Картотека игр с элементами спорта
картотека (старшая группа)
Картотека игр с элементами спорта
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр с элементами спорта
«Городки»
Цель: Создание условий для двигательной активности детей.
Оборудование: набор для игры в городки (биты, рюхи).
Правила игры в «городки» В «городки» играют 2 игрока, каждый из которых получает в свои руки биту, или черенок. Еще два таких же черенка следует распилить на 10 одинаковых кусочков, или «рюх», из которых впоследствии будут складываться фигуры, называемые «городки». «Рюхи» можно не изготавливать самостоятельно, а приобрести в составе готового набора для игры.
Первоначально на игровой площадке мелом или палочкой необходимо начертить 2 города, расположенные рядом друг с другом, но все же на некотором расстоянии. На расстоянии 3 метра от городов следует нарисовать полукон - линию, с которой оба участника будут метать биту, выполняя свой ход. Еще через 3 метра нужно начертить еще одну линию - кон. Данное расстояние дано для детей дошкольного возраста, для школьников и взрослых оно может быть увеличено.
«Волейбол»
Цель: Ознакомить детей с элементами спортивной игры волейбол, закладывать азы правильной техники.
Оборудование: волейбольный мяч
Правила: С детьми дошкольного возраста проводится упрощённый вариант спортивной игры. Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные и недоступные детям требования. Воспитатель может сам оговорить некоторые правила. Основное отличие от классического волейбола заключается в том, что мяч в процессе игры берётся в руки, соответственно подача и пас партнёру, перевод мяча соперникам осуществляется не ударом, а броском.
В Мини-волейбол играют на прямоугольной площадке, разделённой пополам сеткой Ш. - 1метр, высота 15см выше поднятой руки ребёнка, резиновым мячом.
Каждая команда состоит из 6 игроков. 3 игрока располагаются под сеткой (передняя линия), и 3 сзади
(задняя линия). Матч состоит из 3 партий до 10 очков.
Если мяч задел сетку, потолок, стену, упал за линию поля, как при подаче, так и при переводе мяча соперникам – считается потеря подачи, и мяч отдаётся другой команде.
Игра начинается с подачи мяча через сетку. Мяч получает ребенок, стоящий во втором ряду справа. Тот, кто принял мяч, перебрасывает его товарищу по команде, тот другому, а третий перебрасывает через сетку. (Выполнение паса). Можно выполнять три шага к сетке и бросать мяч на сторону соперника. Команде, не удержавшей мяч, засчитывается гол. Мяч передается другой команде, при этом её игроки выполняют переход хода по часовой стрелке. После окончания партии, команды меняются полями.
«Футбол»
Цель : Цель команды в игре - забить как можно больше мячей в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры .
Оборудование и инвентарь: На участке с травяным покрытием оборудуется футбольное поле, длина поля не должна превышать 24 м, ширина 18 м. Если детский сад не располагает достаточной площадкой, то игра проводится с меньшим числом игроков в командах на площадках любых размеров. Разметка площадки делается мелом. Поперек площадки отмечаются средняя линия и центровой круг диаметром 5 м. На концах площадки ставятся ворота высотой 2 м., шириной 3 м. Ворота делаются из круглого столба диаметром 12 см или из металлических труб. Они окрашиваются белым цветом. С противоположной стороны площадки на воротах устанавливаются крючья, с помощью которых крепиться сетка. Чтобы избежать ушиба детей в играх, ворота ограничиваются с боков при помощи полиэтиленовых предметов. На всех углах площадки и на месте пересечения средней и лицевой линий ставятся яркие флажки высотой 0,80 - 1 м.
Правила игры в футбол: С детьми дошкольного возраста проводится упрощенный вариант игры в футбол (на площадках меньших размеров и с меньшим числом игроков в командах).
Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные и недоступные детям требования, например одиннадцатиметровый, угловой удары и другие правила большого футбола. Кроме того, воспитатель может сам оговаривать некоторые правила: например, играть с вратарем или без него и т.д.
«Бадминтон»
Цель: совершенствовать умение передавать и принимать волан на ракетку.
Оборудование: волан, ракетки.
Правила:
1 этап. Играем с воланом.
