Содержание уголков двигательной активности в разных возрастных группах
консультация

Карпенко Дарья Николаевна

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей.

Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку.

Главная цель физкультурного уголка

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка

- развитие движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к физкультурному уголку

ФГОС:

  • Безопасность. Все элементы среды должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности. 
  • Насыщенность среды. Она должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Среда должна быть оснащена средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. 
  • Трансформируемость среды. Пространство должно быть способно меняться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 
  • Полифункциональность материалов. Среда должна обеспечивать возможность разнообразного использования различных составляющих среды в разных видах детской активности. 
  • Вариативность среды. В среде должны быть различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. 
  • Доступность среды. Дети должны иметь свободный доступ к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности.

 

Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.

Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

Уголок должен   быть эстетически оформлен.

Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

Наличие символик физкультуры и спорта.

В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.

В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

В средней группе детского сада спортивный уголок дополняется альбомами по ознакомлению с различными видами спорта: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта». Спортивные приспособления для проведения упражнений теперь уже нужны не для всех детей, а только для подгруппы, потому что дети сами организуют спортивные игры, копируя действия инструктора по физкультуре. В свободном доступе находятся и спортивные игры: городки, кегли, дартц.

В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.  В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)

 Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).

 

Комплектация физкультурных уголков

  1. Теоретический материал

- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);

- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

  1. Игры (средние и старшие группы):

- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.

- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

  1. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).
  2. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- коврики и массажные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами и т. д.;

- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мячики – ежики;

- мешочки с разной крупой для рук;

- эспандер (средний и старший возраст).

  1. Для игр и упражнений с прыжками:

- скакалки;

- обручи;

- шнуры;

- бруски.

  1. Для перешагивания, подъема и спуска:

- бруски деревянные.

  1. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- кольцебросс;

- мячи резиновые разных размеров;

- попрыгунчики (средние и старшие группы);

- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);

- корзины для игр с бросанием;

- мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший возраст);

- кегли;

- нестандартное оборудование.

  1. Выносной материал (по возрасту детей):

- мячи резиновые;

- мяч футбольный (средний и старший возраст);

- бадминтон (старший возраст);

- скакалки;

- обручи;

- лыжи;

- хоккейные клюшки;

- санки и т. д.

  1. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики

 

В соответствии с ФГОС выпускник ДОУ должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, иметь физическую подготовку.

Для того чтобы дети активно двигались взрослые должны создать благоприятные условия. Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наполняемость уголков двигательной активности во всех группах ЧДОУ Частное дошкольное образовательное учреждение религиозной организации «Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» «Православный детский сад имени Серафима Саровского г. Дзержинска» Старший воспитатель: Карпенко Д.Н. 2024-2025 учебный год

Слайд 2

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности ; удовлетворение потребностей дошкольника в движении и приобщение его к здоровому образу жизни. - развитие движений и совершенствование двигательных функций ; ЦЕЛЬ Цель и задачи ЗАДАЧИ: - предупреждение нарушений опорно –двигательного аппарата ; - создание благоприятных условий для активного отдыха , радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях ; - приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Слайд 3

Требования к организации Безопасность Насыщенность Трансформируемость Полифункциональность Вариативность Доступность Спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельностью детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате (ранний возраст). Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности . Уголок должен быть эстетически оформлен . Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек . Наличие символик физкультуры и спорта . Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).

Слайд 4

Спортивное оборудование Для педагога: картотека подвижных игр , физкультминуток , утренних и бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей. Для детей: альбомы по различным видам спорта, схемы выполнения движений: ОРУ, танцевальных движений, подвижных игр. Атрибуты и материалы в группе Теоретический материал Дидактические игры о спорте (настольно-печатные, парные картинки, лото , домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы ) и спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.). ИГРЫ Эмблемы, маски, ленточки, флажки, платочки. Атрибуты для подвижных игр Мешочки с крупой в разных формах для ходьбы, коврики и массажные дорожки с рельефами, « рёбрами», резиновыми шипами. Инвентарь для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук Резиновые мячи, футбольный мяч (для среднего и старшего возраста), бадминтон , скакалки, обручи, лыжи, хоккейные клюшки, санки и т. д. Выносной материал по сезону Атрибуты на развитие физических качеств:

