ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по оздоровлению детей дошкольного возраста средствами плавания (для детей 2-4 лет) « Осьминожка »
рабочая программа (младшая группа)
Пояснительная записка
Физическая культура по плаванию является частью общечеловеческой культуры. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение для нормального психофизического развития ребенка, укрепления его здоровья и развития двигательной сферы.
Физическая культура по плаванию рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно - важных систем и функций организма. У ребенка развиваются адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка; приобретаются физические качества, вырабатываются гигиенические навыки, привычки и представления, формируются черты характера.
физической культуре ребенок приобщается постоянно, она пронизывает все виды его деятельности и отдых.
Основным средством физической культуры по плаванию являются физические упражнения, которые представляют собой специально подобранные движения и различные виды двигательной деятельности, организованные взрослым. Систематическое выполнение упражнений содействует всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышает возбудимость мышц, темп, силу; улучшает координацию движений, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.
Интенсивная двигательная активность детей влечет за собой усиление сердечной деятельности, тренирует сердце, укрепляет нервную систему, улучшает соотношение процесса возбуждения и торможения в коре головного мозга. Через движение ребенок познает окружающий мир, у него развивается ориентировка в пространстве, проявляются волевые усилия и яркие эмоциональные переживания.
Важно, чтобы полученные детьми двигательные умения и навыки во время разных видов занятий по физической культуре широко использовались в повседневной жизни.
Создание условий для полноценной двигательной деятельности детей в детском саду и семье способствует формированию основных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию физических качеств и способностей, воспитанию интереса к разным занятиям по физической культуре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №41»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На педагогическом совете заведующий
МБ ДОУ «Детский сад №41»
«___»______________ 2023 г. ___________ Ю.С.Тимошина
Протокол № __ от «___» _________ 2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
по оздоровлению детей дошкольного возраста средствами плавания
(для детей 2-4 лет)
« Осьминожка »
Лесосибирск 2023г.
Содержание;
- Пояснительная записка к программе
- Содержание программы
- Календарно-тематическое планирование
- Учебный план
- Ожидаемые результаты
- Литература
- Приложение
Дополнительная общеразвивающая программа по оздоровлению детей дошкольного возраста средствами плавания
(для детей 2-3 лет) «Осьминожка»
Разработчик:
Инструктор ФК по плаванию – Береснева Т.А
Пояснительная записка
Физическая культура по плаванию является частью общечеловеческой культуры. Она охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют важнейшее значение для нормального психофизического развития ребенка, укрепления его здоровья и развития двигательной сферы.
Физическая культура по плаванию рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно - важных систем и функций организма. У ребенка развиваются адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка; приобретаются физические качества, вырабатываются гигиенические навыки, привычки и представления, формируются черты характера.
физической культуре ребенок приобщается постоянно, она пронизывает все виды его деятельности и отдых.
Основным средством физической культуры по плаванию являются физические упражнения, которые представляют собой специально подобранные движения и различные виды двигательной деятельности, организованные взрослым. Систематическое выполнение упражнений содействует всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышает возбудимость мышц, темп, силу; улучшает координацию движений, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.
Интенсивная двигательная активность детей влечет за собой усиление сердечной деятельности, тренирует сердце, укрепляет нервную систему, улучшает соотношение процесса возбуждения и торможения в коре головного мозга. Через движение ребенок познает окружающий мир, у него развивается ориентировка в пространстве, проявляются волевые усилия и яркие эмоциональные переживания.
Важно, чтобы полученные детьми двигательные умения и навыки во время разных видов занятий по физической культуре широко использовались в повседневной жизни.
Создание условий для полноценной двигательной деятельности детей в детском саду и семье способствует формированию основных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию физических качеств и способностей, воспитанию интереса к разным занятиям по физической культуре.
Важно на протяжении всего дошкольного детства поддерживать и развивать природную потребность ребенка в разных играх и движениях, не подавляя при этом его инициативы. Двигательная деятельность оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка, если она соответствует его возрастным и индивидуальным особенностям.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 №
273-ФЗ
2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования МБ ДОУ «Детский сад №41» реализует основную общеобразовательную программу, представляющие определенные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
Физическое развитие
В основу разработки программы легли принципы:
Принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес к занятиям в бассейне.
Принцип наглядности – предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование;
Принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению;
Принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;
Принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.
