Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе. тема: «Удивительное молоко»
план-конспект занятия (старшая группа)

Диева Елена Геннадьевна

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность.  В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе.

тема: «Удивительное молоко»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» .

                             

                                                                  Воспитатель:        Диева Е.Г.

Медвежьегорск,  2022г.

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность.  В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Задачи:

Обучающая:

  • формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
  • учить детей осознанно относиться к своему питанию.

Развивающая:

  • обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
  • развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
  • развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.

Воспитательная:

  • воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
  • Виды деятельности: познавательная, исследовательская.

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование

Оборудование:

белые листы бумаги, где дети будут писать письма; кисточки для написания писем; пластиковые стаканчики, блюдца, лимонная кислота, сода, ватные палочки, молоко, вода, гуашь, жидкое мыло, кока-кола, йод; набор муляжей молочных продуктов, белый халат; кулинарные книги,  фотографии

Ход занятия:                                                                                                                              Дети в группе играют.                                                                                                                  – Ребята подойдите ко мне, давайте поздороваемся,  как мы с вами умеем. (вытягиваю руку в перед).  – Я Елена Геннадьевна (на мою руку кладут руки дети и называют свое имя).                                                                                                        – Давайте все вместе скажем гостям, здравствуйте.                                                                          – Я рада вас видеть в хорошем настроении и надеюсь, что оно не измениться до конца нашей встречи.

I – Ребята я сегодня не хочу работать воспитателем, а хочу стать (надеваю белый халат ). – Вы догадались кем я хочу быть сегодня? (ученным)                                                                               - Я сегодня ученный. – А чем занимаются  ученные? (проводят опыт, исследуют..)                                                                                                                                    –  Я сегодня буду  ученным а вы моими помощниками-лаборантами.                                         – Я вас сегодня приглашаю в свою лабораторию.                                                                               – Давайте вспомним, что такое лаборатория (ответы детей).                                                                                                – Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами.                                                                                                               – Чтобы попасть в лабораторию надо пройти испытания. Готовы к первому испытанию? Будем загадки разгадывать. Вам не только загадки нужно отгадать, но и найти отгадку на нашей волшебной доске и перетащить ответ в корзинку, с помощью этого карандаша. А начнем мы нашу работу у доски, проходите к доске, присаживайтесь.

Из водички этой белой ты что хочешь сделай –                                                                   маслице для каши, сливки, простоквашу.                                                                               Можно даже творожок - очень вкусный он, дружок!( Молоко)

* * *                                                                                                                                               Что за белые крупинки ?                                       Сделан он из молока,                                                                            Не зерно и не снежинки,                                         Но тверды его бока.                            Скисло молоко — и в срок,                             В нем так много разных дыр.  Получили мы ... (Творог)                                      Догадались? Это ... (Сыр)

* * *

Хочешь фокус покажу?                                        Догадайтесь, кто такая,                            Снег на палочке держу!                                        Белоснежная, густая?                           Снег я съел, какая жалость                                   Сливки взбили утром рано,                                                                                                           Только палочка осталась.                                      Чтоб была у нас ...( Сметана)                                                                                                                   Снег я съел, повеселел                                                                                                                                                  И ничуть не заболел…(Мороженое)        

Мы на хлеб его намажем,                                                                                             И добавим к разным кашам.                                                                                                                                                                       Кашу не испортят точно                                                                                                                                                         Бело-желтые кусочки. (Масло)                                                                                                                                             (Дети находят  и показывают молочные продукты на интерактивной доске)  - Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Вы все отгадали и молоко и творог и сметану, ребята скажите это всё какие продукты? Это всё молочные продукты.      

– Теперь следующее задание.                                                                                                   – А давайте посмотрим какие ещё есть молочные продукты.                                                                                  (перешли к выставке. Дети стоят)                                                                                             ─   Ребята подойдите сюда.  Посмотрите о каких молочных  продуктах, мы еще не сказали, (кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок..)    А где можно взять эти полезные продукты? ( в магазине)  – А в магазин откуда они попадают? (с Молокозавода)    - Как попало молоко на молокозавод? Кто дет молоко? если нам дает молоко корова значит оно чьё? (Коровье) – Как называется молоко (коровье)                                                                          – Давайте пройдем еще раз к нашей волшебной доске и посмотрим правильно ли ы ответили. (слайд 2) Переходим к доске (садимся на скамейки) – Кто его нам дает? (коровы)                                                                                                                - Знают взрослые и дети                                                                                                                     И известно всей планете,                                                                                          Нет полезнее с утра –                                                                                                                     Выпить чашку молока!                                                                                                    Чтобы были все здоровы,                                                                                                             Нам дает его корова!                                

