и навыки в рамках предмета,

- развить творческое воображение и мышление, зрительную память, эмоциональную сферу.

- развить речь, обогатить словарный запас, ввести

специальную терминологию

Воспитательные:

1.    Привить любовь к своей планете, бережное отношение к природе, умение, удивляться ее чудесам и восхищаться ими

2.     Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

2.2. Планируемые результаты Программы

Планируемые результаты реализации программы:

Сформированность знаний, представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Ребенок будет знать:

  • что        изучает        астрономия        и        с        помощью        каких        астрономических приборов;
  • понятия        «космос»,        «Солнечная        система»,        «планета»,        «звезда»,

«созвездие», «комета», «метеорит», «метеор», «астероид», «орбита»,

«космонавт», «космический корабль», «спутник», «скафандр»;

  • точку зрения древних людей на мироздание и планету Земля;
  • что такое солнечная система;
  • историю покорения космоса, яркие биографические сведения из жизни К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина.

Будет иметь представление:

  • о планетах и их спутниках названия некоторых созвездий, отличие планет от звезд, комет, метеоритов;
  • о планете Земля и её спутника Луны;
  • о причинах смены времен года, дня и ночи.

Будет уметь:

•   находить на карте звездного неба и на небе созвездия Большая и Малая Медведица, Полярную звезду;

•        обращать внимание на изменение фаз Луны, делать выводы на основе наблюдений и сравнений;

•        продемонстрировать с помощью моделей и объяснить смену дня и ночи, времен год;

•        конструировать изделия с учетом технических и художественно- декоративных условий, используя разную художественную технику и приемы работы;

•        провести сравнительную характеристику планет земной группы и планет-гигантов;

•        нарисовать схему смены лунных фаз и её объяснить;

•        выполнять        учебно-творческие        задания,        способствующие        развитию мышления и логики;

•        отражать воображаемое в рисунке, изделиях из пластилина;

•        правильно работать с картой и глобусом;

•        самостоятельно поставить эксперимент.

Личностные результаты:

•        проявление устойчивого познавательного интереса к выполнению поделок из конструктора, бумаги, пластилина;

•        самоопределение;

•        нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные результаты:

•        умение организовать свою деятельность;

•        прогнозирование;

•        планирование;

•        самоконтроль;

•        поиск путей решения поставленных проблем;

•        корректировка работ;

•        самооценка.

Познавательные результаты.

  • сформированность знаний, представлений об устройстве Солнечной системы, основных космических явлениях, покорителях космоса; развитие мыслительных способностей, умений самостоятельно делать выводы, умозаключения

•        умение осуществлять анализ предлагаемого изделия, исследование технологических свойств используемых материалов, выделять известное и неизвестное, создавать мысленный образ конструкции;

•        умение сформулировать краткий ответ на заданный вопрос. Коммуникативные:

•        участие в совместной творческой деятельности;

•        осуществление сотрудничества;

•        умение слушать и понимать речь других.

•        взаимодействие друг с другом в условиях занятия – игры, работать в парах, группах и индивидуально.

•        умение высказывать суждение о полученных знаниях.

Познавательные оздоровительные результаты.

С помощью технологии «Искусственное солнце 5.0» решается не только проблема сезонных психических расстройств, нехватки солнечного света и витамина D, но и другие, не менее важные:

•        Простудные заболевания. Солнечные ванны помогут укрепить иммунитет и тем самым снизить количество эпизодов ОРЗ, а также уменьшить длительность болезни.

    •   Синдром хронической усталости. Утомление сейчас не является следствием серьезных физических усилий. Гелиотерапия возвращает в равновесия психоэмоционального состояния и помогает в борьбе со стрессом.

•        Лишний вес. Светотерапия дает организму необходимую энергию, благотворно влияя на эмоциональное и физическое состояния, и тем самым устраняет первопричину переедания и лишнего веса.

•        Дезадаптация, нарушение ритмов. Гелиотерапия поможет более плавно перейти из одного режима в другой.