Цели и задачи Программы:
Цель: закаливание и укрепление детского организма; создание основы для разностороннего физического развития.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
адаптировать детей к водному пространству бассейна, преодолеть боязнь входить в воду;
вызвать у малышей эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях;
обучить различным видам передвижения в воде;
познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в бассейне.
Развивающие:
развивать двигательную активность детей;
развивать умение передвигаться по дну бассейна разными способами;
развивать умение делать выдох в воду, на воду.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к данному виду деятельности;
содействовать становлению морально-волевых качеств (смелость, настойчивость);
воспитывать самостоятельность и организованность.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год обучения: 1 раз в неделю. Занятия проводятся в первой половине дня.
Содержание программы ориентировано на первые младшие группы в количестве от 8 до 10 человек.
Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПиН.
В целом состав групп остается постоянным, изменения в составе могут произойти при наличии противопоказаний по здоровью, выбытии ребенка из учреждения и др.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.
Продолжительность занятий выдержана в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13: 1 раз в неделю по 30 мин.
Работа с родителями:
родительские собрания (организационно-ознакомительное, итоговое)
анкетирование (в начале и конце работы программы с целью ознакомления с характером двигательной активности ребенка дома и определения позиции родителя по отношению к развитию ребенка)
семинары-практикумы для родителей (1 раз в год)
виртуальные консультации (сайт ДОУ)
оформление стендовой информации, выпуск буклетов
2.Содержание программы
Содержание дополнительной образовательной программы в младших группах обучение плаванию начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами: плотностью, вязкостью, прозрачностью. Продолжительность ознакомительного периода определяется возможностью ребенка безбоязненно и уверенно с помощью взрослого, либо самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. Занятия с детьми 2-3 лет обычно начинают с ознакомления детей с помещением бассейна, с правилами поведения в нем. Затем дети приходят посмотреть на занятия с детьми старших групп. С учетом основных задач начального обучения плаванию на данном этапе включают лишь игры с игрушками, все виды ходьбы и бега по воде. Занятия в младшей группе начинают с обычного умывания, включаются игры с пластмассовыми бутылочками, в которых есть небольшие отверстия для воды («Фонтанчики», «Водопадики»). Затем переходят к кратковременному погружению лица в воду и подныриванию под различные предметы – обруч, круг и т.п. (упражнения «Надень шляпу», «Вырос гриб», «В домик – из домика»).
Обучение каждому новому плавательному упражнению (движению) требует от ребенка определенной готовности, поэтому оно сводится к игре. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, помогает проявлять свои подражательные способности. Игровая деятельность дает малышу возможность проявить самостоятельность в выборе способов достижения цели, партнеров, в использовании своих знаний и умений. Для освоения сложных плавательных упражнений подбираются такие игры, в которых ребенок подготавливается к более сложным подвижным играм. При закреплении движений в воде используется также и соревновательный момент. В младшем возрасте детям предлагаются игры для ознакомления со свойствами воды и освоения передвижений в воде такие как: «Карусели», «Солнышко и дождик», «Рыбки резвятся» и игры для приобретения навыков погружения в воду: «Весы», «Насос», «Оса», «Домик утки», «Пузыри» и др.