Дидактическая игра «Какое молоко?»

- А,  какие животные нам ещё дают молоко? (козы) (слайд 3) – Кто ещё дает молоко – значит оно чьё? Как называться молоко у козы? (козье)                                             – А как вы думаете у других животных бывает молоко (да)                                                        – А у кого бывает?                                                                                                                            – Например, лошадь? Какое молоко у лошади? (кобылье) (слайд 4).                                – Кто ещё дает молоко? Значит оно чьё? (верблюжье) (слайд 5)                                                         ─  А кто ещё дает молоко? Значит оно чьё? (оленье) (слайд 6).                                                 – А вы знаете что новорождённые  детеныши животных тоже пьют молоко.                                                                                                                                           В молоке есть витамины, минералы и другие полезные вещества.                                       – А сейчас давайте мы с вами поиграем.   

Физминутка.                                                                                                                   Быстро встаньте, улыбнитесь,                                                                                              Выше, выше подтянитесь.                                                                                                           Ну-ка, плечи распрямите,                                                                                                    Поднимите, отпустите,                                                                                                                       Влево, вправо повернулись,                                                                                                              Рук коленями коснулись.                                                                                                       Сели, встали, сели, встали                                                                                                                                                                    И на месте побежали.                                                                                                                 (сели в круг на коврик).

- Какие блюдо из молока готовят повара для вас в детском саду? (Молочные супы, каши, соусы, творожные запеканки, кофейный напиток…..)                                                                                                                        - А мамы чем любят вас по баловать? Что готовят для вас из молочных продуктов? (Блины, оладушки, вареники, печенье, пончики..)                                                                                - А как вы думаете откуда мамы берут рецепты? Где можно найти рецепты? (В книгах о здоровой пище, кулинарных книгах, в интернете, спросить у знакомых, посмотреть телепередачу…)                                                                                     - Ребята посмотрите, у меня есть тоже кулинарная книга, где мы с другими детьми детского сада собрали рецепты. После нашей встречи я её вам дам в группу, где вы поближе с ней познакомитесь. 

- Молодцы, ребята, се загадки отгадали, на трудные вопросы ответили. Теперь вы готовы идти в лабораторию.                                                                                             – А вы знаете что в лаборатории должна быть спец одежда. Все сотрудники лаборатории всегда одевают халаты и шапочки. Потому что в лаборатории должна соблюдаться чистота.                                                                                                   – Подойдите к стульчикам, одевайте спец одежду и начнем работать. С начала наденем шапочки, потом нарукавники и обязательно фартук, ребята, а ещё в лаборанты надевают очки, чтобы не испортить глаза.                                            Кто хочет, может тоже надеть очки. 

- В микроскоп ученный смотрит,                                                                                           Видно, опыты проводит.                                                                                                            Дела нет ему до скуки –                                                                                                              Весь в работе, весь в науке.                                                                                                       Смотрит  ловко в микроскоп,                                                                                                   Как реакция идёт,                                                                                                                                    Как микробы и бактерии                                                                                                                Закружили хоровод.                                                                                                                       А потом  возьмет пинцет                                                                                                                               И придумает рецепт,                                                                                                                       Как их выстроить в линейку                                                                                                 Друг за дружкою в прицеп.                                                                                                       Нету времени для скуки,                                                                                                      Когда трудишься в науке.                                                                                                 (Заходим в лабораторию)   

                                                                                                                                                           Садитесь за столы.                                                                                                                  – Вот мы попали в лабораторию чудес! В ней мы добудем новые знания и подружимся с молоком на всегда!

Чудо 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.

 Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?                                    Хотите научиться?                                                                                                                  ─  Как вы думаете, с помощью чего мы пишем письма, сообщения? (Ручки, карандаша, бумаги...)                                                                                                                                        ─ Ребята раньше использовали невидимые чернила. Их называли симпатическими. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение, химический проявитель…)                                                                                    ─ Может кто-то догадался,  а у нас что это за невидимые чернила? (Молоко) ─ Хотите написать секретное письмо для мамы? Возьмите листочки, кисточки и с помощью молока  нарисуйте послание для мамы.  Можно нарисовать самые простые рисунки, сердечко, солнышко, цветочек, тучку.  Нарисуйте  что-нибудь одно.  Что я нарисую я , вам потом покажу.  

Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. Когда домой пойдете, заберете свои листики и дадите их прочитать родителям. Завтра расскажете, смогли это сделать родители или нет.

Чудо 2. ОПЫТ «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»

Дети вы любите рисовать? На чем вы рисуете? ( На листочках, в альбомах, на снегу, песке, н асфальте…)                                                                                                    ─ Чем обычно рисуете? ( Красками, карандашами, фломастерами, мелками….)                                                                                                                                          ─  А на молоке ктонибудь из вас рисовал? (нет)                                                                           ─  Хотите  попробовать? (Да)                                                                                                        ─  На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).      Дальше  возьмите другую, сухую (чистую) ватную палочку и касаемся ею молока.                                                                                                                                                     – Что получилось? (Ничего)                                                                                                                                                         Верно, ничего. Теперь  окуните палочку  в жидкое мыло и касаемся, просто касаемся, молока в центре на протяжении 10- 15  секунд. Только касаемся! И наблюдаем «волшебство в молоке». Посмотрите, какой взрыв красок!                       – Посмотрите, начинается самое интересное - волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться.  Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Вывод: Мы видим как краски двигаются. Потому что жидкое мыло соединяясь  с молоком отталкивает жир и заставляет краски двигаться. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Чудо 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.

Приступаем к следующему чуду опыту.                                                                                                                    На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты к молоку, сметане, творогу  добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.                                                                                                           Хотите узнать, добавили ли в наше молоко  крахмал?  (Да)

А как вы думаете,  что для этого надо сделать?  -                                                                    Для этого в наше молоко добавим йод. Посмотрите у вас на тарелочках стоят два стакана с молоком . Возьмите пипетки, наберите в них немного йода и добавьте несколько капель йода в  стакан с молоком , который стоит с права от вас.                                                                                                                                                     Посмотрите, что случилось с молоком? ( окрасилось в синий цвет)                               ─ Вывод: При соединении йода с крахмалам образуется  соединение ярко-синего цвета.                                                                                                                                             ─ А теперь давайте добавьте несколько капель йода в  стакан с молоком , который стоит слева от вас.                                                                                                      Посмотрите, что случилось с молоком? ( ни чего)                                                                ─ Вывод: Раз у нас молоко не стало синего цвета, значит , какой вывод делаем? (В нем нет крахмала)                                                                                                          Это молоко какое? (Полезное)                                                                                                                                                

А теперь последнее чудо!

Я возьму письмо со своим тайным посланием и проглажу его горячим утюгом……. Видите, что у меня вышло!!! Это сердечко, которое я вам всем дарю!!!  (Показать детям проявленное письмо).                                                                                                                               ─ Ребята, вам домашнее задание в месте с родителями проделать тоже самое со своими рисунками.

Рефлексия.

Кому понравились сегодня опыты и эксперименты?                                                                        С каким продуктом мы с вами работали                                                                              Какой вывод о нем вы можете сделать? Что мы узнали о молоке…                                                             Какой опыт вам понравился больше всего?                                                                                                                          ─ А самое главное с молоком надо не экспериментировать, а его нужно пить. 

─  Как вкусно и сладко, и очень легко,                                                                                     Вечером, утром, пить молоко!                                                                                                                Из кружки и банки, а может , пакета.                                                                                           Впитывать вкус счастливого лета.                                                                                                Солнца и речки, травы и цветка,                                                                                               Всё это в ходит в состав молока.

 ─ Спасибо вам за работу, можете возвращаться в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная опытно – экспериментальная деятельность для детей старшей группы. Тема «Почва»

Цель:Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.Показать значение почвы для растений и живых организмов.Разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Мы изучаем свет"

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получ...

Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»

познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;научить использовать соль, как средство для творч...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Радуга" в старшей группе

Конспек занятия предназначен для старшей группы. На занятии дети с увлечением участвуют в опытах и отвечают на вопросы....