Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе. тема: «Удивительное молоко»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект опытно-экспериментального занятия в старшей группе.
тема: «Удивительное молоко»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» .
Воспитатель: Диева Е.Г.
Медвежьегорск, 2022г.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Обучающая:
- формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
- учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
- обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
- развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
- развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
- воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
- Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование
Оборудование:
белые листы бумаги, где дети будут писать письма; кисточки для написания писем; пластиковые стаканчики, блюдца, лимонная кислота, сода, ватные палочки, молоко, вода, гуашь, жидкое мыло, кока-кола, йод; набор муляжей молочных продуктов, белый халат; кулинарные книги, фотографии
Ход занятия: Дети в группе играют. – Ребята подойдите ко мне, давайте поздороваемся, как мы с вами умеем. (вытягиваю руку в перед). – Я Елена Геннадьевна (на мою руку кладут руки дети и называют свое имя). – Давайте все вместе скажем гостям, здравствуйте. – Я рада вас видеть в хорошем настроении и надеюсь, что оно не измениться до конца нашей встречи.
I – Ребята я сегодня не хочу работать воспитателем, а хочу стать (надеваю белый халат ). – Вы догадались кем я хочу быть сегодня? (ученным) - Я сегодня ученный. – А чем занимаются ученные? (проводят опыт, исследуют..) – Я сегодня буду ученным а вы моими помощниками-лаборантами. – Я вас сегодня приглашаю в свою лабораторию. – Давайте вспомним, что такое лаборатория (ответы детей). – Правильно, это место, где узнают что-то новое, интересное и делают опыты с различными предметами. – Чтобы попасть в лабораторию надо пройти испытания. Готовы к первому испытанию? Будем загадки разгадывать. Вам не только загадки нужно отгадать, но и найти отгадку на нашей волшебной доске и перетащить ответ в корзинку, с помощью этого карандаша. А начнем мы нашу работу у доски, проходите к доске, присаживайтесь.
Из водички этой белой ты что хочешь сделай – маслице для каши, сливки, простоквашу. Можно даже творожок - очень вкусный он, дружок!( Молоко)
* * * Что за белые крупинки ? Сделан он из молока, Не зерно и не снежинки, Но тверды его бока. Скисло молоко — и в срок, В нем так много разных дыр. Получили мы ... (Творог) Догадались? Это ... (Сыр)
* * *
Хочешь фокус покажу? Догадайтесь, кто такая, Снег на палочке держу! Белоснежная, густая? Снег я съел, какая жалость Сливки взбили утром рано, Только палочка осталась. Чтоб была у нас ...( Сметана) Снег я съел, повеселел И ничуть не заболел…(Мороженое)
Мы на хлеб его намажем, И добавим к разным кашам. Кашу не испортят точно Бело-желтые кусочки. (Масло) (Дети находят и показывают молочные продукты на интерактивной доске) - Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Вы все отгадали и молоко и творог и сметану, ребята скажите это всё какие продукты? Это всё молочные продукты.
– Теперь следующее задание. – А давайте посмотрим какие ещё есть молочные продукты. (перешли к выставке. Дети стоят) ─ Ребята подойдите сюда. Посмотрите о каких молочных продуктах, мы еще не сказали, (кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок..) ─ А где можно взять эти полезные продукты? ( в магазине) – А в магазин откуда они попадают? (с Молокозавода) - Как попало молоко на молокозавод? Кто дет молоко? – если нам дает молоко корова значит оно чьё? (Коровье) – Как называется молоко (коровье) – Давайте пройдем еще раз к нашей волшебной доске и посмотрим правильно ли ы ответили. (слайд 2) Переходим к доске (садимся на скамейки) – Кто его нам дает? (коровы) - Знают взрослые и дети И известно всей планете, Нет полезнее с утра – Выпить чашку молока! Чтобы были все здоровы, Нам дает его корова!
Дидактическая игра «Какое молоко?»
- А, какие животные нам ещё дают молоко? (козы) (слайд 3) – Кто ещё дает молоко – значит оно чьё? Как называться молоко у козы? (козье) – А как вы думаете у других животных бывает молоко (да) – А у кого бывает? – Например, лошадь? Какое молоко у лошади? (кобылье) (слайд 4). – Кто ещё дает молоко? Значит оно чьё? (верблюжье) (слайд 5) ─ А кто ещё дает молоко? Значит оно чьё? (оленье) (слайд 6). – А вы знаете что новорождённые детеныши животных тоже пьют молоко. – В молоке есть витамины, минералы и другие полезные вещества. – А сейчас давайте мы с вами поиграем.
Физминутка. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше подтянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, отпустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали, сели, встали И на месте побежали. (сели в круг на коврик).
- Какие блюдо из молока готовят повара для вас в детском саду? (Молочные супы, каши, соусы, творожные запеканки, кофейный напиток…..) - А мамы чем любят вас по баловать? Что готовят для вас из молочных продуктов? (Блины, оладушки, вареники, печенье, пончики..) - А как вы думаете откуда мамы берут рецепты? Где можно найти рецепты? (В книгах о здоровой пище, кулинарных книгах, в интернете, спросить у знакомых, посмотреть телепередачу…) - Ребята посмотрите, у меня есть тоже кулинарная книга, где мы с другими детьми детского сада собрали рецепты. После нашей встречи я её вам дам в группу, где вы поближе с ней познакомитесь.