В самых первых играх и упражнениях дети знакомятся с воланом, жонглируют им, учатся ловить волан руками без помощи ракетки, следить за воланом глазами, развивают координацию движений, их быстроту и точность.
Задача всех упражнений первого этапа – не уронить волан во время упражнения.
- Вытянуть руки вперед и перебросить волан из правой руки в левую и обратно.
- Подбросить волан вверх и поймать обеими руками
- Подбросить волан вверх. Пока волан летит, хлопнуть в ладоши и поймать волан.
- Подбросить волан вверх, повернуться вокруг себя на 360 градусов и поймать волан.
- Подбросить волан вверх и поймать одной рукой.
- Подбросить волан левой рукой, а поймать правой. И наоборот.
Этап 2. Играем с ракеткой – подготовительные упражнения для игры в бадминтон.
До начала упражнений с ракеткой нужно показать малышу, как правильно держать ракетку и поправить его в случае ошибки.
В упражнениях с сеткой важно учитывать рекомендуемые для детей размеры сетки. Ширина сетки 60 см. Высота верхнего края сетки над землей – 120-130 см.
- Натяните между двумя деревьями или столбами веревку и подвесьте на ней воланы на ниточке на разной высоте. В этом упражнении малыш научится ударять ракеткой по висящему волану. Сначала все удары выполняются как удары справа (ладошка смотрит на волан, а тыльная сторона кисти обращена к ребенку). Затем все удары выполняются как удары слева. Затем можно будет чередовать их.
- Учимся подавать волан. Натяните веревку на высоте пояса ребенка и подвесьте на нее воланы. Малыш встает так, чтобы его носок левой ноги находился под веревочкой и ударяет по волану снизу. Движение ракетки заканчивается на высоте веревки. Так ребенок привыкает к правильному положению руки при подаче волана. После такой тренировки можно попробовать подать волан уже по-настоящему, без веревки.
- Отбивать волан ракеткой (волан летит вверх-вниз на 30 см), стоя на одном месте.
- Отбивать волан ракеткой (волан летит вверх-вниз), продвигаясь вперед маленькими шажками.
- Один игрок в паре (мама, педагог, старший ребенок) бросает волан, а малыш его отбивает ракеткой. Пара стоит на расстоянии 2-3 метров друг от друга. Бросивший волан ловит его руками. Так играют несколько раз, затем меняются местами.
- Игра в паре без сетки. Задача – отбивать друг другу волан, не давая ему упасть на землю.
- Игра в паре с сеткой. Пара игроков стоит по разные стороны от сетки. Сетка натянута на высоте 120 см-130см. Сначала один игрок подает волан, а другой отбивает его обратно через сетку. Через несколько минут (время нужно оговорить заранее) игроки меняются местами.
- Вот и можно поиграть в настоящий бадминтон с воланами, с ракетками и настоящей сеткой. Поиграть в паре.
«Теннис»
Цель: перебросить мяч на сторону противника таким образом, чтобы он не мог его вернуть обратно.
Оборудование: Теннисные ракетки, теннисные шарики, теннисный стол.
Правила:
Подача.
Подачей называется введения мяча в игру. После удара ракеткой мяч должен отскочить от стола, на стороне подающего, затем перелететь над сеткой не задев ее и коснуться стола на стороне противника. Подача переигрывается, если мяч перед падением на стороне противника заденет сетку.
Розыгрыш очка.
Розыгрыш очка начинается с момента подачи и продолжается до выигрыша его одной из сторон. Мяч, посланный игроком на сторону противника, должен быть отражен принимающим после первого отскока на его стороне. Мяч должен быть отражен ударом ракетки, находящейся в руке игрока. Ракетку для удара разрешается перекладывать из одной руки в другую или держать обеими руками. Отраженный мяч должен коснуться игровой поверхности стола на стороне противника (она включает и верхнее ребро крышки стола). Мяч, коснувшийся игровой поверхности стола на стороне противника, но задевший при перелете сетку или ее стойку, считается отраженным правильно.
