Главные вкладки
Методическая разработка «Упражнения для охраны и развития голосового аппарата ребенка»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Ни для кого не секрет, что пение является самым доступным и распространённым видом исполнительства детей, в котором они могут активно проявить своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии детей.Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок пользуется с малых лет, и поэтому, находящийся на начальной стадии формирования детский певческий аппарат требует исключительно бережного отношения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 219.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Методическая разработка
«Упражнения для охраны и развитие голосового
аппарата ребенка»
Составитель: Узких С.А.
Музыкальный руководитель
Г. Югорск 2023г.
Голос – красивейший инструмент, созданный самой природой. Человек пользовался им с давних пор.
Общеизвестно, что ребёнок слышит голоса окружающего мира, находясь ещё в утробе матери. Но среди всех голосов он особенно отчетливо и чутко отличает её голос, его неповторимую окраску. Едва появившись на свет, ребёнок слышит голос матери, спокойно и ритмично поющий колыбельную песню.
Пение – наиболее естественное и спонтанное проявление музыки, так как чаще всего связано с текстом и может одновременно выражать мысли и эмоции. В то же время, это своеобразный духовой инструмент, посредством которого можно издавать певческий звук. Находящиеся в человеческой гортани голосовые складки колеблются (вибрируют) под напором воздушной струи, с силой выталкиваемой из легких. «Уметь петь – значит уметь правильно дышать», - говорил великий знаток возможностей человеческого голоса, выдающийся русский композитор М. И. Глинка.
Ни для кого не секрет, что пение является самым доступным и распространённым видом исполнительства детей, в котором они могут активно проявить своё отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии детей.
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок пользуется с малых лет. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и глубоко прожить их содержание, вызвать эстетическое отношение к музыке, к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые любимые песни он может исполнить по своему желанию в любое время.
Находящийся на начальной стадии формирования детский певческий аппарат требует исключительно бережного отношения.
1. Дыхание
Дыхание - это жизнь. Рождаясь в этом мире, человек делает первый вдох, и вслед за первым вдохом издаёт свой первый звук – крик новорожденного. Это самый искренний, самый правильный и чистый звук в мире. Регулируя дыхание, человек имеет возможность регулировать свои внутренние процессы, и как следствие этого – своё физическое и душевное состояние.
Правильное певческое дыхание не только развивает вокальные возможности певца, но и является целебным, так как все составляющие дыхательной школы направлены на оздоровление – и духовное и физическое. Работа над дыханием заключается в том, чтобы найти и развить наиболее естественный, здоровый и целесообразный тип дыхания для нормального развития голоса и преодоления технических речевых трудностей (быстрый темп речи, одышка, нехватка воздуха и т.д.
1.1 Упражнения на дыхание
В начале обучения главная ваша задача - научиться правильно дышать. Упражнения полезно использовать в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала следует проверить работу дыхательных мышц.
Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания называется диафрагменным. Проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
1. Маленький вдох - произвольный выдох.
2. Маленький вдох - медленный выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до шести, до двенадцати.
3. Вдох со счётом на распев в медленном темпе.
4. Короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счет восемь.
(подобное упражнение можно повторить поднимая и наклоняя голову –
без остановок, а так же поворачивая голову на право и налево).
- «Объём» Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру
груди глубоко (до пупка) вдохнуть, не поднимая плечи.
Руки должны ощутить, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что дети взяли приличный объем воздуха.
Сбросить дыхание, выдохнуть (руки должны ощутить, как опали ребра).
6. «Быстрый вдох» Очень глубоко резко и быстро взять дыхание через нос
(в нижние ребра).
Следить, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко, активно
выдохнуть через рот.
(Упражнение активизирует дыхательный аппарат. Педагог Луканин рекомендует его для установления правильного состояния гортани и языка. Это хороший массаж связок активной воздушной струей).
7. «Да-да-да» Активно (через рот) взять дыхание, а на выдохе говорить слог да-да-да... (говорить, "ощущая" корни передних зубов, "щелочку" между двумя передними зубами, через которую "идет ниточка звука".
Нижняя челюсть свободная, но "не падает". Следить, чтобы дыхание было плавное, без толчков.
8. «Глубокое дыхание» Удобно лечь на спину, положить одну руку на ребра, другую на живот. Взять глубокое дыхание. Руки должны ощутить как раздвигаются ребра (наполняются воздухом ), выпячивается живот (легкие толкают диафрагму, а она давит на живот). На выдохе считать: 1, 2, 3, 4... Счет свободный, неторопливый, гласные протяжные. "Выжимать" воздух до конца не надо. Считать плавно, ритмично. Звук круглый, красивый. Главное в этом упражнении - дыхание: полный вдох и плавный длительный выдох.