3. Календарно-тематическое планирование:
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |||||
ОКТЯБРЬ | Ознакомить детей с помещением бассейна | Посещение бассейна с ознакомлением правил поведения | Подготовка к посещению бассейна, показ приемов самообслуживания | Посещение занятий со старшими детьми Индивидуальная работа | |||||
НОЯБРЬ | Спускать в воду по лесенке с поддержкой | Ходьба в воде с поддержкой об бортик Индивидуальная работа | Окунаться в воду вместе с воспитателем игра «Умойся» | Окунаться в воду с поддержкой игра «Поймай рыбку» | |||||
ДЕКАБРЬ | Спускаться в воду по лесенке с поддержкой ходьба и бег по дну бассейна «Пойдем все вместе со мной» окунаться с поддержкой свободные действия с предметом | Спускаться в воду по лесенке по возможности без поддержки ходьба и бег по дну бассейна «Добежим до переходика» окунаться по возможности без поддержки игра «Умойся» | Входить в воду самостоятельно ходьба – «Все, все подойдите ко мне» игра «Принеси рыбку» свободные игры с предметами Индивидуальная работа | Входить в воду без поддержки ходьба в определенном направлении игра «Догони шарик» свободные игры с игрушками Индивидуальная работа | |||||
ЯНВАРЬ | Входить в воду и окунаться с поддержкой хлопать ладошками по воде бросать мячик перед собой приносить игрушки по просьбе Индивидуальная работа | Входить в воду, самостоятельно окунаться хлопать по воде, пытаться удержать воду в ладошках бросать и догонять мячик игра «Догони мяч» приносить мяч воспитателю | Войти в воду, приседая по пояс ходьба по дну бассейна с парой игра «Попрыгаем как зайчики» окунаться, приседая по шею свободные игры с передвижением Индивидуальная работа | Войти в воду и окунуться самостоятельно ходить по дну, взявшись за руки игра «Поскачем как мяч» дойти до противоположной стороны бассейна за игрушкой игра «Принеси игрушку» | |||||
ФЕВРАЛЬ | Садиться в воду и вставать игра «Сделаем дождик» ходьба по кругу приседать в воду бег по дну «Кто убежит» свободные игры с предметами | Погружаться в воду, присаживаясь брызгать воду на себя игра «Хоровод» приседать в воду по сигналу игра «Кораблики» Индивидуальная работа | Пытаться принимать горизонтальное положение скользить по воде с поддержкой за руки умывать лицо, наклонившись расходиться по бассейну по команде и возвращаться назад | Игра «Доползи до игрушки» скользить по воде с поддержкой под живот «Сделать дождик», наклонившись над водой игра «Рыбки, домой» | |||||
МАРТ | Ходьба и бег по дну бассейна игра «Маленькие и большие ножки» стоя в кругу, приседать в воду погружаться в воду до подбородка, до пояса ложиться на воду из приседа игра «Бегом за мячом» Индивидуальная работа | Ходьба по дну бассейна в различных направлениях окунаться – игра «островки» погружение в воду игра «нос утонул» ложиться на воду, вытягивая ноги, упор о дно бассейна игра «Принеси игрушку» | Ходьба по дну бассейна на руках, ноги вытянуты игра «Рыбки резвятся» пытаться посмотреть в воду как в зеркальце свободные игры с игрушками Индивидуальная работа | Ходьба по дну бассейна - «Крокодилы» окунать все лицо в воду, стоя на коленях игра «Смелые ребята» выбегать из воды самостоятельно Индивидуальная работа | |||||
АПРЕЛЬ | Подпрыгивать и приседать в воду приседать, опуская лицо в воду наклоняться вперед, ложиться на воду ходить по кругу, бегать по кругу, держась за руки поплавать свободно | Опираться руками о воду, подпрыгивая - игра «Мячики» окунать лицо в воду самостоятельно лежание на воде - игра «Карусель» свободные передвижения с предметами Индивидуальная работа | Передвигаться в разных направлениях стоя поливать воду на руки, плечи, лицо приседать и выпрыгивать из воды как можно выше ползать по дну бассейна игра «Волны на море» | Игра «Догоните меня» стоя в кругу «сделай дождик», не вытирая лицо игра «Кто выше» передвигаться «крокодильчиками» свободные игры с игрушками | |||||
МАЙ | Погружение в воду игра «Поймай лодочку» окунаться в обруч, держась за него сесть на дно бассейна, поднимая вверх ноги ходить вдоль бортика, загребая воду руками игра «Догони меня» | Погружение всего лица в воду в ограниченное пространство (ладоши) упражнение «Моем носик» сесть на дно, поработать ногами игра «Фонтан» ходьба вдоль бортика «Лодочки плывут» игры с надувными игрушками Индивидуальная работа | Входить в воду самостоятельно ходьба в различных направлениях дуть в воду, наклонившись поднимание ног лежа на животе с опорой Индивидуальная работа | Ходьба, высоко поднимая ноги - «Цапли» погрузиться до подбородка – упражнение «Остуди чай» лежание на животе с опорой игра «Лягушки и цапля» Индивидуальная работа | |||||
4. Учебный план
Количество занятий | В неделю/минут | В месяц/минут |
1/30 | 4/120 |
5. Ожидаемые результаты
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы «Осьминожка»:
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
Результатом работы должно стать
Умение передвигаться в воде по дну бассейна разными способами
Умение делать выдохи в воду, на воду (через рот, на игрушку, непосредственно в воду в ограниченном пространстве)
Умение опускать лицо в воду
Умение погружаться в воду с опорой .
