Программа "Здоровый малыш" под редакцией З,И.Бересневой.
рабочая программа

Лопухова Марина Михайловна

Программа "Здоровый малыш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_ozdorovitelnaya_programma_dou.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    

Программа

«Здоровый малыш»

Под редакцией З.И.Бересневой

        

Раздел 1

1.1. Общие положения.

        В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физического дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства  и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

        С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания, во-вторых, ДОУ , где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

        Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использования особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.

1.2. Цель программы

Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

1.3.Основные задачи

1. Воспитание у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью. Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.

2. Формирование и совершенствование двигательной сферы ребёнка через рациональную организацию двигательной активности.

3.Развитие и стабилизация эмоциональной сферы ребёнка как основы психического здоровья.

4. Развитие познавательного интереса к своему телу и его возможностям.

1.3.Идея программы

Здоровьесберегающая модель образовательной системы ДОУ как переход  к ориентации на реально существующие типы детей, уровень их здоровья, максимальное развитие имеющихся у них способностей, учёт основных психофизических характеристик.

1.4.Гипотеза

Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды.

1.5.Законодательно-нормативное обеспечение программы

  • Конституция Российской̆ Федерации;
  • Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
  • Семейный Кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации № 273–ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 – 13»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
  • Уставом детского сада №511 от 22.11.1993г, утверждён приказом департамента образования мэрии города  Ярославля. № 01-05/419 от 22.06.2015.
  • Лицензией: от 27.10.2015. №334/15 серия 76Л02 №0000586 бессрочная.
  • О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16;
  • Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

1.5. Объекты программы

  • Дети дошкольного образовательного учреждения.
  • Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
  • Педагогический коллектив образовательного учреждения.

1.5.Ожидаемые результаты

1.Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального.

2.Осуществление здороьесберегающей организации воспитательного процесса.

3. Апробация и внедрение в практику работы ДОУ развивающих оздоровительных технологий с учётом психотипа, уровня здоровья, способностей детей.

4. Снижение заболеваемости у детей на 3 %.

5. Отсутствие травматизма.

6.Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

7. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях.

8. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.

9. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья детей.

Раздел 2

Основные принципы программы

1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых , эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями , учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.

5.Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Раздел 3

Основные направления программы

1. Работа с детьми.

2. Работа с педагогами.

3. Работа с родителями.

Раздел 4.

Обеспечение реализации основных направлений программы

4.1.Условия реализации задач, намеченных

программой «Здоровый малыш»:

В детском саду имеется:

  • физкультурно-музыкальный зал, оборудованный необходимым инвентарём.
  • спортивная площадка для занятий на воздухе, оснащённая необходимым инвентарём и оборудованием.
  •  картотека подвижных игр с необходимыми атрибутами.
  •  картотека физкультминуток и пальчиковых игр.
  • в каждой возрастной группе уголки движения (спортивные уголки) для самостоятельной и совместной деятельности.
  • территория детского сада оборудована малыми игровыми и спортивными формами для организации двигательной деятельности. Площадки озеленены, что даёт возможность для детского отдыха, организации поисковой и опытнической деятельности.
  • наличие специалистов: педагога-психолога,  музыкального руководителя, медицинских сестёр по массажу.
  • наличие кабинета психологической разгрузки, в каждой возрастной группе имеются уголки уединения для снятия эмоционального напряжения.

4.2.Работа с детьми.

4.2.1. Педагогические наблюдения

        Диагностика – комплекс мероприятий, определяющий исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, критерии здоровья, проблемы и потенциальные возможности детей.

        Медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, дают рекомендации педагогам по организации оздоровительной работы.

        Воспитатели наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни и в игре.

        Педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.

        Учитель-дефектолог изучает особенности развития психических процессов.

        Музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.

        Инструктор по ФК изучает особенности физического развития детей.

        Итогом обследования является проведение ПМПк , на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.