Ребенок выигрывает очко, если его противник совершит одну из следующих ошибок:
а) неправильно подаст мяч;
б) коснется мяча с лета (мяч не коснулся стола) ракеткой или кистью руки, держащей ракетку;
в) отражая мяч, не попадет им на игровую поверхность стола на стороне противника;
г) отражая мяч, коснется его ракеткой более одного раза;
д) отразит мяч рукой;
е) не успеет отразить правильно посланный ему мяч после первого отскока на своей стороне.
Счет игры.
Розыгрыш начинается с подачи. Каждая ошибка дает одно очко противнику. Партия считается выигранной, если один из игроков наберет 21 очко при преимуществе не менее чем в 2 очка. При счете 20:20 игра продолжается, пока один из детей не достигнет преимущества в 2 очка. Для детей дошкольного возраста игру можно закончить на счет 11 или 15 очков. Но об этом надо предупредить детей до начала партии.
Играющие подают поочередно по пять подач каждый (можно по одной или по три). Начиная со счета 20:20 очередность подачи меняется после каждого мяча. После каждой партии игроки меняются сторонами и очередностью подачи.
«Баскетбол»
Цель игры: забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила. Участники игры: каждая команда состоит из 5 играющих на площадке и несколько запасных. Игроки команд должны иметь отличительные знаки, которые находятся на майке спереди и сзади.
Оборудование: мячи баскетбольные.
Правила:
Правило замены игрока: инструктор может менять игроков в течение всей игры. Чаще всего это делается во время перерыва, но по необходимости.
Выход мяча из игры: мяч, пересёкший боковую линию или лицевую, считается вышедшим из игры. В этом случае назначается вбрасывание с того места, где мяч пересёк линию, игроком противоположной команды. Мяч считается вышедшим из игры от игрока, который дотронулся до него.
Перемещение с мячом: игрок, получивший мяч в движении, может сделать с ним не более 3 шагов. После этого он должен вести мяч или передать его партнёру по команде, или бросить в кольцо. После того, как он получит очередную передачу, он снова имеет право вести мяч. Нарушения и наказания за них: нарушением является несоблюдение правил игры. Обычно, после нарушения, мяч вбрасывается в игру пострадавшим игроком. Вбрасывание мяча в игру производится из – за боковой линии, напротив того места на площадке, где было совершено нарушение.
Начало игры и розыгрыш спорного мяча.
Розыгрыш начального и спорного броска производится при начале каждого периода; при задержке мяча, когда два игрока из противоположных команд держат мяч одновременно; при выходе мяча из игры од одновременного касания игроками обеих команд; когда мяч застревает в корзине; когда игроками совершена обоюдная ошибка. При розыгрыше начального и спорного броска инструктор подбрасывает мяч вертикально между игроками, и после того, как он достигает наивысшей точки, игроки могут касаться его. Розыгрыш начального и спорного броска производится в центральном круге.
«Хоккей»
Цель: заключается в том, чтобы загнать резиновую шайбу в ворота, охраняемые вратарём.
Оборудование: клюшки и шарики пластмассовые по количеству детей, ворота, «островки» — игровой комплекс, 2 пирамиды.
Правила:
Гол считается забитым, если шайба полностью пересекла красную линию ворот (для дошкольников на начальном этапе обучения нецелесообразно вводить положение «вне игры»). Разрешенным силовым приемом в борьбе за шайбу называется толчок плечами или бедром. Запрещается толкать противника более чем с двух шагов разбега, задерживать его, перебрасывать за борт, ставить подножку при помощи клюшки, ноги, преграждать путь при помощи клюшки, брать шайбу руками.
Виды штрафов: малый (удаление игрока на минуту); большой (удаление на три минуты); дисциплинарный (удаление на пять минут или на все время игры); штрафной удар (буллит).
Замена. Чтобы добиться равномерной нагрузки на детей, замену игроков производят звеньями через определенные промежутки времени (2-3 минуты).
Вратарь. Во время атаки вратарь стоит в позиции - ноги вместе, немного согнувшись и наклонившись вперед. Клюшку держит перед носками ног, прикрывая ту сторону ворот, на которую направлена атака. Может делать ногами оборонительные движения - ноги врозь.
Команда состоит из вратаря, двух защитников, трех нападающих. На форме капитана обязательно обозначение в виде буквы К.
Перерывы - пять минут. После каждого из них происходит смена ворот.