Делать выдох в воду.
Игрушки позволяют разнообразить упражнения, повышают эмоциональную насыщенность. Игрушки должны быть яркими, разноцветными, привлекать детей к занятиям и играм в воде. Количество игрушек должно соответствовать числу детей, одновременно занимающихся в бассейне. Все пособия и игрушки ежедневно подвергаются обработке в установленном порядке.
Список методической литературы.
1. Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
2. Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
3. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. – М.: Просвещение, 1985.
4. Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники. – М.: «Скрипторий 2003», 2008г.
5. Егоров Б.Б. и др. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн-фитобар-сауна. – М.: «Гном и Д», 2004г.
6. Яблонская С.В., Циклис С.А. Физкультура и плавание в детском саду. – ТЦ Сфера, 2008г.
7. В.С.Васильев. Обучение детей плаванию. - М.: «Физкультура и спорт»,2015г.
8. Фирсов З.П. Плаванье для всех. М.: «Физкультура и спорт», 2013г.
Группа детского сада | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Имя, фамилия ребенка | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интереск занятию | Крокодильчик | Движение ног в упоре | Погружение с головой | Фонтанчик-выдох в воду | Звезда | Скольжение с предметами | Стрела | Скольжение на груди с пред. | Скольжение на спине с предм. досточкой | Итоговый результат | |||||||||||||||||||||||||||
С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | С | М | ||||||||||||||||||
Приложение:
Критерии оценки умений детей:
Ребенок выполняет +
Ребенок не выполняет – Мониторинг проводится 2 раза в год: в октябре и в мае.
Рекомендуемые игры.
Игры для ознакомления со свойствами воды.
Маленькие и большие ножки
Задача игры: помочь детям освоиться в воде.
Описание: Дети образуют круг и подражают движениям преподавателя. Он говорит: «Маленькие ножки бежали по дорожке», при этом быстро-быстро притопывает, приговаривая: «Топ, топ, топ». Затем, замедляя движение, медленно произносит: «Большие ноги шли по дороге — топ, топ, топ», высоко поднимает колени и топает так, чтобы появились брызги.
Правила: Нельзя толкать друг друга и брызгаться.
Методические указания: Преподаватель следит, чтобы дети выполняли движения все вместе, не боялись воды, подбадривает малышей.
Рыбки резвятся
Задача игры: приучать детей выполнять разные движения в воде, не бояться воды.
Описание: По сигналу преподавателя «Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на двух ногах. По сигналу «Рыбки отдыхают» — присаживаются на корточки. Можно разрешать прыжки на двух ногах с последующим падением в воду.
Правила: Внимательно слушать преподавателя, выполнять движения по сигналу. Не толкать друг друга.
Методические указания: Детей можно поставить в круг или предложить стать свободно около преподавателя. Помогать детям преодолеть страх перед водой, подбадривать несмелых.
Поймай воду
Задача игры: научить детей сжимать пальцы рук, делать «ложечку».
Описание: Играющие стоят на месте в одной шеренге или в кругу. По команде «Поймай воду!» они вытягивают руки вперед, опускают в воду, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают рукинад поверхностью. Преподаватель проверяет наличие воды в руках.
Методические указания: Если вода течет из рук, преподаватель говорит: «Ой, какие руки дырявые! Ну-ка, зачерпни водичку еще раз». Дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев рук.
Волны на море
Задача игры: познакомить с сопротивлением воды.
Описание: Занимающиеся стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. Одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону — образуются волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону.
Правила: Нельзя опускать руки глубоко я воду.
Методические указания. Для одновременности выполнения упражнения дети вслух приговаривают: «У-ух, у-ух».
Поймай лодочку (рыбку)
Задача игры: приучать детей передвигаться в воде, преодолевать ее сопротивление.
Описание: Дети стоят у бортика по одной стороне бассейна. Инструктор пускает пластмассовые лодочки и предлагает детям поймать их. Затем дети отдают лодочки инструктору. Игра повторяется.
Правила: Нельзя толкать друг друга, можно ловить только по одной лодочке.
Методические указания: На первых порах не надо торопить малышей. При повторном проведении игры можно предложить детям задание: «Кто быстрее поймает лодочку?», чтобы стимулировать более быстрое передвижение их в воде.