•        Полезная замена солярию. Исследования подтвердили, что загар под ультрафиолетовыми лампами наносит вред здоровью. «Искусственное солнце» не даст мгновенного шоколадного загара, но по сравнению с солярием принесет только пользу.

3. Содержание Программы

Программа рассчитана на детей от 2 лет до 8 лет с целью формирования познавательного  научно -исследовательского интереса у детей дошкольного возраста к объектам неживой природы Солнцу и Солнечной системе через оздоровительную технологию «Искусственное Солнце»

Оздоровительная гелиотерапия направлена на решение основных проблем здоровья, вызванных неблагоприятными климатическими факторами, а именно – недостаточной инсоляцией. Искусственное солнце не является устройством получения загара. Его главное назначение – компенсация дефицита солнечного света, энергии. Принятие солнечных ванн под прибором «Искусственное солнце» является безопасным для дошкольника.  

Высокая эффективность галотерапии для профилактики ряда заболеваний у детей была неоднократно доказана, а потому рекомендована к применению в детских организациях.

Каждое занятие включает:

  • пребывание детей в пещере с использованием искусственного солнца в допустимых дозах для оздоровления детей.
  • реализацию развивающих игр, упражнений в части достижения основных задач занятий (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, игры и игровые упражнения по теме занятия, музыкотерапия или сказкотерапия, беседы, эксперименты, занятия).
  • релаксационные упражнения, подведение итога занятия, рефлексию.

Важнейшей частью программы является изучение динамики улучшения здоровья ребенка.  

Программа рассчитана на детей без ограничений и с ограничениями здоровья (дети инвалиды, с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)), так как сам технологический процесс, лежащий в основе программы, ее содержание и применяемые методы, формы и средства создают возможность организовать оздоровительный процесс простым и доступным.

Структура занятий:  

  1. Цель вводной части – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми. Вводная часть длится 3-5минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.  
  2. Цель основной части - развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах познавательной, речевой, творческой деятельности через оздоровление. Основная часть занимает 15–20 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счетные упражнения, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа. Развитие познавательного научно-естественного интереса к объектам неживой природы Солнца и Солнечной системы по средствам чтения сказок, просмотров видео роликов, бесед, занятий. Развитие сенсорики, воображения и мышления.
  3. Целью заключительной части - создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Заключительная часть занимает 2–5  минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.  

Перспективное планирование познавательной направленности

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

0,25

1,75

Опрос, беседа.

2.

Звездный мир. Вселенная

16

8

8

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений. Выполнение творческой работы. Выставка. Педагогическое наблюдение.

3.

Солнечная система

14

6

8

Педагогическое наблюдение.

Выполнение творческой работы. Выставка.

4.

Планета Земля. Географические особенности Земли

23

10

13

Педагогическое наблюдение.

Выполнение контрольных упражнений. Выполнение

творческой работы.

  1. Содержание учебно-тематического плана
  1.  Вводное занятие 2 часа.

Теория: Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятии. Знакомство с программой «Занимательная астрономия» и формами проведения занятий. Практика: Игра-путешествие «Космическое путешествие с Незнайкой» (введение в образовательную программу).

  1.  Звездный мир. Вселенная (16 ч.)

Теория: Знакомство с царством звезд во Вселенной, звездных картинках – созвездиях. Вводим понятие «Вселенная», «космос», объясняем, что есть в космическом пространстве и «на чем все в космосе держится». Знакомство с легендами и мифами звездного неба. Данная тема позволит учащимся найти ответы на многие вопросы: что такое звёзды? Почему звёзды мерцают? Каково место Солнца в системе звёзд?

Практика: Знакомство с картой звездного неба. Нахождение Полярной звезды и определение сторон горизонта. Зарисовка созвездий, наблюдение звездного неба созвездий осенью, зимой. Дидактические игры «Найди/угадай созвездие», Игра-путешествие «Большое космическое путешествие» (знакомство с созвездиями северного неба). Работа с дидактическими пособиями «Занимательная астрономия» и «Развивающая астрономия». Игры: «Мозаика звёздного неба», «Небесная игротека», «Латинские и греческие слова в астрономии», «Небо в картинках», «Звёздные бои». Просмотр учебных видеофильмов по  изучаемым  темам.

