Консультация для воспитателей: " Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО."
консультация

Кузнецова Ульяна Сергеевна

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: " Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО."

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

      Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискуссионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К. Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьесбережения.

                    Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

         медико-профилактические;

         физкультурно-оздоровительные;

         технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

         здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

         валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии в ДОУ  - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

 

         технологии профилактики заболеваний,

         углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

         коррекция возникающих функциональных отклонений,

         отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

         реабилитация соматического состояния здоровья,

         противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

         витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

         санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

         закаливание КГН;

         беседы по валеологии;

         спортивные праздники;

         спортивные развлечения и досуги;

         недели здоровья;

         соревнования;

         прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

         Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;

         Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;

         Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

         Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности.

         Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

         Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

         Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

         Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

         Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);

         Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

-        приобщение детей к физической культуре,

-        использование развивающих форм оздоровительной работы.

 В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

 Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считается  невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

1.Ритмопластика.

Время проведения в режиме дня

 Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

 Особенности методики проведения

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Ответственный

Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ.

2. Динамические паузы

(физкультминутки) 

Время проведения в режиме дня

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах.

Особенности методики проведения

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия 

Ответственный

Педагоги ДОУ

3. Подвижные и спортивные игры

Время проведения в режиме дня

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.           Ежедневно для всех возрастных групп.

Особенности методики проведения

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Ответственный

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

4. Релаксация

 Время проведения в режиме дня

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.           Для всех возрастных групп.

Особенности методики проведения

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.        

 Ответственный

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог

5. Технологии эстетической направленности 

Время проведения в режиме дня

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.           Для всех возрастных групп.          

Особенности методики проведения

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.    

 Ответственный

Все педагоги ДОУ

6. Гимнастика пальчиковая       

Время проведения в режиме дня

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

 С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

 Особенности методики проведения

 Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Ответственный

Все педагоги ДОУ, логопед.

7. Гимнастика для глаз    

Время проведения в режиме дня

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Особенности методики проведения

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога        

 Ответственный

Все педагоги ДОУ

8. Гимнастика дыхательная

 Время проведения в режиме дня

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Особенности методики проведения

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

 Ответственный

Все педагоги ДОУ

9. Гимнастика пробуждения       

Время проведения в режиме дня

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

 Особенности методики проведения

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. 

Ответственный

Педагоги ДОУ

10. Оздоровительный бег

Время проведения в режиме дня

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Особенности методики проведения

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Ответственный

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Технологии обучения здоровому образу жизни

 

1.      Физкультурное занятие   

Время проведения в режиме дня

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ. зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.         

Особенности методики проведения

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение     

 Ответственный

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

2.      Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия) занятия.

 Время проведения в режиме дня

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

 Особенности методики проведения

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности        

Ответственный

Психолог, педагоги ДОУ

3.      Коммуникативные игры

Время проведения в режиме дня

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста  

 Особенности методики проведения

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Ответственный

Психолог, педагоги ДОУ

4.      Занятия из серии «Здоровье»

Время проведения в режиме дня

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста  

 Особенности методики проведения

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

 Ответственный

Педагоги ДОУ

5.      Самомассаж

Время проведения в режиме дня

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

 Особенности методики проведения

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму .

 Ответственный

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Коррекционные технологии

 

1.      Технологии музыкального воздействия

Время проведения в режиме дня

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах

Особенности методики проведения

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Ответственный

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

2.      Технологии воздействия цветом

Время проведения в режиме дня

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста 

Особенности методики проведения

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Ответственный

Педагоги ДОУ, психолог

3.      Технологии коррекции поведения

Время проведения в режиме дня

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Особенности методики проведения

 Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

 Ответственный

Педагоги ДОУ, психолог

4.      Сказкотерапия      

Время проведения в режиме дня

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста    

Особенности методики проведения

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. 

Ответственный

Педагоги ДОУ, психолог

Этапы  внедрения здоровьесберегающих технологий.

-       Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

-       Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

-       Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

-       Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

-       Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

-       Работа валеологической направленности с родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ включает

-       различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

-       комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия; хождение босиком, «топтание» в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

-       физкультурные занятия всех типов;

-       оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

-       организация рационального питания;

-       медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

-       соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

-       комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

 

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

-       Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности.

-       Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

-       Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками.

-       Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и  родителей.

-       Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.

-       Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

-       Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

  Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.

  Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

  Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

  Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

  Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

  Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

 

Десять золотых правил здоровьесбережения

Соблюдайте режим дня!

Обращайте больше внимания на питание!

Больше двигайтесь!

Спите в прохладной комнате!

Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

Гоните прочь уныние и хандру!

Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

 

Желайте себе и окружающим только добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Консультация для воспитателей: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

  В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формир...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решениеприоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здор...

Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду в соответствии с ФГОС ДО

Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду в соответствии с ФГОС ДО...

Консультация для родителей « Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду.Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит ог...

«Современные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в соответствии с ФГОС в ДОУ»

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании –  обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры здоровья.Приме...