Догоните меня
Задача игры: научить детей передвижению в разных направлениях, преодолевая сопротивление воды.
Описание: Дети стоят вместе с педагогом у бортика. Преподаватель отходит и предлагает догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей, подбадривает тех, кто испытывает затруднения,
Правила: Нельзя наталкиваться друг на друга.
Методические указания: Первое время преподаватель не должен быстро отходить от детей, пока они не освоились в воде. При многократном повторении игры преподаватель может предложить детям убегать, а сам будет ловить их. При этом не следует торопиться, надо дать детям возможность спокойно добраться до своего места.
Солнышко и дождик
Задача игры: приучать детей не бояться воды, передвигаться, не держась друг за друга и не толкаясь.
Описание: Дети стоят у бортика с одной стороны. По сигналу преподавателя «Солнышко — можно гулять!» дети ходят в разных направлениях по бассейну. Затем преподаватель говорит «Дождик!» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику.
Правила: Начинать движения нужно по сигналу преподавателя, нельзя толкать друг друга.
Методические указания: Преподаватель приглашает гулять всех. Не слишком сильно брызгать на детей, чтобы не напугать их.
Переправа
Задача игры: дать почувствовать сопротивление воды для правильного выполнения гребковых движений рук.
Описание: Играющие выстраиваются в одну шеренгу вдоль боковой стенки бассейна на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По команде инструктора они все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая:
Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,
Вода помогает мне выбрать дорогу.
Правила: Нельзя толкать друг друга и брызгаться.
Методические указания: Следить, чтобы пальцы рук были сомкнуты. Пояснить различие между гребками рукой с сомкнутыми и разведенными пальцами.
Найди свой домик
Задача игры: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, внимательно слушать сигналы и действовать в соответствии с ними.
Описание: Три разных по цвету обруча лежат (плавают) на поверхности воды. Дети делятся на три группы, каждая становится у своего обруча. По сигналу «Рыбки резвятся» дети бегают в разных направлениях, по сигналу «Найди свой домик» они идут или бегут к своим обручам.
Правила: Нельзя толкать друг друга, надо убегать от «домиков» подальше.
Методические указания: Сигналы подавать четко, громко, чтобы все дети их слышали.
Кораблики
Задача игры: приучать выполнять в воде движения в разных направлениях, быстро и медленно.
Описание: Дети стоят в колонне по одному. По команде инструктора «Полный ход!» дети бегут по воде, широко размахивая руками. «Тихий ход!» — продвигаются медленно. «Задний ход!» — двигаются спиной вперед.
Правила: Нужно внимательно слушать сигнал, менять движение только по сигналу. Нельзя толкаться и брызгаться.
Методические указания: Следить за движениями детей, поощрять хорошо выполнивших задание. Детей можно построить в шеренгу, в две небольшие колонны.
Найди себе пару
Задача игры: приучать детей ориентироваться в необычных условиях, упражнять в ходьбе парами.
Описание: Дети ходят по бассейну в разных направлениях. По сигналу «Найди себе пару!» они становятся в пары (с кем им хочется), берутся за руки и идут в парах.
Правила: Дети выбирают пару по своему желанию. Нельзя тянуть друг друга, толкать.
Методические указания: Не торопиться подавать сигналы. Дать возможность детям самим стать в пары. При необходимости оказывать им помощь. При повторении игры детям можно раздать цветные пластмассовые шары. По сигналу «Найди себе пару!» дети, у которых шары одинакового цвета, становятся в пары. Затем по сигнал у он и снова разбегаются. Во время бега шары надо держать поднятыми вверх.
Море волнуется
Задача игры: помочь детям освоиться в воде, ознакомиться с ее сопротивлением.
Описание: Дети стоят в колонне по одному. По команде инструктора «Море волнуется!» они разбегаются в произвольном направлении (их «разгоняет ветер»), производят любые движения руками, окунаются. Когда инструктор произнесет: «Ветер стих, море успокоилось!», дети должны быстро занять свои места в колонне.
Правила: Преподаватель говорит: «Раз, два, три — вот на место встали мы». Не нашедший за это время своего места в колонне отмечается преподавателем как невнимательный.
Методические указания: Можно использовать построение в круг, в одну шеренгу.
Карусели(I вариант)
Задача игры: приучать детей двигаться по кругу, не бояться воды.
Описание: Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу педагога они начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг. Вместе с инструктором дети произносят:
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом —
Все бегом, бегом, бегом!