греческим мифам: «Подвиги Геракла», «Персей», «Аргонавты» и т. д.). Заучивание русских названий созвездий.

  1.  Солнечная система (14ч).

Теория: Виртуальное путешествие по Солнечной системе с помощью ИКТ. Знакомство с планетами Солнечной системы. Изучению каждой планеты отводится отдельное занятие, что позволяет рассмотреть подробно особенности её поверхности, температурный режим, состав атмосферы, спутники или причины их отсутствия. Знакомимся с малыми телами Солнечной системы с использованием наглядно-демонстрационного материала (карт, иллюстраций, фотографий, модулей).

Практика. «Построение модели Солнечной системы». Определение положения Солнца в течение дня, «Наблюдение и зарисовка фаз Лун»,

«Изготовление Солнышка». Изготовление макетов отдельных участков поверхности  планет.    Экспериментальная  деятельность  со  светом

«Разложение света на спектр солнечных лучей», эксперимент «Образование кратеров». Изготовление простейших летательных аппаратов в технике оригами.

  1.  Планета Земля. Географические особенности Земли (23 ч.).

Теория: при изучении Земли необходимо особо подчеркнуть уникальность планеты Земля, как единственной, где сложились благоприятные условия для возникновения и развития жизни. Форма и размеры Земли, причины смены дня и ночи и времен года, изображение Земли на картах и глобусе. Как устроена Земля внутри, почему бывают землетрясения. Материки и океаны. Практика: Дидактические игры «Земля имеет форму шара», «Глобус – модель Земли», «Притяжение Земли», «Смена дня и ночи», «Смена времен года», «Погода и климат», «Модель Земли», «Самая удивительная планета Солнечной системы». Игры путешествия по материкам. Дидактические игры

«Наша планета», Экспериментирование «Вулкан», «Неньютоновская жидкость», «Лавовая лампа», «Торнадо в банке», «Зубная паста для слона»

«Выращивание кристаллов», эксперименты с водой.

  1.  Человек и космос (9 ч.).

Теория: как древние люди представляли себе Вселенную. Какие важнейшие открытия в астрономии были сделаны в 20 веке. Развитие представлений о Вселенной у разных цивилизаций. Египет, Индия, Греция, Рим, Америка. Инструменты и обсерватории. Воздушные шары, первые самолёты. К.Э. Циолковский – основоположник отечественной космонавтики. Первые спутники. Животные в космосе. Первый полет человека в космос. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, гражданин нашей страны. Как человек изучает космос сегодня. Основные направления международного сотрудничества в космосе. Первые люди в открытом космосе, на Луне, орбитальные комплексы. Полеты на Луну, Марс и другие планеты. Будущее изучение космоса.

  1. Итоговые (аттестационные) занятия (4 ч.).

Практика: Интерактивная игра «Школа будущих космонавтов» и др.

  1. Итоговые (аттестационные) занятия (4 ч.).

Практика: Интерактивная игра «Школа будущих космонавтов» и др.

Перспективное планирование с использованием оздоровительной инновационной технологии «Искусственное Солнце»

занятия

Тема, режим гелиотерапии

Содержание занятия

1

 

Знакомство

режим – искусственное Солнце

Игра на знакомство.

«Разноцветный сарафан» Пальчиковая игра

Дыхательные упражнения

ДИ «Красный предмет в моей ладошке»

Сказкотерапия         «Сказка         о тигренке», прослушивание и обсуждение.

Упражнения на расслабление организм ребенка

(релаксация). Азбука настроений

2

 

Соляная фантазия режим - Зенит

Игры на эмоциональный настрой

«Что звенело» Пальчиковые игры

Дыхательные упражнения

ДИ Ласковые имена»

Гимнастика для глаз

Сказкотерапия «Сказка о солнышке» – для гиперактивных и капризных детей.