4.2.2. Полноценное питание.

Принципы организации питания:

  • выполнение режима питания.
  • гигиена приёма пищи.
  • ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания.
  • эстетика организации питания.
  • правильность расстановки мебели.

4.2.3. Система закаливания.

Комплекс закаливающих мероприятий:

  • соблюдение температурного режима в течение дня.
  • правильная организация прогулки и её длительность.
  • соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей.
  • облегчённая одежда для детей в детском саду.
  • сон с доступом свежего воздуха в тёплое время года.
  • гимнастика после сна.
  • мытьё прохладной водой рук.
  • полоскание рта водой комнатной температуры.
  • ходьба по дорожкам «Здоровья».
  • контрастное обливание ног (летом).
  • хождение босиком (летом).
  • игровой массаж А.Уманской и К. Динейки.

4.2.4.Организация рациональной двигательной активности

Режим двигательной активности составляют:

п/п

Виды физкультурно-оздоровительных мероприятий

Вариативность проведения

1.

Утренний приём на улице

Подвижные игры.

2.

Утренняя гимнастика (ежедневно в зале или на воздухе)

  • Традиционный комплекс (типовой, сюжетный и др.)
  • Подвижные игры
  • Оздоровительные пробежки
  • Эмоционально-стимулирующая

2.

Динамические паузы

между НООД

  • Игровые упражнения
  • Двигательные задания
  • Развитие мелкой и обшей моторикимоторики

3.

Физкультминутки

  • Пальчиковая гимнастика
  • Имитационные упражнения
  • Общеразвивающие упражнения

*Дыхательные упражнения

4

Физкультурные занятия (2 занятия в неделю - в зале, 1 - на воздухе)

  • Традиционные
  • Ритмическая пластика
  • Тематические
  • Интегрированные
  • Игровые (подвижные игры, спортивные игры)
  • Соревнования

5.

Подвижные игры и физические упражнения (на прогулке)

  • Подвижные игры
  • Спортивные упражнения и спортивные игры
  •  Упражнения для индивидуальной работы
  • Подготовительные упражнения для новых, основных движений
  • Катание на санках, скольжение.

6.

Коррекционная работа с

детьми по развитию движений

  • Упражнения на формирование осанки и стопы
  • Упражнения на развитие мелкой моторики
  • Индивидуальные игры и упражнения

■   ЛФК

7

Упражнения  после сна  (Игровой массаж А.Уманской)

  • Коррекционно-профилактические упражнения

8.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры.

9

Самостоятельная двигательная активность

  • Самостоятельная двигательная деятельность

10

Физкультурные праздники, досуги

  • Спортивные игры
  • Игры-эстафеты
  • Соревнования

11.

Логопедическая ритмика.

Специальные коррекционные занятия

12.

Дни здоровья

Тематические дни.

4.2.5.Условия организации оздоровительных режимов для детей.

1. Стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи, сон, общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Остальные компоненты оздоровительного режима динамические.

2. Оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

3.Достаточный по продолжительности дневной сон детей. Длительность сна определяется  индивидуальным проявлением структур головного мозга.

4. Организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями. Основными изменяющимися компонентами являются состояние периодов сна и бодрствования, двигательной активности детей на открытом воздухе и в помещении.

5. Санитарно-просветительская работа с сотрудниками и родителями.

6. Присутствие в режиме дня элементов психо-эмоциональной разгрузки.

7. Вариативность режимов с учётом нестандартных ситуаций.

4.2.6.Формирование представлений о здоровом образе жизни.

1. Привитие стойких культурно-гигиенических навыков.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.

4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.

6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояния и ощущения.

8. Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.

9.Вести систематическую работу по ОБЖ. (Спецкурс «Познай себя»).

4.2.7.Использование психологических и психопрофилактических средств и методов.

Психологический блок программы включает 3 направления:

1. Общение.

2. Психотерапия.

3.Пространственно-педагогическая среда.

1. Принципы общения:

  • выявление факторов, способствующих возникновению стрессовых состояний у детей.
  • сотрудничество с детьми и взаимопонимание.
  • исключение неприязни к детям и своих отрицательных эмоций.
  • игнорирование неудач.
  • качественные объективные оценки.
  • запрет на сравнение детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставить в пример.
  • использование форм невербальной поддержки.
  • обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня каждого ребёнка.
  • создание благоприятного психологического климата в группах и в ДОУ в целом.
  • использование психолого-педагогических приёмов, направленных на предупреждение аффективных проявлений: индивидуальные беседы, применение подвижных игр, сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.
  • проведение эмоционально-стимулирующей гимнастики, специально организованных  практических занятий, направленных на обучение детей основам коммуникации, обогащения эмоционального опыта ребёнка, смягчению и устранению эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности (Цикл занятий «Азбука общения»).

2.Виды терапии:

  • основой психотерапии является психогимнастика ( М.И.Чистякова «Психогимнастика») – курс специальных упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.
  • песочная терапия. Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью.
  • музыкотерапия. Музыкотерапия включает в себя регулярное, ежедневное использование музыкальных пауз, игру на детских музыкальных инструментах, использование музыкальных игр в свободной деятельности.
  • сказкотерапия. Интегративные технологии, оказывающие положительное влияние на психическое развитие в целом.

3.Требования, предъявляемые к развивающей среде ДОУ.

  • соблюдение комфортности и безопасности через создание сходства обстановки интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.
  • обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
  • обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
  • обеспечение возможности для исследовательской деятельности.
  • создание развивающей предметно-пространственной среды, использование экспериментирования как одного из аспектов развития личности.
  • наличие разнообразной предметной среды для развёртывания опытно-экспериментальной деятельности: мерные стаканы, нестандартные мерки, приборы, вода, глина, песок и т.д.

4.2.8.Коррекционо-педагогическая работа с детьми.

1. Коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у детей: специально организованная образовательная деятельность,  гимнастика артикуляционного аппарата, пальчиковые игры.

2. Специальная дефектологическая непосредственно организованная образовательная деятельность, направленная на развитие психической, физической, личностной сферы, а так же оздоровление всего организма ребёнка.

4.2.9.Лечебно-профилактическая работа.

1.Массаж по направлению врача: общий, специальный, корректирующий, оздоровительный и т.д..

2.Специальные физкультурные комплексы: дыхательная гимнастика; упражнения на коррекцию осанки, плоскостопия; Формы организации индивидуальная, комплексная.

3.Фитотерапия: отвары, настои из трав ( по назначению врачей). Фитонциды.

4.Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, «Ревит», витаминизированные напитки.

5.Иммуномодуляторы (по назначению врача).

4.2.10.Летнеоздоровительные мероприятия.

Формы организации оздоровительной работы:

  • закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода,  приоткрытых фрамугах, ходьба босиком.
  • физкультурные занятия на воздухе.
  • физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе.
  • обливание ног водой, душ.
  • интенсивное закаливание стоп.
  • витаминизация.

4.3. Работа с педагогами.

1. Состояние образовательного процесса и состояния здоровья:

  • комплексная оценка состояния здоровья.
  • диагностика состояния здоровья.
  • диагностика среды жизнедеятельности (образовательная, психологическая, семейная).

2. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей:

  • подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов ДОУ.
  • разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
  • пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение информационной литературы.

3.Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья:

  • оценка эффективности программы.

4.4.Работа с родителями

Задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей.
  •  изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
  •  вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
  •  просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
  •  включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Формы работы с родителями:

  • Проведение родительских собраний, консультаций, круглых столов, семинаров.
  • Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
  •  Дни открытых дверей.
  •  Показ открытых занятий для родителей.
  •  Организация совместных дел.
  •  Наглядная агитация, анкетирование.