9. Немного усложняем упражнение. Все так же, как в упр. №8.
Лежачее положение, контроль вдоха и выдоха, круглый, протяжный звук счета. Счет вести двузначными цифрами: 21, 22, 23... Главное не продолжительность счета, а качество вдоха и плавность выдоха.
10. Взять ртом глубокое дыхание, а выдох - через нос очень активно и со
стоном, чтобы резко и быстро "опал" объем воздуха в груди.
Предложите детям представить, что грудь - это бочка, в которой
резонирует их стон. Звук "стона" упирайте в верхние зубы, при этом на
губах должно появиться ощущение щекотания (вибрация), а глотка
большая, свободная. В этом упражнении тесситура стона-голоса должна
быть удобной, где-то на нижнем регистре.
11. Надо задуть воображаемую свечу.
Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и начать "дуть на свечу". Обратить внимание, как воздух из легких выходит постепенно и плавно,
ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Такая же
естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках.
12. «Смех»
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясница/, живот подается вперед.
13. «Контроль дыхания»
Исходное положение: стоя.
Положить руку на живот для контроля дыхания и сделать медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнуть, снова считая до четырех. Почувствовать, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, попробовать выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличивать счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
14. «Собачка»
Исходное положение: сидя на стуле.
Активный выдох. Разогреем мышцы, чередуя быстрые вдохи-выдохи открытым ртом.
(Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дыщащей высунув язык, и вы поймете, почему данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение, следите, чтобы плечи не поднимались).
15. «Тц-ц-ц..»
Исходное положение: стоя или сидя (с прямой спиной).
Предварительно выдохнув, сделать резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдохнуть воздух сквозь сомкнутые зубы.
Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.
Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса.
16. «Воздушный шар»
Исходное положение - лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5-6 раз подряд.
17. «Вниз»
Исходное положение - лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
18. « Поклон»
Исходное положение - сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище.
19.
Исходное положение - то же. Руки вытянуты над головой. На выдохе ребенок сгибается вперед, доставая руками и лбом до пола, на вдохе распрямляется, возвращаясь в исходное положение.
20. «Меха»
И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая кисть поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом - левая кисть вниз, правая вверх.
21. «Пловец»
Упражнение "пловец". И.п. - сидя на коленях и на пятках, спина прямая. Верхняя часть туловища имитирует пловца кролем. Руки поочередно делают "гребки", вдох с поворотом головы на 90%, выдох на три взмаха руками, голова прямо.
22. «Мальчик с пальчик»
Ребенок, сидя в той же позе, разводит руки в стороны, сжимает кисти в кулаки, отведя большой палец. При вдохе большой палец поднимается вверх, при медленном выдохе палец постепенно опускается вниз.
23. «Носик»
Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.
24. «Обними себя»
И. п.: сидя с опущенными руками.
Ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз.
25. «Задержи дыхание»
Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, насколько сможет. При групповой коррекции можно ввести элемент соревнования. Когда все приведенные выше упражнения освоены, можно их усложнять за счет введения дополнительных движений (пальчиковые упражнения, глазодвигательные и т. д.). На заключительном этапе коррекции дыхательные упражнения выполняются стоя.
26. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
27 Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
28. Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
29. Косари.
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".
Это упражнение дает очень хорошее представление о дыхательном процессе в пении, координации всех процессов. Выполняйте его следует как можно чаще, делая не торопясь, внимательно, не зажимаясь.
Все эти простые упражнения развивают грудное (реберное) дыхание, дают первые представления о певческой позиции, резонаторах. Навыки, полученные в этих упражнениях, закрепляются простыми вокальными упражнениями, вернее переносятся в вокальные упражнения. Когда вы добьетесь стабильности в ощущениях реберного дыхания, тогда только можно будет говорить о диафрагмальном дыхании и его практике. Торопиться здесь не стоит, так как преждевременное смещение внимания на диафрагму приведет только к зажатиям, заставит начинающего "дергать" мышцами живота, "тужиться", что не ускорит процесс обучения, да и от новых зажатий потом нелегко избавиться.
1.2 Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Упражнения дыхательной гимнастики
1. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
2. Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
10. Косари.
Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и "отведение косы" в сторону, на сильную - выдох и "взмах косой".
2. Артикуляционная гимнастика.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.
