Картотека игр по формированию КГН у детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Игнатьева Любовь Александровна

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в ясельной группе включают в себя соблюдение чистоты тела, культуру еды, поддержание порядка в окружающей обстановке и культурные взаимоотношения детей друг с другом и со взрослыми. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kgn.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по формированию КГН у детей раннего возраста

1 «Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Воспитатель обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки".

Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

 

 2 «Я учусь одеваться и раздеваться сам!»

Цель: приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о помощи; спокойно вести себя в раздевальной комнате.

Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д.

Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

 

3 «Сделаем лодочки»

Учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Воспитатель обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

-засучить рукава (взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");

-открыть кран;

-сложить ладони рук "лодочкой";

-подставить руки под струю воды;

-закрыть кран;

-вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

 

4 «Полотенце пушистое!»

 Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.

 

5  «Чистый нос».

Цель: побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность, самостоятельность.

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

 

6    «Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка

 

 7   «Делаем прическу»

Учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

 

8 «Я сам».

Цель: закреплять умение есть аккуратно, брать пищу только ложкой, совершенствовать навыки культуры еды; приучать детей правильно держать ложку, есть и пить пищу не проливая, тщательно прожёвывать.

Воспитатель обращает внимание ребенка на то, как

правильно нужно сидеть за столом, кушать аккуратно, наклонятся над столом.

 

 9  «Кукла заболела»

Учить ребенка пользоваться носовым платком.

Воспитатель демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у

нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

 

10 «Сухие рукава».

 Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем.

Воспитатель демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее закатанные рукава и показывает детям, как правильно закатывать рукава, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

 

11 «Найди пару»

Учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

Воспитатель вводит ребенка в игровую ситуацию: "Маша- растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!" и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д.

Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

 

12 «Поведение за столом»

Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.

Воспитатель обращает внимание ребенка на то, как правильно нужно сидеть за столом, кушать аккуратно, наклонятся над столом. Потешка:

Умница, Катенька, ешь кашку сладенька, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.

 

13 «Оденем кукол»

Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

Воспитатель предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

 

14 «Где мой стульчик?».

 Цель: приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного поведения в группе.

 

15 «Мы правильно моем ручки».

Цель: формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, приучать

правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик, вешать полотенце на своё место.

Воспитатель обращается к ребенку: Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

 

16 «Оденемся на прогулку»

Учить одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду на липучки.

Воспитатель предлагает одеваться на прогулку: раскладывает вещи перед ребенком и объясняет, что определенный предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, при затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает внимание на способ застежки липучкой.

 

17 «Мыло душистое».

Цель: побуждать самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки, смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.

Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании.

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки.

 

18 «Найди пару»

Различать парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

Воспитатель вводит ребенка в игровую си-туацию: «Маша- растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обу-ви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти пару и т.д.

Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

 

 19 «Оденем кукол»

Цель: знакомить с разными видами застежек и способами застегивания.

Воспитатель предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках: «Смотрите, какая у кукол красивая одежда!» Взрослый вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания. Предлагается детям самостоятельно одеть кукол, после чего покатать их в коляске.

 

20 «Мы едим».

Цель: воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, приучать держать ложку в правой руке.

Воспитатель обращает внимание ребенка на то, как правильно нужно сидеть за столом, кушать аккуратно, наклонятся над столом.

Потешка:

Умница, Катенька, ешь кашку сладенька, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.

 

 21  «Где моё полотенце?».

Цель: побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в пространстве, внимательность.

22 «Одевание–раздевание».

Цель: закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках, упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.

Воспитатель предлагает одеваться на прогулку: раскладывает вещи перед ребенком и объясняет, что определенный предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, при затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает внимание на способ застежки липучкой.

 

23 «Аккуратная причёска».

Цель: приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.

Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

 

24 «Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!»

Цель: побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться, быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность.

Воспитатель предлагает одеваться на прогулку: раскладывает вещи перед ребенком и объясняет, что определенный предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, при затруднении взрослый помогает ему одеваться, обращает внимание на способ застежки липучкой.

 

25 «Я умею!»

Цель: закреплять умение держать правильно ложку в правой руке, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол, не макать хлебом в суп.

Воспитатель обращает внимание ребенка на то, как правильно нужно сидеть за столом, кушать аккуратно, наклонятся над столом.

 

26 «Я уже большой!».

Цель: закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать навыки культуры еды.

Воспитатель обращает внимание ребенка на то, как правильно нужно сидеть за столом, кушать аккуратно, наклонятся над столом.

 

27 «Башмачки по местам».

Цель: формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно, ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.

 

28 «Умываться!»

Цель: во время умывания побуждать детей к правильной последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло, намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.

Воспитатель подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании.

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово! Моет рученьки сама Машенька Егорова (взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

 

29 «Мы не чумазые».

Цель: закреплять умение хорошо намыливать руки мылом, тщательно тереть ладошки и смывать грязь, знать местонахождение своего полотенца.

Воспитатель обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки".

Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

 

30 «Вот какие мы!».

Цель: приучать детей правильно вести себя за столом, есть аккуратно, не мешать другим детям, не выходить из-за стола без разрешения взрослых.

Воспитатель обращает внимание ребенка на то, как правильно нужно сидеть за столом, кушать аккуратно, наклонятся над столом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по формированию ЗОЖ у детей раннего возраста

Картотека предназначена в помощь воспитателям для приобщения детей к здоровому образу жизни....

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

Картотека потешек для формирования КГН у детей раннего возраста.

quot;Картотека потешек для формирования культурно- гигиенических навыков у детей раннего возроста"....

19.04.2024 Картотека игр по формированию ЭМП для детей раннего возраста

Картотека игр по формированию ЭМП для детей раннего возраста...

Картотека игр на формирование самосознания у детей раннего возраста

Игры на формирование самосознания у детей раннего возраста...

Картотека потешек по формированию КГН у детей раннего возраста

Культурно-гигиенические навыки (КГН) в ясельной группе включают в себя соблюдение чистоты тела, культуру еды, поддержание порядка в окружающей обстановке и культурные взаимоотношения детей друг с...