Упражнения на расслабление детского организма (релаксация). Комплименты

3

 

Удивительные сюжеты режим- Коллагенарий

Азбука эмоций

«Что в мешочке?» Пальчиковые игры

Дыхательные упражнения

ДИ «Волшебный сундучок»

Сказкотерапия «Сказка о медвежонке, который не хотел ходить в садик»

Упражнения на расслабление детского организма (релаксация). Угадай настроение

4

 

Удивительная морская соль режим – соляные кристаллы

Азбука эмоций

«Угадай по цвету» Пальчиковые игры

Дыхательные упражнения

Гимнастика для глаз

Игра «Песочные забавы»

Сказкотерапия         «Сказка         про         Звонкую         

речку радость – для часто болеющих детей.»

Звуки природы

5

 

Ум на кончиках пальцев режим - соляные кристаллы

Игры на эмоциональный настрой

«Большой – маленький» Пальчиковые игры

Дыхательные упражнения

ДИ «Послушай, запомни, повтори»

Сказкотерапия «В темной норе»

Календарь эмоций

6

 

Путешествие         в         волшебную

страну

режим – синий цвет

Игры на эмоциональный настрой

«Разноцветные прищепки» Пальчиковые игры

Дыхательные упражнения

Гимнастика для глаз

ДИ «Раз грибок, два грибок»

Сказкотерапия «Сказка о солнышке»

Моя радость

7

 

Чудо пещера

режим – Искусственное Солнце

UV

Азбука эмоций

«Цветные кольца» Пальчиковые игры

Дыхательные упражнения

Игра «Теплое солнышко»

Сказкотерапия «Остров страха»

Пение птиц»

8

 

Солнце, воздух и вода режим – Зенит UV

Азбука эмоций

«Цветные колпачки» Пальчиковые игры

Дыхательные упражнения

Гимнастика для глаз

ДИ «Обитатели леса»

Чтение терапевтической сказки «Гусиное перо» Встреча эмоций

9

 

Страна здоровья

режим – Искусственное Солнце

Азбука эмоций

«Подбери фигуру» Пальчиковые игры

Дыхательные упражнения

ДИ «Разве такое бывает?»

Сказкотерапия «О вирусах и прививках» Вместе веселее

10

 

Теплое солнце режим - Зенит

Азбука эмоций

Разгадывание загадок Пальчиковые игры

Дыхательные упражнения

Гимнастика для глаз

ДИ «Природа весной (летом, зимой, осенью)»

Чтение         терапевтической         сказки «Маленькая луна»

Шум воды и водопада

Использование необычных сочетаний упражнений, игр, литературной деятельности – несложный и доступный вид деятельности для ребенка, одновременно очень интересный и увлекательный, несущей оздоровительный эффект как за счет целебных свойств солнца, так и возможностей их использования в рамках здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации.

4. Мониторинг

При оценке эффективности программы с целью получения полной объективной информации о состоянии здоровья воспитанников, а так же полученных знаний проводится мониторинг (мониторинг здоровья) воспитанников.

5. Организационно-педагогические условия

5.1 Методическое обеспечение

Реализация Программы осуществляется на базе МАДОУ ДС №56 «Северяночка» в специально оборудованном помещении. Программа «Удивительный солнечный мир» познавательной направленности по формированию научно-исследовательского интереса у детей дошкольного возраста к объектам неживой природы Солнцу и Солнечной системе через оздоровительную технологию «Искусственное Солнце 5.0», предназначена для детей от 2 лет до 8 лет.  

Занятия проводятся во второй половине дня.

Программа опирается на принципы построения общей дидактики:

  • систематичности,
  • реалистичности,  
  • активности,  
  • контролируемости,
  • последовательности,  
  • индивидуального подхода в оздоровлении детей,
  • доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному,
  • наглядности,
  • обеспечение атмосферы психологического комфорта для детей.

Программа рассчитана на реализацию 1 курса – 10 дней, длительностью 30 минут каждого занятия.

Методическое обеспечение Программы позволяет систематично решать поставленные

перед руководителем услуги задачи через методы и приемы.