(С детьми проводят упрощенный вариант игры: два-три периода по во-семь-десять минут.)
Начало игры производится путем вбрасывания шайбы судьей и двумя стоящими друг против друга игроками-соперниками.
Картотека игр на развитие физических качеств
Игры на развитие ловкости
- «Отрази волан»
Цель игры: Отражать ракеткой летящий навстречу волан.
Описание игры:
Дети располагаются в 1-2 круга лицом друг к другу на расстоянии вытянутых в стороны рук. У каждого ракетка. Выбирается водящий. Он встает с внешней стороны круга и поочередно бросает волан кому-нибудь из играющих. Тот отбивает его. Если ребенок промахнулся и волан упал внутрь круга, он становится водящим.
Правила:
Воспитатель все время проверяет, чтобы соблюдалась достаточная дистанция между играющими, следит, чтобы водящий подбрасывал волан высоко и удобно для отражения, вводит новые варианты: то же, но водящий находится внутри круга; бросать волан через одного; бросать неожиданно, называя, кому бросаешь; держать ракетку при отражении волана левой рукой.
2. «Перемени предмет»
Цель: Продолжать развивать моторику рук, ловкость, умение быстро выполнять задание, действовать сообща.
Ход игры:
Играющие встают у черты в 2-3 колонны по 4-5 человек в каждой. На другой стороне площадки, против каждой колонны, в кругу или на стуле лежит один кубик. У детей, стоящих в колоннах первыми, - мешочек с песком. По сигналу воспитателя они бегут к стулу, кладут на него мешочек, берут кубик и бегут обратно. Встав на свое место, они поднимают принесенный предмет вверх. Тот, кто оказался первым, получает флажок. Затем прибежавшие передают принесенный предмет следующим в колонне, а сами идут в конец ее. Игра продолжается, и всегда ребенку, прибежавшему первым, вручается флажок.
Когда все дети пробегут по одному разу, отмечают, в какой колонне флажков больше.
Игра повторяется до тех пор, пока не иссякнет к ней интерес. При повторении игры дети могут переходить из одной колонны в другую, но число их должно быть все время равным.
Игры на развитие гибкости
- «Жираф»
Цель игры: развитие гибкости у детей. Игра тренирует поясницу, мышцы ног и рук.
Необходимое оборудование: несколько камушков или других небольших предметов (например, кубиков).
Ход игры. В нее играют по очереди. Ведущий (взрослый или другой играющий) раскладывает перед игроком камушки. Игрок должен встать прямо, соединив пятки и разведя носки в стороны. Его задача — собрать все лежащие перед ним камушки. Все было бы просто, да вот только игрок не имеет права сгибать ноги, и ему приходится собирать камушки, каждый раз наклоняясь. До камушков, лежащих чуть поодаль, игроку приходится еще и изо всех сил тянуться руками. Ведущий должен следить за тем, чтобы игрок соблюдал правила: не сгибал ноги и старательно дотягивался до всех предметов, ничего не пропуская. Если игрок все выполнил правильно и собрал все камушки, то он считается победителем. Теперь он может уступить место другому игроку, а сам — немного отдохнуть.
- «Прыжки через барьер»
Цель игры: развитие у детей ловкости и гибкости. Игра также вырабатывает навыки прыгания.
Необходимое оборудование: гладко обструганная круглая палка длиной 1 м (например, гимнастическая).
Ход игры. Играть в «Прыжки через барьер» можно по очереди. Первый игрок берет палку, держа ее перед собой за концы обеими руками. Цель игрока — перепрыгнуть через палку, не выпуская ее из рук. Сделать это не так-то просто, как кажется: игроку придется прыгать повыше и в то же время сгибаться пониже. Если игроку прыжок удался, он уступает очередь следующему.
Примечание. Эта игра может использоваться не только для развлечения, но и для разминки на занятиях по физкультуре.
Игры на развитие силы
- «ПАУЧКИ»
Цель игры: развитие физической силы и выносливости.
Материалы необходимые для игры: мел для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота, мяч.