"Окошко" широко открыть рот — "жарко" | |
"Чистим, зубки" | |
"Месим тесто" | |
"Чашечка" | |
"Дудочка" | |
"Заборчик" | |
"Маляр" | |
"Грибочек" | |
"Киска" | |
"Поймаем мышку" | |
"Лошадка" | |
"Пароход гудит" | |
"Слоник пьёт" | |
"Индюки болтают" | |
"Орешки" | |
"Качели" | |
"Часики" | |
"Блинчик" | |
"Вкусное варенье" | |
"Шарик" | |
"Гармошка" | |
"Барабанщик" | |
"Парашютик" | |
"Загнать мяч в ворота" |
3. Вокальные упражнения.
Общие правила их выполнения
Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.
Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следить за дыханием. Для контроля следует держать руку на животе, контролировать работу нижнего резонатора. Следить за тем, чтобы не дрожали губы, не задирать вверх плечи и голову, не тянуть вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения произведений.
Упражнения на концентрацию звука
Эти упражнения необходимы тем детям, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый звук на всех или некоторых гласных \часто на "И"\, склонность к занижению нот.
1 упражнение: «Закрытый слог "М"»
Сделать быстрый вдох носом. Одновременно опустить гортань, как во время зевка и открыть ноздри. На выдохе спеть одну ноту на согласную "М". (Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касались друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Следует добиться удержания долгого ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Стараться не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Начинать это упражнение надо с любой удобной ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Не рекомендуется делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем).
2 упражнение: «М-И-И-И-И-И-И-И»
В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук "И" во время пения не должен отличаться от обычного разговорного \как в слове "улитка"\.
3 упражнение: «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И»
Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком — звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.
Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра
Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения: гнусавый призвук, дрожание голоса, неумение пропевать изящные вокальные украшения \мелочи\, если, по мере приближения к верхним нотам, голос становится тонким.
1 упражнение: «РО-О-О-О-О-О»
Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении, губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А. Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной . Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.
2 упражнение: «РО!-О!-О!-О!-О!»
В этом упражнении после каждого слога следует выполнять резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох. Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.
3 упражнение: «РО-О'O-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O»
Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/. Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.
4 упражнение: «PO-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O-O'O»
В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.
- Скороговорки для развития дикции вокалистов
Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа
(Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).
Для тренировки голосового аппарата вокалиста очень хороши скороговорки.
Скороговорки ( с комментариями)
Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию. Обращать особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.
Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.
1. Все скороговорки не переговоришь, не перевыговоришь.
2. Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,
что все скороговорки перевыскороговорит,
но, раскороговорившись, выскороговаривал,
что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!
3. Подворотничок с подвыпердвертом
4. Бык, бык, тупогуб.
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
5.Сшит колпак да не по колпаковски,
Вылит колокол да не по колоколовски.
Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать
Надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.
6. Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.
7. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
8. Ехал Грека через реку
9. Видит Грека - в реке рак
Сунул Грека руку в реку
Рак за руку Греку цап
10.Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.
11. Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
12. Про крупу да про подкрупки.
13.Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
14.Если бы Карл не крал коралы, то и Клара б не крала кларнет.
15.Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла
16.Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
17.От топота копыт пыль по полю летит.
18.Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
19.Не тот товарищи товарищу товарищь,
Кто при товарище товарищу товарищ,
А тот товарищи товарищу товарищ,
Кто без товарища товарищу товарищ.
20. Ткет ткач ткани на платье Тане.
21. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
22. В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами
чертеж чрезвычайно чисто.
23. Пришел Прокоп-кипит укроп,
Ушел Прокоп-кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.
24. Шли три попа,
Три Прокопья попа,
Три Прокопьевича,
Говорили про попа,
Про Прокопья попа,
Про Прокопьевича.
25. Дыбра - это животное в дебрях тундры,
Вроде бобра и выдры,
Враг кобры и пудры,
Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!
26. Обсудить новость в форуме. (0 сообщений)
Распевки - скороговорки
27. Вез корабль карамель
Наскочил корабль на мель
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
28. На дворе трава,
На траве дрова,
Не руби дрова
На траве двора.
29. Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги дай
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги
Ди-ги, ди-ги дай.
30. Петя шел, шел, шел
И горошину нашел,
А горошина упала
Покатилась и пропала,
Ох-ох-ох-ох,
Где-то вырастит горох.
31. Думал - думал, думал - думал
Думал - думал, думал - думал
В это время ветер дунул
И забыл о чем я думал.
32. Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель пошел перепрыгнув забор,
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор,
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту
С ним пудель в реке провалился в забор,
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...

