Методы

Приемы

Наглядный

  • Предметы
  • Показ действия, движения
  • Использование ИКТ

Словесный

  • Вопрос как стимул к интеллектуальной активности
  • Комментирование собственных действий  
  • Беседа-рассуждения
  • Анализ собственных действий в ситуации

Практический

  • Угадывание предметов на ощупь
  • Выполнение действий по словесной инструкции
  • Проведение упражнения в игровой форме

Игровой

  • Использование игрушек и сказочных персонажей
  • Дидактические игры
  • Игры с использованием ИКТ

Репродуктивный

  • Проговаривание новых слов, отдельных звуков
  • Проговаривание и заучивание речевых штампов
  • Повторение, объяснение, указание

 • 

Обязательное присутствие в структуре занятия ритуалов (приветствия, прощания, актуализация материала и т. д.)

Продуктивный

 

Вопросы прямые и наводящие

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии: динамические паузы (гимнастика для глаз, носа, ушей, языка), психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация, музыкотерапия, сказкотерапия, массаж (ушей, головы, рук, ног), словесные игры. В итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Итогом реализации Программы «Удивительный солнечный мир» познавательной направленности по формированию научно -исследовательского интереса у детей дошкольного возраста к объектам неживой природы Солнцу и Солнечной системе через оздоровительную технологию «Искусственное Солнце», является укрепление иммунитета воспитанников без использования лекарств, благодаря чему уровень заболевания респираторных заболеваний, заболеваний дыхательной системы значительно снизится, а так же повыситься познавательный интерес к объектам неживой природы Солнцу и Солнечной системе»

Учебно-календарный график

Название программы

Количество часов

Кол-во обучающихся в группе  

Возраст обучающихся

ФИО  

педагога

Программа «Удивительный солнечный мир» познавательной направленности по формированию научно-исследовательского интереса у детей дошкольного возраста к объектам неживой природы Солнцу и Солнечной системе через оздоровительную технологию «Искусственное Солнце»,

1 курс –

 10 занятий

10 человек

2–8 лет

По приказу ДОО

 

Расписание занятий

День недели

 

Время

 

по приказу ДОО

по приказу ДОО

Всего:

2 занятия в неделю по 30 минут

5.2. Материально – техническое обеспечение

 Комната(пещера) оборудована устройством «Искусственное солнце». Солнце является природным источником необходимых для нормальной жизнедеятельности детского организма.  

В пещере имеется оборудование, материалы развивающего характера, игрушки, пособия:  

Предметы для пальчиковой гимнастика - массажные мячики.  

  • Сюжетные игрушки;
  • Музыкальный центр;
  • Литературные произведения;
  • Литература по сказкотерапии;
  • Флэш-носитель с музыкальной подборкой для расслабления (релаксации) детского организма.

1. Прибор электрический инфракрасного и ультрафиолетового излучения торговой марки «РА СВЕТ» модели «Искусственное солнце».

  1. Экран телевизора.
  2. Планшет с пультами управления для подключения оборудования.
  3. Пуфы.
  4. Видео диски.
  5. Маски.
  6. Бахилы.
  7. Одноразовые салфетки.
  8. Влажные салфетки.
  9. Инструкции по применению оборудования.

Материалы для продуктивной деятельности:

Дидактические материалы:

  •         сюжетные и предметные картинки (демонстрационные и раздаточные);
  •         методическое обеспечение – плоскостной макет Солнечной системы, плакаты «Солнечная система», «Карта звездного неба»,
  •         иллюстрации и портреты космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Леонова, В. Терешковой, С. Савицкой и др., конструкторов К. Э. Циолковского, С. П. Королева;
  • глобус, карта России,
  • макет «Солнечная система»,
  • наглядно-дидактические пособия «Космос», «От кареты до ракеты»,

«Человек вышел в космос»,

  •         игры        «Солнечная        система»,        «Медвежонок        в        космосе»,        «Собери созвездия», «Планеты и солнце» и т. д.,
  •         игрушки для игр детей на космическую тематику, в том числе и из бросового материала,
  • мини-лаборатория для экспериментирования,
  • подзорные трубы, телескоп и т. п.;
  • напольный и настольный конструкторы и др.