Дети бегут по кругу. Затем инструктор произносит: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите! Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра». Дети останавливаются.
Правила: Выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища.
Пузырь
Задача игры: приучать двигаться в воде вперед, назад, но бояться воды.
Описание: Дети становятся в круг близко друг к другу, берутся за руки. Вместе с инструктором произносят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой
Да не лопайся.
Дети отходят назад, не разрывая рук, делают большой круг. После слов преподавателя «Лопнул пузырь!» дети двигаются к центру, произнося звук «ш-ш-ш» («воздух выходит»). Затем дети снова «надувают пузырь»— отходят назад,
Правила: Двигаться назад, вперед, держась за руки. Нельзя толкать друг друга.
Методические указания: Преподаватель становится в круг вместе с детьми. Произносить текст нужно медленно, четко, привлекая к этому играющих. При повторении игры на слова «Лопнул пузырь!» дети могут приседать в воду.
Принеси мяч
Задача игры: приучать детей двигаться в воде в разных направлениях, преодолевать сопротивление воды.
Описание: Дети становятся вдоль одной из сторон бассейна. Инструктор показывает яркие мячи, затем бросает их в воду и предлагает детям поймать. Дети передвигаются по воде за мячами, ловят их и приносят инструктору. Игра повторяется.
Правила: Начинать ловить мячи нужно по сигналу преподавателя. Нельзя толкаться и брызгаться.
Методические указания: Мячи не следует разбрасывать слишком далеко от детей. Можно использовать для игры другие надувные игрушки.
Мячики
Задача игры: приучать детей подпрыгивать в воде, не бояться брызг.
Описание: Преподаватель начинает играть с одним ребенком. Положив руку на голову ребенка, он предлагает ему попрыгать, как мячик. Ребенок подпрыгивает, а преподаватель подбадривает малыша. Затем предлагает попрыгать, как мячики, всем детям.
Правила: Нельзя толкаться, брызгаться.
Методические указания: Во время игры преподаватель может считать прыжки, по окончании прыжков сказать: «Укатились мячики», после чего дети убегают к бортику.
Лодочки плывут
Задача игры: приучать детей передвигаться в воде друг за другом, не бояться воды.
Описание: Дети входят в воду, становятся друг за другом вдоль бортика. По сигналу «Поплыли лодочки!» дети двигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. Лодочки плывут сначала медленно, затем быстрее.
Правила: Соблюдать направление, нельзя наталкиваться друг на друга.
Методические указания: Преподаватель следит, чтобы дети не отставали, двигались смелее. При повторном проведении игры можно предложить им двигаться в разных направлениях. По сигналу «Лодочки плывут к берегу» дети становятся у бортика.
Бегом за мячом!
Задача игры: закрепить у детей навык смело входить в воду и передвигаться в ней.
Описание: Играющие встают в одну шеренгу у бортика лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4—5 м от них в воде плавают предметы (мячи, круги), количество которых равно числу играющих. По сигналу дети бегут за мячами (кругами) и возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кто первым займет свое место в шеренге.
Правила: Нельзя забегать за обусловленное место, мешать друг другу, толкаться.
Методические указания: Преподаватель следит за детьми, поощряет ловких, помогает другим, подбадривает их. Может быть предложен вариант игры, когда мячей в воде меньше, чем детей. Дети должны бежать быстрее, чтобы не остаться без мяча.
Сердитая рыбка
Задача игры: приучать детей смело передвигаться в воде, менять направление, быстроту движения.
Описание: Преподаватель или один из детей изображает сердитую рыбку. Она находится у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а преподаватель в это время говорит:
Сердитая рыбка тихо лежит,
Сердитая рыбка, наверное, спит.
Подойдем мы к ней, разбудим
И посмотрим, что же будет.
Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим.
Правила: Выполнять движения в соответствии с текстом, убегая от сердитой рыбки, не толкать друг друга.
Методические указания: Первый раз сердитой рыбкой может быть преподаватель. Не следует быстро бежать за детьми. Надо дать им возможность убежать на свое место. При многократном повторении можно догонять детей.
Медвежонок Умка и рыбки
Задача игры: приучать детей двигаться по кругу в разных направлениях, взявшись за руки.
