Главные вкладки
Программа "Здоровый малыш" под редакцией З,И.Бересневой.
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Программа
«Здоровый малыш»
Под редакцией З.И.Бересневой
Раздел 1
1.1. Общие положения.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физического дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания, во-вторых, ДОУ , где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использования особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.
1.2. Цель программы
Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
1.3.Основные задачи
1. Воспитание у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью. Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
2. Формирование и совершенствование двигательной сферы ребёнка через рациональную организацию двигательной активности.
3.Развитие и стабилизация эмоциональной сферы ребёнка как основы психического здоровья.
4. Развитие познавательного интереса к своему телу и его возможностям.
1.3.Идея программы
Здоровьесберегающая модель образовательной системы ДОУ как переход к ориентации на реально существующие типы детей, уровень их здоровья, максимальное развитие имеющихся у них способностей, учёт основных психофизических характеристик.
1.4.Гипотеза
Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды.
1.5.Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Конституция Российской̆ Федерации;
- Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
- Семейный Кодекс Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации № 273–ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 – 13»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
- Уставом детского сада №511 от 22.11.1993г, утверждён приказом департамента образования мэрии города Ярославля. № 01-05/419 от 22.06.2015.
- Лицензией: от 27.10.2015. №334/15 серия 76Л02 №0000586 бессрочная.
- О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16;
- Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования.
1.5. Объекты программы
- Дети дошкольного образовательного учреждения.
- Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
- Педагогический коллектив образовательного учреждения.
1.5.Ожидаемые результаты
1.Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального.
2.Осуществление здороьесберегающей организации воспитательного процесса.
3. Апробация и внедрение в практику работы ДОУ развивающих оздоровительных технологий с учётом психотипа, уровня здоровья, способностей детей.
4. Снижение заболеваемости у детей на 3 %.
5. Отсутствие травматизма.
6.Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
7. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях.
8. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
9. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья детей.
Раздел 2
Основные принципы программы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых , эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями , учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.
5.Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Раздел 3
Основные направления программы
1. Работа с детьми.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с родителями.
Раздел 4.
Обеспечение реализации основных направлений программы
4.1.Условия реализации задач, намеченных
программой «Здоровый малыш»:
В детском саду имеется:
- физкультурно-музыкальный зал, оборудованный необходимым инвентарём.
- спортивная площадка для занятий на воздухе, оснащённая необходимым инвентарём и оборудованием.
- картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами.
- картотека физкультминуток и пальчиковых игр.
- в каждой возрастной группе уголки движения (спортивные уголки) для самостоятельной и совместной деятельности.
- территория детского сада оборудована малыми игровыми и спортивными формами для организации двигательной деятельности. Площадки озеленены, что даёт возможность для детского отдыха, организации поисковой и опытнической деятельности.
- наличие специалистов: педагога-психолога, музыкального руководителя, медицинских сестёр по массажу.
- наличие кабинета психологической разгрузки, в каждой возрастной группе имеются уголки уединения для снятия эмоционального напряжения.
4.2.Работа с детьми.
4.2.1. Педагогические наблюдения
Диагностика – комплекс мероприятий, определяющий исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, критерии здоровья, проблемы и потенциальные возможности детей.
Медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, дают рекомендации педагогам по организации оздоровительной работы.
Воспитатели наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни и в игре.
Педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
Учитель-дефектолог изучает особенности развития психических процессов.
Музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
Инструктор по ФК изучает особенности физического развития детей.
Итогом обследования является проведение ПМПк , на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.
4.2.2. Полноценное питание.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания.
- гигиена приёма пищи.
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания.
- эстетика организации питания.
- правильность расстановки мебели.
4.2.3. Система закаливания.
Комплекс закаливающих мероприятий:
- соблюдение температурного режима в течение дня.
- правильная организация прогулки и её длительность.
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей.
- облегчённая одежда для детей в детском саду.
- сон с доступом свежего воздуха в тёплое время года.
- гимнастика после сна.
- мытьё прохладной водой рук.
- полоскание рта водой комнатной температуры.
- ходьба по дорожкам «Здоровья».
- контрастное обливание ног (летом).
- хождение босиком (летом).
- игровой массаж А.Уманской и К. Динейки.
4.2.4.Организация рациональной двигательной активности
Режим двигательной активности составляют:
№ п/п | Виды физкультурно-оздоровительных мероприятий | Вариативность проведения |
1. | Утренний приём на улице | Подвижные игры. |
2. | Утренняя гимнастика (ежедневно в зале или на воздухе) |
|
2. | Динамические паузы между НООД |
|
3. | Физкультминутки |
*Дыхательные упражнения |
4 | Физкультурные занятия (2 занятия в неделю - в зале, 1 - на воздухе) |
|
5. | Подвижные игры и физические упражнения (на прогулке) |
|
6. | Коррекционная работа с детьми по развитию движений |
■ ЛФК |
7 | Упражнения после сна (Игровой массаж А.Уманской) |
|
8. | Пальчиковая гимнастика. | Упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры. |
9 | Самостоятельная двигательная активность |
|
10 | Физкультурные праздники, досуги |
|
11. | Логопедическая ритмика. | Специальные коррекционные занятия |
12. | Дни здоровья | Тематические дни. |
4.2.5.Условия организации оздоровительных режимов для детей.
1. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи, сон, общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.
2. Оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
3.Достаточный по продолжительности дневной сон детей. Длительность сна определяется индивидуальным проявлением структур головного мозга.
4. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Основными изменяющимися компонентами являются состояние периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.
5. Санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями.
6. Присутствие в режиме дня элементов психо-эмоциональной разгрузки.
7. Вариативность режимов с учётом нестандартных ситуаций.
4.2.6.Формирование представлений о здоровом образе жизни.
1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояния и ощущения.
8. Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
9.Вести систематическую работу по ОБЖ. (Спецкурс «Познай себя»).
4.2.7.Использование психологических и психопрофилактических средств и методов.
Психологический блок программы включает 3 направления:
1. Общение.
2. Психотерапия.
3.Пространственно-педагогическая среда.
1. Принципы общения:
- выявление факторов, способствующих возникновению стрессовых состояний у детей.
- сотрудничество с детьми и взаимопонимание.
- исключение неприязни к детям и своих отрицательных эмоций.
- игнорирование неудач.
- качественные объективные оценки.
- запрет на сравнение детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставить в пример.
- использование форм невербальной поддержки.
- обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.
- создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
- использование психолого-педагогических приёмов, направленных на предупреждение аффективных проявлений: индивидуальные беседы, применение подвижных игр, сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.
- проведение эмоционально-стимулирующей гимнастики, специально организованных практических занятий, направленных на обучение детей основам коммуникации, обогащения эмоционального опыта ребёнка, смягчению и устранению эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности (Цикл занятий «Азбука общения»).
2.Виды терапии:
- основой психотерапии является психогимнастика ( М.И.Чистякова «Психогимнастика») – курс специальных упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
- песочная терапия. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью.
- музыкотерапия. Музыкотерапия включает в себя регулярное, ежедневное использование музыкальных пауз, игру на детских музыкальных инструментах, использование музыкальных игр в свободной деятельности.
- сказкотерапия. Интегративные технологии, оказывающие положительное влияние на психическое развитие в целом.
3.Требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ.
- соблюдение комфортности и безопасности через создание сходства обстановки интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
- обеспечение возможности для исследовательской деятельности.
- создание развивающей предметно-пространственной среды, использование экспериментирования как одного из аспектов развития личности.
- наличие разнообразной предметной среды для развёртывания опытно-экспериментальной деятельности: мерные стаканы, нестандартные мерки, приборы, вода, глина, песок и т.д.
4.2.8.Коррекционо-педагогическая работа с детьми.
1. Коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у детей: специально организованная образовательная деятельность, гимнастика артикуляционного аппарата, пальчиковые игры.
2. Специальная дефектологическая непосредственно организованная образовательная деятельность, направленная на развитие психической, физической, личностной сферы, а так же оздоровление всего организма ребёнка.
4.2.9.Лечебно-профилактическая работа.
1.Массаж по направлению врача: общий, специальный, корректирующий, оздоровительный и т.д..
2.Специальные физкультурные комплексы: дыхательная гимнастика; упражнения на коррекцию осанки, плоскостопия; Формы организации индивидуальная, комплексная.
3.Фитотерапия: отвары, настои из трав ( по назначению врачей). Фитонциды.
4.Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, «Ревит», витаминизированные напитки.
5.Иммуномодуляторы (по назначению врача).
4.2.10.Летнеоздоровительные мероприятия.
Формы организации оздоровительной работы:
- закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, приоткрытых фрамугах, ходьба босиком.
- физкультурные занятия на воздухе.
- физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе.
- обливание ног водой, душ.
- интенсивное закаливание стоп.
- витаминизация.
4.3. Работа с педагогами.
1. Состояние образовательного процесса и состояния здоровья:
- комплексная оценка состояния здоровья.
- диагностика состояния здоровья.
- диагностика среды жизнедеятельности (образовательная, психологическая, семейная).
2. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей:
- подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов ДОУ.
- разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
- пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение информационной литературы.
3.Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья:
- оценка эффективности программы.
4.4.Работа с родителями
Задачи работы с родителями:
- повышение педагогической культуры родителей.
- изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
- вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
- просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
- включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
- Проведение родительских собраний, консультаций, круглых столов, семинаров.
- Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
- Дни открытых дверей.
- Показ открытых занятий для родителей.
- Организация совместных дел.
- Наглядная агитация, анкетирование.