Ход игры: Все играющие должны разделиться на 2 команды. Каждый игрок команды принимает следующее исходное положение: приседает на корточки, опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет мяч. И в таком положении по сигналу ведущего бежит до флажка и обратно. Если играющий потерял мяч, то он начинает движение с того места, откуда произошла потеря предмета. Побеждает та команда, которая прошла дистанцию первой. Чтобы было интереснее за победу можно вручать жетоны или мелкие призы. А ещё можно придумывать наказания проигравшей команде или так называемый выкуп, т.е. специальные задания. Например, приседать 5 раз или прыгать на одной ноге или что-нибудь другое, на что хватит вашей фантазии.
- Подвижная игра «ПЕРЕПРАВА»
Цель игры: развитие физической силы и выносливости.
Материалы необходимые для игры: скейтборды, длинные веревки, мел для обозначения линии старта и финиша.
Ход игры: Все участники игры делятся на 2 команды. По два участника каждой команды растягивают веревки от старта до финиша и держат их в течение всей игры. Остальные игроки должны переправиться от линии старта до линии финиша, стоя или сидя на скейтбордах, перебирая руками и подтягиваясь по веревке. Выигрывает та команда, которая первой пройдёт дистанцию. Проигравшая команда получает «выкуп», т.е. специальные задания от выигравшей команды. Выполнив задания можно повторить игру сначала.
Игры на развитие выносливости
- «Кенгуру»
Цель игры: развитие физической силы и выносливости.
Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч для обозначения линии старта (финиша), флажки на подставке или кегли для обозначения места поворота.
Ход игры
Игроки делятся на 2 команды, занимают место на старте. Первый участник каждой команды зажимает мяч между коленями. По сигналу ведущего игроки прыжками начинают передвигаться по игровой площадке до флажка и обратно. На старте они должны передать мяч следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая прошедшая дистанцию.
- «Буйволы»
Цель игры: развитие физической силы и выносливости.
Необходимые материалы и наглядные пособия: длинная веревка, мел для обозначения средней линии, 2 стула, 2 колокольчика.
Ход игры
Игра проводится в парах. На участников игры надевается веревка, которая выполняет функцию упряжки. Игроки располагаются на одинаковом расстоянии от центральной линии. На некотором расстоянии от игроков ставят стулья и кладут на них колокольчики. По сигналу ведущего игроки стараются перетянуть соперника на свою сторону. При этом они должны схватить со стула колокольчик. Тот, кому первым удастся позвонить в колокольчик, становится победителем.
Игры на развитие скоростно - силовых качеств
- «Ловишка, бери ленту»
Цель: развитие скоростно- силовых качеств.
Ход игры: Играющие становятся в круг, выбирают половину. Все, кроме ловишки, получают палочку из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центре круга. По сигналу воспитателя «беги!» – дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону. По сигналу воспитателя: «раз, два, три, в круг скорей беги» – дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.
- «Бездомный заяц»
Цель: развитие скоростно- силовых качеств.
Ход игры: Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружечки, и каждый встает в свой. Бездомный заяц бегает, а охотник его догоняет.
Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стаявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным и охотник будет ловить его. Как только охотник поймает зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником. Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшись за руки 4- 5 детей. В каждом таком кружке становится по зайцу. Игра проводится по тем же правилам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теннису в средней группе "Игры с элементами спорта"
В этом занятии выполняется действия с мячом и ракеткой, через строевые упражнения, ОРУ, подвижные игры, а также релаксация....

Выступление на педсовете" Использование игр и упражнений с элементами спорта при проведении физкультурных занятий на воздухе".
1. Значение ДА детей на свежем воздухе.2. Особенности развития ОВД у дошкольников.3. Особенности развития моторики и становления ДА детей 6-7 лет.4. Рекомендации родителям игр и упражнений, способству...

Программа по обучению детей играм с элементами спорта
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр с элементами спорта
1.«Ловишки» Цель: развивать увертливость, ловкость, быстроту.Ход игры: Дети выстраиваются за чертой на одной стороне площадки. Они должны добежать до противопо...

Картотека игр с элементами спорта для старшего дошкольного возраста
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазаньи и др). Быстрая смена обстановки в процессе игры...

Картотека игр с элементами спорта для старшего дошкольного возраста
Развивать увертливость, ловкость, быстроту у детей....