Описание: Из числа играющих выбирается медвежонок Умка. Остальные дети — рыбки. Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами:
Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде (свободно гуляют по бассейну),
То завьются (круговые движения руками),
Разовьются (круговые движения в обратном направлении),
То заплавают в воде (дети разводят руками в разные стороны).
Умка — белый медвежонок —
Спрятал мордочку свою.
Нас поймать он очень хочет (дети идут по кругу),
Но покажем нос ему!
После этих слов ребята уплывают, кто как может, а Умка догоняет их. Дотронувшись до 3—4 ребят, Умка возвращается на место. Воспитатель или Умка выбирают нового водящего, и игра продолжается,
Правила: Выполнять движения нужно в соответствии с текстом, уплывать только с последними словами.
Методические указания: Преподаватель играет вместе с детьми, показывает, какие движения надо делать.
Игры с погружением в воду с головой
Фонтан
Задача игры: научить детей не бояться водяных брызг, не отворачиваться от них.
Описание: Держась за руки, играющие образовывают круг. Они стоят лицом в круг, опускают руки, принимают положение упора лежа сзади. По сигналу все одновременно начинают движения ног кролем, поднимают фонтан брызг. Игра повторяется несколько раз.
Правила: Нельзя отворачиваться от брызг, пятиться назад, вставать.Методические указания: Вариант: игра может проводиться и как упражнение для овладения движениями ног при плавании кролем. При этом дети следят, чтобы брызг не было, а на поверхности воды показывались только пальцы ног.
Караси и щука(I вариант)
Задача игры: учить детей смело погружаться в воду, помочь осваивать погружения с головой.
Описание: Дети (караси) перемещаются по дну бассейна в разных направлениях, помогая себе руками. Щука (ее роль первое время исполняет преподаватель) стоит в углу бассейна. По сигналу «Щука плывет!» дети уплывают к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может — и глубже.
Правила: Дети не должны убегать к бортику раньше сигнала, нельзя толкать друг друга.
Методические указания: Преподаватель, исполняющий роль щуки, не должен слишком быстро бежать за детьми и ловить их. Надо дать возможность всем спрятаться.
Поезд в туннель!(I вариант)
Задача игры: учить детей погружаться в воду с головой.
Описание: Играющие выстраиваются в колонну по одному и, положив руки на пояс друг другу, изображают поезд. Колонна движется шагом. Двое ребят, стон лицом друг к другу и держась за руки, образуют туннель. Чтобы проехать через него, дети, изображающие поезд, поочередно погружаются с головой в воду. После того как все вагоны проедут, изображавшие туннель пристраиваются к концу колонны, а двое первых ребят из поезда образуют новый туннель. Игра продолжается.Правила: Не толкать друг друга. Встречное движение запрещается — в туннеле одна колея. Может произойти крушение.
Методические указания: Преподаватель должен следить, чтобы изображающие туннель не задерживали ребят под водой.
Спрячемся под воду
Задача игры: упражнять в погружении в воду с головой.
Описание: Играющие, взявшись да руки, образуют круг. По сигналу «Спрячемся под воду» дети приседают, погружаются в воду с головой, не разнимая рук.
Правила: Дети не должны разнимать руки, вытирать лицо после подъема из воды.
Оса
Задача игры: приучать погружаться в воду с головой, не бояться воды.
Описание: Играющие образуют круг. Преподаватель находится в центре круга. У него в руках удилище, к которому веревкой привязан бантик из поролона. Преподаватель поочередно или выборочно старается посадить на кого-нибудь осу. Игроки, спасаясь от осы, погружаются в воду с головой.
Правила: Тот, на кого села оса, обязательно должен погрузиться в воду, а поднявшись из воды, не разрывать круг, не вытирать лицо руками. Методические указания: Инструктор, зная особенности детей, сначала опускает осу на более смелых детей, не боящихся погрузиться в воду.
Жучок- паучок
Задача игры: упражнять детей в погружении в воду с головой.
Описание: Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга встает водящий — жучок-паучок. Играющие произносят такие слова:
Жучок-паучок вышел на охоту.
Не зевай, поспевай,
Прячьтесь все под воду.
С последними словами все приседают, погружаясь с головой в воду.
Правила: Двигаться ровно. Нельзя тянуть друг друга, разрывать круг.
Методические указания: Преподаватель назначает водящего. Следит, чтобы все дети погружались в воду с головой, подбадривает тех, кто боится это делать.
