картотека Ребенок и здоровье
картотека (старшая группа)

Зайцева Татьяна Петровна

Картотека дидактических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

№1        Тема: «Ребенок и здоровье»

№2        Тема: «Ребенок и здоровье»

Кому что нужно

Разложи картинки по порядку

Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.

Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.

Ход  игры:                воспитатель предлагает ребѐнку найти предмет,        необходимый для работы врачу (повару, продавцу).

Цель:        систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель        подводит        итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своѐ любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

№3        Тема: «Ребенок и здоровье»

№4        Тема: «Ребенок и здоровье»

Оденем куклу на прогулку

Что такое хорошо, что такое плохо

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей        одевать        куклу соответственно сезону года, погоде,                систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.

Материал: поля, разделѐнные на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.

Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»

2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать        двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

№5        Тема: «Ребенок и здоровье»

№6 Тема: «Полезные продукты»

Азбука здоровья

Цель:        систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребѐнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребѐнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

Чудесный мешочек Цель:        уточнить        названия        фруктов, овощей,                формировать                умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры: воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке».  Ребѐнок  опускает  руку  в

«чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаѐт и описывает по схеме. Воспитатель даѐт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаѐт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.

№7        Тема: «Полезные продукты»

№8        Тема: «Полезные продукты»

Угадай на вкус

Узнай и назови овощи

Цель: уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на вкус, называть и описывать.

Материал:                                тарелка        с нарезанными овощами, фруктами Ход        игры:        воспитатель вносит                тарелку                с        нарезанными овощами,                фруктами,                предлагает детям                         попробовать                        кусочек какого-то овоща, фрукта и задаѐт вопросы: «Что это?»,                        «Какой на вкус?»,                        «Кислый,                        как                что?»,

«Сладкий,        как        что?»

Цель: закрепить названия фруктов, овощей, формировать умения узнавать их по описанию воспитателя

Ход игры: воспитатель описывает какой-либо овощ (фрукт), а дети должны назвать этот овощ (фрукт).

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

№35 Тема: «Опасности вокруг нас»

№15        Тема: «Личная гигиена»

Если малыш        поранился

Правила гигиены

Цель: познакомить детей с элементарными        приѐмами оказания первой медицинской помощи, ведь это зачастую может спасти его здоровье и жизнь.

Материал: карточки с наиболее встречающимися        бытовыми травмами, карты со способами оказания помощи

Ход  игры:        Воспитатель предлагает детям выбрать карточки для оказания первой медицинской помощи при резаной ране и последовательно их выложить (промыть рану, наложить стерильную повязку, вызвать врача)

Цель: закреплять культурно- гигиенические навыки (умывание, одевание,        чистка                зубов, причѐсывание,                купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.

Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

№9 Тема: «Полезные продукты»

№16        Тема: «Личная гигиена»

Полезные и вредные продукты

Сделаем куклам разные прически

Цель:        систематизировать представления детей о вредных и полезных продуктах, упражнять в умении их дифференцировать, формировать потребность заботиться о своѐм здоровье

Материал:        картинки        с изображением различных продуктов, два обруча

Ход игры: для того чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известно ли вам, какие продукты полезны.

Воспитатель предлагает детям картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают полезные продукты и объясняют свой выбор, во второй – продукты, которые вредны для здоровья.

Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых        для        этого предметов, формировать  понятие

«опрятный внешний вид» Материал:        куклы,        расчѐски, заколки.

Ход        игры:        воспитатель предлагает детям причесать кукол.

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

№12        Тема: «Личная гигиена»

Вымоем куклу

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья        и        умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.

Материал:        различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют еѐ. Выигрывает тот, кто правильно отберѐт предметы личной гигиены        и        правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.


№13        Тема: «Личная гигиена»

Таня простудилась

Цель:        способствовать формированию                навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто- то находится рядом, отворачиваться

Материал: носовой платок

Ход        игры:        воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются        вместе        с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.

№21        Тема: «Тело человека»

№14        Тема: «Личная гигиена»

Запомни движение

Подбери картинки

Цель: упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения,        развивать зрительно-моторную память, внимание.

Ход игры: воспитатель или ребѐнок показывает движения. Дети должны их запомнить и воспроизвести.