6. Кадровые ресурсы

Наименование критерия

Количество единиц  

1

Заведующий ДОО

1

2

Заместитель заведующего по ВМР

1

3

Делопроизводитель

1

4

Руководитель  услуги

1

 

Итого

7.Список литературы

  1. Аервинская А.В. «Роль гало терапии в программах укрепления здоровья детей»  
  2. Аан М.А. «Применение управляемого микроклимата галокамеры в лечении профилактике заболеваний органов дыхания у детей».  
  3. Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника.  

4.Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.  

5.Хухлаев О.Е, Хухлаева О.В. «Терапевтические сказки» проспект, Москва 2018  

6.Воронина Т.П. «веселые и полезные игры для детей» М.: «Грамотей»,  

  1. Баландина Т.Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика. – 2012. - № 10.  
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы»  
  3. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ «СФЕРА», 2005.  

10.Емельянова М. Исследовательская деятельность детей» //Ребёнок в детском саду. – 2009. - № 3. 11. Емельянова М. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» //Детский сад от А до Я.- 2006. –№ 2.  

12.Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения» //Дошкольное воспитание. - 2006. -№12

13.Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения//Дошкольное воспитание. 2007. -№1.  

14.Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала личности в процессе проблемного обучения // Дошкольное воспитание. -2007. -№3.  

15.Иванова А.И. Живая Экология. - М.: ТЦ Сфера, 2007.  

16.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2004.  

17.Короткова Н. Организация познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. //Ребёнок в детском саду. -2002. - № 1.  

18.Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.- Педагогическое общество России, 2003.  

19.Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. -Издательство: Учитель, 2011.  

20.Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009.

21.Москаленко В. В. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009. 22.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.  

23.Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство: Аркти, 2005.  

24.Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. - 2005. - №12

25. «Астрономия в картинках» - изд. «Эксмо»

26. Аудиоэнциплопедия        «Увлекательная        астрономия»,        познавательная программа для детей

27. Левитан Е.П. «Твоя Вселенная» (Астрономия для ребят)

28. Левитан Е.П. Астрономия для умненьких детей. – М., 2005.

29. Левитан        Е.П.        В        семье        Солнышка        танцуют        все.        Астрономия        для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.

30. Левитан        Е.П.        Камни,        которые        упали        с        неба.        Астрономия        для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.

31. Левитан Е.П. Краткая астрономия. – М.: Классик Стиль, 2003.

32. Левитан Е.П. Луна – внучка Солнышка. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.

33. Левитан Е.П. Маленькие планетки. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007.

34. Левитан Е.П. Малышам о звёздах и планетах. – М.: «Педагогика – Пресс», 1993.

35. Левитан Е.П. «Твоя Вселенная, 1» - Программа по астрономии для дошкольников изд. 1994г

36. Клушанцев П. «О чём рассказал телескоп»

37. Клушанцев П. «О чём рассказал телескоп»

38. Курбатов К. «Я хочу в космос»

39. Муртазов А.К. Дисциплина «Экология космоса» в курсе дополнительного образовании детей. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Солнечные лучики» по театрализованной деятельности (подготовительная группа)

Пояснительная записка      Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей подготовительной к школе группы. Она разработана на основе обяз...

Методическая разработка «Произведения для чтения детям младшей группы по программе «Рассказы солнечного края».

Сборник рекомендуемой литературы для чтения в детском саду и дома для детей четвёртого года жизни, который составлен в соответствии с Программой по приобщению дошкольников к национальной детской литер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Рабочая прогамма театрализованного кружка "Солнечные лучики" для старшей группы....

Проект: «Удивительная - солнечная система»

Краткое описание исследовательский проект«Удивительная – солнечная система»В данном проекте будут представлены факты о солнечной системе и планетах, раскроется главный вопрос: «...

Детский проект "Удивительная Солнечная система"

Вашему вниманию предсавлен детский  недельный проект...

ПРОГРАММА «Удивительный солнечный мир»

Программа «Удивительный солнечный мир» познавательной направленности по формированию научно-исследовательского интереса у детей дошкольного возраста к объектам неживой природы Солнцу и Сол...

Программа дополнительного образования «Удивительный солнечный мир»

Программа дополнительного образования «Удивительный солнечный мир»...