Слайд 5

Теоретический материал Схемы выполнения ОРУ Альбомы «Виды спорта»

Слайд 6

Теоретический материал Схемы подвижных игр «Вышибалы» «Хитрая лиса» «Зайцы и волк» «Кот и мыши» «Рыбаки и рыбки»

Слайд 7

Дидактические игры «Найди тень» «Кому что нужно» ИГРЫ

Слайд 8

Дидактические игры «Подбери инвентарь»

Слайд 9

Дидактические игры «Найди пиктограмму» Лото «Зимние виды спорта»

Слайд 10

Дидактические игры «Четвертый лишний» «Олимпийские виды спорта»

Слайд 11

Дидактические игры «Бюро находок» (кто потерял, назови спортсмена)

Слайд 12

Дидактические игры «Кто чем занят»

Слайд 13

Дидактические игры «Лабиринт»

Слайд 14

Дидактические игры «Вредные и полезные продукты»

Слайд 15

Игры на развитие дыхания

Слайд 16

Игры на развитие дыхания

Слайд 17

Игры на развитие дыхания

Слайд 18

Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр

Слайд 19

Инвентарь для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук Профилактика плоскостопия «Чей конь быстрее прибежит до финиша»

Слайд 20

Профилактика плоскостопия «Дорожки здоровья»

Слайд 21

Развитие мелкой моторики рук «Солнышко»

Слайд 22

Развитие мелкой моторики рук « Каталочки-моталочки »

Слайд 23

Выносной материал по сезону

Слайд 24

Атрибуты для развития физических качеств Меткость

Слайд 25

Координация Ходунки

Слайд 26

Атрибуты для развития физических качеств «Пройди лабиринт»

Слайд 27

Перешагивание и перепрыгивание

Слайд 28

Лабиринт

Слайд 29

Балансир

Слайд 30

Гибкость Атрибуты для развития физических качеств Ворота

Слайд 31

Паутина для подлезания

Слайд 32

Спортивные достижения детей

Слайд 33

Информация для родителей Как правильно одеть ребёнка детском саду и на прогулку? Особенности развития организма детей Примерный перечень двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными особенностями детей Упражнения для выполнения дома с детьми Оздоровительные игры для дошкольников, в которые можно поиграть дома и на природе. Информация о физкультурных мероприятиях, которые проводились в детском саду. Это могут быть фотографии участников с праздников, краткое описание и результаты мероприятий. Правильный режим дня малыша — основа здоровья Рацион здорового ребёнка Безопасность в воде, при езде на велосипеде, на льду и т.д . (в соответствии с сезоном) Профилактика заболеваний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Способы повышения двигательной активности детей средней возрастной группы в режимных моментах».

Укреплять здоровье детей в режимных моментах с помощью двигательной активности.           ...

Построение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Создание предметно – развивающей среды по художественно – эстетическому развитию детей. Оснащение уголков театрального развития в разных возрастных группах

Идеальная цель педагогического процесса, к которой должен стремиться каждый воспитатель ДОУ – это воспитание  всесторонне  развитой  личности и счастливого ребенка.  Все, что...

Методические рекомендации к организации и содержанию книжного уголка в разных возрастных группах дошкольного образовательного учреждения

Методические рекомендации для воспитателей по организации книжного уголка в разных возрастных группах....

"КГН: содержание и формы работы в разных возрастных группах"

Презентация "Культурно-гигиенические навыки: содержание и формы работы в разных возрастных группах" в доступной и наглядной форме раскрывает содержание общественно-полезного труда детей - де...

Организация двигательного режима в разных возрастных группах в течение дня

Консультация для родителей "Организация двигательного режима в разных возрастных группах в течение дня"...

Консультация для воспитателей «Содержание уголков художественной литературы в каждой возрастной группе»

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленн...