«Кинезиология, как эффективная здоровьесберегающая технология образовательного пространства.»
методическая разработка (старшая группа)
Оглавление
Введение………………………………………………………………2
Основная часть……………………………………………………….6
Понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей..6
Методы и приемы…………………………………………………...7
Планирование комплексов кинезиологических упражнений и игр……………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………..12
Литература………………………………………………………………...13
Приложения……………………………………………………………….14
Введение
«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»
(Мэрили Зденека. «Развитие правого полушария).
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед, нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности.
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Для ребенка 3-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольное образовательное учреждение, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним детский сад, она должна предполагать создание условий, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.
Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.
Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Актуальность темы
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитииставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики иукрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательнойгимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательныеупражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражненияна релаксацию и массаж. Они помогут предупредить возникновение простудных заболеваний,повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 4—7 лет и, в целом, обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука одвижении, а точнее Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология,коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивныхтечениях современности.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанныхмежду собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитиемежполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Инновационная направленность. Использование данной направленности оздоровительных технологий в игровом варианте – это, когда: обучение и оздоровление происходит с легкостью; упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка на долго.
Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.
Цель: Познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей к школе.
Задача: привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу; заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.
Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Данную методическую разработку могут использовать воспитатели, учителя- логопеды,педагоги-психологи, а также родители в работе с детьми.
2. Основная часть
2.1. Понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей
Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология. Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о ней, как о оригинальном способе оздоровления детей. Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Поэтому, чтобы простимулировать интеллектуальное развитие ребёнка, необходимо использование кинезиологических упражнений. Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объѐме способны справиться с этой задачей. Работы Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.Н.Бехтерева доказали положительное воздействие манипуляций рук на развитие речи детей и на функциональность высшей нервной деятельности в целом. Таким образом, совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движения тела и пальцев. То есть, развивающая работа должна осуществляться в направлении от движения к логическому мышлению, а не наоборот. С этой целью и были разработаны комплексы специальных упражнений: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки и т.п. под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребёнка происходят положительные комплексноструктурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного), тем существенней эти изменения. Более того, разработанные методики помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга.
Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии». Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
2.2. Методы и приемы:
· Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
· Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
· Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
· Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
· Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
· Массаж – воздействует на биологически активные точки.
· Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения. (Приложение №1)
Весь материал, предлагается детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Кинезиологические упражнения можно использовать как на занятиях, в качестве динамических пауз , так и перед занятиями, как организующее звено. Широко используют в своей практике следующие приемы, которые вызывают у детей особый интерес и положительные эмоции: плетение кос, так же на специальных кинезиологических тренажерах, выполняют схематические узоры с помощь разноцветных резинок и ниток, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе «лежащей восьмерки», зеркальное рисование и т.д.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия.
2.3. Планирование комплексов кинезиологических упражнений и игр
№ карточки | Месяц | Содержание |
1 | Сентябрь | 1.Растяжка «Солнышко» 2.Дыхательные упражнения: «Подуем на солнышко» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Перекрестное марширование», «Марионетка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Горизонтальная восьмерка» 5. Релаксация: «Полет высоко в небе» |
2 | Октябрь | 1.Растяжка «Пузырь» 2.Дыхательные упражнения: «Ветерок» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Мельница», «Крюки» 4.Глазодвигательные упражнения: «Веселая картинка» 5. Релаксация: «Птица» |
3 | Ноябрь | 1.Растяжка «Снежная баба» 2.Дыхательные упражнения: «Воздушный шарик» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Ухо- нос» 4.Глазодвигательные упражнения: «Игрушки» 5. Релаксация: «Мои фантазии» |
4 | Декабрь | 1.Растяжка «Четыре стихии» 2.Дыхательные упражнения: «Дом маленький, дом большой» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Оладушки», «Лягушка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Нарисуй геометрические фигуры» 5. Релаксация: «Прогулка по берегу моря» |
5 | Январь | 1.Растяжка «Оловянный солдатик» 2.Дыхательные упражнения: «Свеча» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Я - робот» 4.Глазодвигательные упражнения: «Навигатор» 5. Релаксация: «Теплые капельки» |
6 | Февраль | 1.Растяжка «Ива и тополь» 2.Дыхательные упражнения: «Ветерок» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Кулак, ребро, ладошка», «Лезгинка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Бабочка, цветок» 5. Релаксация: «Птица» |
7 | Март | 1.Растяжка «Бельчата» 2.Дыхательные упражнения: «Ветерок» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Колечко», «Зеркальное рисование» 4.Глазодвигательные упражнения: «Заинька» 5. Релаксация: «Путешествие на облаке» |
8 | Апрель | 1.Растяжка «Медвежата» 2.Дыхательные упражнения: «Поездка» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Слон» 4.Глазодвигательные упражнения: «Солнышко и тучка» 5. Релаксация: «Цветные краски» |
9 | Май | 1.Растяжка «Котята» 2.Дыхательные упражнения: «Цветочки» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Гостеприимная кошка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Горизонтальная восьмерка» 5. Релаксация: «Колыбельная для котят» |
10 | Июнь | 1.Растяжка «Чудо- дерево» 2.Дыхательные упражнения: «Чудо-дерево» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга: «Велосипедная прогулка», «Маршировка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Самолет» 5. Релаксация: «Ласковое солнышко» |
11 | Июль | 1.Растяжка «Карусель» 2.Дыхательные упражнения: «Непослушный носик» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Астры» 4.Глазодвигательные упражнения: «Ласки» 5. Релаксация: «Сказка» |
12 | Август | 1.Растяжка «Рыбалка» 2.Дыхательные упражнения: «Железный дровосек» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Кошечка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Жук» 5. Релаксация: «Нарисуем радугу» |
3. Заключение
Выполняя данные упражнения со своими детьми, я отметила, что у них развиваются интеллектуальные и творческие способности, способность к обучению, усвоению и восприятию информации. По моим наблюдениям у воспитанников улучшилась память, внимание, пространственные представления. Систематическое проведение упражнений способствовали формированию мелкой и крупной моторики, у воспитанников снизилась утомляемость.
Кинезиология является здоровьесберегающей технологией. Ее проведение не требует никаких затрат, она настолько проста в применении , что ее можно использовать в любой ситуации. Данную технологию можно применять с любого возраста, главное условие необходимо подбирать упражнения от простого к сложному и регулярно их выполнять. Данная технология позволяет расширить границы возможностей головного мозга.
4. Литература
1.Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
2.Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качествожизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
4.Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
5.Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.
6.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическоеруководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
7.Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений дляразвития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977.
8.Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
9.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
10.Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса длявосстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие
– М., 1999.
5. Приложения
Приложение 1
Растяжки
1. «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
2. «Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
3. «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
4. «Сорви яблоки»
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
Приложение 2
Дыхательные упражнения
1. «Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
2. «Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3. «Надуй шарик»
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
4. «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
5. «Губы трубкой»
Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
И. п. - о. с.
1 полный вдох через нос, втягивая живот;
2 - губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 - сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4 - пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
6. «Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться - прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 - плавный выдох через нос.
Приложение 3
Глазодвигательные упражнения
1. «Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
2. «Глазки – 1»
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
3. «Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
4. «Глазки – 2»
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
5. «Слон»
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
6. «Глазки – 3»
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
7. « Глаз – путешественник”
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
8. Глазки - 4»
Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их поскорее. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (1 мин.)
Приложение 4
Телесные упражнения
1. «Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
2. «Яйцо»
Спрячемся от всех забот,
только мама нас найдет.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
3. «Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
4. «Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
5. «Дерево»
Мы растем, растем, растем
И до неба достаем.
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)
6. «Колено – локоть»
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
7. «Крюки»
Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Приложение 5
Упражнения для развития мелкой моторики
1. «Домик»
Мы построим крепкий дом, Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)
2. «Ладошка»
С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)
3. «Лезгинка»
Любим ручками играть И лезгинку танцевать. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
4. «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
5. «Симметричные рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
Приложение 6
Упражнения на релаксацию
1. Релаксация «Ковер-самолет»
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
2. «Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
3. «Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Приложение 7
Комплекс кинезиологических упражнений
(но возможно использование отдельных упражнений и в более младшем возрасте, а также всей картотеки для детей младшего школьного возраста).
1. Массаж ушных раковин. Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
2. «Зеркальное рисование».
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
4. «Ухо—нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
5. «Графомоторные дорожки».
Кинезиологические упражнения необходимо выполнят в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе.
Для усложнения игры можно добавлять задания:
«Один-много» - ведя пальцами рук по дорожке педагог называет предмет , а ребенок образовывает его в И.п множественного числа. Например: туча-тучи, бабочка-бабочки и т.д.
6. «Палитра»
Ребенок кладет свои пальцы на «Палитру».
Далее перед ребенком выкладываются карточка с цветными кружочками. Ребенку нужно поочередно поднимать пальцы того цвета, которые на карточках. Вначале ребенок может поднимать поочередно пальцы на обеих руках, далее по мере усложнения — одновременно.
Задания можно усложнять, например, на кружочках могут изображены цифры, с помощью этой игры ребенок закрепляет счет. Также могут быть изображены различные предметы, с помощью которых ребенок пополняет словарный запас и проговаривает четкое произношение звуков в словах и т.д.
7. «Балансир»
Преимущества метода в том, что с помощью забавных упражнений, для выполнения которых требуется балансировочная доска дети развивают межполушарные связи, что влияет на улучшение оценок, внимания, успеваемости и самооценки. Наибольший эффект достигается при использовании детьми в возрасте 3 -10 лет.
Это не только полезно, но еще и очень весело! Приятное сочетание нейро и физио развития. А приятный бонус - хорошая успеваемость и победа в решении задачи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 870.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разроботка
ТЕМА РАБОТЫ
«Кинезиология, как эффективная здоровьесберегающая технология образовательного пространства.»
Воспитатель:
Керимова Любовь Александровна
Санкт-Петербург
2023
Оглавление
Введение………………………………………………………………2
Основная часть……………………………………………………….6
Понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей..6
Методы и приемы…………………………………………………...7
Планирование комплексов кинезиологических упражнений и игр……………………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………..12
Литература………………………………………………………………...13
Приложения……………………………………………………………….14
Введение
«Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого»
(Мэрили Зденека. «Развитие правого полушария).
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед, нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности.
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Для ребенка 3-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольное образовательное учреждение, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую ставит перед ним детский сад, она должна предполагать создание условий, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.
В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, рекомендуется опираться на кинезиологический подход.
Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.
Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Актуальность темы
Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж. Они помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 4—7 лет и, в целом, обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет и используется во всем мире.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педагогика, логопедия и многие другие. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Инновационная направленность. Использование данной направленности оздоровительных технологий в игровом варианте – это, когда: обучение и оздоровление происходит с легкостью; упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка на долго.
Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.
Цель: Познакомить педагогов с кинезиологическим методом через организацию системы специальных движений, упражнений и психотехнических приемов при подготовке детей к школе.
Задача: привлечь педагогов к результативному воспитательно-образовательному процессу; заинтересовать их в обучении приёмам и методам работы с детьми.
Ожидаемые результаты:
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.
Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.
Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Данную методическую разработку могут использовать воспитатели, учителя- логопеды, педагоги-психологи, а также родители в работе с детьми.
2. Основная часть
2.1. Понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей
Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология. Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о ней, как о оригинальном способе оздоровления детей. Работа человеческого мозга обеспечивается деятельностью двух его полушарий имеющих определённую функциональную специализацию (левое отвечает за образное, гуманитарное мышление; правое – за знаковое, математическое). В осуществлении высших психических реакций существенную роль играет совместная деятельность полушарий. Для развития интеллекта необходимо развивать взаимодействие между полушариями. Учитывая это, можно предположить, что развитие интеллекта и логическое мышление у детей могут искажаться из-за нарушения межполушарной передачи информации. Поэтому, чтобы простимулировать интеллектуальное развитие ребёнка, необходимо использование кинезиологических упражнений. Именно специальные кинезиологические упражнения в полном объѐме способны справиться с этой задачей. Работы Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.Н.Бехтерева доказали положительное воздействие манипуляций рук на развитие речи детей и на функциональность высшей нервной деятельности в целом. Таким образом, совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов нужно начинать с развития движения тела и пальцев. То есть, развивающая работа должна осуществляться в направлении от движения к логическому мышлению, а не наоборот. С этой целью и были разработаны комплексы специальных упражнений: дыхательные, двигательные, пальчиковые игры, растяжки и т.п. под воздействием кинезиологических упражнений в организме ребёнка происходят положительные комплексноструктурные изменения. И чем нагрузка интенсивней (в пределах разумного), тем существенней эти изменения. Более того, разработанные методики помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга.
Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии». Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
2.2. Методы и приемы:
· Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
· Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
· Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
· Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
· Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
· Массаж – воздействует на биологически активные точки.
· Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения. (Приложение №1)
Весь материал, предлагается детям в стихотворной форме. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Кинезиологические упражнения можно использовать как на занятиях, в качестве динамических пауз , так и перед занятиями, как организующее звено. Широко используют в своей практике следующие приемы, которые вызывают у детей особый интерес и положительные эмоции: плетение кос, так же на специальных кинезиологических тренажерах, выполняют схематические узоры с помощь разноцветных резинок и ниток, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе «лежащей восьмерки», зеркальное рисование и т.д.
Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системе организма. После этого обучать каждого ребенка, получив обратную информацию о специфике воздействия.
2.3. Планирование комплексов кинезиологических упражнений и игр
№ карточки | Месяц | Содержание |
1 | Сентябрь | 1.Растяжка «Солнышко» 2.Дыхательные упражнения: «Подуем на солнышко» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Перекрестное марширование», «Марионетка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Горизонтальная восьмерка» 5. Релаксация: «Полет высоко в небе» |
2 | Октябрь | 1.Растяжка «Пузырь» 2.Дыхательные упражнения: «Ветерок» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Мельница», «Крюки» 4.Глазодвигательные упражнения: «Веселая картинка» 5. Релаксация: «Птица» |
3 | Ноябрь | 1.Растяжка «Снежная баба» 2.Дыхательные упражнения: «Воздушный шарик» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Ухо- нос» 4.Глазодвигательные упражнения: «Игрушки» 5. Релаксация: «Мои фантазии» |
4 | Декабрь | 1.Растяжка «Четыре стихии» 2.Дыхательные упражнения: «Дом маленький, дом большой» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Оладушки», «Лягушка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Нарисуй геометрические фигуры» 5. Релаксация: «Прогулка по берегу моря» |
5 | Январь | 1.Растяжка «Оловянный солдатик» 2.Дыхательные упражнения: «Свеча» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Я - робот» 4.Глазодвигательные упражнения: «Навигатор» 5. Релаксация: «Теплые капельки» |
6 | Февраль | 1.Растяжка «Ива и тополь» 2.Дыхательные упражнения: «Ветерок» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Кулак, ребро, ладошка», «Лезгинка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Бабочка, цветок» 5. Релаксация: «Птица» |
7 | Март | 1.Растяжка «Бельчата» 2.Дыхательные упражнения: «Ветерок» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Колечко», «Зеркальное рисование» 4.Глазодвигательные упражнения: «Заинька» 5. Релаксация: «Путешествие на облаке» |
8 | Апрель | 1.Растяжка «Медвежата» 2.Дыхательные упражнения: «Поездка» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Слон» 4.Глазодвигательные упражнения: «Солнышко и тучка» 5. Релаксация: «Цветные краски» |
9 | Май | 1.Растяжка «Котята» 2.Дыхательные упражнения: «Цветочки» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Гостеприимная кошка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Горизонтальная восьмерка» 5. Релаксация: «Колыбельная для котят» |
10 | Июнь | 1.Растяжка «Чудо- дерево» 2.Дыхательные упражнения: «Чудо-дерево» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга: «Велосипедная прогулка», «Маршировка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Самолет» 5. Релаксация: «Ласковое солнышко» |
11 | Июль | 1.Растяжка «Карусель» 2.Дыхательные упражнения: «Непослушный носик» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга «Астры» 4.Глазодвигательные упражнения: «Ласки» 5. Релаксация: «Сказка» |
12 | Август | 1.Растяжка «Рыбалка» 2.Дыхательные упражнения: «Железный дровосек» 3.Телесные упражнения: упражнения для развития мозолистого тела головного мозга. «Кошечка» 4.Глазодвигательные упражнения: «Жук» 5. Релаксация: «Нарисуем радугу» |
3. Заключение
Выполняя данные упражнения со своими детьми, я отметила, что у них развиваются интеллектуальные и творческие способности, способность к обучению, усвоению и восприятию информации. По моим наблюдениям у воспитанников улучшилась память, внимание, пространственные представления. Систематическое проведение упражнений способствовали формированию мелкой и крупной моторики, у воспитанников снизилась утомляемость.
Кинезиология является здоровьесберегающей технологией. Ее проведение не требует никаких затрат, она настолько проста в применении , что ее можно использовать в любой ситуации. Данную технологию можно применять с любого возраста, главное условие необходимо подбирать упражнения от простого к сложному и регулярно их выполнять. Данная технология позволяет расширить границы возможностей головного мозга.
4. Литература
1.Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
2.Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
4.Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
5.Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.
6.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
7.Стамбулова Н.Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М., 1977.
8.Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
9.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
10.Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие
– М., 1999.
5. Приложения
Приложение 1
Растяжки
1. «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
2. «Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.
3. «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
4. «Сорви яблоки»
Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.
Приложение 2
Дыхательные упражнения
1. «Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
2. «Дышим носом»
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
Исходное положение – о. с.
1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;
2 - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.
3. «Надуй шарик»
Исходное положение - лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
4. «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
5. «Губы трубкой»
Чтобы правильно дышать,
Нужно воздух нам глотать.
И. п. - о. с.
1 полный вдох через нос, втягивая живот;
2 - губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа;
3 - сделать глотательное движение, как бы глотая воздух;
4 - пауза в течение 2-3 с, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.
6. «Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И. п. - о. с.
1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться - прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;
2 - плавный выдох через нос.