- Молодцы, ребята, се загадки отгадали, на трудные вопросы ответили. Теперь вы готовы идти в лабораторию. – А вы знаете что в лаборатории должна быть спец одежда. Все сотрудники лаборатории всегда одевают халаты и шапочки. Потому что в лаборатории должна соблюдаться чистота. – Подойдите к стульчикам, одевайте спец одежду и начнем работать. С начала наденем шапочки, потом нарукавники и обязательно фартук, ребята, а ещё в лаборанты надевают очки, чтобы не испортить глаза. Кто хочет, может тоже надеть очки.
- В микроскоп ученный смотрит, Видно, опыты проводит. Дела нет ему до скуки – Весь в работе, весь в науке. Смотрит ловко в микроскоп, Как реакция идёт, Как микробы и бактерии Закружили хоровод. А потом возьмет пинцет И придумает рецепт, Как их выстроить в линейку Друг за дружкою в прицеп. Нету времени для скуки, Когда трудишься в науке. (Заходим в лабораторию)
─ Садитесь за столы. – Вот мы попали в лабораторию чудес! В ней мы добудем новые знания и подружимся с молоком на всегда!
Чудо 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
─ Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание? ─ Хотите научиться? ─ Как вы думаете, с помощью чего мы пишем письма, сообщения? (Ручки, карандаша, бумаги...) ─ Ребята раньше использовали невидимые чернила. Их называли симпатическими. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение, химический проявитель…) ─ Может кто-то догадался, а у нас что это за невидимые чернила? (Молоко) ─ Хотите написать секретное письмо для мамы? Возьмите листочки, кисточки и с помощью молока нарисуйте послание для мамы. Можно нарисовать самые простые рисунки, сердечко, солнышко, цветочек, тучку. Нарисуйте что-нибудь одно. Что я нарисую я , вам потом покажу.
─ Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и стало невидимым. Когда домой пойдете, заберете свои листики и дадите их прочитать родителям. Завтра расскажете, смогли это сделать родители или нет.
Чудо 2. ОПЫТ «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
─ Дети вы любите рисовать? На чем вы рисуете? ( На листочках, в альбомах, на снегу, песке, н асфальте…) ─ Чем обычно рисуете? ( Красками, карандашами, фломастерами, мелками….) ─ А на молоке ктонибудь из вас рисовал? (нет) ─ Хотите попробовать? (Да) ─ На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой). ─ Дальше возьмите другую, сухую (чистую) ватную палочку и касаемся ею молока. – Что получилось? (Ничего) ─ Верно, ничего. Теперь окуните палочку в жидкое мыло и касаемся, просто касаемся, молока в центре на протяжении 10- 15 секунд. Только касаемся! И наблюдаем «волшебство в молоке». Посмотрите, какой взрыв красок! – Посмотрите, начинается самое интересное - волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим как краски двигаются. Потому что жидкое мыло соединяясь с молоком отталкивает жир и заставляет краски двигаться. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Чудо 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
─ Приступаем к следующему чуду опыту. ─ На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты к молоку, сметане, творогу добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства. ─ Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (Да)
─ А как вы думаете, что для этого надо сделать? - ─ Для этого в наше молоко добавим йод. Посмотрите у вас на тарелочках стоят два стакана с молоком . Возьмите пипетки, наберите в них немного йода и добавьте несколько капель йода в стакан с молоком , который стоит с права от вас. ─ Посмотрите, что случилось с молоком? ( окрасилось в синий цвет) ─ Вывод: При соединении йода с крахмалам образуется соединение ярко-синего цвета. ─ А теперь давайте добавьте несколько капель йода в стакан с молоком , который стоит слева от вас. ─ Посмотрите, что случилось с молоком? ( ни чего) ─ Вывод: Раз у нас молоко не стало синего цвета, значит , какой вывод делаем? (В нем нет крахмала) ─ Это молоко какое? (Полезное)
А теперь последнее чудо!
Я возьму письмо со своим тайным посланием и проглажу его горячим утюгом……. Видите, что у меня вышло!!! Это сердечко, которое я вам всем дарю!!! (Показать детям проявленное письмо). ─ Ребята, вам домашнее задание в месте с родителями проделать тоже самое со своими рисунками.
Рефлексия.
─ Кому понравились сегодня опыты и эксперименты? ─ С каким продуктом мы с вами работали ─ Какой вывод о нем вы можете сделать? Что мы узнали о молоке… ─ Какой опыт вам понравился больше всего? ─ А самое главное с молоком надо не экспериментировать, а его нужно пить.
─ Как вкусно и сладко, и очень легко, Вечером, утром, пить молоко! Из кружки и банки, а может , пакета. Впитывать вкус счастливого лета. Солнца и речки, травы и цветка, Всё это в ходит в состав молока.
─ Спасибо вам за работу, можете возвращаться в свою группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) с детьми старшей группы Тема: «Свет мой, зеркальце»
Конспект "Свет мой зеркальце скажи"...
Совместная опытно – экспериментальная деятельность для детей старшей группы. Тема «Почва»
Цель:Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.Показать значение почвы для растений и живых организмов.Разв...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы Тема: "Лаборатория чудес"
Опыты с молоком...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Мы изучаем свет"
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получ...

Конспект опытно-экспериментального интегрированного занятия в старшей группе «Удивительная соль»
познакомить детей с основными свойствами, видами, формами соли;учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с солью;научить использовать соль, как средство для творч...
Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе Тема занятия: "Подводное царство"
Расширение представлений о подводном мире....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Радуга" в старшей группе
Конспек занятия предназначен для старшей группы. На занятии дети с увлечением участвуют в опытах и отвечают на вопросы....