Хоровод
Задача игры: учить детей погружаться с головой в воду.
Описание: Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят:
Мы идем, идем.
Хоровод ведем.
Сосчитаем до пяти.
Ну, попробуй нас найти!
После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При счете «пять» все одновременно погружаются до подбородка после чего выпрямляются. Игра продолжается, хоровод движется в другую сторону.
Методические указания: При повторении игры можно использовать речитатив: «Раз, два, три, четыре, пять — вот мы спрячемся опять».
Достань игрушку
Задача игры: показать, что вода прозрачная, через нее видны игрушки; приучать опускать руки глубоко в воду, не бояться погрузиться в воду с головой.
Описание: Дети стоят у бортика. Преподаватель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного бортика. По сигналу «Достань игрушку!» дети идут, смотрят на дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна и приносят преподавателю. Игра повторяется.
Правила: Начинать движение по сигналу, доставать по одной игрушке. Нельзя отнимать их у товарищей, толкать друг друга.
Методические указания: Вначале опускать игрушки на мелком месте, при повторении игры — на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким.
Брод
Задача игры: научить рассматривать предметы в воде,
Описание: Дети стоят в колонне по одному. Поочередно передвигаются на руках по дну вперед с одного берега на другой, ориентируясь по предметам, разложенным на дне (камни, тарелки и пр.). Для того чтобы проверить правильность передвижения, дети неоднократно опускают голову в воду, отыскивай следующую веху на своем пути.
Методические указания: Лучше всего для каждого играющего несколько изменять расположение предметов на дне. Одновременно следует использовать 4—5 предметов, на расстоянии до 1 м.
Смелые ребята
Задача игры: научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами.
Описание: Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят:
Мы ребята смелые.
Если захотим — Смелые, умелые,
Через воду поглядим.
Затем опускают руки и все вместе погружаются в воду с открытыми глазами. Игра повторяется 3—4 раза.
Методические указания: Для контроля выполнения можно предлагать детям рассмотреть какой-либо предмет в воде или проводить игру в построении по парам лицом друг к другу.
Нырни в обруч
Задача игры: учить погружаться в воду с открыванием глаз и скольжением.
Описание: В воду вертикально опускают обруч с грузами. Дети встают в колонну по одному, идут вдоль бортика к обручу. Дойдя до него, дети по очереди погружаются в воду, проходят сквозь обруч, выныривают на поверхность с другой стороны и двигаются дальше. Когда все пройдут сквозь обруч, игра повторяется.
Правила: Идти друг за другом. Нельзя наталкиваться, хватать, топить друг друга.
Методические указания: Преподаватель следит за правильностью выполнения задания, подбадривает робких детей.
Игровые упражнения
«Ледокол». Ходить, заложив руки за спину и наклонившись вперед.
«Лодочки с веслами». Ходить, помогая себе гребковыми движениями рук.
«Островки». Стоя в кругу, присесть до шеи, до подбородка, чтобы на поверхности воды осталась только голова.
«Крокодилы». Принять упор присев, ноги вытянуть, чтобы они всплыли. Передвигаться по дну на руках.
«Цапли». Глубина воды по колено. Ходьба по дну с перешагиванием поверхности воды.
«Дровосек в воде». Стоя в одну шеренгу (круг), ноги врозь пошире, руки вверх, наклонять туловище вперед с маховыми движениями рук вниз-назад. Руками ударять о воду, поднимая брызги. Глубина воды выше колен. То же можно выполнять, стоя спиной внутрь круга, в парах спиной друг к другу.
«Катание на кругах». Глубина воды по пояс. Произвольно сесть, лечь на надутый резиновый круг и покататься на нем, как на лодочке, подгребая руками, как веслами.
«Покажи пятки». На мелком месте опереться руками о дно, выпрямиться и вытянуть ноги назад так, чтобы на поверхности воды были видны пятки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста
laquo;На пороге школы»...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик" рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА по развитию речи «Будем говорить правильно»
Использование программы в образовательной деятельности предусматривает дополнительгые занятия по развитию речи детей во 2 младшей группе детского сада....

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родите...

Дополнительная общеразвивающая программа по приобщению детей дошкольного возраста к этнокультуре коми «Войвыв Коми муӧй»
Содействие практическому овладению обучения детей коми языку как родному и неродному языку как вторым в учебных ситуациях и в типичных ситуациях повседневного общения....