Приложение 3
Глазодвигательные упражнения
1. «Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.
2. «Глазки – 1»
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
3. «Взгляд влево вверх»
Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.
4. «Глазки – 2»
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1-2 секунда.
5. «Слон»
Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
6. «Глазки – 3»
Нарисуем большой круг
И осмотрим все вокруг.
Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).
7. « Глаз – путешественник”
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.
8. Глазки - 4»
Зорче глазки чтоб глядели, разотрем их поскорее. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (1 мин.)
Приложение 4
Телесные упражнения
1. «Мельница»
Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.
2. «Яйцо»
Спрячемся от всех забот,
только мама нас найдет.
Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.
3. «Робот»
Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.
4. «Перекрестное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.
5. «Дерево»
Мы растем, растем, растем
И до неба достаем.
Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево. (10 раз)
6. «Колено – локоть»
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
7. «Крюки»
Можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Приложение 5
Упражнения для развития мелкой моторики
1. «Домик»
Мы построим крепкий дом, Жить все вместе будем в нем.
Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)
2. «Ладошка»
С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим. Пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться. То же для другой руки. (10 раз)
3. «Лезгинка»
Любим ручками играть И лезгинку танцевать. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.
4. «Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
5. «Симметричные рисунки»
Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
Приложение 6
Упражнения на релаксацию
1. Релаксация «Ковер-самолет»
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка.
Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
2. «Дирижер»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
3. «Путешествие на облаке»
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Приложение 7
Комплекс кинезиологических упражнений
(но возможно использование отдельных упражнений и в более младшем возрасте, а также всей картотеки для детей младшего школьного возраста).
1. Массаж ушных раковин. Сделайте массаж мочки ух, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
2. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
2. «Зеркальное рисование».
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
4. «Ухо—нос».
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
5. «Графомоторные дорожки».
Кинезиологические упражнения необходимо выполнят в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение – двумя руками вместе.
Для усложнения игры можно добавлять задания:
«Один-много» - ведя пальцами рук по дорожке педагог называет предмет , а ребенок образовывает его в И.п множественного числа. Например: туча-тучи, бабочка-бабочки и т.д.
6. «Палитра»
Ребенок кладет свои пальцы на «Палитру».
Далее перед ребенком выкладываются карточка с цветными кружочками. Ребенку нужно поочередно поднимать пальцы того цвета, которые на карточках. Вначале ребенок может поднимать поочередно пальцы на обеих руках, далее по мере усложнения — одновременно.
Задания можно усложнять, например, на кружочках могут изображены цифры, с помощью этой игры ребенок закрепляет счет. Также могут быть изображены различные предметы, с помощью которых ребенок пополняет словарный запас и проговаривает четкое произношение звуков в словах и т.д.
7. «Балансир»
Преимущества метода в том, что с помощью забавных упражнений, для выполнения которых требуется балансировочная доска дети развивают межполушарные связи, что влияет на улучшение оценок, внимания, успеваемости и самооценки. Наибольший эффект достигается при использовании детьми в возрасте 3 -10 лет.
Это не только полезно, но еще и очень весело! Приятное сочетание нейро и физио развития. А приятный бонус - хорошая успеваемость и победа в решении задачи.
8. «Птица»
Ритмические движения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Делая музыкальный ритм организмом движения, можно развивать внимание, память, внутреннюю собранность.
С помощью музыки и кинезиологии возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, т.е. социализация ребенка через игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в пространстве ДОУ" план по самообразованию инструктора по физкультуре
План по самообразованию инструктора по физкультуре «Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в пространство ДОУ»...

Презентация "Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в пространство ДОУ"
"Изучение и внедрение здоровьесберегающих технологий в пространство ДОУ"Сохранение и укрепление здоровья детей на сегодняшний день является приоритетным направлением деятельности всего общ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ По теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»
Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольногообразования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольноеучреждение призвано создать условия для интеллектуального, тво...

Кинезиология, как эффективная здоровьесберегающая технология в ДОУ для детей имеющих статус ОВЗ (мастер – класс для родителей)
Сегодня хочу поделиться опытом своей работы по использованию на занятиях с дошкольниками замечательной здоровьесберегающей технологии – Кинезеологией. Возможно вам понравится данная технология и...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ По теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫПо теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»...

Семинар – практикум для педагогов «Кинезиология, как эффективная здоровьесберегающая технология образовательного пространства»
Цель: ознакомление педагогов с наукой – кинезиологией, ее положительным влиянием на организм челов...

"Образовательная кинезиология- эффективная здоровьесберегающая технология"
Образовательная кинезиология...