Цель:         уточнить        представления детей        о                предметах         личной гигиены,                формировать        навыки здорового образа жизни Материал: картинки различных предметов,                        картинки                с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением        предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

№22        Тема: «Тело человека»

№23        Тема: «Тело человека»

Посылка от обезьянки

Угадай по звуку

Цель: продолжать формировать представление о своем организме; закрепить знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Материал: посылка с овощами, фруктами

Ход игры: играют 4 человека. Воспитатель говорит, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт. Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребѐнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить еѐ содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвѐртому воспитатель описывает этот

овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

Цель:                формировать представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью        соответствующего органа чувств

Материал:        музыкальные инструменты

Ход игры: воспитатель за ширмой издаѐт звуки на различных        музыкальных инструментах, дети угадывают их

- Что помогло вам услышать разные звуки?

№17        Тема: «Тело человека»

№18        Тема: «Тело человека»

Угадай по запаху

Игра с микрофоном

Цель:                формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью        соответствующего органа чувств

Материал:                баночки с различными запахами (ваниль, апельсин,                мыло        …) Ход        игры:                        воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами и спрашивает:

- Что помогло вам почувствовать этот запах?

– Где можно почувствовать такой запах?

Цель:                систематизировать представления детей о частях тела, развивать        речь,        воспитывать умение слушать друг друга Материал: микрофон

Ход игры: воспитатель начинает предложение,        а        ребѐнок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею … думать, но не умею говорить.

Я – нога, я умею … ходить, но не  умею рисовать.

Я – рука, я умею … рисовать, но не умею слушать … и т.д.

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

№19        Тема: «Тело человека»

№20        Тема: «Тело человека»

Ты – моя частичка

Кто я такой?

Цель:        систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, внимание, память. Материал: мяч

Ход игры: воспитатель бросает мяч каждому ребѐнку, задавая вопрос.

Я – личико, ты – моя частичка. Ты кто? (глаза, бровь, нос и т.д.)

Я – голова, ты – моя частичка. Ты кто? (волосы, уши …)

Я – туловище, ты – моя частичка. Ты кто? (спина, живот ...)

Цель: упражнять детей в умении правильно называть части тела человека, умении различать девочек и мальчиков.

Материал: картинки с изображением мальчика и девочки, карточки-накладки.

Ход  игры:        воспитатель называет какую-либо часть тела, ребѐнок находит еѐ среди карточек и кладѐт еѐ на картинку. Или воспитатель показывает карточку, ребѐнок называет нарисованную часть тела и кладѐт на картинку.

№10        Тема: «Полезные продукты»

№11        Тема: «Полезные продукты»

Узнай на вкус

Назови правильно

Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу.

Материал:                                        тарелка        с нарезанными овощами, фруктами Ход         игры:                воспитатель вносит                тарелку        с        нарезанными овощами,        фруктами,                предлагает детям попробовать кусочек какого- то        овоща,        фрукта                и        задаѐт вопросы: «Что это?»,                 «Какой на

вкус?»

Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое

описание.

Материал:        картинки        с изображением овощей, фруктов

Ход  игры:        воспитатель предлагает ребѐнку выбрать картинку с овощем, фруктом и описать его.

- У меня помидор, он красный, круглый, сладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаѐт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на вкус? Какой по запаху?

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

№24        Тема: «Ребенок на улицах города»

О чем говорит светофор

Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

Материал: цветные картонные кружки (красные, жѐлтые и зелѐные), макет светофора.

Ход игры: воспитатель раздаѐт детям кружки красного, жѐлтого и зелѐного цвета. Последовательно

«переключают» светофор, а дети показывают        соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.


№25                Тема: «Врачи - наши помощники»

Если кто-то заболел

Цель: закрепить знание о том, что при серьѐзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив        по        номеру        «103», поупражнять в вызове врача Материал: телефон

Ход игры: Если мы сами не можем справиться с ситуацией, то мы вызываем врача, скорую помощь.

Детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия,        имя        —>        адрес        —> возраст —> жалобы

№26 Тема: «Опасные предметы»

№27        Тема: «Опасные предметы»

Источники опасности

Игра - дело серьёзное

Цель: закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами        возникновения опасности, формировать умения выбирать картинки предметов по описанной ситуации, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, призы (фишки или картинки)

Ход игры: воспитатель отворачивается, а дети за это время должны взять на макете или в игровом уголке те предметы, которые, по их мнению, могут быть опасны. Затем  каждый  объясняет  свой

выбор. Ответы поощряются призами.

Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал:        картинки        с изображением                различных предметов (опасных и неопасных), два обруча

Ход  игры:        Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

№30 Тема: «Опасные предметы»

Что мы знаем о вещах

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал:        карточки        с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берѐт себе по   картинке   с   изображением

«травмы». Воспитатель поочередно поднимает        картинку        с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребѐнок должен объяснить, чем опасен тот или   иной   предмет,   рассказать

правила общения с ними.

№31 Тема: «Опасности вокруг нас»

На прогулке

Цель:        закреплять                        знания        о правильном поведении и общении с        животными,                                соотносить изображенное                на        картинках         с правильными и неправильными действиями        при                встрече         с животными

Материал: иллюстрации, 2 обруча

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребѐнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребѐнок.

Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

№34 Тема: «Опасные предметы»

Так или не так

Цель: формировать умение детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

Материал:        2        карточки        –         с красным и с зелѐным кружком, картинки с изображением опасных и безопасных действий детей; Правила: под красную        карточку (кружок)        положить        картинки        с изображением опасных для жизни ребѐнка ситуаций, под зелѐную – неопасных (разрешѐнных).

Варианты:        индивидуально        с воспитателем;

несколько        детей        по        очереди, объясняя свой выбор.

№35        Тема: «Опасные предметы»

Убери на место

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность,        внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на

«кухне»,   а   потом  и   во   всей

«квартире», объясняя свой выбор.

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

№28 Тема: «Опасные предметы»

№29        Тема: «Опасные предметы»

Сто бед

Мы – спасатели

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных        действиях        в конкретных ситуациях; развивать внимание;                воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребѐнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребѐнку.

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных        действиях        в конкретных ситуациях; развивать внимание;                воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал:        картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры: воспитатель на стол кладѐт картинку с изображением опасной ситуации, ребѐнок рассматривает еѐ и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

№34 Тема: «Опасности вокруг нас»

№33 Тема: «Опасности вокруг нас»

Определи растение по

запаху

Что где растёт

Цель: упражнять детей в определении по запаху листьев мяты, цветков, ромашки, черѐмухи.

Материал: листьев мяты, цветков, ромашки, черѐмухи.

Ход  игры:        воспитатель предлагает детям понюхать листья мяты (цветки ромашки, черѐмухи)

  • Что        помогло        вам почувствовать этот запах?
  • Где можно почувствовать такой запах?

Цель: закрепить знания о том, где растут лекарственные растения

Материал: мяч

Ход игры:        воспитатель бросает мяч каждому ребѐнку, задавая вопрос:

  • Где растѐт подорожник? (Ребѐнок отвечает и бросает мяч обратно)
  • Где растѐт ромашка? и т.д.

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»

№36 Тема: «Опасности вокруг нас»

По грибы

Цель: закреплять знание съедобных и несъедобных грибов, умение различать их по внешнему виду на картинке и муляжах.

Материал: картинки или муляжи        съедобных        и несъедобных грибов

Ход игры: картинки или муляжи разложить в разных местах. Детям предлагается собрать в корзинку съедобные грибы.

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр ЗОЖ раздел "Ребенок и здоровье"

«Кому что нужно» Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу. Оборудование: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки...

Картотека игр : «Ребенок и здоровье»

Картотека игр : «Ребенок и здоровье»[ВЧ1] [ВЧ1]...

Картотека игр: "Ребенок и здоровье"

Картотека игр для старшей группы...

"Ребенок и здоровье" - картотека дидактических игр.

Составлена картотека дидактичеких игр по теме "Ребенок и здоровье"....

Картотека дидактических игр "Ребенок и здоровье", "Опасности вокруг нас", " Ребенок на улицах города", "Тело человека", "Личная гигиена".

Картотека дидактических игр "Ребенок и здоровье", "Опасности вокруг нас", " Ребенок на улицах города", "Тело человека", "Личная гигиена"....